Более восьмидесяти процентов всех франшиз в России являются торговыми. Но что же делать, если своего бизнеса хочется, а вот соответствующим талантом бог торговли Меркурий вас не наградил? Можно ли выбрать что–то по душе в сфере производства и при этом не очутиться в гордом одиночестве? Ответ традиционный: сложно, но можно.
В России пока немного компаний, развивающих производственный франчайзинг. Как оказалось, здесь гораздо сложнее выживать, однако те первопроходцы, которые продвигают это направление, уже могут похвастаться некоторыми успехами. Принято делить франчайзинг на три основных типа: торговый, сервисный и производственный. С торговым все просто — правообладатель дает возможность франчайзи торговать под своей вывеской брэндированной продукцией, которую и поставляет партнеру. Так поступает Yves Rocher. Но как, например, определить деятельность компаний, торгующих под вывеской «Сабвэй» (свежеприготовленные сэндвичи)? Тут ведь и услуги общепита, и, при этом, отчасти «изготовление» конечной продукции. И все же, если придерживаться более строгих критериев, производственным франчайзингом с полным правом, пожалуй, может называться только тот, где имеется собственное производство уникального товара. А его удается наладить, лишь располагая, как минимум, ноу–хау и технологиями франчайзи. Осенняя выставка «Купи брэнд» показала удручающе малое количество франшиз такого типа в России. Между тем, все не так плохо, считает Александр Майлер. Просто многие франчайзеры– «производственники» базируются именно в регионах.
Оливье по–русски
Своеобразным русским ответом «Сабвэю» и Макдоналдсу стала челябинская «Сервис–кухня „Оливье“». Первое предприятие открылось в Челябинске в середине 2003 года и сразу привлекло к себе внимание потенциальных франчайзи. Предложение, действительно, в определенной степени уникально для нашей страны: администрация «Оливье» предложила будущим партнерам создать собственный отдельный бизнес по производству и реализации сырых и готовых полуфабрикатов: салатов, пирогов, круассанов, пирожных и тортов. Прежде в этом сегменте рынка преобладали совсем иные форматы. Первый и самый ранний — «дикие бабушки», многочисленные мелкие торговцы, выпекавшие продукцию в домашних условиях и продававшие ее в арендованных павильончиках. Кстати, несмотря на кажущийся прогресс в сфере общепита, этот формат до сих пор выживает даже в столице. Именно по такой схеме производятся и реализуются «восточные» (в частности, «корейские») салаты. Другой формат, с которым мы сталкиваемся каждый день, — дочерние предприятия крупных торговых сетей (например, небольшие собственные производства на базе универсамов «Паттерсон»). Формат этот также живуч, однако развивается лишь в рамках сети, для которой является побочным бизнесом, призванным не столько приносить стабильно растущий доход, сколько привлекать клиентов свежей продукцией. Таким образом, «Оливье» сразу же удалось прописаться в абсолютно свободной нише. Первые результаты раскрутки новой франшизы владельцев вполне оптимистичны. В компании считают, что рынок Челябинска уже полностью завоеван, так что теперь сеть будет расползаться по всей области, одновременно заглядывая и в соседние регионы. Как говорит генеральный директор группы «Рестостар» Олег Иванов, идейный вдохновитель и организатор проекта, поначалу планировалось открыть обычный цех полуфабрикатов для снабжения продукцией собственного летнего ресторана и кофейни. Но быстро выяснилось: получается вполне привлекательный отдельный бизнес. Одной из удачных находок Иванов считает идею «стеклянной бани». Чтобы подчеркнуть качество производства, один из цехов был отделен от торгового зала стеклянной перегородкой (так поступил и Олег Тиньков в первом своем пивном ресторане). Правда, поначалу работники цеха несколько… тушевались, ощущая себя чуть ли не героями шоу «За стеклом». Но вот новых посетителей такое постоянно действующее зрелище забавляло изрядно. Нынешние планы Олега Иванова весьма амбициозны. После того, как его предприятие стало победителем престижного конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Торговля и общественное питание», было принято решение покорить, ни много ни мало, всю Россию. «Разумеется, приоритетным направлением для нас является открытие сети аналогичных заведений во всех районах Челябинска и в крупных городах области, таких как Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Кыштым, — говорит Иванов, — но далее мы планируем двинуться в Воронеж, Новосибирск, а потом и в столицу».
Кто вперед?
Наступление «на Москву» предпринимает и другой франчайзер–производственник: торговая марка «У Палыча», еще несколько лет назад известная только в Самаре, а сегодня широко представленная в крупнейших сетевых магазинах столицы. Стартовала сеть, по словам генерального директора «Компании–М» и совладельца группы компаний «У Палыча» Александра Мербаума, с открытия небольшого кафе. Потом к нему добавился ресторан. А следом было принято решение открыть комбинат питания, чтобы обеспечить собственные нужды. В 2001 году, когда комбинат стал достаточно крупным предприятием по выпуску разнообразных видов продукции (пельменей, вареников, более тридцати видов кондитерских изделий, более сорока — выпечки и сдобы, более тридцати салатов, а также мясных полуфабрикатов), и появилась идея тиражировать производство на условиях франчайзинга. В итоге сегодня компания предлагает три франшизы — на салатное производство, булочное и пельменное. Условия: единовременный платеж и ежемесячные отчисления, которые либо зафиксированы, либо привязаны к объемам производства. Первое производство по договору франчайзинга «У Палыча» открылось в Ульяновске в 2002 году. Годом позже еще две франшизы были переданы в Саратов и Оренбург на изготовление салатов и булочных изделий. И все же пока это направление развивается не слишком удачно. Более того, франчайзер был вынужден расторгнуть соглашение со своим первым партнером в Ульяновске, по его же инициативе. Как говорит сам Александр Мербаум, «разработать условия договора франшизы оказалось гораздо легче, чем проконтролировать эту работу, и пока действенных рычагов контроля над франчайзи мы не нашли». Получилось то, чего опасаются все владельцы брэндов в России, — франчайзи после истечения срока договора просто «сделал дяде ручкой» и начал выпускать ту же продукцию, по технологиям «Компании–М», но под другой маркой.
Двигай интеллектом!
Общепит, пожалуй, самый «счастливый» сектор. Как бы трудно ни жилось населению, кушать оно будет всегда. Потому–то большинство успешных франчайзинговых проектов реализуется именно в этой сфере. Что же касается выпуска иных товаров и видов продукции, то о франчайзи–производителе сегодня можно говорить лишь как о счастливом исключении.
С известными оговорками к разряду «производственных» можно отнести франчайзинговые проекты, ориентированные на изготовление некоторых видов оборудования для ИТ–рынка и офисной техники, причем с использованием как российских, так и западных патентованных технологий. Единственными представителями этого направления, предлагающими свои франшизы, являются «Полирам» и «Офис Принт Сервис»: на минувшей выставке «Купи брэнд» их павильоны мирно соседствовали. Третьим, и последним, производственником, не имеющим никакого отношения к еде, на упомянутой выставке был «Мастерфайбер». Все это мини–сообщество дружно признается в том, что их франшизы предназначены, в первую очередь, для регионов. Да, выбор явно не велик…
Дальний региональный прицел выработался у компании «Офис Принт Сервис» естественным путем. Ныне под этой маркой уже работают предприятия в Петропавловске–Камчатском, в Якутии, Тюмени, в Кемерово и Челябинске. Наиболее плотный поток кандидатов во франчайзи генерируют Дальний Восток и Сибирь: в очередь на подписание договора выстроились с десяток предпринимателей. Какой продукт расходится в дальних регионах, как горячие пирожки? Как ни странно, картриджи. Вернее, их выпуск и обслуживание.
«Офис Принт Сервис» производит и восстанавливает картриджи под маркой OPS, что позволяет заправлять офисную технику чуть ли не в два раза дешевле, чем при использовании оригинальных расходных материалов. Работает компания с 1999 года. Все начиналось с четырех сотрудников, продававших по шесть картриджей в неделю. Теперь же только в столице у компании более тысячи стабильных клиентов, а объем поставок составляет около пяти тысяч картриджей ежемесячно. «До лета 2004 года мы занимались обычной продажей оборудования и обучением. Теперь же осваиваем тему франчайзинга», — говорит руководитель регионального франчайзингового проекта компании Сергей Сергеев. Пока, несмотря на многочисленные обращения столичных предпринимателей, «Офис Принт Сервис» продает франшизу лишь в регионы. «Торговать франшизой в Москве для нас — рубить, в буквальном смысле, сук, на котором сами и сидим, — признает Сергеев. — В этом плане мы очень отличаемся, скажем, от компании „1С“». Сергеев признает, что поначалу компания не метила так далеко, в перспективном плане по развитию франчайзинговой сети числились исключительно города средней полосы России: дальше Урала в «Офис Принт Сервис» работать не собирались. Однако спрос сам определил предложение. В итоге реализация первоначальных планов компании откладывается до лучших времен. То есть до тех пор, пока очередь «людей с Востока» не рассосется. А случится это, судя по всему, не скоро: по расчетам компании, для открытия предприятия под этой маркой достаточно городка с населением 100–150 тысяч человек. Ведь, как подчеркивает Сергеев, ключевой здесь является промышленно–коммерческая составляющая, а попросту — число действующих предприятий. Не стало проблемой и развитие сбыта в Северной столице, рынок которой мало отличается от московского: множество клиентов, много конкурентов, большой разброс цен. «В этой мутной водичке, скорее всего, развиваться наши франчайзи будут так же, как мы в Москве, — с ежемесячным увеличением продаж», — считает Сергеев.
Кстати, эту компанию совершенно не заботит проблема вероятной кражи технологий. Дело в том, что воспрепятствовать этому нет никакой возможности. «Конечно, наши франчайзи могут уйти «на свободные хлеба», перерегистрировав торговую марку. И единственное, что могло бы удержать их, — это хорошо раскрученный, повсеместно узнаваемый брэнд, — говорит Сергеев. — А этим не может пока похвастаться ни один российский франчайзер. Тем более — «производственник». Потому–то мы так спокойно относимся к вероятности «измен». Так что будем считать: на нынешнем этапе мы просто продаем готовый бизнес. Партнеры, которые хотят работать на перспективу, в одной команде и с общим продвижением, останутся с нами. А тот, кто очень уж захочет самостоятельности, уйдет без особых проблем. Но пока «беглецов» не было».
Засада на производителей
Почему же все–таки так мало франчайзеров–производителей у нас в стране? Ведь мировая практика показывает: именно этот вид франчайзинга наиболее стабилен! Причина в том, что торговый франчайзинг позволяет заработать быстро, «здесь и сейчас». А вот о производстве этого не скажешь.
— Нас, «производящих», можно просто по пальцам перечислить, — признает Сергей Сергеев. — А все потому, что у производственников и проблем на порядок выше, и доходность не так высока.
Ну и, наконец, производство — это всегда куда более высокая зависимость от ситуации, складывающейся за стенами офиса. Вот наглядный пример. После очередных скандалов вокруг таможни (таможенная служба в одночасье лишилась сразу двух генералов) работа уважаемого ведомства была фактически парализована на три недели. «Внутренняя проблема на таможне аукнулась нам всем, — говорит Сергеев. — Общепиту гораздо проще. Самое страшное, что может с ним случиться, — это временно пустующие полки из–за отсутствия некоторых категорий товаров или нехватка пары блюд в традиционном ассортименте из тридцати позиций. А у нас все «заряжено» на производство, мы не можем позволить себе затовариваться расходными материалами на полгода вперед. Стоит таможня — стоит и наш конвейер. Остается только уповать на неформальные договоренности или уговаривать постоянных клиентов, чтобы те вняли, вникли, подождали».
Перспективы у производственных франшиз есть, и прежде всего — в регионах. Так что дело за франчайзерами и поиском тиражируемых производственных технологий, запуск которых можно поставить на поток. --- Источник: Бизнес Журнал Автор: Евгения Ленц
Проверка кредитоспособности заемщика. Как это происходит
Кредитоспособность - это наличие предпосылок для получения кредита, способность его возвратить. Традиционная методика кредита («методика пяти "Си"») состоит в сборе и анализе сведений о потенциальных заемщиках по пяти факторам:
характер заемщика - репутация заемщика, степень ответственности и желание погасить долг;
платежеспособность - способность возвратить кредит. Финансовое состояние определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем;
Раскрутись! Взять кредит на развитие своего бизнеса стало проще
Раскрутить свое дело и зависеть полностью от своих сил и умений в этой стране не мечтает только ленивый. Но одно дело - мечты, другое - превращение их в реальность. Большинство предпринимателей сталкиваются с проблемой, где взять денег на раскрутку. Тем «малышам», кто уже вышел из «грудничкового» возраста и думает о расширении бизнеса, готовы помочь банки.
Шаг навстречу
Рынок кредитования малого бизнесабанковские работники оценивают как один из самых перспективных. По их данным, каждый год объемы
Распоряжение губернатора от 24 ноября 1997 г. №430-рг "Об утверждении положения о порядке работы с инвестиционными проектами, программами развития и поддержки малого предпринимательства и их финансирования в правительстве Ленинградской области"
В целях совершенствования и упорядочения работы с инвестиционными проектами малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, отвечающими интересам развития экономики Ленинградской области и реализации территориальной инвестиционной политики: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке работы с инвестиционными проектами, программами развития и поддержки малого предпринимательства и их финансирования в Правительстве Ленинградской области. 2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на вице-губернатора по экономическому развитию Голощапова В.Н.