Главная страница --> Создание бизнеса

Сколько стоит ваша компания?



 Зачем это нужно?

«Идеальные компании не продаются», – именно этот тезис нередко берется на вооружение, чтобы сбить цену бизнеса, предложенного для продажи. И способ отстоять свои интересы у продавца может быть только один – провести оценку своей компании. В момент привлечения инвестиций или слияния данные оценки позволяют адекватно определить долю, которую получат партнеры по будущему общему бизнесу. Чем грамотнее будет выполнено это «домашнее задание», чем точнее будут расчеты, тем больше у партнеров появится желания вам доверять, тем прочнее станут ваши позиции в ходе неизбежного торга.

Обычно проведение оценки бизнеса доверяют профессиональным консультантам – без специальных знаний с этой задачей не справиться. Решить ее своими силами могут только крупные предприятия с сильной финансовой службой. Но основные принципы этой процедуры необходимо знать каждому, кто планирует сделки с акциями или долями своей компании. Плюс, как говорят профессионалы, «финансовая оценка – это не наука, это искусство», поэтому очень важным является экспертное заключение и квалификация эксперта. Если в качестве партнеров выступают зарубежные инвесторы или предприниматели, больше доверия они, как правило, испытывают к оценке, произведенной специалистами, получившими соответствующее образование в США или Западной Европе. Заключение, подписанное таким экспертом, уже не может быть голословно списано американским инвестором и, следовательно, дает российским владельцам сильный козырь в переговорах.

Оценка бухгалтерская и финансовая

Существует несколько видов оценки компаний, принципиально отличающихся друг от друга. Это оценка финансовая, бухгалтерская и экономическая. Оценка бухгалтерская делается исходя из данных официальной финансовой отчетности. Финансовая содержит информацию о рыночной стоимости фирмы на данный момент времени и используется в основном пассивными инвесторами при покупке ценных бумаг компании. В данном случае инвестор не претендует и не имеет права претендовать на управление компанией. А экономическая оценка – это расчёт стоимости, основанной на экономическом потенциале бизнеса. Именно она в первую очередь интересна инвесторам и покупателям, которые будут принимать реальное участие в управлении и развитии компании, а также распределении прибыли.

В России наиболее «популярна» оценка бухгалтерская. Это вызвано тем, что она связана с такой широко распространенной операцией, как привлечение банковских кредитов. Ни один банк не выдаст компании кредит, если она не предъявит ему свою официальную бухгалтерскую отчетность. Эти цифры отражают наиболее консервативную стоимость бизнеса. Но во всем мире они не имеют отношения к реальной цене предприятия. Например, в 1998 году в США эту точку зрения подтвердили 62% топ-менеджеров крупных компаний, участвовавших в специальном опросе. Этот процент увеличивается при опросе компаний, функционирующих в сфере предоставления услуг, либо тех, кто работает в высокотехнологических сферах, где фирмы, как правило, владеют ценными нематериальными активами. Не случайно, когда то же исследование было проведено среди представителей американского рынка Нi-Тech, о том, что бухгалтерская оценка не имеет ничего общего с экономической стоимостью предприятия, заявили уже 87% опрошенных финансовых топ-менеджеров.

Финансовая оценка – нечто среднее между оценкой бухгалтерской и экономической. Она значительно лучше отражает подлинное положение дел и проводится в основном для пассивных инвесторов, которые, вложив деньги в компанию, никогда не будут ей управлять и иметь в ней решающего голоса.

В основе финансовой оценки лежит ряд документов, которые обычно включаются в официальную годовую отчетность. Во-первых, баланс (Balance Sheet), в котором фиксируются активы, пассивы и собственные средства компании. Во-вторых, отчет о движении наличных средств (Cash Flow Statement), в котором отражаются данные о наличии в компании средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности за определенный промежуток времени. Третий индикатор финансового положения предприятия – отчет о прибылях и убытках (Income Statement). Из него можно узнать о доходах, расходах, прибыли до и после уплаты налогов.

При этом важно, чтобы все документы были основаны на реальной управленческой, а не официальной бухгалтерской отчетности. Плюс ко всему – финансовая оценка компании должна содержать минимальную информацию о рынке, на котором работает предприятие, отражать долю, которую оно занимает.

Однако, показывая прошлое и настоящее компании, финансовая оценка не показывает ее будущее. А ведь именно то, сколько предприятие будет стоить через несколько лет, интересует бизнесмена, который думает о его покупке или, наоборот, о выгодной продаже.

Поэтому, если вы хотите продать, купить компанию или привлечь инвестора, который будет активно участвовать в ее повседневной жизни, фокусироваться надо на экономической оценке.

«Настоящая» цена

Прогнозировать реальные возможности бизнеса можно по-разному. Например, провести анализ экономического потенциала рынка и создать его модель в формате «на несколько лет вперед». Подобный механизм лежит в основе главной методики экономической оценки компании – метода дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow). Суть его заключается в следующем. Делается прогноз доходов на перспективу, и определяются даты их поступления. Каждая из полученных цифр уменьшается на стоимость вложенного капитала, а полученная разность делится на определенный процент, отражающий инфляцию. В результате вы получаете стоимость проекта и срок его окупаемости.

Второй метод экономической оценки – сравнительный. Цена компании определяется на основе цены других компаний и корректируется в зависимости от ее специфики. Чтобы использовать этот механизм, выбирается похожее предприятие, чьи экономические показатели известны. Затем оценщик делит стоимость этой фирмы на объем ее продаж – и получает коэффициент стоимости. Далее он умножает его на объем продаж собственной компании – и получает ее экономическую стоимость.

Ключевой момент при использовании этих двух методик – это поиск компании-аналога. Чем лучше ее результаты, тем выше будет стоимость и оцениваемой компании. Искусство оценщика и человека, ведущего переговоры с покупателем или инвестором, заключается в том, чтобы доказать, что его выбор правомерен.

Все познается в сравнении

Российские компании обычно скрывают от чужих глаз цифры, показывающие их стоимость и обороты. В России можно достать финансовую информацию только о некоторых предприятиях, работающих на высококонкурентных рынках, например молока или сока. Если же оценивается бизнес, относящийся к менее «прозрачной» отрасли, придется подбирать компанию-аналог за границей. И это создает дополнительные сложности. Ведь один и тот же бизнес в странах с разным уровнем социально-экономического и политического развития обладает разным потенциалом. Вот почему, чтобы получить точный результат, следует выбрать такую страну, где экономическая ситуация и специфика ведения бизнеса сравнимы с российскими.

Государство, на территории которого работает компания-аналог, должно быть близким к России по нескольким критериям. Во-первых, это юридическая система, законопослушность основной массы предпринимателей, уровень коррупции, сходство налогообложения. Во-вторых, макроэкономические показатели: средняя кредитная ставка или средняя ставка по депозитам. В-третьих, финансовая культура.

В России финансовая культура сфокусирована на акционерах. Именно для них предназначена финансовая отчетность. И поэтому при оценке результатов деятельности компании основное внимание уделяется отчету о прибылях и убытках.

Противоположный полюс – финансовая культура, сфокусированная на кредиторах. В культивирующих ее странах стоимость компаний оценивается на основе финансовой отчетности, подготовленной для кредиторов и банков. И главный документ в этом случае – баланс, в котором, как правило, фигурируют довольно консервативные цифры.

На акционерах фокусируется финансовая культура, свойственная США, Голландии, Великобритании, Канаде. Интересы кредиторов ставят превыше всего страны Евросоюза, Швейцария, Япония.

Российские компании наиболее корректно сравнивать с фирмами Восточной Европы. Но если информация о них недоступна, стоит обратить взор на Западную Европу или США. Мысль о том, что Россия уникальна, – стереотип. Например, недавно по заказу частного американского инвестора компания McKinsey проводила анализ одного из национальных рынков. В заключении были отмечены такие особенности: высокая доля «черного» и «серого» секторов экономики, забюрократизированность, неэффективное законодательство. В итоге McKinsey порекомендовала инвестору вкладывать капитал в сырьевые отрасли этой страны. Можно подумать, что речь шла о России. Но на самом деле инвестор заказал компании анализ рынка… Португалии. Из чего можно сделать вывод, что страновой риск России сопоставим с риском многих не самых отсталых стран.

На экономическую стоимость компании влияет и деловой имидж страны. Например, скандал, связанный с арестом главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, ухудшил позиции многих российских бизнесменов, ведущих переговоры о привлечении иностранных инвестиций.

Рыночные, финансовые, маркетинговые особенности, ухудшающие перспективы российской компании по сравнению с аналогичной западной, можно перечислять десятками. В результате коэффициент, используемый для расчета ее стоимости, неизбежно придется снизить. Вся проблема – насколько. И вот это опять зависит от аргументации и профессионализма оценщика, а также от важности осознания того факта, что инвестор, приходящий на рынок России, уже морально готов к «специфическим» страновым рискам, связанным с Россией. Поэтому зачастую аргумент о дополнительном дисконте, который необходимо применять для оценки компаний в России, не более чем один из аргументов в переговорах. Российским владельцам следует понять, что именно в процессе переговоров у них есть единственный шанс получить максимальную цену за свою компанию.

Отдельный разговор об оценке предприятия, владеющего брэндами. Для того чтобы ее произвести, компания как бы разделяется на две части. Например, у фирмы, выпускающей продукт под собственной торговой маркой, стоит отдельно оценивать производство и дистрибьюторскую сеть и брэнд как таковой. В этом случае можно будет найти компанию-аналог и применить оценочный метод. Ведь сравнению поддаются только исчисляемые предметы. Сопоставлять такие нематериальные активы, как брэнды, некорректно.
---
Источник: Свой бизнес


[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Организация телефонного центра услуг ..
Стакан поп-корна как источник сверхприбыли ..
Бизнес невозможен без ошибок, но есть ошибки фатальные ..
Стоит ли открывать в Москве пивной ресторан? ..
Открытие стоматологии – какие документы нужны? ..
Отрасль страхования в деталях ..
Аутсорсинг в IT как бизнес-идея ..
Открыть прокат инструмента стоит 600 тыс. руб ..
Свой бизнес: нелегкие ступеньки ..
Ремонтно-строительная фирма: светлые времена «черного» бизнеса ..
Автомойка-клубничка ..
Своя парикмахерская – победа за малыми форматами ..
Тапочки из пылесоса ..


Похожие документы из сходных разделов


Сколько можно заработать, копаясь в грязном белье


По данным экспертов, сейчас в столице работает 1 50 компаний, занимающихся чисткой одежды. Однако, более 42% москвичей считают количество предприятий бытового обслуживания недостаточным Выгодно ли сегодня открывать химчистки?
По данным Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, сейчас в столице работает 1 50 компаний, занимающихся чисткой одежды. В совокупности им принадлежит около 1000 приемных пунктов. Тем не менее опросы показывают, что более 42% москвичей считают количество предприятий бытового обслуживания недостаточным Выгодно ли сегодня открывать химчистки?
Ры

[ознакомиться полностью]

Скользкий доход: открываем производство масла


Хотя  мини-маслобойщиков сегодня  пруд пруди, для новичков в этом бизнесе есть место под подсолнечником. Практически все производители подсолнечного масла выходят на рентабельность выше 20% и окупают свой промысел за 3-5 месяцев.  
ДЕНЬГИ
Первое и главное. Изо всех сил старайтесь, чтобы при регистрации вас признали сельхозтоваропроизводителем. Тогда вам светят огромные налоговые льготы.
Как видно из расчетов приведенных ниже, выгоднее перерабатывать собственные или приобретаемые семена. Но из-за постоянных возникающих проблем с наличием сырья на с

[ознакомиться полностью]

Сладкий холод: бизнес на мороженом


Производством мороженого в России занимаются более 300 предприятий. Но при этом на долю 14 из них приходится половина отечественного рынка. Какие перспективы в этой ситуации у малых и средних компаний?
Производители – могут, потребители – не хотят
Пятнадцать лет назад производством мороженого в России занимались около 100 предприятий. Они работали практически круглосуточно, и вся выпускаемая продукция расходилась влет, так как рынок в период с 1985 по 1991 годы ежегодно рос примерно на 10%. А рентабельность бизнеса составляла не менее 50%. На этой волне появилось множ

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100