Главная страница --> Справочник

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС




МЕЖДУНАРОДНЫЙ
(INTERNATIONAL BALANCE OF PAYMENTS). Категория более широкая, чем ТОРГОВЫЙ БАЛАНС, учитывающая все поступления, полученные от др. стран и произведенные данной страной, ин. гос-вам. Обычно главную часть П.б. формируют торговые сделки по экспорту и импорту, однако движение капиталов может оказывать серьезное влияние на состояние П.б., что характерно для США в период после второй мировой войны
Поскольку П.б. строится на принципах бухучета, то сумма поступлений (дебет) всегда равняется сумме платежей (кр€едит). Проблема дефицита или, наоборот, активного сальдо П.б. возникает в тех случаях, когда из активной или пассивной частей баланса вычитаются те или иные поступления или платежи.
В отчетах Совета экон. консультантов при президенте США за 1970 и 1971 гг. излагались следующие критерии оценки улучшения или ухудшения состояния П.б. той или иной страны.
1. Баланс международной ликвидности, отражающий изменения соотношения активов международных платежных средств, принадлежащих данной стране, и ее краткосрочных обязательств по отношению ко всем ин. лицам, как офиц. (правительства), так и частным. Это один из наиболее распространенных способов анализа состояния П.б. США. Первоначально он рассматривался как метод оценки изменений в способности страны поддерживать конвертируемость доллара в золото по фиксированной цене. Совет указал, что образование некоторого дефицита ликвидности активов следует считать нормальным явлением, если страна - держатель резервов выступает в роли мирового фин. центра. Со стороны иностранцев проявляется склонность накапливать краткосрочные требования к такой стране, и сама эта страна, в свою очередь, может стать нетто-инвестором за рубежом на долгосрочной основе. В то же время хронический дефицит П.б. означает, что снижено соотношение между резервами и внешними обязательствами. По мнению совета, соотношение между краткосрочными обязательствами США и их обеспечением резервами не является главной причиной популярности доллара в качестве международного резервного средства. Эта ситуация отчасти порождена успехами мировой экономики, расширением международной торговли и инвестиционной деятельности, что привело к увеличению международной валютной ликвидности, так или иначе зависящей от накопления долларовых авуаров. Необходимо подчеркнуть, однако, что продолжающийся в течение последних лет значительный дефицит П.б. США и истощение валютных резервов явились одним из факторов, к-рые побудили 15 августа 1971 г. принять решение об отмене конвертируемости доллара в золото и введении дополнительного 10-процентного налога на импорт.
В последние годы, однако, концепции ликвидности придается меньшее значение, поскольку обязательства США, вытекающие из статей устава МВФ и касающиеся конвертируемости международных ликвидных активов в золото, были ограничо, были ограничены долларовым авуарами ин. офиц. институтов. С введением в марте 1968 г. двухъярусного рынка золота и цены была, по-видимому, устранена возможность утечки золота из офиц. запасов США через ин. офиц. учреждения в частные руки.
2. П.б. офиц. расчетов, представляющий разницу между изменениями валютных резервов США и обязательств офиц. валютных органов США перед ин. офиц. валютными учреждениями.
Совет указывает, что эта концепция завоевывает все больше сторонников, поскольку баланс международных расчетов с некоторыми необходимыми уточнениями позволяет измерять объем требований к США, предъявляемых или аннулированных ин. офиц. органами в процессе регулирования курса своих валют в предписанных пределах их колебаний. Однако при анализе баланса офиц. расчетов встречаются существенные сложности. Во-первых, он отличается крайней нестабильностью, претерпевая значительные колебания от года к году. Во-вторых, поток долларов с частных зарубежных счетов на офиц. зарубежные счета увеличивает дефицит этого баланса, тогда как движение в обратном направлении сокращает дефицит. Комментарий Совета в этой связи заключается в том, что такого рода движение в одних случаях может свидетельствовать о степени доверия к доллару за рубежом, а в др. случаях оно вызвано исключительно изменениями фин. ситуации и процентных ставок в данной стране, влияющих на привлекательность доллара резервов для частных ин. держателей, не говоря о спекулятивных соображениях. В то же время в др. случаях изменения в соотношении долларовых резервов центральных и коммерческих банков могут быть следствием преднамеренных шагов, направленных на сокращение или увеличение публикуемых резервов.
3. П.б. текущих операций (товары, услуги и односторонние переводы, как правительственные, так и частные), отражающий, в какой мере стране в данный момент удается зарабатывать валюту, в к-рой она нуждается для покрытия своих платежей по ин. кредитам и инвестициям. С поправкой на поступления, реинвестированные за границей, ошибки и пропуски, изменения реальной ценности внутренних и зарубежных активов баланс текущих операций также отражает изменения в положении страны как международного нетто-инвестора или в ее `чистой стоимости`, и потому он может рассматриваться как наиболее существенный показатель положительных или отрицательных изменений в наших международных фин. позициях.
4. Базисный П.б. включает текущие операции и движение долгосрочного капитала (базисные, устойчивые или не подверженные частым изменениям сделки с капиталом), при этом изменения частных краткосрочных активов и пассивов отнесены к балансирующим статьям. Смысл этой концепции заключается в том, чтобы сгруппировать те статьи П.б., к-рые отражают влияние глобальных, устойчивых, основополагающих факторов, отнеся к балансирующим более краткосрочные и нестабильные сделки.
Резюме. Поскольку ни одна из существующих концепций П.б. не может дать всеобъемлющую картину состояния П.б. США, Межведомственный комитет по статистике платежного баланса в 1970 г. рекомендовал, чтобы Министерство торговли США в своих регулярных ежеквартальных отчетах разделяло балансы на три группы: товары, услуги и односторонние переводы; баланс нетто-ликвидности, текущие операции П.б. и движение долгосрочного капитала, а также баланс офиц. расчетов. С июня 1971 г. Министерство торговли США начало публиковать данные о П.б. по этой схеме.
См. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗОЛОТА; ПРОДАЖА АМЕРИКАНСКИХ ЦЕННЫХ БУМАГ ИНОСТРАННЫМ ДЕРЖАТЕЛЯМ; СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Federal Reserve Bulletin.
HAFER, R. W. `Does Dollar Depreciation Cause Inflation`. Federal Reserve Bank St. Louis Review, July-August, 1989.
Survey of Current Business.


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
ПАРТНЕРСТВО ..
ПОЛДАЙМА ..
ПОЛЕЗНОСТЬ В МОМЕНТ ВРЕМЕНИ ..
ПОЛИТИКА ИНВЕСТИЦИОННАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ..
ПАСКВИЛЬ ..
ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ..
ПОЛНОЕ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ..
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИМУЩЕСТВЕ, ПРИОБРЕТЕННОМ ЗАЛОГОДАТЕЛЕМ ПОСЛЕ ЗАЛОГА ИМУЩЕСТВА ..
ПОЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИЕ СТАНДАРТНЫЕ ..
ПОЛПЕННИ ..
ПОЛУЧАТЕЛЬ ЛОТА ..
ПОМОЩЬ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ ..
ПОНИЖЕНИЕ МЕДЛЕННОЕ ..


Похожие документы из сходных разделов


ПЛАТЕЖНЫЙ МЕХАНИЗМ



PAYMENTS MECHANISM
Системы, предназначенные для осуществления платежей и перевода денег в масштабе всей страны. Основную роль в общенациональной системе платежей играет ФРС посредством распространения денег и разменной монеты, обработки чеков, телеграфных переводов средств и организации работы автоматических расчетных палат, к-рые с помощью электронных средств перемещают средства между депозитными учреждениями. Услуги ФРС доступны не только банкам - членам ФРС, но и депозитным учреждениям, не являющимся членами ФРС, на основе единых расценок
Автоматизированные расчетные палаты (АРП)

[ознакомиться полностью]

ПЛАТЕЛЬЩИК



PAYER
Сторона (физическое лицо или юр. - фирма, корпорация), на к-рую возложено осуществление платежа по чеку, простому или переводному векселю или облигации. П. по чеку является чекодатель, по переводному векселю - трассат (акцептант после того, как он акцептовал вексель), по простому векселю - векселедатель (лицо, его выписавшее), и по облигации - должник (эмитент). Лица, выписавшие простые векселя, и акцептанты переводных векселей берут на себя непосредственную обязанность платежа, и это их обязательство безусловно
См. ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ (разделы 3-413, 8-201, 8-202

[ознакомиться полностью]

ПЛАТИТЬ ПРЕДЪЯВИТЕЛЮ



PAY TO BEARER
Обращающиеся документы (напр., чек, переводной или простой вексель) на предъявителя, по к-рым он может получить платеж наличными или может передать этот документ простым вручением без индоссамента. Такие обращающиеся документы известны как документы на предъявителя и включают в себя все виды денег (ден. документов. - Прим. науч. ред.); выписанные на предъявителя чеки и векселя; купоны и облигации на предъявителя; а также купоны, отделенные от облигаций
См. ЗАКОН ОБ ОБРАЩАЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТАХ (раздел 3-111 Единообразного торгово-коммерческого кодекса).


[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100