|
Главная страница --> Ведение бизнеса
Бухгалтерский учет по договору франчайзинга
Все чаще фирмы заключают договоры коммерческой концессии (франчайзинга). Они дают право использовать в деятельности фирмы нематериальные активы других организаций, например, товарный знак или ноу-хау. Как отразить такие операции в учете, мы расскажем в статье. Нематериальные активы играют важную роль в рабочем процессе фирмы. Например, чтобы наладить эффективное производство, необходимы новые технологии, компьютерные программы, ноу-хау. Расширить рынок сбыта намного проще, используя известную торговую марку или фирменное название. И это лишь малая часть нематериальных активов, которые могут повлиять на деятельность фирмы. Операции с нематериальными активами не ограничиваются их созданием или куплей-продажей. Их можно получить и передать во временное пользование по договору коммерческой концессии (франчайзинга).
Заключаем договор франчайзингаДоговор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотрен статьями 1027–1040 Гражданского кодекса. Согласно договору, одна организация (правообладатель) разрешает другой (пользователю) использовать в ее предпринимательской деятельности свое исключительное право. Например, фирменное название, охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания, деловую репутацию и т. д. В договоре также указывается срок, в течение которого организация может использовать право, и указывается вознаграждение, которое она должна перечислить правообладателю. Формы вознаграждения могут быть самыми разными: фиксированные, разовые или периодические платежи, проценты от выручки или наценка на оптовую цену товаров, которые организация-пользователь будет покупать у правообладателя, и т. д. На практике вознаграждение чаще всего состоит из двух частей: «входной платы» за получение права и последующих периодических платежей за его использование (роялти). Они определяются в фиксированном размере или в процентах от выручки.
Учет у правооблодателя Как правило, у правообладателя при договорах франчайзинга не возникает выбытия нематериальных активов. Они продолжают находиться на его балансе и амортизируются. На это указано в пункте 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 91н (далее – ПБУ 14/2000). Так как другая организация только пользуется активами, сумма вознаграждения не является выручкой от реализации. Она включается в состав операционных доходов. В бухгалтерском учете правообладателя операции по договору франчайзинга отражаются в зависимости от вида выплат. Если платеж носит разовый характер, то его сумма учитывается на счете 98 «Доходы будущих периодов». Затем в течение времени, на которое получено право, вознаграждение равными долями включается в состав операционных доходов. Расходы, связанные с передачей пользователю комплекса исключительных прав, отражаются в учете как операционные расходы. Может возникнуть и другая ситуация: платежи носят периодический характер и поступают правообладателю по графику, установленному в договоре. В таком случае они учитываются в периоде их начисления. Еще один вариант – комбинированные расчеты. Вначале правообладатель получает разовый платеж, затем в течение установленного в договоре времени – периодические платежи (роялти). При этом разовый платеж включаются в состав операционных доходов единовременно и в полной сумме, а роялти – по мере начисления. Пример По договору коммерческой концессии торговая фирма ООО «Спутник» (правообладатель) передала ЗАО «Метеор» (пользователь) неисключительное право использовать свою торговую марку в период с 3 января по 31 декабря 2003 года (исключительное право осталось у ООО «Спутник»). Согласно условиям договора, вознаграждение «Спутника» составляет 144 000 руб. (в том числе НДС – 24 000 руб.). ЗАО «Метеор» полностью оплатило его 3 января 2003 года. Бухгалтер ООО «Спутник» должен сделать в учете следующие проводки: 3 января 2003 года: Дебет 76 Кредит 98-1 – 144 000 руб. – отражена задолженность ЗАО «Метеор» перед ООО «Спутник» по договору; Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 24 000 руб. – начислен НДС; Дебет 51 Кредит 76 – 144 000 руб. – поступили денежные средства от ЗАО «Метеор»; ежемесячно с января по декабрь 2003 года: Дебет 98-1 Кредит 91-1 – 12 000 руб. (144 000 руб. : 12 мес.) – учтена в составе операционных доходов часть вознаграждения.
Учет у пользователя Стоимость полученных прав у пользователя отражается на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, определенной в договоре. Это следует из пункта 26 ПБУ 14/2000. К счету 002 открываются аналитические счета по видам полученных прав. Их необходимо отразить в рабочем Плане счетов, утвержденном руководителем фирмы. Платежи по договору концессии отражаются в учете в зависимости от условий договора. Если в нем предусмотрен разовый платеж, то он отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов». Затем эти затраты равномерно в течение срока действия права, установленного договором франчайзинга, списываются на расходы. Периодические платежи учитываются в составе расходов организации в соответствии с графиком, установленным в договоре. На это указано в пункте 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н. Если договором предусмотрена комбинированная форма оплаты (разовый платеж в момент получения прав и периодические платежи в течение срока их использования), то разовый платеж списывается единовременно в момент приобретения права, а роялти – в соответствии с графиком. Пример Воспользуемся данными предыдущего примера. Бухгалтер ЗАО «Метеор» отразил операции по договору концессии такими проводками: 3 января 2003 года: Дебет 002 – 144 000 руб. – учтена стоимость торговой марки, полученной в пользование; Дебет 97 Кредит 60 – 120 000 руб. (144 000 – 24 000) – отражена сумма вознаграждения; Дебет 19 Кредит 60 – 24 000 руб. – учтен НДС; Дебет 60 Кредит 51 – 144 000 руб. – перечислены деньги ООО «Спутник»; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 24 000 руб. – принят к вычету НДС; ежемесячно с января по декабрь 2003 года: Дебет 44 Кредит 97 – 10 000 руб. (120 000 руб. : 12 мес.) – учтена в расходах отчетного периода часть расходов будущих периодов. По окончании срока использования торговой марки в учете делается проводка: Кредит 002 – 144 000 руб. – списана стоимость торговой марки, полученной в пользование. --- Источник: По материалам компании: FRANSH Стратегия роста, Е.С. Селиверстова
[Высказать свое мнение]
|
Похожие документы из сходных разделов
Что нужно знать о кредите, прежде чем его взять?
Открыть собственный бизнес - дело нелегкое. Но еще сложнее удержать его на плаву и раскрутить. Решить эту проблему берутся банки. Но многое зависит и от расторопности заемщиков. Обычно банки различают два основных вида кредитования - нецелевое краткосрочное на пополнение оборотных средств (срок обычно до 1 года) и целевое долгосрочное (у некоторых банков до 7 лет) кредитование на приобретение автотранспорта, оборудования, недвижимости. Как правило, у каждого банка, работающего с малым бизнесом, есть своя линейка кредитных продуктов, которые различаютс
[ознакомиться полностью] |
Лизинг недвижимости : Далекое - близкое
Лизинг недвижимости, несмотря на существование спроса, остается экзотическим видом бизнеса. Но его рост неизбежен вне зависимости от того, будут созданы государством внешние стимулы для развития или нет. Российский лизинговый рынок, демонстрирующий в последние годы бурный рост, проникает в новые сферы. Одной из них является недвижимость. В странах Запада лизинг недвижимости используется уже много лет, а в России не первый год о нем говорят не более как о перспективном направлении. По данным «Эксперт РА», в целом по России доля лизинга недвижимости в портфеле лизинговых компаний
[ознакомиться полностью] |
Что ждет российский франчайзинг? франчайзи и франчайзер
Какие «болезни» роста переживает отечественный франчайзинг и каковы перспективы его развития?
Где вы, франчайзи?Сегодня в нашей стране работает около 400 франчайзеров. Много это или мало? Если учесть, что первая франшиза – компании «Баскин Роббинс» – была продана в России в 1993 году, то прогресс очевиден. В последнее время количество компаний, решивших использовать франчайзинг, увеличивается на 20% в год. Если так пойдет и дальше, то по числу франчайзеров через несколько лет мы встанем в один ряд с Грецией, Великобританией, Италией, Канадой и Ф
[ознакомиться полностью] |
|
|
|