Главная страница --> Справочник

ПШЕНИЦА




WHEAT
Производство П. в Соединенных Штатах в 90-е гг. характеризуется избытком продукции и медленным ростом экспорта. Тем не менее это производство остается значительным. Урожаи повышаются, и П. может выращиваться с незначительными затратами и в Великих Долинах, и на юго-востоке США, где П. культивируется вместе с соей. Ни одна из многочисленных мер проводимой в прошлые годы фермерской политики не смогла предотвратить периодические избытки П. или уменьшить их без значительных затрат. Предметом обсуждения при разработке законодательства, направленного на поддержание фермерских хоз-в, были уровень и гибкость устанавливаемых предельных цен и гарантируемого дохода, пути увеличения экспорта и цели создания и размеры резервов П
П. занимает третье место по объему производства среди основных видов продукции растениеводства. Опережают ее лишь кукуруза и соя. В США выращивается 5 основных типов П.: твердая красная озимая, мягкая красная озимая, твердая красная яровая, белозерная и твердая. Эти классы выращиваются в различных районах, имеют различное назначение и отдельные рынки. США экспортирует все 5 классов П. Наиболее важная хлебная П. экспортируется главным образом в СССР (бывший), Бразилию, Китай и Японию. Китай является главным потребителем мягкой красной озимой П., используемой для оладий, кондитерских изделий и крекеров. Белозерная П. имеет наибольшее значение в странах Азии, где она используется для производства лапши. Крупнейшими импортерами твердой П. являются Тунис и Алжир.
П. различается в зависимости от сезона созревания. Озимая П., высеваемая осенью, обычно составляет от 70 до 80% общего урожая. На яровую П., высеваемую весной, приходится оставшаяся часть.
Увеличение производства П. в середине 70-х гг. было связано главным образом с ростом урожайности. В последние годы рост производства П. связан как со значительным увеличением посевных площадей, так и с ростом урожайности. Среди факторов, влияющих на урожай, можно выделить погодные условия, агрономические мероприятия, сортность, общий уровень посевных площадей и региональное распределение посевных площадей.
Внутренние потребители П. включают потребителей продуктов питания, кормов, семян и промышленных потребителей. С течением времени приоритеты потребителей могут меняться. Спрос на П. для продуктов питания слабо зависит от изменений цен на П. и экон. условий.
Главным конкурентом в экспорте твердой озимой П. является Аргентина. Канада продает главным образом твердую яровую П., а страны Европейского сообщества продают мягкую П. Австралия экспортирует белозерную П. В последние два десятилетия доля Соединенных Штатов, Канады и Австралии в мировом экспорте пшеницы составляет примерно три четверти.
Основной целью международных соглашений о продовольственных товарах является стабилизация мировых цен пу мировых цен путем договоренности стран-экспортеров и импортеров о торговле в пределах взаимно согласованного интервала цен. Наиболее успешное международное соглашение по П. действовало в 1962-1967 гг., когда Соединенные Штаты и Канада начали экспортировать обременительные для них запасы.
Первые шаги в рамках федеральной политики по П. были приняты во время первой мировой войны, когда правительство США ввело экспортные квоты и фиксированные цены на П. для предотвращения галопирующей инфляции. В 20-е гг. нынешнего столетия в результате перепроизводства были выдвинуты требования о повышении доходов производящих П. фермеров с помощью двухценовой системы. Конгрессом были приняты поправки к законодательству для повышения внутренних цен на П. до достижения паритета - соотношения между затратами и ценами, - существовавшего в период с 1910 по 1914 гг. Была разработана федеральная фермерская программа стабилизации цен и управления излишками, введенная Законом о реализации с.-х. продукции в 1929 г. Была создана финансируемая на федеральном уровне корпорация для выдачи ссуд торговым кооперативам, закупающим излишки П. у фермеров.
В 1933 г. был принят Закон о регулировании с. х., направленный на повышение доходов фермеров и контроль за производством. Для производителей зерна были установлены лимиты посевных площадей, основанные на средних посевных площадях предыдущих лет. Фермерам предоставлялась возможность сокращения площадей на определенный процент от предельной величины в обмен на получение наличных платежей за ту часть предельных посевных площадей, к-рая предназначалась для внутреннего потребления. Эти программы вместе с пыльными бурями в районах `чаши пыли` превратили к 1936 г. избыток производимой П. в ее недостаток. В январе 1936 г. Верховный суд отменил налог на товары, подвергающиеся обработке, введенный для финансирования контроля над производством. Закон о регулировании в с. х. 1938 г. ввел положения, сохранившиеся в более позднем законодательстве: гос. ссуды фермерам под залог будущего урожая, выплаты за хранение зерна, выплаты для достижения паритета, предельные посевные площади, рыночные квоты, экспортные субсидии и стимулы к консервации производства. Для получения выплат для достижения паритета фермеры должны дать согласие на предельные посевные площади. Когда поставки превышали 135% общего потребления, предлагались обязательные рыночные квоты, к-рые принимались после одобрения их двумя третями фермеров. После введения рыночных квот от всех производителей требовалось выполнение положений принятых программ. Первые обязательные квоты были введены для урожая 1941 г.
В законах о с. х. 1948 и 1949 гг. формулы паритета были пересмотрены с целью отражения уровней спроса. Законодательство 1949 г. искусственно сохранило гос. поддержку в 1950 г. на уровне 90% паритета. Законом о с. х. 1956 г. был создан земельный резерв для изъятия фермерских земель из производства с целью уменьшения растущих излишков продукции. К началу 60-х гг. излишки П. увеличились до огромных размеров. В 1962 и 1963 гг. были предприняты акции по добровольному оплачиваемому сокращению производства.
Середина 70-х гг. характеризуется успешным и обширным экспортом и регулируемым движением цен к уровню, зафиксированному в рыночно-ориентированных фермерских программах. В рамках закона 1973 г. проведен существенный пересмотр программ доходов и инициированы программы выплат при стихийных бедствиях. Принятые в 1978 и 1979 гг. программы отторжения способствовали уменьшению посевных площадей П. и повышению цен. При этом продолжалось осуществление программы платежей для регулирования целевых цен/дефицита, программы фермерских резервов и программ изъятия посевных площадей.
Программы 80-х гг. имели неоднозначные последствия. Сокращение производства, изъятие площадей и всевозможные платежи способствовали поддержанию доходов, но при этом возросли правительственные затраты. В последние годы прямые платежи фермерам в рамках программы по П. составляли значительную долю их доходов.
См. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ЗЕРНЕ; ОТЧЕТЫ ОБ УРОЖАЯХ; ТОВАРНЫЕ БИРЖИ; ФЬЮЧЕРСЫ; ХЕДЖИРОВАНИЕ; ЦЕНОВАЯ ПОДДЕРЖКА; ЧИКАГСКАЯ ТОВАРНАЯ БИРЖА.
БИБЛИОГРАФИЯ:
CHICAGO BOARD OF TRADE. Chicago Board of Trade Statistical Annual.


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:


Похожие документы из сходных разделов




При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100