Договор франчайзинга. Описание, договор коммерческой концессии, права сторон в договоре франчайзинга
По договору франчайзинга (франшизы) одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение.
Российское законодательство не только не содержит определение понятия договора франчайзинга, но в принципе не использует термин «франчайзинг». Наиболее близким по содержанию к договору франчайзинга в Российском законодательстве является Договор коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ) Основные положения главы 54 ГК РФ в целом соответствуют зарубежным законодательным определениям "франшизы", "франчайзинга", включая, в частности, определение Европейской комиссии ЕС, имеющее силу нормативно-правового акта для стран - членов ЕС. Характерной чертой российского франчайзинга, отличающей его от общепринятой практики, является частый отказ от применения договора коммерческой концессии и замена его рядом других договоров, индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы, что объясняется отсутствием законодательного регулирования договора франчайзинга и отказом большинства российских предпринимателей отождествлять договор франчайзинга и договор коммерческой концессии. К тому же, правообладатель таким образом уходит от необходимости регистрации договора в Налоговом органе и ответственности по требованиям о качестве товаров и услуг, реализуемых пользователем.
Кроме договора коммерческой концессии, к договорам, с помощью которых можно оформить франчайзинговые отношения, относятся
Лицензионный договор
Агентский договор
Договор поставки (если предполагается поставка товара)
Договор давальческой переработки (производственный франчайзинг)
Договор совместной деятельности
Договор консалтинга (услуги)
Договор комиссии
Дилерский договор
Договор об уступке патента
Договор о предоставлении ноу-хау
Договор продажи
Договор аренды (в том числе, лизинга)
др., причем, отношения могут быть оформлены смешанным и комплексным договором.
Понятие договора коммерческой концессии
В соответствии со ст. 1027 ГК РФ, по договору коммерческой концессии одна сторона (Правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (Пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. В том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания, патент на изобретение и т.д. По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Необходимо подчеркнуть, что данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.
Первый договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии, зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией "Колгейт-Палмолив" США (правообладатель) и АО "Колгейт-Палмолив" РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.
За использование предоставленных прав пользователь обязан выплачивать правообладателю обусловленные договором платежи в виде отчислений от суммы оборота товаров.
Хотя договорная деятельность пользователя близка к функциям традиционных дистрибьюторов лицензированных агентов, дилеров, коммивояжеров, маклеров и других наемных лиц, действующих на основе договоров комиссии или агентирования, коммерческая концессия по своей правовой природе отличается от таких договоров. Во-первых, пользователь по договору коммерческой концессии действует от своего имени и по собственному усмотрению. Во-вторых, он несет ответственность за такие действия собственным имуществом. Кроме того, при договоре коммерческой концессии пользователь вознаграждает правообладателя, а не наоборот, как это имеет место при договоре комиссии или агентирования. В юридической литературе договор коммерческой концессии (так же, как и его зарубежные аналоги: франчайзинг и франшиза) нередко относят к договорам лицензионного типа, основываясь на том, что необходимым элементом его предмета является разрешение (лицензия) на использование исключительных прав, и в этом смысле указанный договор является средством их введения в экономический оборот. Вместе с тем в отличие от лицензиата успех пользователя договора коммерческой концессии зависит и от умения правообладателя создать прибыльную систему, обучить пользователя правилам надлежащей работы системы, совершенствовать и развивать систему, постоянно контролировать пользователя и содействовать ему в течение срока действия договора коммерческой концессии, причем от этих обязанностей правообладатель не вправе отступить (см. ст. 1032 и 422 ГК). В договоре коммерческой концессии можно обнаружить элементы лицензионного договора (разрешение на использование объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность. Однако договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК. Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. По мнению экспертов в соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение к регулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах. --- Источник: По материалам компании: FRANSH Стратегия роста
Что такое франчайзинг? Франшиза, франшизное соглашение
Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит «освобождать». Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, будь то товар или услуга. Однако, типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (international franchise association) дает следующее определение: