Главная страница --> Ведение бизнеса

Доступный кредит для малого бизнеса: мифы и реальность



Проблема банковского кредитования – одна из главных на сегодня для малого бизнеса. Облегчить процесс получения займов небольшими фирмами несмотря на, казалось бы, предпринимаемые усилия со стороны государства и кредитных учреждений, никак не получается. Пути выхода из непростой ситуации попытались найти на прошедшем недавно заседании круглого стола чиновники, банкиры и бизнесмены.   
Странная, право слово, сложилась ситуация. Банкам нужны клиенты, за их счет они могут укрупняться, развиваться, получать доходы в конце концов. Как раз об этом заявил ведущий круглого стола, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Он же подчеркнул, что кредитные организации ни в коем случае не являются врагами предпринимателей и никоим образом не пытаются выжать из них все до последней копейки. «Тем более что все мы живые люди, – добавил он, – и очень часто выступаем не только в роли кредиторов, но и заемщиков». Но скажи это почти любому владельцу маленького предприятия – и он наверняка усмехнется словам Тосуняна, а то и добавит что-нибудь некорректное.

Взять деньги в долг поможет государство

Снизить накал страстей во взаимоотношениях банкиров и предпринимателей старается государство, которое генерирует идеи по упрощению кредитования малого бизнеса. Тезис о том, что чиновники должны активно участвовать в этом процессе,  подтвердил присутствовавший на заседании директор департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Андрей Шаров. Все государства мира, по его словам, ставят перед собой задачу увеличения количества малых предприятий, но при этом власти понимают, что далеко не у всех граждан есть средства, чтобы начать новое дело. Поэтому, продолжил он, в цивилизованных государствах есть системные программы, способствующие кредитованию малого бизнеса.
Россия также следит за экономической «модой». Как сообщил Шаров, к началу 2009 года во всех регионах страны появятся государственные гарантийные фонды, которые будут предоставлять малым фирмам и начинающим предпринимателям недостающее залоговое обеспечение при банковском кредитовании. По словам чиновника, бизнесмены на всей территории страны крайне заинтересованы в подобной помощи. Алгоритм простой: если банк оценит состояние фирмы и ее бизнес-проект положительно, однако денег для обеспечения кредита у компании не будет хватать, государство через фонд даст ей недостающие средства. «В итоге малая фирма получает необходимый кредит, банк – заемщика, а государство – новые рабочие места», – заметил Шаров. Он также напомнил, что программа создания региональных фондов поручительств начала работать лишь с 2005 года, и за это время в нее включился 31 субъект Федерации. Однако, подчеркнул представитель МЭРТ, конкуренция в борьбе за налогоплательщиков, от которых напрямую зависит наполнение региональных бюджетов, все возрастает, никто не хочет оказаться в числе отстающих. Поэтому, убежден Шаров, количество подобных фондов в ближайшее время резко возрастет.

Хороших заемщиков надо выращивать

Второе направление деятельности, которое МЭРТ выделил для себя как важное в следующем году – развитие венчурных фондов. Шаров согласился с тем, что это не кредитование в классическом понимании этого слова, но выгодный способ для малых предприятий привлечь финансовые ресурсы. Всего в России в следующем году начнут действовать 15 венчурных фондов с общей капитализацией 7 миллиардов рублей. Они будут созданы для того, чтобы поддерживать зарождающиеся инновационные компании, причем в качестве инвесторов имеют право выступать и банки. «Если они увидят, что предприятие растет и развивается, смогут при желании купить его. Это достаточно распространенная и устойчивая форма финансирования инновационных проектов», – подчеркнул Шаров.
Чиновники Минэкономразвития в 2007 году также в приоритетном порядке намерены заняться финансированием так называемых “start-up”ов. По словам директора департамента государственного регулирования в экономике, государство будет давать деньги в региональные фонды поддержки малого предпринимательства, чтобы предприятия получали кредиты под чисто символические проценты. В недавно принятом госбюджете, заметил Шаров, на это выделено 3,5 миллиарда рублей, а еще 3 миллиарда фонды должны получить из региональных источников. Чиновник заверил представителей банков, что резкого оттока желающих получить у них кредит ожидать не стоит, поскольку суммы, предоставляемые по этой программе начинающим предпринимателям, будут небольшими. «Государство, поддерживая “start-up”ы, расширит в дальнейшем клиентскую базу кредитных учреждений, – уверен Шаров. – Приведу пример: в одном из регионов бизнесмен взял 60 тысяч рублей на приобретение машины, которая  месит тесто. Так появилось десять новых рабочих мест, затем на производстве был создан цех, а банк в результате получил хорошего среднего заемщика».

Необразованным кредиты «не светят»

Впрочем, как заявил исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский, субъекты малого предпринимательства постепенно сами осваивают сложную науку под названием «как получать кредиты». Гарегин Тосунян привел в качестве примера результаты проведенного ассоциацией опроса. «Если в прошлом году из 34 тысяч заявок малого бизнеса банками были удовлетворены 28 тысяч, то за первое полугодие 2006-го из 27 тысяч просителей деньги получили 25 тысяч», – сообщил руководитель Ассоциации.
Тенденция действительно положительная – ничего не скажешь. Но все-таки остаются фирмы, которым кредитные учреждения отказывают в предоставлении жизненно необходимых средств. Почему так происходит? Как считает начальник Управления развития бизнеса департамента кредитования малого и среднего бизнеса «МДМ-банка» Михаил Шаповалов, проблема кроется не только и не столько в залоговом обеспечении кредитов, сколько в невысоком уровне финансовой культуры многих предпринимателей. «Иногда наши служащие и потенциальные заемщики просто не находят общего языка, – посетовал он. – Участие государства в повышении образовательного уровня бизнесменов было бы очень полезным делом».
Как оказалось, Минэкономразвития позаботилось и о решении этой проблемы. Начинающие предприниматели в ближайшем будущем смогут за минимальные деньги получать необходимые для ведения бизнеса знания. В следующем году специально для них в регионах начнет действовать образовательная программа, разработанная МЭРТ. Ее появление, подчеркнул Шаров, обусловлено тем, что, как показывает практика, среди причин разорения новых предприятий главной является банальная некомпетентность их хозяев. По словам чиновника, вскоре каждый желающий учиться бизнесмен сможет стать обладателем сертификата на определенную сумму. Часть его стоимости оплатит сам предприниматель, а вот другую, куда более существенную – государство. «Все курсы будут довольно короткими и интенсивными, – отметил Шаров. – Если человек захочет узнать, как работают банки, пожалуйста; если ему надо подучиться на бухгалтера – нет проблем. Если эта программа проработает хотя бы три-четыре года, уровень знаний и навыков российских предпринимателей в финансовой сфере серьезно возрастет».
Банковское сообщество также не останется в стороне от просвещения бизнес-масс. Гарегин Тосунян сообщил, что президент поручил правительству, Центробанку и АРБ реализовать комплекс мер, направленных в том числе на «повышение финансовой грамотности и информированности населения в области банковской деятельности и банковских услуг». Тем же организациям Владимир Путин приказал разработать «систему мер по повышению доступности банковских услуг для населения средних и малых городов, а также сельских населенных пунктов». «Это не значит, что завтра все станет идеально, – предупредил восторги оптимистов глава АРБ, – но очень важно, что мы получили импульс к развитию кредитного дела на высшем государственном уровне».

Ложка бизнес-дегтя в бочке банковского меда

На этом оптимистическая в целом часть встречи подошла к концу, поскольку слово, наконец, дали единственному предпринимателю за круглым столом – вице-президенту Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Павлу Сигалу. Он рассказал, что ситуация с выдачей кредитов отнюдь не столь радужная, как ее обрисовал Тосунян. «По нашим оценкам, – заявил Сигал, – 70–80 процентов бизнесменов либо вообще не обращались в банки, заранее зная, что им там откажут; либо уже на первичном уровне общения с персоналом кредитной организации осознали, что шансов на получение денег у них нет». Главной причиной отказов, по его мнению, является отсутствие необходимых у бизнесменов залогов; а другой, чуть менее распространенной – слишком долгий срок рассмотрения и удовлетворения заявки на кредит. «Даже я, человек, владеющий не самым маленьким бизнесом, являющийся постоянным и добросовестным клиентом одного из крупных банков, ждал денег на протяжении полутора месяцев», – пожаловался он.
Еще одна проблема, о которой упомянул представитель «ОПОРЫ», касается коррупции в крупных банках, предлагающих программы льготного кредитования. По данным бизнес-объединения, 50–60 процентов предпринимателей, получивших-таки деньги на льготных условиях, заранее «благодарили» помогавших им сотрудников банка. Вроде бы делается благое дело, но, как часто это бывает в России, реализация идеи хромает, с грустью подытожил Сигал.
В завершение заседания он упомянул еще об одной больной теме – малый бизнес, по его словам, не имеет доступа к так называемым «длинным» кредитам. «Максимальный срок, на который банки дают деньги небольшим фирмам – это год-полтора. За отведенное время реальное производство и даже торговлю на ноги не поставишь. Решать надо системные проблемы, подобные этой. Только тогда мы сдвинемся с мертвой точки в обеспечении займами малых фирм, да и локальные трудности преодолевать станет легче», – подвел итог встречи предприниматель.
---
Источник: www.buhnews.ru


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Для всех ли хорош лизинг? ..
Лизинговые компании: борьба за малый и средний бизнес ..
Лизинг персонала ..
Оборудование в лизинг - выход для большинства предприятий ..
Инвестиционный проект. Рекомендации по составление ..
Анализ инвестиционных проектов. Основные методы ..
Национальный банк: Кредит для старта бизнеса ..
Агентство недвижимости по франшизе. Франчайзинг в недвижимости ..
Недвижимый лизинг ..
Обеспечение кредита: неустойка, залог, поручительство ..
Инвестиционные проекты на предприятии. Оценка инвестиционных проектов, осуществляемых на действующем ..


Похожие документы из сходных разделов


Лизинг спецтехники - Экспертное мнение



"ЛизингПромХолд". ЧЕРЕПОВ Денис Николаевич (Начальник отдела лизинга автотранспорта и спецтехники ООО "ЛизингПромХолд")
Есть ли различия в требованиях к лизингополучателям специальной техники? Ведь в отличие от большой группы лизингового имущества, строительная техника довольно долго изнашивается и по стоимости она дорого стоит.
Ответ:
Различий в требованиях к лизингополучателям специальной техники мы не делаем. Принцип оценки финансового состояния в нашей компании един, а именно: опыт ведения бизнеса – не менее двух лет, среднемесячная выручка по офиц

[ознакомиться полностью]

Электронные процедуры государственных закупок Санкт-Петербурга. Инструкция для поставщиков


Настоящая статья предназначена для поставщиков (организаций, предприятий, учреждений и предпринимателей без образования юридического лица) как участвующих в электронных процедурах закупок, так и собирающихся упростить условия своего участия в государственных закупках Санкт-Петербурга. Статья не претендует на учет всех возможных ситуаций и нюансов, но, тем не менее, является своего рода инструкцией.

Что представляют собой электронные процедуры закупок

Терминологическое определение электронным торгам найти сложно при том, что их существует несколько видов - электронная биржа, площадка

[ознакомиться полностью]

Этический кодекс Российской Ассоциации Франчайзинга, отношения франчайзи и франчайзора


1. Определение франчайзинга

Франчайзинг - это система продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологии, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - Франчайзором и Франчайзи. При этом Франчайзор передаёт Франчайзи права и налагает обязательства вести бизнес в соответствии с концепцией Франчайзора. Эти права влекут за собой и обязывают Франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение, использовать товарный знак Франчайзора, его ноу-хау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры и др

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100