|
Главная страница --> Справочник
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
МЕЖДУНАРОДНЫЙ (INTERNATIONAL BALANCE OF PAYMENTS). Категория более широкая, чем ТОРГОВЫЙ БАЛАНС, учитывающая все поступления, полученные от др. стран и произведенные данной страной, ин. гос-вам. Обычно главную часть П.б. формируют торговые сделки по экспорту и импорту, однако движение капиталов может оказывать серьезное влияние на состояние П.б., что характерно для США в период после второй мировой войны Поскольку П.б. строится на принципах бухучета, то сумма поступлений (дебет) всегда равняется сумме платежей (кр€едит). Проблема дефицита или, наоборот, активного сальдо П.б. возникает в тех случаях, когда из активной или пассивной частей баланса вычитаются те или иные поступления или платежи. В отчетах Совета экон. консультантов при президенте США за 1970 и 1971 гг. излагались следующие критерии оценки улучшения или ухудшения состояния П.б. той или иной страны. 1. Баланс международной ликвидности, отражающий изменения соотношения активов международных платежных средств, принадлежащих данной стране, и ее краткосрочных обязательств по отношению ко всем ин. лицам, как офиц. (правительства), так и частным. Это один из наиболее распространенных способов анализа состояния П.б. США. Первоначально он рассматривался как метод оценки изменений в способности страны поддерживать конвертируемость доллара в золото по фиксированной цене. Совет указал, что образование некоторого дефицита ликвидности активов следует считать нормальным явлением, если страна - держатель резервов выступает в роли мирового фин. центра. Со стороны иностранцев проявляется склонность накапливать краткосрочные требования к такой стране, и сама эта страна, в свою очередь, может стать нетто-инвестором за рубежом на долгосрочной основе. В то же время хронический дефицит П.б. означает, что снижено соотношение между резервами и внешними обязательствами. По мнению совета, соотношение между краткосрочными обязательствами США и их обеспечением резервами не является главной причиной популярности доллара в качестве международного резервного средства. Эта ситуация отчасти порождена успехами мировой экономики, расширением международной торговли и инвестиционной деятельности, что привело к увеличению международной валютной ликвидности, так или иначе зависящей от накопления долларовых авуаров. Необходимо подчеркнуть, однако, что продолжающийся в течение последних лет значительный дефицит П.б. США и истощение валютных резервов явились одним из факторов, к-рые побудили 15 августа 1971 г. принять решение об отмене конвертируемости доллара в золото и введении дополнительного 10-процентного налога на импорт. В последние годы, однако, концепции ликвидности придается меньшее значение, поскольку обязательства США, вытекающие из статей устава МВФ и касающиеся конвертируемости международных ликвидных активов в золото, были ограничо, были ограничены долларовым авуарами ин. офиц. институтов. С введением в марте 1968 г. двухъярусного рынка золота и цены была, по-видимому, устранена возможность утечки золота из офиц. запасов США через ин. офиц. учреждения в частные руки. 2. П.б. офиц. расчетов, представляющий разницу между изменениями валютных резервов США и обязательств офиц. валютных органов США перед ин. офиц. валютными учреждениями. Совет указывает, что эта концепция завоевывает все больше сторонников, поскольку баланс международных расчетов с некоторыми необходимыми уточнениями позволяет измерять объем требований к США, предъявляемых или аннулированных ин. офиц. органами в процессе регулирования курса своих валют в предписанных пределах их колебаний. Однако при анализе баланса офиц. расчетов встречаются существенные сложности. Во-первых, он отличается крайней нестабильностью, претерпевая значительные колебания от года к году. Во-вторых, поток долларов с частных зарубежных счетов на офиц. зарубежные счета увеличивает дефицит этого баланса, тогда как движение в обратном направлении сокращает дефицит. Комментарий Совета в этой связи заключается в том, что такого рода движение в одних случаях может свидетельствовать о степени доверия к доллару за рубежом, а в др. случаях оно вызвано исключительно изменениями фин. ситуации и процентных ставок в данной стране, влияющих на привлекательность доллара резервов для частных ин. держателей, не говоря о спекулятивных соображениях. В то же время в др. случаях изменения в соотношении долларовых резервов центральных и коммерческих банков могут быть следствием преднамеренных шагов, направленных на сокращение или увеличение публикуемых резервов. 3. П.б. текущих операций (товары, услуги и односторонние переводы, как правительственные, так и частные), отражающий, в какой мере стране в данный момент удается зарабатывать валюту, в к-рой она нуждается для покрытия своих платежей по ин. кредитам и инвестициям. С поправкой на поступления, реинвестированные за границей, ошибки и пропуски, изменения реальной ценности внутренних и зарубежных активов баланс текущих операций также отражает изменения в положении страны как международного нетто-инвестора или в ее `чистой стоимости`, и потому он может рассматриваться как наиболее существенный показатель положительных или отрицательных изменений в наших международных фин. позициях. 4. Базисный П.б. включает текущие операции и движение долгосрочного капитала (базисные, устойчивые или не подверженные частым изменениям сделки с капиталом), при этом изменения частных краткосрочных активов и пассивов отнесены к балансирующим статьям. Смысл этой концепции заключается в том, чтобы сгруппировать те статьи П.б., к-рые отражают влияние глобальных, устойчивых, основополагающих факторов, отнеся к балансирующим более краткосрочные и нестабильные сделки. Резюме. Поскольку ни одна из существующих концепций П.б. не может дать всеобъемлющую картину состояния П.б. США, Межведомственный комитет по статистике платежного баланса в 1970 г. рекомендовал, чтобы Министерство торговли США в своих регулярных ежеквартальных отчетах разделяло балансы на три группы: товары, услуги и односторонние переводы; баланс нетто-ликвидности, текущие операции П.б. и движение долгосрочного капитала, а также баланс офиц. расчетов. С июня 1971 г. Министерство торговли США начало публиковать данные о П.б. по этой схеме. См. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗОЛОТА; ПРОДАЖА АМЕРИКАНСКИХ ЦЕННЫХ БУМАГ ИНОСТРАННЫМ ДЕРЖАТЕЛЯМ; СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ. БИБЛИОГРАФИЯ: Federal Reserve Bulletin. HAFER, R. W. `Does Dollar Depreciation Cause Inflation`. Federal Reserve Bank St. Louis Review, July-August, 1989. Survey of Current Business.
[Высказать свое мнение]
|
Похожие документы из сходных разделов
ПЛАТЕЖНЫЙ МЕХАНИЗМ
PAYMENTS MECHANISM Системы, предназначенные для осуществления платежей и перевода денег в масштабе всей страны. Основную роль в общенациональной системе платежей играет ФРС посредством распространения денег и разменной монеты, обработки чеков, телеграфных переводов средств и организации работы автоматических расчетных палат, к-рые с помощью электронных средств перемещают средства между депозитными учреждениями. Услуги ФРС доступны не только банкам - членам ФРС, но и депозитным учреждениям, не являющимся членами ФРС, на основе единых расценок Автоматизированные расчетные палаты (АРП)
[ознакомиться полностью] |
ПЛАТЕЛЬЩИК
PAYER Сторона (физическое лицо или юр. - фирма, корпорация), на к-рую возложено осуществление платежа по чеку, простому или переводному векселю или облигации. П. по чеку является чекодатель, по переводному векселю - трассат (акцептант после того, как он акцептовал вексель), по простому векселю - векселедатель (лицо, его выписавшее), и по облигации - должник (эмитент). Лица, выписавшие простые векселя, и акцептанты переводных векселей берут на себя непосредственную обязанность платежа, и это их обязательство безусловно См. ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ (разделы 3-413, 8-201, 8-202
[ознакомиться полностью] |
ПЛАТИТЬ ПРЕДЪЯВИТЕЛЮ
PAY TO BEARER Обращающиеся документы (напр., чек, переводной или простой вексель) на предъявителя, по к-рым он может получить платеж наличными или может передать этот документ простым вручением без индоссамента. Такие обращающиеся документы известны как документы на предъявителя и включают в себя все виды денег (ден. документов. - Прим. науч. ред.); выписанные на предъявителя чеки и векселя; купоны и облигации на предъявителя; а также купоны, отделенные от облигаций См. ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ (раздел 3-111 Единообразного торгово-коммерческого кодекса).
[ознакомиться полностью] |
|
|
|