Государственный заказ в Санкт-Петербурге: Информационное обеспечение государственных закупок, информация о госзаказах
Прозрачность процесса государственных закупок, начиная от планирования (формирования) до исполнения государственных контрактов, является главным условием справедливых и объективных отношений бизнеса и власти в отношении распределения бюджетных средств, отсутствия предвзятости и предпочтения в размещении государственных заказов. Этот тезис напрямую коррелирует с задачами Послания 2006 года Президента Российской Федерации Федеральному собранию относительно исключения извлечения незаконной выгоды из особых отношений чиновников и представителей бизнеса. Кроме того, поступательный рост числа и объемов закупок, совершенных на открытой конкурентной основе не только обеспечивает равный доступ предприятий и организаций к участию в процедурах закупок, но и создает мультипликативный эффект для развития множества отраслей региональной экономики, в особенности - для субъектов малого предпринимательства. Так, для государственного заказчика размещенная информация о его намерении приобрести определенную продукцию гарантирует привлечение для этой цели широкого круга потенциальных поставщиков, что, в свою очередь, помимо собственно обеспечения публичности, может привести к изменениям в лучшую сторону описания продукции, условий поставки, комплектации, гарантий, эксплуатации. Кроме того, не следует забывать, что размещенная информация для заказчика служит своего рода страховкой от «интриги» закупки, особенно в современных условиях ажиотажного спроса различных СМИ на псевдоскандальные темы размещения государственных заказов. Как потребитель информации заказчик нуждается в сведениях о требуемой продукции, состоянии рынка, форс-мажорных обстоятельствах, инфляционных тенденциях. Поставщику информация чрезвычайно необходима как исходные условия его бизнеса – для финансового и ресурсного планирования, определения условий договоров с контрагентами и субподрядчиками, оценки и страховки рисков, расчетов дополнительных скидок и преимуществ от интеграции потенциальной поставки в долговременный бизнес-процесс. Отчасти поставщик, ориентирующийся на рынок продукции для государственных нужд, может использовать ретроспективную информацию о закупках для оценки сегментов рынка и возможности версификации бизнеса. До выхода Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) информационное обеспечения не выделялось в отдельное направление обеспечения государственных закупок, и ограничивалось лишь публикацией извещений о конкурсах и результатов их проведения. При этом объем данных о результатах закупок не устанавливался, и ограничивался указанием заказчика, наименованием конкурса, лота и победителя. Никаких промежуточных сведений о ходе принятия решений заказчиками и комиссиями, причинах и обстоятельствах, влияющих на оценку предложений поставщиков, не публиковалось. Технологически в информационном обеспечении закупок использовались только печатные СМИ, вследствие своей инерционности не позволяющие всесторонне и оперативно информировать участников процесса закупок. Разумеется, дефицит информации негативно влиял на рынок государственных закупок, заведомо предполагая искусственную закрытость схемы распределения заказов и ограничение круга поставщиков. В силу региональных различий социально-экономического и технологического характера среди субъектов Федерации в последние годы установилась технологическая дифференциация нормативно-организационных схем проведения государственных закупок. Сложившаяся в Санкт-Петербурге система государственного заказа задолго до выхода Закона потребовала для своего нормального функционирования создания полноценного информационного обеспечения. Причем в строительстве информационного обеспечения государственных закупок изначально доминировал системный подход. Так принципами построения структуры информационного обеспечения стали:
последовательное информационное отражение, прежде всего с использованием Интернет, всех стадий и процедур государственных закупок, от формирования до исполнения государственного заказа;
публикация максимального количества информации о закупке и порядке принятия решения о поставщике, за исключением сведений, отнесенных действующим законодательством к сведениям ограниченного доступа или персональным данным;
получение в онлайновом режиме сведений о состоянии бюджета государственных закупок;
использование общепринятых стандартов в построении информационных массивов, последовательность алгоритмов генерации документов о закупках и их преемственности, обеспечивающих связь информационных блоков;
направленность публикуемой информации как на поставщика, так и на заказчика;
структурированность информации по реестрам, классификаторам и справочникам, при этом преимущественное использование общедоступных справочников и классификаторов;
распределенность источников информации по своей зоне нормативной ответственности;
бесплатность и общедоступность информации;
взаимосвязанность и последовательность элементов и мероприятий информационного обеспечения;
и, наконец, - высокая степень актуализации сведений о закупках, практически до режима реального времени.
Комплексность и последовательность такого подхода к созданию информационного обеспечения государственных закупок в Санкт-Петербурге позволили добиться практически алгоритмического и высокотехнологичного его построения. Основой информационного обеспечения с 2001 года стала Автоматизированная информационная система государственного заказа Санкт-Петербурга (АИСГЗ). Формируемые в ходе проведения государственных закупок информационные массивы являются государственными информационными ресурсами и подлежат соответствующему учету и защите. Отчасти это по умолчанию продиктовано составом исходных данных для документирования закупок, но большей частью – требованиями нормативных правовых актов. Основным правовым актом, регулирующим информационное обеспечение государственных закупок является Закон, где напрямую, статьей 16, устанавливаются требования к его структуре и порядку публикации (размещения) информации о закупках. Требования к составу документируемых и публикуемых данных, а также сроки их публикации указаны в статьях Закона, регулирующих проведение закупок соответствующими способами. Кроме того, Закон устанавливает перечень обязательных к ведению реестров, - реестра государственных контрактов и реестра недобросовестных поставщиков. Закон опосредованно, требованиями по составу публикуемой информации и сведениям реестров предполагает использование множества справочников и классификаторов (кодификаторов), формирования на их основе дополнительных реестров для структурирования информационных массивов, вывода справочно-аналитической информации, поддержки связи с иными информационными ресурсами. Создание этих реестров и классификаторов (справочников) предусматривается целой системой подзаконных нормативных правовых актов, первая очередь которых предусмотрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 2154-р «О плане мероприятий по реализации положений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и по повышению эффективности проведения закупок продукции для государственных нужд». В частности, создание или импорт таких справочников необходим для идентификации субъектов малого предпринимательства, учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов естественных монополий, подведомственных органам государственной власти учреждений и предприятий. Отдельные аспекты информационного обеспечения в части состава обязательных к публикации данных о государственных закупках и порядке их публикации, составе ведущихся государственными заказчиками информационных ресурсов и порядке их ведения регулируют следующие Федеральные законы: Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации, законы «Об электронной цифровой подписи», «О связи», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В развитие напрямую указанных Законом норм относительно состава информационного обеспечения в Санкт-Петербурге принят ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно регулирующих эту сферу. К ним относятся: 1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2005 №1829 «О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Санкт-Петербурга». Постановлением определяется:
официальная информационная система, обеспечивающая автоматизацию процессов формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга;
перечень реестров системы государственного заказа Санкт-Петербурга и их статус;
официальное печатное издание для опубликования информации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга;
официальный сайт Санкт-Петербурга в сети Интернет для размещения информации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга.
2. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) от 27.12.2005 № 97-р «Об утверждении методических требований к документации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга». Распоряжением устанавливается формализованный вид документации о размещении государственного заказа с перечнем обязательных сведений, порядок опубликования этой информации на официальном сайте и в официальном печатном издании. 3. Распоряжение КЭРППиТ от 30.12.2005 № 99-р «Об утверждении Положения об организации работы исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказа Санкт-Петербурга на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд для государственных заказчиков Санкт-Петербурга». Распоряжением устанавливается порядок документооборота уполномоченного органа в АИСГЗ, состав сведений документов уполномоченного органа, порядок опубликования уполномоченным органом информации о размещении государственного заказа. 4. Приказ Комитета финансового контроля Санкт-Петербурга (КФК) от 26.01.2006 № 2 «Об организации работы исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа Санкт-Петербурга» Приказом определяется порядок документооборота контрольного органа при осуществлении контроля, состав сведений предписаний и предложений, порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) государственного заказчика (уполномоченного органа). 5. Приказ КФК от 18.04.2006 № 20 «Об организации работы по согласованию возможности размещения государственного заказа Санкт-Петербурга способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Приказом определяется порядок документооборота контрольного органа при размещении заказа способом у единственного поставщика, состав сведений направляемых государственным заказчиком в контрольный орган, порядок публикации решений о закупке. Помимо указанных нормативных актов КЭРППиТ направлен ряд методических писем, уточняющих порядок публикаций сведений о закупках в нестандартных ситуациях, разъясняющих ведение документооборота в таких ситуациях в АИСГЗ. Письма содержат ряд рекомендаций государственным заказчикам относительно порядка документирования закупок в АИСГЗ. На основе требований нормативных правовых актов, опыта осуществления закупок за счет средств бюджета, в Санкт-Петербурге сложилась эффективная структура информационного обеспечения закупок. Ее основные компоненты:
АИСГЗ – программно-технический комплекс для осуществления государственных закупок, система электронного документооборота;
официальный сайт для опубликования информации о размещении государственного заказа - www.gz-spb.ru;
официальное печатное издание для опубликования информации о размещении государственного заказа – журнал «Государственный заказ Санкт-Петербурга».
Вспомогательной инфраструктурой информационного обеспечения являются:
удостоверяющие центры, предоставляющие сертификаты электронной цифровой подписи, использующиеся в АИСГЗ;
информационно-методические центры, предоставляющие поставщикам условия для участия в электронных процедурах размещения государственного заказа;
информационные киоски для доступа на сайт www.gz-spb.ru.
Для обеспечения открытости и прозрачности, в целях разъяснения бизнес-сообществу правил участия в процедурах размещения государственного заказа, обмена опытом государственных заказчиков в проведении закупок в Санкт-Петербурге проводятся следующие мероприятия информационного обеспечения:
выставки по государственному заказу, выставки промышленной и потребительской тематики;
обмен ссылками и баннерами с сайтами сходной тематики;
рассылки информационных и методических материалов.
В целях обеспечения государственных заказчиков и поставщиков нормативно-правовыми и методическими материалами, практическими рекомендациями и инструкциями по проведению закупок и участию в них, а также в целях PR-мероприятий по заказу КЭРППиТ выпускается следующая печатная и видеопродукция:
сборники нормативных правовых актов, аналитические сборники, специальные выпуски журнала «Государственный заказ Санкт-Петербурга»;
выставочные плакаты, брошюры и буклеты;
раздаточный материал для мероприятий информационного обеспечения;
компьютерные презентации и документальные видеофильмы;
учебно-методические материалы.
Платформой информационного обеспечения системы государственного заказа Санкт-Петербурга является АИСГЗ. Вследствие достаточно сложной задачи автоматизации существующего управленческого процесса закупок, иерархической логики документооборота, многообразия документов и информационных ресурсов, применяющихся при проведении закупок и порождаемых ими процессов, АИСГЗ сочетает в себе основные черты автоматизированных систем таких типов как система электронного документооборота, электронная торговая площадка и система поддержки принятия управленческих решений. Процесс государственных закупок в Санкт-Петербурге автоматизируется с 2001 года, и в настоящее время документооборот государственных закупок в среде государственных заказчиков большей частью является электронным. Причем, при ежегодном числе закупок, приближающемся к двумстам тысячам, количество документов, регистрирующих их обстоятельства, в несколько раз превышает это число. Документооборот в системе государственного заказа имеет три уровня иерархии, различающихся, прежде всего, полномочиями в создании различных типов документов и проводимых над ними операций. Верхним уровнем иерархии является модуль документооборота уполномоченных органов, - органа, уполномоченного на размещение государственного заказа и органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа. Основными функциями этого уровня АИСГЗ являются регистрация всех документов по закупкам и, соответственно, блокировка их регистрации, реализующая контрольные полномочия этих органов в блокировке закупки. На втором уровне иерархии находятся главные распорядители средств бюджета, которые, согласно своим полномочиям, обладают контрольными функциями по отношению к своим подведомственным, полномочиями распределения бюджета между подведомственными, функцией консолидации закупок, а также множеством служебных функций обеспечивающего и аналитического характера. На третьем уровне иерархии находятся подведомственные государственные заказчики, непосредственно реализующие функции закупок. Вне отношений, вызванных иерархическим построением АИСГЗ, находятся поставщики. Тем не менее и они имеют ряд реализуемых АИСГЗ функций, позволяющих считать их полноценными участниками электронного документооборота системы. Для пользователей АИСГЗ автоматизация документооборота не является простым вводом в электронные формы сведений, которые содержатся или должны содержаться в бумажных документах. Часть полей форм заполняется автоматически сведениями исходных документов, часть выбирается из соответствующих справочников и классификаторов, в том числе – формирующихся пользователем самостоятельно, по мере документирования закупок. Реестровые номера документам также присваиваются автоматически. Для поставщиков возможность обмена электронными документами с заказчиком стала существовать с 2003 года, после внедрения технологии электронных котировок, открытия web-сайта государственного заказа и организации выдачи удостоверяющим центром АИСГЗ сертификатов ключей электронных цифровых подписей. Именно в этот период, с утратой признака приватной корпоративности и появлением открытой части в виде Интенет-сайта, АИСГЗ стала полноценной электронной торговой площадкой. В настоящее время все процедуры запросов котировок в Санкт-Петербурге являются электронными, а точнее смешанными, – электронно-бумажными. Поставщики ежемесячно направляют государственным заказчикам сотни электронных заявок. Упрощенно, алгоритм процедуры электронных котировок следующий:
сервером обработки принимаются электронные заявки и сортируются по каждой процедуре;
после окончания срока приема заявок оператор рабочего места АИСГЗ заказчика по запросу на сервер получает отчет по всем заявкам, поданным на определенную карту закупки, с сортировкой заявок по стоимости;
отчет представляется комиссии по размещению заказа для оценки и сравнения электронных заявок и бумажных заявок участников.
Как электронная торговая площадка АИСГЗ кроме «витрины» в виде сайта имеет свою обеспечивающую инфраструктуру. Ее создание предопределено условиями взаимоотношений и документооборота государственных заказчиков и участников процедур закупок. В этом смысле, для обеспечения юридической значимости конкурсных (котировочных) заявок и аукционных предложений используется совокупность удостоверяющих центров, имеющих доверительные отношения с удостоверяющим центром АИСГЗ, обеспечивающих сертификатами ЭЦП участников процедур закупок. Как правило на базе удостоверяющих центров функционируют информационно-методические центры (ИМЦ), предоставляющие поставщикам следующий комплекс услуг:
предварительная регистрация в Реестре поставщиков продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга с оформлением электронной учетной карты;
ознакомление с перечнем нужд и планом процедур государственных закупок, вывод отчетов из этих документов, предоставление их на внешнем носителе информации;
ознакомление с Реестром запланированных закупок;
выдача системного имени и пароля для работы в АИСГЗ через Интернет;
выдача полного пакета общего и специального программного обеспечения, необходимого для подачи электронных заявок;
ввод электронных заявок на рабочем месте в ИМЦ поставщиком самостоятельно или оператором ИМЦ от имени поставщика.
В целях обеспечения бесплатного доступа на сайт государственного заказа Санкт-Петербурга для ознакомления с объявленными закупками и подачи электронных заявок в КЭРППиТ установлены сенсорные информационные киоски. Киоск в эргономичном исполнении является простым в эксплуатации средством, позволяющим даже неподготовленному пользователю оперативно получить информацию о проводимых закупках за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и их результатах. Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов «Государственный заказ Санкт-Петербурга» www.gz-spb.ru, является частью АИСГЗ и автономен только в части размещения на нем статичной информации нормативно-правового, методического и информационно-справочного характера. Главная страница сайта является «витриной» АИСГЗ, где в реальном масштабе времени отображаются основные показатели системы государственного заказа, - количество и объем закупок в разрезе различных способов, а также объем закупок по различным категориям поставщиков, у которых Законом предусмотрен особый порядок участия в процедурах закупок. Разделы «Органы управления» и «Правовая база» соответственно своему назначению содержат статичную информацию об уполномоченных органах и подразделениях государственного заказа главных распорядителей средств бюджета, а также нормативно-правовую и методическую основу их деятельности. Справочная информация направленно разделяется по разделам «Заказчикам» и «Поставщикам». В этих разделах сосредоточены справочники, шаблоны документов и инструкции соответственно для организации процедур закупок и участия в них. В справочниках реализован удобный интерфейс поиска информации по различным параметрам. В разделе «Поставщикам» реализован авторизованный вход для участия в электронных торгах. Дальнейшая последовательность разделов сайта соответствует логике закупок. Так, в разделе «Планирование» находятся Сводный реестр государственных нужд Санкт-Петербурга» на текущий год и Реестр планов государственных закупок Санкт-Петербурга, актуализируемый ежеквартально. Публикация этих ресурсов, созданных в подсистеме формирования (планирования) заказа АИСГЗ, является анонсом намерений государственных заказчиков распределить выделенные бюджетные средства на определенные виды продукции, в определенные сроки, одним из способов закупок. Разделы «Аукционы», «Конкурсы» и «Котировки» являются частями Реестра запланированных закупок согласно способу размещения заказа, и содержат закупки, процедуры по которым начаты (объявлены). В разделах «Повестки», «Рассмотрение» и «Решение» находятся предусмотренные Законом документы, отражающие ход закупок и обстоятельства рассмотрения и оценки заявок участников процедур закупок комиссиями по размещению государственного заказа. В разделе «Контракты» находится Реестр государственных контрактов текущего года, а в разделе «Архив» с удобной системой поиска размещена информация по закупкам прошлых лет со ссылками на электронные документы по всей «истории» закупки. С точки зрения аналитики достаточно интересным является раздел «Отчеты», где, помимо периодических презентационных статических отчетов по эффективности всей системы государственного заказа содержатся динамические отчеты о состоянии государственного заказа каждого главного распорядителя средств бюджета на текущую дату. Форма этих отчетов совпадает с формой «витрины» сайта на его главной странице. Официальным печатным изданием для публикации информации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга является журнал «Государственный заказ Санкт-Петербурга». Журнал выпускается СПб ГУП «Петроцентр» (www.ipc.spb.ru) с 2000 года. В настоящее время журнал выходит 1 раз в неделю по понедельникам тиражом не менее 2500 экземпляров. Помимо сведений, предусмотренных Законом, в журнале публикуются нормативно-правовые и методические материалы, публицистические и аналитические статьи. Для удобства поиска извещений и результатов закупок предусмотрен тематический рубрикатор. Журнал распространяется по подписке и существует в свободной продаже. Для обеспечения оперативности получения очередного номера журнала предлагается подписка на его электронную версию. --- Источник: www.gz-spb.ru
Инфраструктура поддержки венчурного предпринимательства в России, венчурная компания, венчурный фонд
Точкой отсчета венчурной индустрии в России следует считать 1993 год, когда на Токийском саммите между правительствами стран "большой семерки" и Европейским Союзом было принято Соглашение о поддержке только что приватизированных предприятий по Государственной программе массовой приватизации, в рамках которой около 15 000 малых и средних предприятий перешли в руки собственников. В период с 1994 по 1996 год постепенно было создано 11 Региональных Венчурных Фондов в партнерстве между Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), выделившим 310 млн. долларов на финансирование ак
В качестве наиболее выгодного объекта для вложения средств предприниматели все чаще рассматривают строительство. Такая операция действительно может принести немалые доходы. Однако не стоит забывать, что она, ко всему прочему, еще и достаточно рискованная. Дабы сделка прошла успешно, в инвестиционном договоре нужно предусмотреть массу нюансов. В последние годы активно развивается строительная отрасль, в которую требуются немалые финансовые вложения. Руководители компаний предпочитают не бессмысленно накапливать деньги на банковских счетах, а вкладывать их в интересные программы с целью получ
Инвестиционное планирование заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в земельные участки, производственное оборудование, здания, природные ресурсы, развитие продукта, ценные бумаги и другие активы. Планирование инвестиций является стратегической и одной из наиболее сложных задач управления предприятием. При этом процессе важно учитывать все аспекты экономической деятельности компании, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка, наличия производственных мощностей, материальных ресу