Франчайзинг: уже готовый бизнес. Права франчайзера, договор франчайзинга. Налоги и франшиза
Не тратиться на рекламу, не бороться с конкурентами, а просто получать прибыль под уже известным именем. Это – голубая мечта многих потенциальных бизнесменов, которая, впрочем, легко может стать реальностью. Франчайзинг, или договор коммерческой концессии, как он именуется в российском законодательстве, предполагает, что одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать торговую марку, бренд и т. д. (ст. 1027 ГК) Договор может быть срочным или бессрочным.
Виды франчайзинга
Различают три основных вида франчайзинга в зависимости от того, какие права предоставляются в пользование. Самый простой и один из самых распространенных – товарный франчайзинг. Он представляет собой продажу продукции, производимой франчайзером (правообладателем) и маркированной его товарным знаком. Примером может служить реализация одежды, обуви или косметики. Как правило, франчайзи (правополучатель) ведет и послепродажное обслуживание этой продукции.
Другой популярной схемой является производственный франчайзинг. Его суть заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, франчайзер обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид франчайзинга наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по отношению к основной компании.
Сервисный франчайзинг характерен в основном для сферы услуг. Франчайзи приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя, которая передает ему в пользование сразу несколько запатентованных ею прав. И при этом франчайзи уплачивает взносы в рекламный фонд, созданный для продвижения продукции. Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети быстрых закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).
Взаимовыгодная концессия
Все формы франчайзинга обладают одним схожим признаком. В концессии присутствуют две стороны, одна из которых является владельцем «раскрученного» бренда, а другая желает под этим брендом работать. При этом обе стороны могут быть как коммерческими организациями, так и индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 1027 ГК).
Для крупных компаний коммерческая концессия является прекрасной возможностью продвигать собственную продукцию в регионы. При этом франчайзер будет получать еще и дополнительный доход – плату за право работать под его маркой. Для франчайзи это – шанс открыть собственный бизнес и сразу же занять определенное место на рынке товаров (услуг) с уже «опробованной» и известной конечному потребителю продукцией. Кроме того, франчайзер обучает сотрудников фирмы-франчайзи методам работы и гарантирует оказание консультативной помощи в будущем. При этом провополучатель не несет значительных расходов на рекламу, а его деловая репутация «защищена именем» компании-франчайзера. Нередко фирма – получатель прав приобретает еще и возможность привлекать дополнительные кредитные ресурсы. Например, если франчайзер готов выступать гарантом по кредиту. Известны даже случаи, когда крупная компания заключала с банками соглашение о выдаче кредитов ее франчайзи на специальных, более выгодных, условиях.
Условности договора
Договор коммерческой концессии подлежит регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК). Ее проводит налоговая, в которой стоит на учете правообладатель (приказ Минфина от 12 августа 2005 г. № 105н). Если франчайзером по соглашению выступает иностранная фирма, то такой договор регистрируется налоговой инспекцией компании-пользователя.
Если предметом договора является передача авторского права, прав на изобретение, полезных моделей и т. д., то такое соглашение должно быть зарегистрировано еще и в Роспатенте в соответствии с приказом Российского агенства по патентам и товарным знакам от 29 апреля 2003 г. № 64.
Вознаграждения по договору франчайзинга стороне-правообладателю могут быть выплачены в форме фиксированных разовых платежей или периодических (роялти). Сумму платежей можно установить в виде отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи, или в любой другой форме, указанной в договоре (ст. 1030 ГК).
Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают, что договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены определенные ограничения прав сторон. Например, в нем может быть прописано обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные права на закрепленной за франчайзи территории.
Фирму – приобретателя прав нередко обязуют не заключать подобные договоры с другими правообладателями-конкурентами в течение срока действия договора, и даже на какой-то период времени после его окончания. Другое популярное ограничение для получателя прав – необходимость согласования с правообладателем места расположения соответствующих коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление. И вот здесь малым фирмам, претендующим на участие в коммерческой концессии, следует быть внимательнее. Обычно компании-правообладатели предлагают к заключению свои проекты договоров, защищающие, естественно, в первую очередь интересы самих франчайзеров. При этом ограничения могут ущемлять права фирмы-франчайзи. Однако гарантом интересов последнего выступает гражданское законодательство, предъявляющее ко всем ограничениям одно жесткое условие: намерения не должны противоречить нормам антимонопольного законодательства для каждого конкретного сегмента рынка. В противном случае подобные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или любого другого заинтересованного в их отмене лица (например, самого франчайзи).
Франчайзинг в проводках
Если ваша фирма все же решилась заключить договор франчайзинга (выступить в роли франчайзи), то при ведении бухгалтерского и налогового учета надо будет учесть ряд особенностей.
Предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности (например, торговых марок) относится к операциям с нематериальными активами. В бухгалтерском учете такие операции отражают на основании договора между правообладателем и пользователем.
Права на использование товарного знака, фирменного наименования и т. д. учитываются на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Инструкция по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н) не предусматривает отдельного счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование от сторонней компании. Поэтому фирма-пользователь может самостоятельно открыть заблансовый счет, например 012, и назвать его «Нематериальные активы, полученные в пользование».
Что же касается платежей по договору коммерческой концессии, то их учет неодинаков. Так, если соглашением предусмотрены периодические платежи, то организация-пользователь включает их в расходы отчетного периода.
Если же речь идет о разовом платеже в момент получения права, то он отражается в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов. Такие затраты фирма-пользователь списывает в течение срока действия договора (п. 26 ПБУ 14/2000).
Что с прибылью?
Платежи за право использования объектов интеллектуальной собственности фирма-получатель включает в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК). Следовательно, эти суммы будут учитываться в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу. Но для этого договор франчайзинга должен быть зарегистрирован. Такой же позиции придерживаются и чиновники (письмо Минфина от 11 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/243, письмо УФНС по г. Москве от 23 января 2006 г. № 20-08/3582).
При кассовом методе расходы признаются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК). А вот если фирма работает «по начислению», то разовый платеж включают в расходы равномерно в течение всего срока действия договора. Периодические платежи признают в том периоде, в котором происходит их начисление по условиям сделки (п. 1 ст. 272 НК).
От НДС не уйти
Деятельность по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности является услугой (п. 5 ст. 38 НК) и признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Это значит, что на сумму выплаченных по договору платежей франчайзер должен выставить франчайзи счет-фактуру с выделенным НДС. Суммы налога подлежат вычету у фирмы-приобретателя в общем порядке (п. 2 ст. 171 НК).
Иначе обстоит дело, если правообладателем выступает иностранная компания, которая не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика. В этом случае местом реализации услуг считается страна регистрации их приобретателя (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Следовательно, российская компания будет выполнять функции налогового агента по отношению к «иностранцу» и перечислять НДС в бюджет (п. 1, 2 ст. 161 НК). Налоговый агент обязан рассчитать по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса, сумму налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет (п. 6 ст. 161 НК). За полученное право франчайзи заплатит иностранному собственнику бренда сумму без НДС.
Начинающим бизнесменам найти свою нишу на рынке не так просто, а потому многие из них предпочитают купить франшизу. Однако для компании, применяющей УСН, за преимуществами фирмы-полуфабриката кроются немалые учетные ловушки. По сути, договор франчайзинга приравнивается к коммерческой концессии. Согласно данному контракту одна сторона (правообладатель, он же франчайзер) предоставляет другой стороне (пользователю, он же франчайзи) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК). Участниками подобного
Что такое франшиза? Франчайзинг для предпринимателя
В России используется несколько вариантов названия английского слова «franchise»: фрэнчайз, франчайза и наиболее часто встречающееся — франшиза. Франшиза — это результат сотрудничества, при котором независимые предприниматели продают на рынке товары или услуги известной фирмы на основе лицензии. Франчайзер — это известная фирма, передающая право самостоятельному предпринимателю продавать на рынке товары или услуги, используя ее товарный знак. Франчайзи — это предприниматель, которому передается право продавать на рынке товары или услуги известной
Франшиза в туристическом бизнесе – лучший вариант?
Из-за стагнации последних лет и появления крупных игроков многие маленькие турагентства закрылись – не выдержали конкуренции. В этой ситуации сохранить турбизнес в формате малого и среднего бизнеса по силам, разве что франчайзингу. Любой человек, работавший в туристическом бизнесе семь-восемь лет назад, скажет, что с тех пор многое изменилось. Появилась весьма ожесточенная конкуренция, а тех сверхприбылей, которые были когда-то, уже нет. Российские туристы стали более разборчивы, появилось понятие "недорогие туры" и сам факт поездки за границу уже не заставляет битьс