Как выбрать оптимальную сумму кредита? Долги можно превратить в прибыль
Кредит воспринимается многими руководителями как вынужденная мера. Когда можно обойтись своими силами, в долги предпочитают не влезать. Тем не менее долги способствуют росту фирмы. Главное – рассчитать оптимальную сумму займа. Каждый участник хозяйственных отношений может одновременно выступать должником и заимодавцем, отмечают эксперты журнала «Консультант». Например, как только фирма заключает коммерческий договор – сразу становится либо дебитором, либо кредитором с прекращением действия договора процесс формирования прибылей или убытков не завершается. После этого организация уже должна перечислить государству налоги, либо ей придется требовать деньги с контрагентов, которые не хотят платить по договору в срок. Получается, что компания на каждом шагу сталкивается с долгами.
Финансовое планирование – инструмент бизнеса
В любом бизнесе финансовый директор должен распределять затраты и поступления по различным категориям. Поэтому финансовое планирование помогает регулировать соотношение доходов и расходов компании.
Крупные организации, как правило, владеют большим капиталом. В таких компаниях производственными процессами обычно управляют финансово-экономические подразделения. А на средних и небольших предприятиях финансовым планированием, как правило, занимается генеральный директор. Планирование и учет долгов в обороте финансовых ресурсов требуют понимания внутренних процессов развития предприятия. На первый взгляд, можно сделать вывод, что долги не влияют на развитие фирмы. Но фактор, увеличивающий дефицит оборотных средств и определяющий возникновение и увеличение задолженности, появляется во временном разрыве между постоянными выплатами и поступлениями от продаж, то есть в момент возникновения долга. Но кроме обязательств на величину отрыва показателя валовых денежных поступлений от объема продаж (так называемый «кассовый разрыв») влияет узнаваемость товара потребителем. Естественно, разрыв тем больше, чем меньше покупателей знает о товаре. Поэтому финансовый директор должен не только запланировать затраты на покрытие кассового разрыва, но и учесть необходимость постоянного увеличения расходов компании на PR и рекламу.
Нужен ли фирме кредит?
Величина кассового разрыва влияет на принятие руководителем решения о необходимости дополнительного кредитования фирмы.
Расчет прибыли и погашение кредитных обязательств имеют разное значение для долгового планирования. Дело в том, что кредитные обязательства – составная часть образования стоимости товара или услуги. А прибыль важна для капитализации всей фирмы. Рассмотрим формулу чистой прибыли:
C* = C – (P + F + R) + (Q + V + N + H),
где:
C – валовая (кассовая) выручка предприятия от продаж своего продукта на рынке;
P – наценка (добавочная стоимость) на стоимость товара (услуг);
F – долги и другие кредитные обязательства;
Q – основные средства производства (капитал);
V – величина затрат на оборотные средства;
N – налоговые выплаты;
R – затраты на общественное мнение и рекламу;
H – расходы на наемный труд;
C* – чистая прибыль.
Если финансовый директор исключит из представленных значений затраты на долги и рекламу, то у него появится иллюзия увеличения чистой прибыли за счет изменения состава расходов. Но он должен учитывать, что кассовый разрыв начинает резко увеличиваться, если товарное предложение «устаревает», то есть наполняет систему спроса до порогового значения – так называемой предельной полезности предложения. Это происходит из-за того, что потребители не купили вовремя товар. В таком случае крупные производственно-технологические компании и естественные монополии снижают цены или сокращают производство. Для небольших и средних организаций подобные маневры могут иметь самые негативные последствия.
Следовательно, необходимо получить краткосрочный кредит на покрытие кассового разрыва и увеличение затрат на рекламу, чтобы выжить в условиях рыночного ценообразования и конкуренции.
Как покрыть кассовый разрыв
Как известно, сегодня деньги всегда дороже, чем завтра. Поэтому необходимо пополнять кассовый разрыв за счет кредитов. Например, предприятие А для пополнения кассового разрыва тратит на единицу продукции в общей сложности 100 у. е. Фирма включает в наценку 100 процентов затрат. Первый период выпуска продукта при технологическом цикле производства равен сроку от момента поставки сырья, обработки, складирования до предпродажной подготовки и составляет 1 месяц. Но результат расчетов будет некорректным, если к этому сроку не прибавить еще 15 дней, которые необходимо «зарезервировать» на продажу продукта. Если покрыть кассовый разрыв первого периода с помощью кредита, то долг увеличит оборотные затраты. Но заем исключит и проблемы, связанные с постоянными расходами. Полученный кредит нужно плавно распределять во времени. Это восполнит первоначальные потери из-за роста наценки, вызванной повышением спроса за счет увеличения узнаваемости продукта. Предприниматель формирует кредитный портфель исходя из постоянных затрат. При этом чистая прибыль организации может оставаться неизменно высокой в балансовых показателях предприятия, а равномерное погашение обязательств позволяет перераспределять оборот без дефицита и снижения прибыли. В кредитный портфель не всегда входит только банковская ссуда. Он может состоять из товарного кредита, беспроцентных займов, из накопленных сумм чистой прибыли предприятия и векселей. Компания вправе использовать чистую прибыль, но она должна выделять ее часть в качестве необходимого резерва. Выплатить любой кредит, растянутый по времени погашения, всегда более выгодно, чем вести финансовый учет предприятия по принципу убыточности. Согласно этой пресловутой модели планирования свою учетную политику формирует большинство российских предприятий. На первый взгляд, это несколько снижает налоги. А в некоторых случаях, например при банкротстве компании, позволяет ей отложить расчет по обязательствам на неопределенный срок. Убыток легко создать, например, при ускоренном возврате кредитов, снижении затрат на рекламу и соответственном увеличении времени реализации продукции предприятия.
Долги – мощный финансовый рычаг
Бизнес будет развиваться эффективно, если фирма увеличивает оборотные средства за счет привлечения займов. Появится эффект «финансового рычага». Предприятие, использующее только собственные ресурсы, ограничивает их оборачиваемость на треть. Кредит увеличивает поступление чистой прибыли от «своих» средств в зависимости от соотношения собственных и заемных денег в пассиве и от величины процентной ставки. Эффект финансового рычага можно рассчитать по следующей формуле:
ЭФР = 2/3 (ЭЦ - СРСП) х ЗС/СС,
где ЭЦ – экономическая целесообразность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам;
СРСП – средняя расчетная ставка процента;
ЗС – заемные средства;
СС – собственные средства.
Другими словами, для того чтобы повысить эффективность использования собственных средств, предприятие должно регулировать соотношение своих и заемных денег.
Действие финансового рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения «силы» финансового рычага применяют отношение валовой выручки (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом чистой прибыли составляет запас финансовой устойчивости. Важно, чтобы собственная рентабельность превышала проценты по долговым обязательствам. Если этого не происходит, фирма может просто разориться на выплатах кредиторам. Если же данное условие выполнено, то компания получает немалую прибавку к прибыли.
Таким образом, при финансовом планировании важно обращать внимание на кредиторскую задолженность фирмы. В итоге долги могут повысить финансовую устойчивость организации и увеличить ее прибыль. --- Источник: www.buhnews.ru
Инвестиционный проект. Рекомендации по составление
Помимо детально проработанного бизнес – плана проекта потенциальный кредитор обязательно запросит следующие документы: 1. Копии учредительных документов
Устав
Учредительный договор
Свидетельство о регистрации
Зарегистрированные изменения в Уставе
2. Копии балансов и отчетов о финансовых результатах предприятия 3. Документы, характеризующие инфраструктуру предпринимательской деятельности:
Доступный кредит для малого бизнеса: мифы и реальность
Проблема банковского кредитования – одна из главных на сегодня для малого бизнеса. Облегчить процесс получения займов небольшими фирмами несмотря на, казалось бы, предпринимаемые усилия со стороны государства и кредитных учреждений, никак не получается. Пути выхода из непростой ситуации попытались найти на прошедшем недавно заседании круглого стола чиновники, банкиры и бизнесмены. Странная, право слово, сложилась ситуация. Банкам нужны клиенты, за их счет они могут укрупняться, развиваться, получать доходы в конце концов. Как раз об этом заявил вед
"ЛизингПромХолд". ЧЕРЕПОВ Денис Николаевич (Начальник отдела лизинга автотранспорта и спецтехники ООО "ЛизингПромХолд") Есть ли различия в требованиях к лизингополучателям специальной техники? Ведь в отличие от большой группы лизингового имущества, строительная техника довольно долго изнашивается и по стоимости она дорого стоит. Ответ: Различий в требованиях к лизингополучателям специальной техники мы не делаем. Принцип оценки финансового состояния в нашей компании един, а именно: опыт ведения бизнеса – не менее двух лет, среднемесячная выручка по офиц