Структура бизнес-плана для торгового предприятия: требования и рекомендации
Если вы решили открыть бизнес в сфере торговли, Вам будет полезным знать важные рекомендации по грамотному составлению бизнес-плана предприятия этой отрасли.
Обзорный раздел (резюме).
Описание предприятия.
Описание продукции (услуг).
Анализ рынка.
Производственный план.
План сбыта.
Финансовый план.
Анализ чувствительности проекта.
Приложения.
1. Обзорный раздел (резюме) Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Резюме должно включать следующую информацию:
Меморандум о конфиденциальности проекта.
Проект
Краткое описание сути проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении уже существующего предприятия.
Бизнес
Наименование предприятия, организационно-правовая форма предприятия, вид деятельности;
Краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста;
Перечень основных владельцев (распределение акций, долей);
Почтовый и фактический адрес предприятия, телефон, факс, E-mail, интернет сайт;
Банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета).
Руководство и персонал
Фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя предприятия;
Среднесписочная численность работающих на предприятии;
Насколько укомплектован штат? Потребность в трудовых ресурсах?
Каков образовательный уровень администрации, менеджеров, производственных рабочих?
2. Описание предприятия В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
Цели и задачи предприятия на ближайший период и на перспективу;
События, повлиявшие на развитие предприятия;
Организационная структура и кадровый состав;
Тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
Основные достижения предприятия;
Финансовое состояние предприятия и показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
Анализ издержек;
Каковы преимущества предприятия?
Какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие?
Объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
Какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции?
Сезонность;
Территориальное расположение клиентов;
Основные конкуренты и их сильные стороны;
Уровень технологии продаж и системы учета;
С какими проблемами сталкивается предприятие?
Анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента);
Географическое положение офисов, складских помещений;
Ближайшие транспортные магистрали;
Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
3. Описание продукции (услуг) В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства. Характеристика продукции:
Функциональное назначение реализуемой продукции и для каких целей она предназначена;
Стоимость реализуемой продукции;
Соответствие продукции принятым стандартам;
Требования к хранению.
4. Анализ рынка В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски. Характеристика рынка:
Размеры и ёмкость рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок) на котором работает предприятие;
Предполагаемая доля рынка в настоящее время и после реализации проекта;
Основные тенденции развития рынка;
Динамика цен на рынке за последние 3 года;
Специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
Независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
Планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
Особые цели на рынке.
Характеристика потребителей продукции:
Тип потребителя (покупатели, производители, самостоятельные потребители и т.п.);
Их географическое расположение;
Их мнение о приобретаемой продукции и о качестве обслуживания.
Стратегия продвижения продукции на рынок:
Расчет и обоснование цены, ценовая политика;
Система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;
5. Производственный план Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно реализовывать продукцию (услуги) потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации. Описание технологического процесса должно отразить:
Потребность в поставках продукции;
Условия приобретения продукции;
Оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
Потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
Потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях, программных продуктах;
Требования к источникам энергии, коммуникациям и их доступность;
Требования к подготовке производственным и офисным помещениям;
Требования к контролю и учёту;
Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
Административный персонал;
Инженерно-технический персонал;
Производственный персонал;
Условия оплаты и стимулирования;
Условия труда;
Структура и состав подразделений;
Обучение персонала;
Предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
6. План сбыта План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:
Цену продукции;
Схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
Размеры скидок;
Время на сбыт;
Уровень запасов;
Процент потерь;
Условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
Время задержки платежа.
7. Финансовый план Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях). Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта. Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
изменение курса рубля к доллару.
перечень и ставки налогов.
рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта).
формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам).
планом движения денежных средств (Кэш-Фло).
балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту. Показатели эффективности проекта:
Чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход. Net Present Value (NPV).
Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profitabily Index (PI)
Внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).
Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period; (PBP) мес.)
Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам:
показатели общественной эффективности - к обществу в целом;
показатели коммерческой эффективности проекта - к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет;
показатели эффективности участия предприятия в проекте - к этому предприятию;
показатели эффективности инвестирования в акции предприятия - к акционерам предприятий - участников проекта;
показатели эффективности для структур более высокого уровня - к этим структурам;
показатели бюджетной эффективности - к бюджетам всех уровней.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, потребность в дополнительном финансировании, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости. 8. Анализ чувствительности проекта Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции). Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта. Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой. Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности, break-even point). Уровнем безубыточности называется отношение "безубыточного" объема УБ продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) на некотором шаге т к проектному. При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции на шаге т могут быть разделены на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства. Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для цены основного используемого в производстве сырья. Приложения В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
Биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
Результаты маркетинговых исследований;
Заключение аудиторов (включая аналитическую часть);
Гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
Договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
Заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
Статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
Отзывы авторитетных организаций.
Материал подготовлен по разработкам Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства. Источник: i-con.ru
Сумасшедший и перспективный бизнес: «фандоматы» для мусора
На улицах столицы уже установлено более двух тысяч автоматов, принимающих пластиковые бутылки и алюминиевые банки. Окупается ли это чудо техники и есть у него перспективы в других городах? На улицах столицы уже установлено более двух тысяч автоматов, принимающих пластиковые бутылки и алюминиевые банки. Заслуженное вознаграждение сдающим тару — 10 копеек за «пластик» и 40-70 копеек за банку. Сами аппараты, называемые «фандоматами», стоят от 4 800 до 7 000 евро. Окупается ли это чудо германской техники и каковы перспективы подобного бизнеса? [ознакомиться полностью]
Свой бизнес: нелегкие ступеньки
Решиться начать свой бизнес – сложно. Но когда вы сказали себе твердое «да» и перешли рубеж - двигайтесь только вперед! Каждый шаг может повлиять на успех или крах дела. Постоянно занимайтесь самообразованием – и у вас все получится. Планирование рабочего времени Вы должны предварительно определить, сколько времени вы можете уделить бизнесу. Многие люди начинают бизнес в свободное время, одновременно занимаясь воспитанием детей или работая где-либо еще. Другие посвящают организации бизнеса все время - при условии, что это допускают семейные
В новогоднюю ночь мы гасим дома лампы и подносим огонь к фитилю свечи, которая, конечно же, создаст неповторимое настроение в самый веселый, озорной и слегка таинственный праздник. А между тем свечи можно с успехом делать самим. Для работы понадобится парафин, фитили, фарфоровые или металлические чашки для плавления парафина, термометр до 100оС, несколько больших канцелярских скрепок, формы для отливки, стеклянные палочки (продаются в аптеке) и цилиндрические палочки из-под витаминов. Любые формы можно делать так: из пластилина лепят задуманную свечу. Где предполагается разъем формы, в п