|
Главная страница --> Ведение бизнеса
Лизинг : как правильно его использовать. Виды лизинга
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем лизингового бизнеса в 2005 году составил порядка 5,1 миллиарда долларов, доля лизинга в ВВП - 0,99%, в инвестициях в основные средства – 5,7%. За весь год объем средств, профинансированных лизинговыми компаниями, составил 3,9 миллиарда долларов, а объем доходов, полученных компаниями в виде лизинговых платежей, – 2,8 миллиарда долларов. Малый и средний бизнес становится все более интересным полем деятельности для лизинговых компаний: в общем портфеле доля сделок с крупными клиентами в 2005 году составила всего 21%, а сделки с малыми предприятиями - 38%. М.А. Боровицкая в своем пособии "Банковские услуги предприятиям" выделяет несколько основных видов лизинга.
Виды лизинговПо срокам лизинг делится на оперативный и финансовый: Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок лизинга короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества. Лизингодатель сдает его во временное пользование несколько раз, в связи с этим размеры лизинговых платежей выше, чем при финансовом лизинге. Финансовый лизинг - лизинг имущества с полной выплатой стоимости имущества и характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию и страхованию ложится на лизингополучателя. Этот вид лизинга является сегодня наиболее распространенным. По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на чистый и "мокрый": Чистый лизинг - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя арендатор. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. Чистый лизинг используется в основном при финансовом лизинге. "Мокрый" лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе. "Мокрый" лизинг характерен для оперативного лизинга. Прямой лизинг - производитель оборудования самостоятельно сдает объект в лизинг. Но в таком виде двухсторонние лизинговые сделки не имеют широкого распространения, так как при увеличении лизинговых операций производитель, как правило, создает свою лизинговую компанию. Возвратный лизинг, являясь разновидностью двухсторонней лизинговой сделки, нашел более широкое применение. В этом случае предприятие (будущий лизингополучатель) находит лизинговую компанию и продает ей свое имущество. В свою очередь, лизинговая компания сдает его в лизинг этому же предприятию. Таким образом, у предприятия появляются денежные средства, которые могут быть направлены, например, на пополнение оборотных средств. Этот вид лизинга необходим предприятиям, испытывающие трудности с финансовыми ресурсами. Раздельный лизинг, или лизинг с дополнительным привлечением финансовых средств - наиболее сложная разновидность лизинга, так как она связана с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов. Его отличительной чертой является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. Основной риск по сделке несут кредиторы - банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. В России такой вид лизинга пока не получил широкого распространения. Револьверный лизинг, или лизинг с последовательной заменой имущества используется тогда, когда лизингополучателю по технологии последовательно требуется различное оборудование. В этих случаях в соответствии с условиями лизингового договора лизингополучатель приобретает право по истечении определенного срока обменять арендуемое имущество на другой объект лизинга. Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название "сублизинг". Д. Лелецкий выделяет следующие преимущества лизинга для арендаторов (предприятий):
- лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга;
- аренда обеспечивает финансирование арендатора в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах. Это особенно выгодно мелким заемщикам, для которых просто невозможно столь удобное и гибкое финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, какое получают более солидные компании;
- при лизинге вопросы приобретения и финансирования активов решается одновременно;
- приобретение активов посредством лизинга выполняет "золотое правило финансирования", согласно которому финансирование должно осуществляться в течение всего срока использования актива;
лизинг повышает гибкость арендатора в принятии решений. В то время, как при покупке существует только альтернатива "не покупать", при лизинге арендатор имеет более широкий выбор; - в виду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, арендатор имеет больше возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке оборудования;
- в виду того, что частью обеспечения возвратности инвестированных средств считается предмет лизинга, являющийся собственностью лизингодателя, проще получить контракт по лизингу, чем альтернативную ему ссуду на приобретение тех же активов;
- при использовании лизинга, арендатор может использовать больше производственных мощностей, чем при покупке того же актива. Временно высвобожденные финансовые ресурсы арендатор может использовать на другие цели;
- так как лизинг долгое время служит средством реализации продукции производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций;
в случае низкой доходности арендатора последний может воспользоваться возвратным лизингом, дающим возможность получения льготного налогообложения прибыли; - лизинг позволяет арендатору, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать крупный проект;
- возможность получения высокой ликвидационной стоимости предмета лизинга в конце контракта является во многих случаях определяющим для принятия лизинга арендаторами.
Помимо перечисленного, арендатор имеет ряд преимуществ в учете арендуемого имущества. Среди них:
- лизинговые платежи, уплачиваемые арендатором, учитываются у него в себестоимости, то есть средства на их уплату формируются до образования облагаемой налогом прибыли;
- лизинг не увеличивает долг в балансе арендатора и не затрагивает соотношений собственных и заемных средств, то есть возможности лизингополучателя по получению дополнительных займов не снижается;
- учет и амортизация лизингового имущества производится на балансе лизингодателя.
По оценкам специалистов, соотношение принятых лизинговыми компаниями обращений, рассмотренных проектов и реализованных контрактов может соотноситься как 100:50:5. Большинство отклоненных проектов остаются без рассмотрения по причине отсутствия правильно подготовленного бизнес-плана. Ведь все лизинговые компании начинают переговоры с потенциальными клиентами с просьбы предоставить им бизнес-план проекта, для осуществления которого требуется оборудование. Именно на этапе оценки бизнес-плана лизинговые компании отсеивают большинство предлагаемых им проектов. Требования, предъявляемые лизинговыми компаниями к содержанию бизнес-плана, как правило различаются лишь незначительно. Структура типового бизнес-плана должна быть следующей: РЕЗЮМЕ (краткие выводы). ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ПО ПРОЕКТУ ПЛАН МАРКЕТИНГА ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН ОЦЕНКА РИСКОВ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН Общий размер бизнес-плана не должен, как правило, превышать 20 страниц. В качестве приложений к бизнес-плану, большинство лизинговых компаний просит предоставить: 1. Технические данные по продукции. 2. Копии платежных документов. 3. Лицензии. 4. Копии контрактов на приобретение оборудования, копии договоров на закупку сырья и реализацию готовой продукции (либо договоры о намерениях), копию договора аренды помещения. 5. Кредитные договоры, договоры залога и страхования имущества. 6. Фотографии и образцы. Специалисты отмечают, что рынок лизинга вышел на качественно новый этап развития, характеризующийся значительным удлинением срока сделок, ростом их сложности, изменением графиков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию. Лизинг все больше становится комплексной услугой, дающей лизингополучателю много дополнительных преимуществ помимо стандартного уменьшения налога на прибыль и налога на имущество. Источник: Юлия Юткина, Личные Деньги
[Высказать свое мнение]
|
Похожие документы из сходных разделов
Как представить инвестиционный проект?
Стандартной формой представления инвестиционного проекта является бизнес-план. Бизнес - план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Бизнес - планом называется экономическая программа эффективного управления предприятием, которая включает конкретные меры по развитию производства и продаж конкурентоспособной продукции, а также выработку рыночной стратегии хозяйствования, обеспечивающую их эффективную реализацию. Представление бизнес-плана может н
[ознакомиться полностью] |
Франчайзинг: как привлечь партнеров? Развитие торговой сети
Что нужно для успешного построения партнерской сети? Классические схемы, десятилетиями обкатывавшиеся на Западе, не всегда срабатывают в России. Франчайзинг - один из наиболее дешевых и эффективных способов расширения бизнеса. Однако работать по этой схеме может далеко не каждая компания. По словам Валерия Перкова, ведущего менеджера Российской ассоциации развития франчайзинга, предприятие, решившее построить свою партнерскую сеть, должно удовлетворять ряду требований. Его собственный бизнес должен быть успешным, а брэнд - узнаваемым. Именно это будет наиболее ценным для будущих франчайзи.
[ознакомиться полностью] |
Составление бизнес плана : Каким образом проверяется информация, представленная в бизнес-плане?
Главная задача, стоящая перед экспертом на этапе проведения комплексной экспертизы - оценка реалистичности представленного проекта, включая оценку соответствия действительности представленной в проекте исходной информации. Для этого могут быть использованы различные методы, которые в укрупненном виде можно разделить на две группы: Кабинетные методы экспертизы предполагают проверку достоверности и реалистичности представленной заявителем исходной информации с использованием различных сторонних по отношению к проекту источников
[ознакомиться полностью] |
|
|
|