Главная страница --> Создание бизнеса

Деньги для старта – мираж меняет очертания



Признаем, комфортные условия для старта бизнеса «с нуля» в России практически отсутствуют. Государство, при всех громких заявлениях о поддержке предпринимательства, до сих пор стоит в стороне. Но не все так плохо.
Стартовая площадка
Одно из главных препятствий на пути начинающего предпринимателя — отсутствие свободных средств, стартового капитала. Да, банки обещают малому бизнесу выгодные кредиты под низкие проценты. Но, во–первых, это реклама, а во–вторых, речь идет об уже действующих предприятиях и вообще о заемщиках, способных предъявить соответствующее залоговое обеспечение. Так что, частному лицу, рискующему начать собственное дело, приходится решать проблему финансирования самостоятельно.
По статистике, в России насчитывается около 900 тысяч малых предприятий. Это значительно меньше, чем в развитых странах. Самое печальное, что численность малого бизнеса в течение последних нескольких лет у нас практически не растет. По–прежнему мала доля занятых в этом секторе экономики, да и вклад в ВВП, откровенно говоря, не велик.
Бедные и нерешительные
Признаем, комфортные условия для старта бизнеса «с нуля» в России практически отсутствуют. Но государство, при всех громких заявлениях о поддержке предпринимательства, до сих пор стоит в стороне.
— О необходимости решения проблемы стартового капитала разного ранга чиновниками сказано уже многое. Правда, дальше разговоров дело так и не идет: возможности получить начальные деньги у малого бизнеса как не было, так и нет, а государство не делает в этом направлении того, что могло бы, — говорит Александр Попов, председатель Российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса.
Трудностей у начинающих — множество. И все они известны как самим предпринимателям, так и чиновникам, отвечающим за развитие малого бизнеса. Административные барьеры, сложности с регистрацией предприятий, невозможность получить стартовый капитал, отсутствие недорогих коммерческих площадей под офис или торговую точку и многое–многое другое. Однако все попытки ранжировать эти ограничения приводят к одному и тому же ответу: отсутствие начального капитала признается одной из ключевых проблем.
Декларируемые способы доступа к заемному стартовому капиталу (а точнее — сопровождающие их условия) ничего, кроме грустной усмешки, у начинающих бизнесменов не вызывают. Впрочем, отсутствие денег для запуска бизнеса — важная, но не всегда основная причина медленного прироста количества малых предприятий в стране.
Стартовый капитал для малого бизнеса в России — это, действительно, проблема, причем весьма и весьма неоднозначная. У нее две грани, — рассказывает Василий Пугачев, председатель комиссии комитета по вопросам устойчивого развития реального сектора экономики и инвестиционной деятельности Московской Торгово–промышленной палаты. — С одной стороны, для многих это, в самом деле, серьезное препятствие: человек зачастую боится начинать дело, не имея на руках всей необходимой суммы, которая была им просчитана для создания собственного бизнеса. С другой, эта проблема несколько преувеличена и может являть собой психологический барьер: человеку трудно начать конкретные действия, двигаться с места из–за неуверенности и страха потерять всё.
Страх этот вполне объясним. Ведь многие, даже удачно стартовавшие предприятия малого бизнеса, разоряются. Кроме того, эксперты ссылаются на особенности российского менталитета. «Большинство наших сограждан все–таки склонно к исполнительской работе, — утверждает президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе. — Тогда как управление бизнесом требует организаторских способностей, умения брать на себя ответственность, готовности тратить свое личное время, работать круглые сутки. Многие просто не в силах принять такие жесткие условия в отсутствие гарантий быстрого обогащения. Ведь благодаря фильмам и сериалам «бизнесмен» у нас ассоциируется с дорогим «Мерседесом» и прочими благами. А в жизни все куда более прозаично. И если смотреть на вещи объективно, занятие малым бизнесом не приносит предпринимателю сверхдоходов, зато требует полной самоотдачи. И вот к этому готовы немногие».
Мало того, сегодня наемные работники все большего числа крупных компаний зарабатывают куда значительнее, чем владельцы микробизнесов. Все это стимулирует конкуренцию за хорошо оплачиваемые управленческие позиции в крупных компаниях, но вовсе не способствует росту популярности частной предпринимательской инициативы. Логика обычно проста. «Теоретически я хочу открыть свое предприятие. Но, во–первых, боюсь последствий и ничего об этом не знаю. Во–вторых, сомневаюсь, что смогу этим заниматься. В–третьих, я и так неплохо получаю. К тому же у меня и денег–то нет таких».
— Среди основных препятствий на пути стартующего бизнеса можно назвать сомнение в собственных силах и отсутствие веры в то, что все получится, — говорит Василий Пугачев. — Другая причина — дефицит времени, а также нежелание и неумение все тщательно просчитывать и продумывать, учитывать все варианты отклонения в развитии от намеченного пути.
Для начала!
Все начинается с грамотного бизнес–плана. Вернее, с его отсутствия. Увы, уже на этом этапе многие потенциально успешные коммерческие инициативы в России сворачиваются, не начавшись. Но главное, когда нет бизнес–плана, практически невозможно привлечь заемные средства на стороне.
— Особое внимание начинающему предпринимателю следует обратить именно на подготовку бизнес–плана. Он должен быть максимально прозрачным и тщательно проработанным, включающим маркетинговые исследования, показатели рентабельности, баланса и денежных потоков. Экспертами проверяются производственный и финансовый план, а также график выполнения работ, — поясняет заместитель председателя комиссии инвестиционных программ при правительстве Москвы Алексей Михеев. — Если у представителя малого бизнеса есть четкий бизнес–план и залог (имущество, автомобиль, оборудование и товары в обороте), то с этим пакетом можно идти в банк и пробовать получить кредит.
— Обычно при получении стартового капитала предпринимателями основной проблемой является отсутствие сформулированного и проработанного бизнес–плана той идеи, которую предполагается воплощать, — согласен Андрей Сафронов, председатель комитета корпоративного развития Московской Ассоциации Предпринимателей (МАП). — Заказать бизнес–план у серьезной организации — дело недешевое, эта услуга сегодня практически «неподъемна» для представителей малого бизнеса. А для того чтобы написать такой план самостоятельно, начинающим не хватает практического опыта и образования в сфере бухгалтерии и налогов, права и планирования, финансового учета.
Другой сдерживающий фактор — залоги, необходимые для получения банковского или небанковского финансирования проекта. Предприниматели хотят денег под идею. Банки же дают их под залог, в качестве которого большинству стартующих предпринимателей приходится использовать личное имущество. А это уже не просто риск, а риск овеществленный. Конкретный.
— Квартира — это зачастую последнее, чем может рискнуть, пожертвовать человек. Однако на такой шаг могут пойти лишь самые отважные, — рассуждает член президиума «ОПОРЫ РОССИИ», вице–президент Группы компаний «ВМП Корп.» Алексей Кожевников. — Насколько же детально должна быть продумана идея, чтобы человек решился заложить свою единственную квартиру. Идя на такой шаг, предприниматель должен быть не на сто или двести процентов уверен в удачной реализации проекта, а на всю тысячу! Но кто в наших условиях, при том прессе на малый бизнес со стороны всевозможных проверяющих органов, может с такой вероятностью гарантировать успех!?
Идеалисты!
Не будем раньше времени сгущать краски. Новые бизнесы в России все–таки появляются, новые компании выходят на рынок, и некоторым из них даже удается достичь заметных успехов. Начинается все с хорошей идеи, наличие которой — половина успешного старта, а то и больше. Но подкрепляется — реальными финансовыми ресурсами. По статистике, сегодня в России в прибыльный бизнес превращается лишь одна коммерческая идея из десяти. «Для того чтобы количество малых предпринимателей увеличивалось, надо создать такие условия, чтобы эти десять идей появлялись, ибо если их не будет, то и выбирать будет не из чего», — говорит Алексей Кожевников, фактически призывая экспериментировать. К эксперименту готовы многие. Но, как говорится, желательно делать это не на свои. 
— По опыту своих друзей, коллег и знакомых могу утверждать: если идея хороша, то и деньги на ее воплощение найдутся — как собственные, так и заемные. Не банки, так друзья помогут, — говорит Андрей Сафронов. А Василий Пугачев, читая лекции, пытается разъяснить студентам, что любое дело можно начать, и не имея на руках больших денег: «Глобальное всегда можно разделить на локальное. Цели — на подцели. А задачи — на подзадачи. На мой взгляд, для того чтобы начать бизнес, необходимо создать идею, причем именно создать. А все новое возникает на основе уже проделанной работы и существующего опыта».
Прежде чем устремляться на поиски стартового капитала, следует понять, под какой проект он, собственно, привлекается. И в этом, возможно, кроется главная методологическая ошибка российских предпринимателей. Вернее, тех, кто предпринимателем так и не стал. Абстрактные размышления об отсутствии не менее абстрактных «подъемных средств» — путь, по которому к настоящему бизнесу не выйти.
Другой разговор, если человеку с хорошей коммерческой идеей не хватает всего–навсего денег. Во многих случаях стартовый капитал формируется постепенно. А иногда это даже желательно.
Реализация бизнеса в несколько этапов — не только возможный, но, вероятно, даже оптимальный вариант. Да, срок реализации проекта растягивается. Но это позволит вкладывать деньги постепенно. Кроме того, движение к поставленной цели будет более основательным, а сам бизнес — куда более фундаментальным, — считает Василий Пугачев.
— Зачем копить миллион, если на закупку оборудования вам необходимо сто тысяч. Ведь, скорее всего, оно не подорожает за то время, пока вы изыскиваете следующие тридцать тысяч на сырье и сто — на полугодовую аренду производственного помещения! — конструирует ситуацию руководитель московской городской налоговой консультации «Провентус» Владимир Северухин.
* * *
Проблема не в том, что денег нет. Денег в стране много, однако они не работают. По сути, в России сложился крайне неэффективный «кулацкий» тип экономики, когда деньги становятся не инструментом создания стоимости, а некоторой финальной точкой, «результатом», причем на всех уровнях.
Источник: MD


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Идея бизнеса: учебно-досуговоый центр "Будь красивой!" ..
Как заработать на чужом имидже ..
Есть идея: бизнес на придорожной инфраструктуре ..
Инновации в России: риск огромный, но он того стоит ..
Интернет-бизнес – не поддайтесь иллюзии! ..
Как выбрать бизнес-идею? ..
Интернет-торговля: во сколько обходится бизнес? ..
Интернет-магазин: сверхприбыль или головная боль? ..
Инвестиции в минус - бизнес в плюс ..
История одного предпринимателя ..
Из рук в руки: открываем Second hand ..
Как открыть издательство, издательский бизнес, инвестиции в издательство, возможные риски ..
Собственная билетная касса: on- или off-line? ..


Похожие документы из сходных разделов


Деньги под водой – открываем дайвинг-клуб


Открытие дайвинг-клуба может стать не только престижным, но и очень выгодным занятием.
Если раньше подобные места манили предпринимателей возможностью путешествий в кругу друзей, то в последнее время подкупает тот факт, что рентабельность бизнеса, как отмечают эксперты, составляет примерно 20%. Сейчас в Петербурге существует около 16 школ дайвинга, из них около пяти занимаются клубной деятельностью, среди них "Батискаф", "Белый тюлень", "Гольфстрим". Наиболее успешными являются такие центры, которые за счет своей клубной деятельности у

[ознакомиться полностью]

Деревянное строительство


Чем скученнее, теснее и суетливее становится жизнь в мегаполисах, тем больше заказчиков появляется у компаний, специализирующихся на деревянном домостроении. На этом рынке, переживающем сегодня в России небывалый бум, пока достаточно места для новичков.

Деревянное строительство в цифрах

  •   В мире около 80% жилого фонда составляют деревянные постройки.
  •   В России сосредоточено 82 млрд кубометров, или свыше 1/3 мировых запасов леса, из них 78% — хвойные породы, из которых возводят лучшие жилые дома.
  •   Помимо высоких

    [ознакомиться полностью]

Как открыть деревообрабатывающее предприятие


Деревообработка приносит доход круглый год.

Шаг 1. Бизнес-план и регистрация

Перед открытием деревообрабатывающего цеха по производству погонажных изделий (полового шпунта, евровагонки, наличников и др.) необходимо провести маркетинговое исследование рынка деревообрабатывающей продукции и составить бизнес-план.
Это можно сделать самому или поручить соответствующим специалистам. За помощью можно обратиться также к преподавательскому составу Лесотехнической академии.
В ходе маркетинга изучаются насыщенность рынка данными товарами и круг факторов, оказывающих наиболее значимое вл

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100