|
Главная страница --> Справочник
ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
MONETARY POLICY В широком значении этот термин означает любое направление политики, связанное с объемом или использованием ден. массы в обращении. Д.п. означает и целенаправленное формирование полномочий органов контроля над ден. обращением страны относительно контроля над кредитными операциями, осуществляемыми через центральный банк. Эти полномочия могут быть более жесткими или либеральными в зависимости от экон. ситуации. Цель этой политики обычно заключается в стабилизации цен путем принятия антициклических мер в сфере ден. обращения, к-рые в будущем должны способствовать экон. росту. Поскольку основную часть ден. массы в современной кредитной системе составляют банковские депозиты, создаваемые путем увеличения кредитов и инвестиций, Д.п. оказывает влияние на ден. обращение путем воздействия на чрезмерные банковские ресурсы, к-рые служат источником увеличения кредитов и инвестиций, что ведет к росту банковских депозитов. Д.п. влияет и на стоимость банковских кредитов путем изменений ставок переучета и ссудного процента в центральном банке, что отражается на процентных ставках по банковским ссудам клиентам и на процентных ставках открытого рынка В Соединенных Штатах Д.п. определяет Совет управляющих ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Хотя Закон о ФРС не содержит преамбулы или декларации о Д.п. в целом, сохранение экон. стабильности в тесной связи с экон. ростом, максимальной занятостью, высоким уровнем производства и покупательной способности, как это определено в ЗАКОНЕ О ЗАНЯТОСТИ 1946 г., является офиц. целью ден., как и БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ. В Законе о занятости 1946 г. говорится, что для достижения этой цели должны координироваться и использоваться все программы, функции и ресурсы правительства. Более того, Закон о полной занятости и сбалансированном росте (см. ЗАКОН ХЭМФРИ-ХОУКИНСА), принятый 27 октября 1978 г., предусматривает, что Совет управляющих ФРС должен представлять Конгрессу не позже 20 февраля и 20 июля каждого года независимый письменный отчет о последних событиях, оказывающих влияние на тенденции экон. развития, а также информировать Конгресс о целях и намерениях Совета Комитета по операциям на открытом рынке в отношении ден. и кредитного агрегатов на текущий календарный год. При этом должно быть указано, как эти цели и намерения соотносятся с краткосрочными задачами, поставленными в последнем Экон. докладе президента, и краткосрочными задачами, сформулированными Конгрессом. В докладе 20 июля должны быть также изложены планы и цели, к-рые ставятся в связи с ростом кредитного и ден. агрегатов на следующий календарный год. Совету управляющих надлежит консультироваться с соответствующими комиссиями Конгресса, к-рые в свою очередь представляют свои соображения и рекомендации в связи с предполагающимися политическими шагами Совета управляющих. (В своем гщих. (В своем годичном отчете за 1978 г. Совет отметил, что закон ни в коей мере не обязывает его выполнять свои планы в отношении ден. и кредитного агрегатов, изложенные в предыдущих докладах, если сам Совет и Комитет по операциям на открытом рынке найдут, что эти планы невозможно или нецелесообразно осуществить ввиду изменившихся условий. При этом закон также не обязывает Совет давать по этому поводу какие бы то ни было объяснения в ходе последующих консультаций.) Взаимодействие инструментов, к-рыми ФРС пользуется для проведения Д.п., отражено в прилагаемой схеме. Скоординированность ден. и налоговой политики при сохранении полной независимости первой, имеющей собственный круг задач, была официально отражена в совместном заявлении Совета управляющих ФРС и Казначейства от 4 марта 1951 г. В заявлении говорилось, что эти два ведомства `достигли полного согласия относительно управления долгом и Д.п., к-рую следует проводить в интересах достижения их общей цели, т. е. полнейшего удовлетворения фин. потребностей правительства и в то же время сведения до минимума монетизации (влияния на ден. обращение. - Прим. науч. ред.) гос. долга`. С началом Корейской войны в июне 1950 г. возросла потребность правительства в финансировании гос. долга, а вместе с этим дополнительное значение приобрела позиция Казначейства по вопросам Д.п. От этой позиции зависели размеры процентов по ссудам, стабильность процентных ставок ден. рынка, надлежащее использование избыточных банковских ресурсов для поглощения возможно большего объема гос. ценных бумаг, устойчивость рынка этих бумаг, доходность к-рых поддерживалась ФРС на определенном уровне, как это делалось и во время второй мировой войны. С др. стороны, Д.п. должна была проводиться с учетом опасности инфляционного давления, возникающего вследствие сохранения абсолютной ликвидности находящегося у банковских холдингов увеличившегося объема гос. ценных бумаг с фиксированной стоимостью. `Монетизация долга` заключается в расширении банковских депозитов в результате финансирования долга Казначейства через коммерческие банки. Если этот процесс не сдерживать, то он, в свою очередь, может перерасти в многократное умножение избыточных резервов, порожденное автоматической ликвидностью гос. ценных бумаг. Инструментами Д.п. являются операции на открытом рынке и изменение ставок переучета, ссудного процента, а также норм резервных требований ФРС к банкам (см. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА), от чего зависят возможность получить банковский кредит и его стоимость. Эти инструменты неизбирательны по своей природе, единственным исключением в этом смысле являются полномочия, данные Совету управляющих ФРС, в соответствии с Законом о торговле ценными бумагами 1934 г., регулировать требования в отношении ГАРАНТИЙНЫХ ДЕПОЗИТОВ при приобретении ценных бумаг под обеспечение. На практике, по-видимому, не существует точных формул Д.п. Она вырабатывается и проводится в жизнь эмпирическими методами в результате постоянного отслеживания состояния деловой активности и кредита и умения при необходимости учитывать конъюнктуру, используя преобладающие в тот или иной момент тенденции. Наиболее эффективной Д.п., проводимая путем регулирования объема ден. массы в обращении, может быть в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом на товары и услуги, экстенсивно финансируемой за счет банковского кредита. Менее результативной она бывает в тех случаях, когда инфляция порождается ростом издержек производства, даже при кратковременной относительной стабильности объема ден. массы. В последней ситуации обычные средства Д.п. оказываются неэффективными для немедленного преодоления инфляции и могут даже оказаться негативными для др. сфер деловой активности, повышая стоимость кредита, сокращая его доступность и инвестиции. Критика Д.п. с этих позиций предполагает, что единственным способом справиться с инфляцией, вызванной ростом издержек производства, является прямой контроль над ценами - метод, к-рый до сих пор применялся только в военное время, да и тогда не был бесспорным с точки зрения своей эффективности. Частичный контроль над ценами не дает результатов, потому что неконтролируемые сектора экономики притягивают ресурсы и предпринимателей из тех сфер, где этот контроль установлен. Если же эти меры принять во всеобъемлющем масштабе, то это не только создает колоссальные административные проблемы, но и оказывается несовместимым с системой свободного предпринимательства даже во время войны. В рамках традиционной Д.п. решение может быть найдено путем установления более селективного кредитного контроля. Широким разнообразием методов избирательного контроля известна, напр., банковская система Германии. Здесь эти методы великолепно проявили в послевоенные годы при существенном повышении экон. активности без серьезной ценовой инфляции. Что же касается Соединенных Штатов, то здесь существует др. точка зрения относительно селективного кредитного контроля, во-первых, ввиду административных трудностей, с к-рыми он связан, и, во-вторых, потому, что наш ден. рынок настолько высоко развит, что может обеспечить эффективный глобальный кредитный контроль. Нет сомнений, однако, что в Германии ден. рынок тоже в достаточной мере развит, а административный аппарат должен справиться с дополнительной нагрузкой, когда возникают серьезные проблемы, требующие эффективных действий. Новый подход к денежной политике. Совет управляющих ФРС 6 октября 1979 г. объявил о принятии ряда дополнительных мер `с целью обеспечения более эффективного контроля за увеличением ден. массы и банковских кредитов, преодоления спекулятивных эксцессов на фин., валютном и товарном рынках и, т. о., смягчения инфляционных процессов`. Главное изменение в Д.п. относилось к методам сдерживания роста ден. агрегатов в пределах, установленных ФРС и предусматривающих их умеренное увеличение в предстоящие месяцы. В принципе речь шла о том, чтобы делать больший упор на повседневное регулирование банковских резервов по сравнению со сдерживанием кратковременных колебаний ставки по федеральным фондам. Эта позиция была безоговорочно одобрена Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке. ФРС выделяет три главных ден. агрегата, подлежащих контролю. М1 (ранее М1-В) состоит из наличных средств на руках у населения, вкладов до востребования и процентных депозитов, на к-рые могут выписываться чеки. К М2 относятся все активы, включаемые в М1, плюс вклады депозитных учреждений (кроме крупных срочных вкладов), а также фонды ден. рынка, наличные сделки о покупке, заключаемые коммерческими банками до начала следующего дня, и некоторые сделки в евродолларах. Агрегат М3 включает М2, а также крупные срочные депозиты, срочные сделки с евродолларами и др. соглашения о продаже и обратной покупке. В целом, как указывает Эксилрод (Axilrod), лучшим определением денег будет то, к-рое включало бы в себя достаточно точные методы измерения ден. массы и одновременно весьма предсказуемым образом было бы связано с желаемым развитием экономики. Но `в большинстве случаев способы измерений ден. массы, применяемых в настоящее время, используются именно потому, что в каждый отдельный момент совершенно неясно, какой именно способ способен обеспечить предсказуемым образом достижение экон. целей`. ФРС также регулярно отчитывается по еще более широкому спектру ликвидных активов, обозначаемому агрегат L. Кроме того, ФРС дважды в год докладывает Конгрессу о ежеквартальных темпах роста агрегатов М2 и М3. В качестве краткосрочных контрольных цифр используются также двух- и четырехмесячные темпы роста по этим двум агрегатам. Резюме. Д.п. может быть вполне ясной по своим целям и по необходимости оставаться эклектичной по своим практическим методам. Альтернативные воззрения на ден. и бюдж.-налоговую политику представляют взгляды Кейнса, монетаристов и сторонников экономики предложения. Кейнс и его последователи верили и верят во всемогущество фискальной политики. Д.п. уступает ей по своей роли и воздействует на расходование средств через изменения в процентных ставках и инвестиций. При проведении этой политики в жизнь необходима осмотрительность. Скорость обращения денег возрастает в период инфляции, но снижается во время спада. По оценке монетаристов, бюдж.-налоговая политика играет второстепенную роль; главной причиной цикличности деловой активности является непоследовательная Д.п. Деньгам должно отводиться важное место при всех условиях. Д.п. одновременно воздействует на расходование средств на всех рынках. Скорость обращения денег остается относительно стабильной, а кризисы ликвидности маловероятными. Сторонники экономики предложения полагают, что высокое налогообложение и увеличение правительственных расходов лишают население стимулов к производительной деятельности. Нестабильная налоговая политика лишает правильных ориентиров инвесторов и рабочих, ведет к снижению производительности и отвлекает ресурсы из производственной сферы. Последовательная Д.п. ведет к более объективной информированности о решениях в сфере экономики. Скорость обращения денег стабильна, когда устойчива Д.п. Кризисы ликвидности не должны приниматься во внимание. См. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА; ДЕНЕЖНАЯ МАССА В ОБРАЩЕНИИ; КРЕДИТНЫЙ КОНТРОЛЬ. БИБЛИОГРАФИЯ: KEYNES, J. M. The General Theory of Employment, Interest, and Money. Harcourt Brace Jovanovich, San Diego, CA, 1936. Keynes in the Modern World. Proceedings of a conference held on the hundredth anniversary of Keynes` birth, 1983. Cambridge University Press. KOHN, D. L. `Monetary Policy in an Era of Change`. Federal Reserve Bulletin, February, 1989. Monetary Policy and Reserve Requirements Handbook. Federal Reserve System. Monthly updates. U.S. LIBRARY OF CONGRESS. Congressional Research Service. Monetary Policy: After Volcher, by G. Thomas Woodward. . Monetary Policy: Basic Principles, Current Conditions, and Its Likely Course, by G. Thomas Woolward, March 27, 1988. . The Federal Reserve Discount Rate: Its Significance in Monetary Policy, by G. Thomas Woodward, Feb. 6, 1987.
[Высказать свое мнение]
|
Похожие документы из сходных разделов
ДОКУМЕНТЫ ОТГРУЗОЧНЫЕ
SHIPPING DOCUMENTS Документы, выписываемые в ряде случаев вместе с переводным векселем, используемым во внутренних или международных расчетах. Переводной вексель, сопровождаемый Д.о., называется документарным векселем. Во внутренних расчетах минимальный комплект Д.о. включает коносамент и счет-фактуру продавца. Переводные векселя, используемые в международных расчетах, должны сопровождаться также морским коносаментом, сертификатом морского страхования и счетом-фактурой продавца Пр. документы, к-рые могут сопровождать переводной вексель, в зависимости от соглашения между покупателем и
[ознакомиться полностью] |
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, АВТОМАТИЧЕСКИ ПРИСПОСАБЛИВАЮЩЕЕСЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ ТОРГОВЛИ
AUTOMATIC CURRENCY См. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОЕ.
[ознакомиться полностью] |
ДОКУМЕНТЫ ПРОТИВ ПЛАТЕЖЕЙ
DOCUMENTS AGAINST PAYMENT Отечественный или ин. переводной вексель, выписанный с отметкой `документы против платежа`, (Д/П), являющейся уведомлением о том, что сопровождающие документы не могут быть выданы трассату до тех пор, пока вексель не будет оплачен. Такие векселя называют документарными векселями к оплате
[ознакомиться полностью] |
|
|
|