Прокат автомобилей по фанчайзингу. Франчайзинг в прокатной сфере. Программы rent-a-car
Большинство прокатных компаний в своем бизнесе делает ставку на корпоративных клиентов. Поэтому программы rent-a-car – как западных брэндов, так и российских фирм – ориентированы прежде всего на запросы юридических лиц. Самые любимые клиенты прокатных контор – гостиницы. Они дают самый постоянный и предсказуемый объем работы, а соответственно, и прибыли. Сегодня в России представлены практически все крупнейшие европейские операторы rent-a-car (Europcar, Budget, Avis, Sixt, Hertz); среди крупнейших российских игроков – "Ольга-лимузин", "Авента", "Скарлет", "Элекс Полюс", "Лимузин-Сервис". Большинство иностранных операторов работают по франчайзинговым соглашениям с российскими компаниями (Europcar – с холдингом ГЕМА, Sixt – с "Автолайном"), кроме Hertz, который открыл свое представительство в Москве еще в начале 90-х годов. А некоторые российские операторы, например "Ольга-лимузин", занимаются прокатом еще с советских времен. В прошлом году практически все иностранные и российские прокатчики активно занимались развитием филиальных сетей в регионах. В данный момент больше всего представительств у иностранных компаний – Hertz и Europcar (см. таблицу). Филиальной сети, охватывающей большую часть РФ, нет ни у одного брэнда. Это существенно снижает возможности клиентов прокатных компаний по сравнению с европейскими странами, где можно заказать и оплатить автомобиль в одном городе, где есть офис сетевого оператора, а взять в другом. Также прокатные конторы с развитой филиальной сетью позволяют клиентам брать машины в одном месте, а возвращать в другом. По данным Ассоциации прокатных компаний России, общее соотношение иностранных и российских корпоративных клиентов прокатных фирм – и российских, и зарубежных – составляет сейчас 60% на 40% соответственно. Другими словами, иностранные компании активнее, чем российские, пользуются прокатными автомобилями, вместо того чтобы обзаводиться собственным автопарком. Российские прокатчики уверены, что их растущий профессионализм заставляет иностранных операторов снижать цены. "Российские компании теснят иностранцев. На мой взгляд, сейчас идет передел рынка проката автомобилей,– считает Дмитрий Новожилов, директор компании 'Авента', вице-президент Ассоциации прокатных компаний России.– Западные компании благодаря нам уже снизили цены. Происходит активное перераспределение корпоративных клиентов". Однако иностранцы зачастую не рассматривают российские фирмы в качестве конкурентов. "Соперничество, конечно, присутствует, но все-таки у российских и иностранных перевозчиков разные клиенты,– говорит Виктор Андронов, руководитель отдела по работе с клиентами Hertz.– Западные компании предоставляют автомобили более высокого класса, более гибкие условия по страховке и ориентированы прежде всего на обслуживание корпоративных клиентов". "Считается, что компании, работающие по франчайзингу, находятся в привилегированном положении по сравнению с российскими коллегами благодаря так называемым сетевым контрактам,– говорит Сергей Брозденков из Sixt.– Якобы глобальные концерны по всему миру работают только с одной прокатной фирмой. Это не так. К примеру, Siemens во многих странах работает с Sixt. Мы тоже ведем с ним переговоры о сотрудничестве, но пока Siemens в России работает с другой прокатной фирмой". Поскольку программы у всех прокатчиков практически идентичны, выбор корпоративных клиентов в пользу той или иной конторы обусловлен прежде всего тарифами, уверены участники рынка. И если тарифы иностранного прокатчика – пусть и сетевого – слишком высоки, скорее всего, клиент уйдет в другую фирму, не исключено, что в российскую. "Мне кажется, качество услуг у большинства игроков рынка проката отличается незначительно. Ведь западные марки работают по франшизе, то есть персонал у них российский",– говорит Михаил Ляховецкий, председатель Ассоциации прокатных компаний. Для корпоративных клиентов прокатные компании предлагают две программы аренды – краткосрочную и долгосрочную. Естественно, чем дольше срок договора и чем больше автомобилей арендует клиент, тем выгоднее для него расценки. По словам Михаила Ляховецкого, чаще всего корпоративные клиенты пользуются программой долгосрочной аренды сроком от одного года. Кроме того, услуги rent-a-car делятся на две категории – аренда автомобиля с водителем и без. Оба варианта одинаково востребованы. "Автомобили для разъездов по служебным делам, трансфер в аэропорт, экскурсии по городу – вот перечень услуг, наиболее востребованных корпоративными клиентами,– рассказывает Сергей Брозденков.– Услуги водителя востребованы, когда поездка запланирована в один конец, например в аэропорт, или на корпоративные мероприятия, когда заказчик не планирует отказываться от спиртного". Что касается модельного ряда, то, как отмечают участники рынка, спросом пользуются автомобили всех классов. Иностранцы, правда, более экономны: они стараются брать напрокат более дешевые автомобили класса В. При этом самые дешевые машины, как правило, самые маленькие и самые удобные для движения по городским пробкам. Российские клиенты заказывают разные машины – от микролитражек до лимузинов. "Как правило, одному заказчику требуются и компактные, и представительские машины. Небольшие дешевые автомобили для ежедневных поездок менеджеров, дорогие – для передвижения начальства. Соответственно, ни один класс автомобилей в гараже не простаивает,– рассказывает Виктор Андронов.– В последнее время растет спрос на микроавтобусы и внедорожники". Менее популярна у корпоративных клиентов, нежели у частных лиц, услуга, когда прокатные компании привозят автомобиль заказчику сами в удобное для него место. Тем не менее эту услугу предлагают Europcar, Hertz и "Ольга-лимузин". У прокатных компаний, как и в любом бизнесе, бывает низкий сезон во время рождественских и летних каникул, когда корпоративные клиенты отдыхают. Но "провал" в это время компенсируют туристы. "Рынок прокатных автомобилей, на мой взгляд, далек от насыщения,– считает Сергей Брозденков.– Благосостояние клиентов растет, и зачастую им удобнее пользоваться прокатными автомобилями даже в выходные, чем брать на себя заботу о собственном автопарке". "Hertz начинал работу с 10 автомобилей, а сейчас только в Москве в парке компании 400 машин. И это не предел",– соглашается Виктор Андронов. "Прокатные компании постоянно вкладывают деньги в обучение персонала, проводят тренинги, курсы повышения водительского мастерства и безопасности вождения, языковые курсы,– рассказывает Юлия Горбатова, менеджер по работе с клиентами Budget.– У компаний rent-a-car высокие требования к внешнему виду и профессиональным качествам водителей. Благодаря этому достаточно много клиентов, пользовавшихся раньше услугами такси, стали нашими постоянными заказчиками". --- Источник: Ъ Автор: Наталья Татарченко
Как купить машину в кредит? Как получить автокредит без прописки
Сегодня в кредит можно приобрести практически любой автомобиль: от новой иномарки до подержанного авто отечественного производства. И многие потребители уже воспользовались этой возможностью – только за последний год объемы рынка автокредитования увеличились на 20%. Но купить машину в кредит могут не только те заемщики, которым позволяет заработная плата, но и те, кому подходят условия, предъявляемые банком. Одним из обязательных требований во многих кредитных организациях является постоянная прописка заемщика в том городе, где он собирается взять кредит.
Как выгоднее приобретать автотехнику предпринимателю
Актуальный вопрос предпринимателя: У меня есть свой небольшой бизнес, и сейчас встал вопрос о покупке двух единиц автотранспорта. Хочу взять машины в лизинг, но есть сомнения. Как все-таки выгоднее приобрести автотехнику – в кредит или по схеме лизинга? Вопрос, действительно, актуальный. Но если банковский кредит в большей степени предназначен для пополнения оборотных средств, то лизинг – это удобный финансовый инструмент, с помощью которого можно получить либо обновить основные средства. Как и в банковском кредитовании, конкуренция на рынке лизинга привела к то
С недавних пор банки один за другим стали заявлять о смене приоритета в корпоративном бизнесе. Теперь для банкиров главный и самый любимый клиент - не крупнейшие холдинги и корпорации, а предприятия среднего бизнеса. Так какой же золотой дождь теперь обещают таким компаниям банкиры?
Смена ориентации
Собственно ничего удивительного в заявлении банков (даже очень крупных) нет. По словам банкиров, рынок крупного корпоративного бизнеса уже поделен между финансово-промышленными группами. Конкуренция за таких заемщиков все более ужесточается. К тому же известные корпорации все активнее пр