Чтобы работать на рынке таксомоторных перевозок, не обязательно вкладывать миллионы в покупку собственного парка легковых автомобилей. Некоторые предприниматели нашли способы вхождения в этот бизнес всего за $15-20 тыс.
«Лучше истаскаться, чем заржаветь!»
Работа водителей, зарабатывающих на жизнь частным извозом, трудна и порой даже опасна. Об этом владелец небольшой страховой компании Кирилл Хожак знал не понаслышке: в числе прочих услуг его фирма занималась страхованием автовладельцев. В процессе общения с ними вырисовывалась безрадостная картина трудного счастья «бомбил». Особенно страдают частники, не «прописанные» в хлебных для водителей местах: у вокзалов, аэропортов, метро и крупных торговых центров. Эти точки давно контролируют криминальные структуры. Накручивать же километры по городу в поисках «голосующих» клиентов – дело невыгодное. Можно проехать сотни километров, не заработав ни рубля.
– Я решил создать информационный центр, который будет принимать заказы на услуги такси от населения и за определенный процент передавать их частным водителям, – говорит Кирилл Хожак. – Идея не отличалась оригинальностью – таких диспетчерских в Москве было уже много. Но для меня это стало совершенно новым бизнесом, поскольку никакого опыта работы на таксомоторном рынке у меня не было.
К делу подключился друг Хожака, который впоследствии стал его заместителем. Вместе они написали бизнес-план и провели собственное маркетинговое исследование. Оно подтвердило, что у водителей-частников есть большая потребность в услугах диспетчеров. Многие таксисты говорили о том, что охотно пошли бы под крыло независимой информационной фирмы. «Лучше изнашивать свое авто, зарабатывая деньги, чем стоять на обочине в ожидании случайного клиента», – говорили частники. Эта мысль легла в основу шутливого девиза фирмы «Такси “Рикша”», созданной Хожаком и его компаньоном: «Лучше истаскаться, чем заржаветь!».
Предприниматели арендовали небольшое помещение под диспетчерскую, закупили радиооборудование, оформили необходимые документы и наняли персонал – четырех девушек-диспетчеров. К сотрудничеству привлекли 50 водителей с собственными автомобилями. В дело было вложено примерно $18 тыс. Первый заказ от клиентов фирма приняла в апреле 2005 года.
– Мы сразу выбрали определенную специализацию – доставку пассажиров в аэропорты и обратно , – говорит генеральный директор компании «Такси “Рикша”» Кирилл Хожак. – Сегодня бизнес уже вышел на нулевую рентабельность: наши доходы сравнялись с расходами на содержание компании. К концу второго года работы диспетчерской планируем окупить все затраты на ее организацию.
«Серая» стихия
По оценкам экспертов маркетингового агентства ABARUS Market Research, в Москве извозом занимаются около 40 тыс. водителей легковых автомобилей. Ежедневно они перевозят полмиллиона пассажиров.
– Таксопаркам в Москве принадлежит только 3000-3500 автомобилей, – говорит генеральный директор агентства ABARUS MR Аркадий Зарубин. – Доля нелегального извоза достигает 80-90% от всего объема таксомоторных перевозок.
По европейским нормам 40 тысяч легковых перевозчиков для такого мегаполиса вполне достаточно, чтобы обеспечить потребности населения в услугах такси. Проблема в том, что в нашем законодательстве в настоящее время нет определения того, что такое «такси». В европейских странах под такси понимают транспортное средство, имеющее разрешение на перевозку пассажиров по их требованию. Эти услуги являются публичными. Такси отличаются от автомобилей, используемых для частного найма: последним не разрешается сажать пассажиров на улицах или стоянках такси. Автомобиль, используемый для оказания услуг такси, должен иметь лицензию или быть зарегистрирован как такси. У нас же нарисовать шашечки на бортах своего авто может любой водитель, зарегистрировавшийся в качестве индивидуального частного предпринимателя.
– По нашему мнению, большинство так называемых «бомбил», составляющих конкуренцию таксопаркам, – это именно ИЧП, – говорит Владимир Дудко. – Этот статус позволяет им не становиться официальными перевозчиками и в то же время не иметь проблем с контролирующими органами при проверках. Для перехода в «белую» нишу им остается сделать один шаг: установить в машине таксометр или кассовый аппарат, зарегистрированный в налоговых органах, и платить налоги с получаемых доходов. Но делать это большинство «бомбил» не торопятся.
– Постоянно растет доля потребителей, ставящих на первое место безопасность и комфорт поездки в такси, – говорит генеральный управляющий компании «Интернет-Лайн» Алексей Тощев. – Такие люди будут упорно голосовать у дороги, пропуская многочисленных «бомбил», пока не дождутся «легального» таксиста.
Таким образом, налицо парадокс: с одной стороны, «такси» много, с другой – их явно не хватает.
Между «Волгой» и «Кадиллаком»
Основное преимущество «бомбил», позволяющее им создавать конкуренцию легальным таксопаркам, – низкие цены.
В целом весь рынок легковых перевозок делится на три сегмента. Самый массовый – сегмент «эконом», где в роли такси выступают отечественные автомобили – ГАЗ-3110 «Волга» и «Жигули». По мнению генерального управляющего компании «Интернет-Лайн» Алексея Тощева, на долю этого сегмента приходится до 60% всех легковых пассажирских перевозок, осуществляемых в Москве. Более обеспеченных клиентов обслуживают водители на новых иномарках – обычно это Hyundai Sonata, Opel Vectra или Peugeot Partner, поездка в которых обходится пассажиру на 30-50% дороже, чем в отечественных авто. На долю этого сегмента – «бизнес-класс» – приходится 30% рынка.
VIP-такси занимают не более 10% рынка. Чтобы «прокатиться» на дорогих или коллекционных автомобилях типа Hummer, Lincoln, Cadillac, представительский Mercedes, нужно заплатить от 1000 до 2500 рублей за один час. Как правило, такие машины клиенты заказывают для деловых поездок, обслуживания свадеб и торжеств.
Лидеры перевооружаются
На рынке легальных таксомоторных перевозок действуют два типа игроков – парки, владеющие собственным транспортом, и диспетчерские службы, не имеющие своих автомобилей. Кроме того, на рынке работают несколько десятков малых таксопарков, имеющих на своем балансе от 20 до 300 автомобилей.
Помимо стандартного обслуживания частных лиц, таксопарки в последнее время стараются сотрудничать с корпоративными клиентами, обеспечивая для них деловые поездки менеджеров по городу, в аэропорт и на вокзалы, а также предоставляя курьерские услуги. Корпоративное обслуживание имеет свои специфические особенности, поэтому для работы в сфере B2B таксопарки создают специальные подразделения.
– Корпоративные заказчики требуют, чтобы машина было чистой как внутри, так и снаружи, а водитель опрятен и обходителен, – говорит генеральный управляющий компании «Интернет-Лайн» Алексей Тощев. – Поскольку мы не знаем, кого повезет наша машина в очередную поездку – гендиректора или менеджера низшего звена, мы стараемся выдерживать одинаковый уровень сервиса для всех заказчиков.
Последние полтора года в таксомоторном бизнесе стала четко прослеживаться тенденция к обновлению парков и переходу на машины иностранного производства. Таким образом владельцы таксопарков пытаются сократить текущие расходы на техническое обслуживание машин.
– Несмотря на более высокую цену иномарок, расходы на их обслуживание в 2-2,5 раза ниже, чем на автомобиль «Волга», – говорит Алексей Тощев. – Я думаю, что в скором времени львиную долю рынка такси займет вторая версия автомобиля Ford Focus.
Другая важная причина, по которой таксопарки переоснащаются иномарками, – повышение требований к комфорту со стороны клиентов.
Маленький дорогой таксопарк
Для мелких и средних предпринимателей создание собственного таксомоторного парка – дело затратное. Но если есть средства, то профессионалы рынка рекомендуют начинать с покупки не менее 80-100 автомобилей. Причем лучше сразу приобретать иномарки – с прицелом на будущее.
– Такое количество такси в рабочую смену более или менее равномерно распределится по улицам города, – говорит Владимир Дудко. – Это позволит избежать порожних пробегов для подачи машин клиентам в дальние районы и повысит рентабельность эксплуатации машин.
При средней стоимости иномарки в $12 тыс., для покупки парка автомобилей потребуется около $1-1,2 млн. Впрочем, можно воспользоваться лизингом. Но это повысит стоимость каждого автомобиля на 10-15%, а к моменту полного расчета с лизинговой компанией (через 3 года) автомобиль уже выработает значительную часть своего ресурса.
Организация качественного диспетчерского центра при таксопарке потребует еще $100-120 тыс. Таким образом, общие затраты на организацию малого таксопарка могут составить до $1,5 млн. Выйти на нулевую рентабельность таксопарк сможет только после первого года работы, а окупиться – через несколько лет.
Одним из рисков таксомоторного бизнеса является то, что владельцу автопарка приходится передавать свои автомобили в пользование наемным водителям. Чтобы заставить водителей бережнее относиться к имуществу, предприниматели придумывают различные схемы повышения их материальной ответственности. В частности, машину могут передавать наемному водителю в аренду. Плату за аренду водитель вносит авансом из своего кармана при оформлении на работу. По мере поступления выручки аванс возвращается таксисту. Тем не менее, нередки случаи, когда водители попадают в аварии или исчезают, присвоив выручку, а иногда и сам автомобиль.
Чтобы снизить эти риски и собственно затраты на организацию таксопарка, небольшим компаниям лучше прибегнуть к уже опробованному способу проникновения на рынок – через организацию диспетчерской.
Непотопляемый вариант
- Диспетчерская – это самый простой, рентабельный и непотопляемый вариант ведения бизнеса в сфере такси. За каждый заказ, поступивший от диспетчеров фирмы, частные извозчики отдают ей 10-30% его стоимости либо некую фиксированную сумму, – говорит Алексей Тощев. – При этом у владельцев диспетчерской нет проблем, связанных с обслуживанием парка автомобилей. Если грамотно вкладывать деньги в рекламу и привлекать толковых водителей, можно успешно работать и постепенно расширяться.
До перехода на работу в «Интернет-Лайн» Алексей Тощев был владельцем диспетчерской, под началом которой работало 25 машин.
– Мы были завалены заказами «под завязку» и ежемесячно получали $7-10 тыс. прибыли, – вспоминает Тощев.
Для организации небольшой диспетчерской необходимо $5-20 тыс. Конечная сумма зависит от того, какое техническое вооружение будет выбрано для связи с таксистами. Самый экономичный вариант – обычная сотовая связь. Но он имеет существенный недостаток.
– Чтобы найти машину, которая находится ближе всего к району, откуда поступил заказ, диспетчер вынужден по очереди звонить на мобильные телефоны нескольких десятков водителей, – говорит Кирилл Хожак. – Тогда как с помощью радиостанций можно одновременно связываться со всеми таксистами.
В «Такси “Рикша”» комплект бортовой радиостанции стоимостью $200-300 должен купить сам водитель. Кроме того, при заключении договора он вносит на счет фирмы аванс. Только после этого диспетчерская начинает обеспечивать таксиста заказами. Когда он выполняет очередной заказ, фирма вычитает из аванса свой оговоренный процент. После того как деньги на «личном счете» заканчиваются, водителю напоминают о том, что надо его пополнить. Если этого не происходит, таксист перестает получать заказы.
– Один диспетчер может обработать 50-70 заказов в сутки, – говорит Кирилл Хожак. – Если заказов становится больше, нужно брать дополнительного диспетчера, иначе клиенты просто не смогут дозвониться в фирму.
Имя успешно работающей диспетчерской, активно рекламирующей свои услуги, становится известным на рынке достаточно быстро. Бывает, что к ним даже обращаются вновь создаваемые таксопарки, владельцы которых не желают тратиться на продвижение собственного брэнда. --- Источник: www.mybiz.ru
Европейская компания бытовых приборов "Электролакс" изобрела домашние мужские тапочки-пылесосы. В каждой из их подошв находится миниатюрный вакуумный двигатель, который автоматически управляется лазерным сенсором. Как только тапочки касаются поверхности пола, включаются практически бесшумные двигатели и начинают собирать пыль.
Заядлые лентяи, которые терпеть не могут убираться, с руками оторвут данные тапочки-пылесосы. Ведь, чтобы выполнить ненавистную рутинную работу по уборке квартиры, достаточно будет надеть их и послоняться по квартире приблизительно минут 15-20, в за
Написать данную бизнес -идею, меня натолкнул разговор на одном бизнес - форуме, где предприниматель - новичек, хотел обсудить чем ему заняться ( у него были небольшие деньги около 2 000 -3 000 дол для начала бизнеса). И один из вариантов был у него, как помниться -это на рынке открыть место, где продавать тапочки! да-да! просто обыкновенные тапочки -так как эта ниша у него в городе не занята! Тогда помнится я написал ему, что это не лучшая идея, так как прибыль, наверняка, будет небольшой! Да и везде продаются просто тапочки... Как то скучно, грустно, малоденежно и неинтересно. А вот тапочк
Сегодня тату-бизнесом занимаются, в основном, энтузиасты-любители и художники, для которых это не просто источник заработка, а настоящее жизненное призвание. Рынок ждет! «Некультурно, страшно и негигиенично!» - горланят тысячи людей, одинаково отрицательно относящиеся и к татуировкам, и к пирсингу. Но есть те, кто считает их уникальным украшением, за которое не грех отдать приличные, а порой и неприличные деньги! Конечно, делать татуировки и дырки в ушах и других частях тела — не пирожки продавать. Все-таки бизнес довольно специфический. Сегодня им,