Свобода или стабильность? Самостоятельное плавание или совместный поход с единомышленниками? Предпочитающему стабильность предпринимателю остается сущая мелочь — выбрать подходящую для себя, да и для региона франшизу. Однако как сориентироваться среди сотен предложений? На рынке франчайзинга все больше консультантов. Но можно ли им доверять? Казалось бы, чего проще — набрав в любой интернетовской поисковой системе заветное «франчайзинг», вы получите многостраничный список ссылок. И обнаружите, что, в основном, это вовсе не франчайзеры, а именно консалтинговые компании: магазины и лавки бизнеса, клубы экспертов франчайзинга и проч. К тому же подавляющая масса ссылок на первых страницах ведет на сайты–близнецы. Все рекорды по количеству «зеркал» и спама бьет «Лавка бизнеса», детище небезызвестной «Лавки жизни», а львиная доля статей сайта устроена по принципу «блохи». Есть такой старый анекдот про студента, к экзамену по биологии выучившего только один параграф. Вытаскивая билет про любую животину, он каждый раз сводил разговор на то, что у нее есть блохи. И с удовольствием рапортовал о знакомом объекте. Нет, ничего дурного сказать про «Лавку» нельзя. Напротив, следует даже выразить восхищение проводимой ею политикой: все организовано таким образом, чтобы желающие «офранчайзиться» покупали пакеты самой компании, которая предлагает сразу 5–6 своих аптечных программ, например «Лавку жизни» и «Зеленую аптеку». Вся остальная информация о франчайзинге — скорее, завлекаловка для посетителей. А конкуренты «Лавки» утверждают: компания, дескать, лукавит, утверждая, что продает и сторонние франшизы, причем со скидкой, никаких юридических прав на это у нее нет. Если разобраться, то выяснится, что сегодня в России консультационные услуги в сфере франчайзинга оказывает всего-то пяток компаний. А предоставляющих такой сервис на действительно высоком профессиональном уровне и того меньше. Большинство же заметных на российском рынке франчайзеров предпочитает разрабатывать и продавать франчайзинговые пакеты самостоятельно. В услугах не нуждаемся Так говорят о помощи в поиске франчайзи практически все крупные компании–франчайзеры. Известные и раскрученные марки не только не страдают от недостатка желающих присоединиться к сети, но еще и привередничают. Вот что говорит о подборе франчайзи руководитель направления компании «Маркон» (брэнд «Стардог!с») Сергей Рак: «Нам требуются люди хотя бы с минимальным опытом решения организационных вопросов. Приветствуется, если человек уже занимался своим бизнесом. Кроме того, предпринимателю–франчайзи придется в любом случае контактировать с властями — на уровне управы или муниципалитета. И мы, естественно, отдаем приоритет тем, у кого такой опыт уже есть. Тем, кто знает, как наладить отношения, получить право работать. Когда к нам приходят вопросы по Интернету: «Понравилась ваша концепция, есть деньги, хотим купить у вас пять точек, скажите, что нам делать», — мы всегда отвечаем, что внимание приятно, и тут же начинаем задавать вопросы сами. Первая группа вопросов: «Почему вы думаете, что у вас в городе наш бизнес будет успешным?» Вторая: «Есть ли у вас возможность поставить точки в тех местах, где, действительно, целесообразно это делать, и сколько это будет примерно стоить?» Это позволяет нам рассчитать, будет ли выгодно потенциальному франчайзи работать с нами. Так завершается первый раунд переговоров. После этого люди задумываются, стоит ли им вообще заниматься именно этим видом бизнеса, начинают трезво оценивать свои возможности. Если есть понимание, что сроки и деньги — разумны, просим потенциальных партнеров подобрать пять мест, для которых можно будет получить разрешение на работу. На следующем этапе к будущему франчайзи выезжает наш менеджер, на месте он может достаточно точно оценить, в самом ли деле реально добиться необходимых продаж в указанных точках. Ведь далеко не всегда франчайзи способен самостоятельно найти хорошее место, хотя бывают и нежданные удачи. Так, меня поразил успех одного из наших франчайзи в Казани: за один день в Парке культуры он наторговал на 60 тысяч рублей, а это неплохой оборот даже для мини–маркета, особенно если сопоставить инвестиции в такой магазин с вложениями в нашу точку!» Близкого мнения придерживается и руководитель направления франчайзинга сети фитнес–клубов Gold’sGym Елена Резанова: «Как правило, нам приходится выбирать среди желающих наиболее подходящих партнеров, так что никакие консультации для развития своего бизнеса в нашем случае не востребованы». По мнению многих крупных франчайзеров, консалтинг нужен, прежде всего, тем компаниям, чьи франшизы еще не известны и требуют активного продвижения. Они нашли друг друга Оказание помощи потенциальным франчайзерам, заинтересованным в разработке франчайзинговой программы «под ключ» и одновременном поиске партнеров в регионах, является куда более перспективным направлением консалтинга. Так, два года назад компания «Магазин готового бизнеса» приступила к опытам по разработке франчайзинговых пакетов, а ее дебютным клиентом стала «Пицца Соле Мио», владеющая сетью пиццерий «Пицца Соле Мио». По сути, это были первые российские франчайзеры, для которых конструкцию партнерского бизнеса разрабатывали внешние консультанты. Помимо того, КГ «Магазин готового бизнеса» стала первой российской компанией, вплотную занявшейся франчайзинговым консалтингом, и перешла к созданию франшиз «под ключ». В целом, рынок услуг в сфере франчайзинга уже довольно четко стратифицирован. Есть компании, которые работают как консультанты в сфере франчайзинга, а есть брокеры, торгующие франшизами. Брокерские компании, в свою очередь, подразделяются на тех, кто занимается пассивным продвижением (размещением на сайте), и тех, кто реально продвигает франшизы на рынок (конференции в регионах, представление предложений франчайзера на специализированных выставках и т. п.). Есть также компании, которые ведут разработку отечественных франшиз и адаптируют зарубежные к местным реалиям. Нужно отметить, что одним из основных показателей серьезности намерений консалтинговой компании является участие в специализированных выставках по франчайзингу. Крупные выставки, такие как «Купи брэнд», собирают ныне вовсе не случайных людей: за три года своего существования этот форум стал самым популярным среди профессионального сообщества. Так вот, в выставке «Купи брэнд–2005» участвовало всего три компании, заявивших, что оказывают консультационные услуги в сфере франчайзинга: КГ «Магазин готового бизнеса», «Республика Франчайзинга» и «Смитбридж». За и против Так зачем обращаться в консалтинговую компанию, какой эффект может быть достигнут в результате, сколько стоят услуги по подбору/разработке франшизы? Начнем с выгод. Как уже говорилось, для создателя новой франшизы обращение за разработкой франчайзингового пакета к консультантам может в ряде случаев (но не обязательно) означать экономию времени и денег. Как минимум, не нужно вкладываться на стартовом этапе в собственный франчайзинговый отдел. Если поручить разработку франчайзингового пакета консалтинговой компании, будущий франчайзер сможет избежать формирования новой структуры внутри компании, предназначением которой на первых порах станет исключительно разработка франшизы (тем временем эксплуатация франшизы — это совсем другая работа и другие менеджеры). Существующая ныне нехватка профессиональных специалистов по разработке заметно сказывается на качестве франчайзинговых пакетов, вышедших на рынок в последнее время, что отражается на конкурентоспособности франчайзинговой сети, успешности каждого отдельного франчайзи, осложняется юридическими проблемами и т. д. Что касается цен за разработку франшиз, то профессионал никогда заранее не назовет сумму, которую нужно заплатить за разработку. Франчайзинговый пакет — штучный продукт, ведь каждая компания уникальна. Понимание франчайзинга и его необходимости внутри компании–заказчика, а также описание штатных процедур редко укладывается в стандартную схему. Именно потому стоимость разработки франшизы для каждой компании индивидуальна, если, конечно, консультант не хочет просто сорвать большой куш. В случае продажи готовых франчайзинговых пакетов вознаграждение компании, продающей франшизы, может колебаться от 10 до 40% от первоначального взноса, тогда как стоимость услуг консалтинговой компании, как правило, определяется в результате переговоров. — Некоторые компании, ограничивающиеся размещением логотипа франчайзера на сайте, не слишком щепетильно относятся к выбору партнеров, часто без чьего–либо разрешения размещают информацию о популярных франшизах на своем портале с целью привлечь посетителей, при этом не имея никакого права на продажу таких франшиз, — говорит Нина Семина, руководитель департамента франчайзингового консалтинга КГ «Магазин готового бизнеса». — И, к сожалению, подобных компаний–пустышек сегодня в Интернете очень много. Они не только не пытаются сами полноценно работать на рынке франчайзинга, но и мешают другим, размывая рынок, создавая дурную репутацию франшизам, размещенным у них на сайте. Если же консалтинговая компания обладает достаточными силами по продвижению франшиз на рынок, то комплекс ее услуг явно не будет ограничиваться лишь сосредоточением на сайте предложений франчайзеров. Здесь ощутимую роль играет достижимость региональных продаж. «Возможность регионального продвижения партнерами, а не только московским офисом, очень важна для наших клиентов, — уверена Нина Семина. — Так, наша деятельность не ограничивается одним только Интернетом, именно потому мы добились на этом поприще заметных успехов: 11 франшиз, разработанных «с нуля», и около 40 проданных франчайзинговых пакетов в различных сферах деятельности. К примеру, ведущие консалтинговые компании Америки, где франчайзинг развивается быстрее, чем во всем остальном мире, за 30 лет существования имеют опыт разработки порядка 150 франшиз. Так что если темпы сохранятся, к тридцатилетнему юбилею специалисты «МГБ» будут иметь в багаже более 210 проектов». Высшим пилотажем консалтинговых компаний является участие в разработке и наличие опыта во всех областях применения франчайзинга, но таких сегодня в России единицы. Некоторые компании, самостоятельно выстроившие свою франчайзинговую сеть, начиная от создания франчайзингового пакета и заканчивая продажей франшиз, иногда оказывают помощь в разработке других франчайзинговых пакетов по своему профилю, однако их деятельность нельзя считать профессионально консалтинговой. Тем более что, кроме общих рекомендаций по своей специфике, они ничем не могут помочь обратившемуся к ним франчайзеру. А специализации по сферам деятельности среди консалтинговых компаний на данный момент нет. «Засады» В первую очередь нужно понимать, что разработка франчайзингового пакета не может длиться один месяц: за такое короткое время качественный, системный продукт сформировать нереально, не говоря уже о составлении договоров коммерческой концессии. Существуют, конечно, типовые договоры, и многие компании используют их в своей деятельности, но ведь франчайзинг — это куда больше, чем договор. Другой важный пункт: если при первой же встрече, не взглянув на документы, консультанты сразу же объявляют некую сумму за свои услуги, самое время насторожиться. Определить цену проекта на глазок невозможно, а если в консалтинговой компании действует некая фиксированная такса, это говорит явно не в ее пользу. И последнее. Если компания заявляет, что действует на рынке «готовых бизнесов», аргументируя это тем, что так теперь именуется услуга по сопровождению сделок с действующими бизнесами, в том числе с франчайзинговыми предприятиями, — это самозванцы, сотрудничество с ними не принесет заказчику ничего, кроме потерь времени, средств и веры в честный франчайзинговый консалтинг. С кем дружить? Основными критериями профессиональности консалтинговой компании на рынке франчайзинга являются:
участие в профессиональных выставках;
количество разработанных франшиз;
количество проданных франшиз в различных сферах деятельности;
четко определенная сфера разработки;
ясно сформулированный комплекс предоставляемых услуг.
Правильные консультанты должны осуществлять взаимодействие с профессиональными участниками рынка, в том числе с РАФ, вести активную «общественную деятельность»: участвовать в профессиональных форумах, конференциях, семинарах, симпозиумах и т. п., то есть постоянно быть на виду. Это некоторая гарантия того, что подобного рода консультанты не окажутся самозванцами и жуликами. Источник: Бизнес-журнал
Виды франчайзинга. Франчайзинг в торговле. Дистрибьютор в сети франчайзера
Все типы франчайзинговых операций могут быть классифицированы по составу их участников, т.е. партнеров по соглашению. С этой точки зрения такие соглашения могут быть заключены:
между промышленными предприятиями (производителями) и предприятиями оптовой торговли;
между производителями и предприятиями розничной торговли;
между оптовиками и розничными торговцами;
предприятиями розничной торговли между собой.
Производители и предприятия оптовой торговли
Этот вид операций возник, когда производители прохладительных напитков взяли за
Финансовая аренда уже прочно вошла в нашу экономику, причем ее большая часть приходится на лизинг оборудования с последующим выкупом. В то же время с точки зрения налогообложения, именно этот вариант отношений таит в себе максимальное количество «пробелов» и «недоговорок», с которыми рано или поздно все равно придется столкнуться. Система взаимодействия между фирмой и лизинговой компанией выглядит следующим образом: некая организация заказывает необходимое ей имущество лизингодателю. Последний берет деньги в банке, покупает выбранное заказчиком оборудование и сверх банковских п