Главная страница --> Справочник

БАНК ФРАНЦИИ




BANK OF FRANCE
Основан в 1800 г. и получил офиц. разрешение на деятельность в 1803 г., когда еще не существовало никаких др. французских банков, Б.Ф. более века оставался крупнейшим коммерческим Б.Ф., к-рый не только выполнял функции Центрального банка страны, но и непосредственно обслуживал клиентов через широкую сеть отделений и контор. В настоящее время он не осуществляет операции с частной торгово-промышленной клиентурой, хотя до сих пор сохраняет обширную сеть отделений по всей Франции
Реорганизация французской банковской системы в 40-е гг. Для истории Франции, начиная со времен королевских гобеленовых мануфактур и производства фарфора и кончая концессиями в пользу торгового и промышленного развития, характерно традиционное вмешательство гос-ва в экономику страны. Кроме того, Франция установила контроль над предприятиями, создала гос. сектор.
В 1936-1937 гг. правительство Народного фронта приступило к выполнению программы национализации, затрагивающей некоторые отрасли по производству оружия и авиацию, а также оставшихся частных ж. д. В конце второй мировой войны одним из первых законов временного правительства, возглавляемого генералом де Голлем, были законы о национализации угольных шахт (ныне Шарбонаж де Франс (Charbonnages de France), автомобильной компании `Рено`, Мотер Гном-э-Ронe (Moteurs Gnome-et-Rh^on) (авиационные моторы, сейчас это СНЕКМА (SNECMA), Havas (пресса, путешествия и реклама) и воздушных аэролиний (в настоящее время Эйр Франс (Air France).
В 1945-1946 гг. последовала национализация центрального банка (Banque de France), четырех ведущих коммерческих банков (на их долю приходилось в то время 55% депозитов), 34 страховых компаний (аккумулировавших 62% премий) и частных электрических и газовых компаний (в настоящее время - Электрисити де Франс и Газ де Франс (Electricite de France and Gaz de France). Национализированные предприятия, за некоторым исключением, продолжали функционировать как частные и остались составной частью конкурентоспособного сектора французской экономики.
В соответствии с Законодательством 1945 г., на основании к-рого был национализирован Б.Ф., а также четыре крупнейших депозитных банка - Креди Лионне (Credit Lyonnais), Сосьете Женераль (Societe Generale), Банк Насьональ Пур ле Коммерс э Л`Эндюстри и Комтуар Насьональ д`Эсконт де Пари (Banque Nationale pour le Commerce et l`Industrie, and Comptoir National d`Escompte de Paris) (два последние банка слились в середине 1966 г. в Банк Насьональ де Пари (Banque National de Pari), был также создан Нац. кредитный совет (the National Credit Council).
В его состав входили министр финансов (в качестве президента совета), управляющий Б.Ф. (председательствовал в совете при отсутствии министра финансов) и 43 члена - представители фин. учреждений, предпринимателей и профсоюзов. Совет, союзов. Совет, первоначально задуманный как консультативный орган, постепенно стал органом, вырабатывающим ден.-кредитную политику. Считалось, что фактически через своего управляющего Б.Ф. мог играть ведущую роль в разработке кредитной политики. Фактически это не означало, что министр финансов не мог играть более влиятельную роль в совете, а также не означало, что ден.-кредитная политика играла доминирующую роль в экон. политике страны. В действительности ден.-кредитная политика была подчинена бюдж. политике и рассчитана на оказание помощи в реализации экон. планов и др. правительственных программ. Безусловно, управляющий Б.Ф. совместно с министром финансов мог давать рекомендации относительно экон. политики.
Управляющий Б.Ф. в силу занимаемой должности возглавил Банковскую контрольную комиссию, созданную в 1941 г. в качестве органа надзора и контроля за соблюдением банками и небанковскими фин. институтами установленных регулирующих норм.
Нац. кредитный совет олицетворял законодательную ветвь ден. власти во французской ден.-кредитной системе; Б.Ф. - исполнительный орган, а Банковская контрольная комиссия - судебный орган.
Т. о., банковская система включала:
1. Депозитные банки, к-рые принимают вклады до востребования и срочные депозиты на срок не более двух лет; сумма привлеченных ими срочных и сберегательных депозитов очень небольшая (менее 10% всех депозитов); среди срочных депозитов преобладают срочные депозиты предпринимателей, часто в форме обращающихся депозитных сертификатов со сроком погашения до 24 месяцев. Среди депозитных банков преобладали гос. депозитные банки, упомянутые выше. Кроме того, к депозитным относились три в тот момент ненационализированных банка: Креди Коммерсьяль де Франс (Credit Commercial de France), Креди Эндюстриэль э Коммерсьяль (Credit Industriel et Commercial) и Сосьете Женераль (Societe Centrale de Banque), а также парижские депозитные банки (активно кредитуют внешнюю торговлю, осуществляют валютные операции и операции на рынке золота), к-рые в 1945 г. решили зарегистрироваться как депозитные в отличие от др. парижских банков, к-рые были зарегистрированы как деловые банки (инвестиционные банки); региональные банки и местные банки.
Крупные депозитные банки сочетают операции коммерческих и инвестиционных банков (покупка, андеррайтинг и продажа ценных бумаг; прямые инвестиции в предприятия нефинансового характера в размере до 10% (с 1966-1967 гг. - 20%. - Прим. науч. ред.) акционерного капитала этих предприятий, или до 75% собственного капитала банка (с 1966-1967 гг. - 100%. - Прим. науч. ред.), а также в др. банках и фин. институтах, при условии обоснования их необходимости; деятельность в качестве дилеров и брокеров как членов Парижской биржи; консультативные услуги и функции депозитария для инвестиционных компаний и т. д.).
2. Деловые банки (инвестиционные банковские фирмы, к-рые в 1945 г. предпочли зарегистрироваться в качестве таковых и подчиняться соответствующему регулированию), к-рые, кроме инвестиционных банковских функций (приобретение, андеррайтинг и реализация ценных бумаг), осуществляют постоянные инвестиции (участие в капиталах и управлении предприятиями), а также принимают краткосрочные депозиты от этих фирм, в к-рых инвестиционные банки владеют не менее 15% разрешенного к выпуску акционерного капитала. В каждый регулируемый деловой банк назначается правительственный комиссар, к-рый может делать рекомендации по политике банка и обладает правом наложить вето на решения, к-рые противоречат общей экон. политике. Это вето можно опротестовать в Нац. кредитном совете. Т. о., инвестиционные банки, хотя и ненационализированы, находятся под пристальным надзором.
3. Гос. и полугосударственные фин. институты, каждый из к-рых специализируется на определенном виде фин. операций.
а. Крупнейшая Кэсс де Депо э Консиньясьон (Caisse des Depots et Consignations), созданная в 1816 г. в качестве депозитария средств сберегательных банков, за исключением наличности в расходной кассе (с 1950 г. сберегательные банки могут по их желанию использовать до 50% привлеченных депозитов для покупки ценных бумаг местных органов власти), плюс пенсионные фонды системы социального страхования и др. сберегательные фонды, включая частные страховые компании. Приблизительно равная по размеру четырем национализированным депозитным банкам, Кэсс размещает более половины своих активов в среднесрочные векселя, связанные с кредитованием предприятия, строительства и оборудования; большая часть этих векселей учитывается банками и акцептуется специализированными гос. и полугосударственными институтами и переучитывается в Кэсс. В свою очередь Кэсс может переучитывать некоторые из этих векселей в Б.Ф. Важнейшими функциями Кэсс являются: кредитование Казначейства и инвестирование в гос. ценные бумаги; покупка необеспеченных облигаций полугосударственных институтов (Креди Насьональ (Credit National), Креди Фонсье (Credit Foncier) и Кэсс де Креди Агриколь (Caisse de Credit Agricole); торговля казначейскими векселями и покупка долгосрочных гос. ценных бумаг у населения по цене поддержки этих бумаг; периодическое предоставление однодневных ссуд учетным домам на французском ден. рынке.
б. Банк Креди Насьональ (Credit National) создан в 1919 г. для кредитования восстановления экономики путем непосредственного предоставления средне- и долгосрочных кредитов промышленности и торговле. Он играет важную роль в предоставлении среднесрочных кредитов сроком до пяти лет, особенно мелкому и среднему бизнесу с целью покупки оборудования и строительства; векселя по этим кредитам он может учитывать или индоссировать, делая, т. о., их приемлемыми для переучета в Кэсс де Депо (Caisse des D€epots) (упомянутой выше).
в. Креди Фонсье (Cr€edit Foncier) основан в 1852 г., выдает ипотечные ссуды под залог имущества и ссуды местным органам власти, а через свой филиал предоставляет среднесрочные ссуды для строительства.
г. Система с.-х. кредита включает местные кредитные ассоциации, объединенные в региональные ассоциации, к-рые в свою очередь являются членами Кэсс Насьональ де Креди Агриколь (Caisse Nationale de Credit Agricole); это главное учреждение Центрального с.-х. кредита пользуется льготами при переучете векселей в Б.Ф.; предоставляет кратко-, средне- и долгосрочные с.-х. кредиты.
д. Популярные банки (городские кредитные кооперативы) предоставляют через Центральную кассу кооперативного кредита банковские услуги мелким местным фирмам, обществам взаимных гарантий и ассоциациям, обслуживающим рыболовство и добычу морских продуктов.
Денежная политика. Б.Ф. обладает обычными правами центрального банка, но их применение имеет специфику с учетом французской институциональной системы.
Операции на открытом рынке имеют относительно небольшое значение как средство ден. контроля, за исключением последнего времени, когда они стали применяться для выравнивания спроса и предложения и оказания помощи банкам, имеющим соглашения об обратной покупке ценных бумаг по краткосрочным сделкам. Кэсс де Депо, гос. и полугосударственные кредитные институты обеспечивают спрос и поддержку долгосрочных гос. ценных бумаг.
Учетная операция всегда являлась преобладающей функцией Б.Ф., однако она обычно осуществлялась в сочетании с качественными показателями, такими, как лимит переучета и селективное предоставление кредита, а также система множественных учетных ставок, включая штрафные ставки, применявшиеся при переучете, сверх установленного `потолка`, в целях обеспечения гибкости. Кроме того, произошли изменения в стандартах приемлемых к учету бумаг, а переучетные ставки остались номинально постоянными.
Реорганизация французской банковской системы в 80-е гг. Центральным положением избирательной программы, к-рая позволила М. Франсуа Миттерану стать французским президентом 10 мая 1981 г., было обещание того, что социалистическое правительство будет стремиться к национализации отдельных дополнительных отраслей нац. экономики и фин. учреждений. Стремление Франции сохранить свое место среди лидеров промышленно развитых стран опиралось на расширение гос. сектора.
Предвыборное обещание Миттерана стало реальностью в 1982 г. 11 февраля 1982 г. был окончательно утвержден план национализации пяти промышленных групп, 39 банков и двух фин. учреждений. Решение о проведении национализации основывалось на трех основных принципах администрации Миттерана. Первое: некоторые секторы французской экономики, в силу характера своей деятельности, должны служить общественным интересам, чтобы помочь Франции преодолеть экон. кризис. Второе: в эру ускоренных технологических преобразований крупные производства должны использовать свои ноу-хау для разработок нововведений, к-рые могут быть использованы на благо всех. Третье: национализированные предприятия могут служить примером новых взаимоотношений между рабочим и его рабочим местом.
Новые французские лидеры считали, что теперь перед ними стояла задача укрепления экономики `не только для того, чтобы выстоять в конкуренции на современном мировом рынке, но также чтобы не отставать от технологических новшеств, одновременно обеспечивая экон. и социальное развитие нации`.
Отрасли, к-рые были национализированы в 1982 г., соответствовали экон. целям правительства Миттерана. Некоторые из них лидировали в сфере телекоммуникаций, компьютеров и аэрокосмических исследований, где, как считала администрация, технологическая независимость Франции была поставлена под угрозу в наибольшей степени. Другие, такие, как сталелитейные и химические фирмы, представляли собой основу процесса производства и поэтому являлись определяющими для всей производственной цепочки. Наконец, среди национализированных были компании, чья деятельность в таких областях, как здравоохранение и фармацевтика, непосредственно касалась благополучия французского народа.
Был также расширен гос. сектор кредита, в силу `уверенности правительства в том, что оно не сможет приступить к осуществлению новой индустриальной политики без эффективного контроля над фин. ресурсами Франции. Правительство надеется, что эти банки будут лучше служить нации после изменений в их системах кредитования и стратегии`.
Раздел III Закона о национализации разрешил национализацию двух фин. учреждений, Компани Финансьер де Пари э де Пэи-Ба (Compagnie Financiere de Paris et des Pays-Bas), известной под названием Париба (Paribas), и Компани Финансьер де Суэз (Compagnie Financiere de Suez). Обе эти холдинговые компании осуществляли деятельность в области промышленности, банковского дела, страхования и недвижимости. Обе являлись крупными акционерами пяти национализированных промышленных групп, напр., Суэз (Suez) и ее филиалы контролировали 20,3% капитала Сэн-Гобэн (Saint-Gobain). Известный Сэн-Гобэн был основан по приказу Людовика XIV в 1665 г. для обеспечения оконным стеклом королевского дворца в Версале. В современных условиях эта группа расширила свой контроль над производством разнообразного промышленного стекла путем приобретения компании Пон-`a-Муссон (Pont-`a-Mousson), и в 1968 г. она стала называться Сэн-Гобэн-Пон а Муссон (Saint-Gobain-Point-`a-Mousson) и распространила свое влияние на строительство и упаковочные материалы. Она контролирует 51% Компани дэ Машин Бюлль (Compaignie des Machines Bull), к-рая, в свою очередь, является владельцем 53% производства компьютеров C.I.I.-Honeywell-Bull.
Закон о национализации обеспечил передачу правительству материнских компаний указанных промышленных групп и фин. учреждений путем перехода их акций из частных рук правительству. Это в значительной степени отличалось от предыдущих национализаций шахт, электрических и газовых коммунальных предприятий и `Рено`, когда правительство взяло под свой контроль, кроме акций, также и имущество.
Как заявил премьер-министр Пьер Моруа 8 июля 1982 г., `компенсация для акционеров осуществляется по закону и справедливо в фин. отношении`. Закон установил, что компенсация, выплачиваемая за акции каждой национализированной компании, за исключением банков, к-рые не были допущены к торгам на бирже 1 октября 1980 г., будет равна самому высокому среднемесячному курсу акций компании на бирже в течение шести месяцев с октября по март 1981 г., скорректированному для отражения изменений в капитале в течение этого периода, по дополнительному дивиденду за 1981 г., равному дивиденду, выплаченному в 1980 г. и увеличенному на 14% с учетом обесценения денег. Для банков, не ведущих операции на бирже, срок национализации был продлен до 1 июля 1982 г.
Общая сумма компенсации, выплачиваемая компаниям, чьи акции продавались на бирже, значительно превышала совокупную рыночную стоимость этих акций на период, непосредственно предшествующий выборам в мае 1981 г., а также совокупную среднюю рыночную стоимость таких акций в течение предшествующих шести- и двенадцатимесячных периодов.
Администрация Миттерана заявила о своей уверенности в том, что участие правительства в национализированных компаниях должно быть минимальным, а Закон об управлении национализированными компаниями отражал эту философию. Фраза `управление по типу `Рено` применялась для отражения намерения администрации передать текущее ведение дел в руки руководства компании так же, как это осуществлялось в отношении национализированных автомобильных заводов. Каждая компания должна была определять свои собственные долгосрочные цели. Контракты между национализированной компанией и правительством отражают стремление правительства реализовать комплексную промышленную политику. Министр промышленности изложил новые отношения между правительством и гос. сектором в письме к президентам нац. компаний.
Официально заявлено, что Закон о национализации никаким образом не влияет на права иностранцев создавать банки во Франции, о чем и гласит Закон от 10 июля 1975 г. Запросы на открытие новых ин. банков во Франции, либо в форме отделений, либо через мажоритарное участие в учреждении, созданном по французским законам, будут и далее рассматриваться в соответствии с теми же критериями, к-рые преобладали в прошлом, а именно `в духе либерализма, к-рый исключает любую дискриминацию на почве национализма`. То же положение верно в отношении условий, на к-рых эти банки ведут свою деятельность во Франции.
См. ФРАНЦИЯ.


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
БЮРО СТАТИСТИКИ ТРУДА ..
БАЗА УЧЕТНАЯ ..
БАНК ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ..
БАНК КАНАДЫ ..
БАЗЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР ..
БАНК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ..
БАНК-ПЛАТЕЛЬЩИК ..
БАЗЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ..
БАНК СЕЛЬСКОЙ ТЕЛЕФОНИЗАЦИИ ..
БАНК УЧЕТНЫЙ ..
БЕНЕФИЦИАР ..
БАНК ЭМИССИИ ..
БАНКИ АКЦИОНЕРНЫЕ ..


Похожие документы из сходных разделов


БРИТАНСКИЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ВЕКСЕЛЯ



BRITISH TREASURY BILLS
Б.к.в. подразделяются на два типа в зависимости от их реализации: 1) казначейские векселя, по к-рым на рынке проводятся торги со скидкой каждую пятницу для обязательств, эмиссия к-рых намечена на следующую неделю со сроком погашения обычно 91 день (иногда 63 дня); 2) казначейские векселя, продаваемые непосредственно Банку Англии, выпускаемые непосредственно для правительственных ведомств, включая Департамент эмиссии, уполномоченный по нац. долгу, и Валютный уравнительный счет. Дисконтные дома (12 ведущих фирм, образующих Лондонскую ассоциацию учетного рынка, а так

[ознакомиться полностью]

БРИТАНСКИЙ ЗАКОН О КОМПАНИЯХ 1948 г.



COMPANIES ACT (BRITISH
OF 1948). Основной английский законодательный акт, регламентирующий создание (учреждение), деятельность и отчетность корпоративных или акционерных организаций (обществ). Закон отразил попытку законодателя регулировать защиту и покровительство интересам инвесторов (капиталовкладчиков) на рынке долгосрочного ссудного капитала при сильном неформальном руководстве со стороны центрального банка и фондовой биржи. Наряду с Законом о предотвращении мошенничества при капиталовложении 1958 г. и Предписанием суда о контроле за получением займов 1958 г. Закон о компаниях созд

[ознакомиться полностью]

БРИТАНСКИЙ КЛИРИНГОВЫЙ БАНК



BRITISH CLEARER
Один из крупных клиринговых банков, господствующий в сфере привлечения депозитов и предоставления краткосрочных кредитов в фунтах стерлингов на внутреннем рынке Великобритании


[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100