Чем неудобны наличные расчеты для ПБОЮЛ? Сложно ли предпринимателю открыть счет в банке? В чем опасность перечисления налогов через Сбербанк? Если юридическое лицо обязано иметь расчетный счет в банке, то у индивидуального предпринимателя пока есть право выбора. Пока, потому как недавно появилось письмо ЦБ РФ от 17 июля 2006 года № 08-17/2540, где сказано, что на ПБОЮЛ распространяется не только 60-тысячный лимит расчета наличными, но и Порядок ведения кассовых операций. Это значит, что предпринимателям придется открывать расчетный счет. Утверждение спорно, но ФНС России уже разослала письмо Центробанка по инспекциям (письмо ФНС России от 30 августа 2006 г. №ММ-6-06/869), поэтому санкции возможны – от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ). Спорить с чиновниками либо открывать счет – решать вам. Однако опрос специалистов и самих предпринимателей показал, что банковский счет для ПБОЮЛ – это не так уж и плохо.
Доводы «за» Если нет расчетного счета, с партнерами расплачиваются двумя основными (законными) способами. Первый – через кассовый аппарат. Помимо санкций, если сумма сделки превысит 60 тыс. рублей, здесь есть несколько минусов. Это расходы на покупку самой ККМ (11–16 тыс. рублей), ежегодная замена ЭКЛЗ (около 5 тыс. руб.), время, затраченное на регистрацию аппарата в инспекции и проч. Когда ваш клиент – физлицо, наличие ККМ обязательно, если только не выдавать ему бланки строгой отчетности (не для каждой деятельности они есть). При большом потоке покупателей вы просто не успеете их оформить.
Второй способ – перечисление денег через Сбербанк. Один из недостатков, что контрагент не сразу поймет, от кого ему поступили деньги. В платежном поручении, которое ему выдадут, будет просто написано «платежи физических лиц». Дней через пять до него дойдет извещение, где будет указан плательщик и его адрес. Когда перевод срочный, такая медлительность – недостаток. Правда, есть выход – переслать квитанцию с пометкой кассира по факсу.
За каждый перевод (кроме налоговых) Сбербанк берет комиссию в 3 процента. На первый взгляд немного, но это пока сумма сделки небольшая. А если перечислений много, готовьтесь к очередям, особенно в начале месяца, когда выдается пенсия и перечисляются коммунальные платежи. Еще одно «за» расчетный счет – так проще отслеживать платежи в бюджет.
Суммы, оплаченные через Сбербанк, могут зависнуть, как невыясненные. Безналичный платеж, в том числе по налогам, вряд ли затеряется. Всегда можно запросить у банка соответствующее подтверждение. Это важно, так как зачастую налоговики упорно теряют представляемые квитанции, и в лицевом счете ПБОЮЛ появляются непонятные суммы задолженности. Если предприниматель тоже потерял квитанцию, налог, скорее всего, придется платить повторно.
Следующий плюс – безопасность и удобство безналичных расчетов, так как не надо возить с собой крупные суммы денег. Можно установить на компьютере систему «Клиент-банк» и оплачивать счета, не выходя из дома или офиса. Расходы на установку и подключение равны в среднем 4,5 тыс. рублей. Иногда дополнительно оплачивается ежемесячная абонентская плата (около 500 рублей). В некоторых банках, где работа полностью автоматизирована, система «Клиент-банк» устанавливается обязательно.
В плюс предпринимателю еще и то, что некоторые не желают работать с ПБОЮЛ, у которого нет расчетного счета. Это понятно, ведь тогда им тоже придется иметь кассовый аппарат (если перечисление не через Сбербанк), обеспечивать инкассацию и отдавать банку комиссию за внесение наличности.
Среди прочих достоинств расчетного счета опрошенные назвали возможность его использования для личных нужд и быстрого перечисления денег дальним контрагентам.
Доводы «против» Налоги, пени и штрафы (пока до 5 тыс. рублей, а со следующего года–любые), взыскиваются с ПБОЮЛ в бесспорном порядке и за счет средств, находящихся в банке. Поэтому в любой момент можно получить сюрприз из инспекции в виде инкассового поручения или решения о приостановке операций по счетам.
Наша справка При обзвоне банков выяснилось, что открыть расчетный счет ПБОЮЛ, в общем-то, не трудно. Каких-либо специальных требований, например, выручка за последний квартал не меньше 500 тыс. рублей, нет. Поэтому определиться легко, сравнив лишь тарифы и взимаемую комиссию, если, конечно, не требуется какая-то эксклюзивная услуга. Еще один минус – расходы на обслуживание. Во-первых, траты идут уже на этапе открытия счета. Есть банки, которые это делают бесплатно, но средние расценки составляют от 500 до 1000 рублей. При сборе некоторых документов потребуется их нотариальное удостоверение. Сделать это можно и в банке. Например, заверение карточки, подтверждающей первую и вторую подписи, а также оттиск печати, стоит в среднем 500 рублей.
Вторая группа расходов–текущие, а именно за одну платежку (не больше 40 рублей), ежемесячное обслуживание (500 рублей), снятие денег со счета (в среднем 1 процент от снимаемой суммы), получение дубликата выписки (100 рублей за лист) и т. д. Однако есть банки, которые определенные услуги предоставляют бесплатно и не берут комиссию. Если подключиться к системе «Клиент-банк», тарифы почти в два раза ниже. Иногда пониженные расценки предоставляются заемщикам. Кстати, взять кредит без открытия расчетного счета в некоторых банках невозможно . Когда обороты небольшие, подключать банковскую систему невыгодно. А набирать платежки вручную не очень удобно. Ведь если на платежном поручении смажется печать, или подпись будет непохожа ну ту, что в банковской карточке, бухгалтеру придется возвращаться в офис, так как на переоформленном документе потребуется ваша подпись. При таком маршруте деньги партнерам поступят с запозданием. Если вы и бухгалтер–одно лицо, данная проблема отпадает. Как правило, за небольшое вознаграждение (около 10 рублей) платежку можно оформить в самом банке. Заполнение самих документов для непрофессионального бухгалтера сложно только в первое время. Не бойтесь задавать вопросы обслуживающему вас кассиру–операционисту. Разъяснить все, что связано с банком – это его работа. Пакет документов, необходимый для открытия счета При открытии счета понадобятся:
Заявление (бланк выдает банк);
Свидетельство о госрегистрации (копия и оригинал);
Выписка из ЕГРИП (копия и оригинал);
Карточка с образцами подписи и оттиском печати (выдается и заверяется банком) плюс документы, удостоверяющие полномочия лиц, подписи которых указаны в этой карточке (приказы о назначении и проч.);
Свидетельство о постановке на учет в инспекции (копия и оригинал);
Справка из отделения статистики о присвоении кодов (требуется не во всех банках);
Копия паспорта;
Лицензия (патент), если деятельность лицензируемая;
Письмо, подтверждающее отсутствие печати, если таковой нет;
Анкета (выдает банк);
Договор банковского счета (выдает банк).
В Инструкции Центробанка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И приведен минимальный набор документов, необходимый для открытия расчетного счета. Зачастую банки дополняют его своими требованиями. Ежегодно придется устанавливать лимит остатка денежной наличности в кассе, больше которого оставлять деньги у себя вы не вправе. Конечно, иногда его можно обходить, выдавая деньги под аванс и в нужный момент возвращая их. Но для этого потребуется оформлять дополнительные бумаги (авансовые отчеты, приходники и расходники, приказы о подотчетных лицах и др.). Кроме того, в теории ежеквартально (на практике реже) банк должен спросить кассовую заявку–документ, указывающий планируемое поступление и выбытие ваших денег. Это нужно ему самому, для отчетности. По словам одного ПБОЮЛ, заполнение кассовой заявки и лимита оказались не самым простым делом. Когда он обратился с этим в банк, там конечно, помогли, но только силами четырех человек. Заметим, банк был довольно солидный.
Это важно Согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса в течение 10 дней после открытия счета предприниматель обязан уведомить об этом инспекцию. Рекомендуемая форма бланка утверждена приказом МНС России от 2 апреля 2004 г. №САЭ-3-09/ 255@. Согласно статье 118 Налогового кодекса опоздавшим грозит штраф в размере 5000 рублей. Официальную дату открытия вам сообщает банк. Специального бланка нет, но обычно клиентам выдается тот, что и отправляется в налоговую инспекцию (банк тоже ее должен оповестить). Если с сообщением в инспекцию вы опоздали не по своей вине (вам вовремя не сообщили об открытии счета), шанс избежать санкций есть, но тогда, скорее всего, придется обращаться в суд. Некоторые арбитры полагают, что десятидневный срок отсчитывается от даты, когда ПБОЮЛ узнал об открытии, а не от той, что стоит в документе банка.
При наличии расчетного счета добавляется еще одна проверка–банковская. Смотрится, не превышен ли лимит остатка наличности, вовремя ли оприходованы деньги в кассу и т. д. Если выявленные нарушения серьезные, информация поступает в налоговую. Но это только в теории. На практике банки ценят своих клиентов, поэтому недочеты позволяют исправить. Затем составляется обычная справка об отсутствии нарушений, один экземпляр которой выдается ПБОЮЛ. Кроме того, как признался работник одного из банков, до 50 процентов проверок проводится у тех, кто только открыл счет. В выигрыше и предприниматель, и банк–первому составлять, а второму проверять меньше бумаг.
Наша справка На что можно тратить выручку
Оплата труда, выплаты социально-трудовых льгот;
Закупка сельхозпродукции;
Скупка тары и вещей у населения.
Еще одно «против» расчетного счета – использование денег из выручки возможно только на определенные расходы (письмо столичного отделения ЦБ РФ от 19 июня 2006 г. № 26-13-4-16/40598). Например, чтобы купить канцелярские принадлежности, придется ехать в банк, снимать деньги со счета, за что еще взимается и комиссия. Требование некоторые предприниматели игнорируют, так как наказания за него в КоАП РФ не предусмотрено. Личный опыт Непростое это дело – открыть счет. Валентина Омарова, предприниматель:
Это только кажется, что вокруг множество банков, и счет можно открыть в любом, стоит только захотеть. Я на личном опыте убедилась, что все не так просто. Во-первых, необходимо определиться с надежностью банка. Несмотря на то, что банковские кризисы – дело давно минувших дней, от неожиданных проблем у вашего банка никто не застрахован. Пример тому – закрытие в прошлом году ряда банков и отзыв у них лицензии. Может быть, крупные компании и узнают заранее о проблемах банков, но малый бизнес и рядовые потребители банковских услуг обычно выясняют о том, что у банка отобрали лицензию из прессы. Вернуть деньги из такого банка сложно. Кроме первичного отбора «на надежность», из списка банков, которые показались вполне приемлемыми для сотрудничества, выпали те, что просто не хотят работать с малым бизнесом. Об этом нередко не сообщают прямо, часто уклончиво просят «заполнить заявку, которую рассмотрят в течение 3–5 дней». Чаще всего начинающему предпринимателю или при наличии небольших оборотов в открытии счета будет отказано. Подобный «сервис» очень напоминает получение кредита, Этим нередко страдают банки с иностранным капиталом. Ряд банков прямо ограничивает будущих клиентов размером оборота. Если он у вас ниже установленного банком лимита, вам тоже могут отказать в открытии счета. На сайтах банков для юридических лиц и ПБОЮЛ информация представлена гораздо более скудно, чем для граждан. Поэтому, прежде чем определиться, необходимо прозвонить банки, или даже подъехать туда, чтобы получить информацию о тарифах на обслуживание, о необходимости и стоимости установки системы «Банк-Клиент», выборе подходящего отделения банка, наличии инкассационной службы и т. д. Только после сбора всей информации можно определяться с открытием расчетного счета. В противном случае, у вас могут появиться дополнительные расходы, на которые вы совершенно не рассчитывали – от стоимости одной платежки, до необходимости общаться с банком исключительно по Интернету за отдельную плату. --- Источник: Опубликовано в журнале «Современный Предприниматель» №2 (ноябрь 2006 г.)
Пик открытия автомоек прошел, но предпринимательский интерес к данному виду бизнеса не исчез. Рынок услуг автомоек до конца не освоен, и начинающим бизнесменам трудно начать автомоечное дело, не имея опыта в данной сфере деятельности. Автомоечный бизнес в России развивается на должном уровне. Данный вид бизнеса не новый, но востребованный, поскольку автомобили мыть будут всегда, так же, как и заправлять их бензином или менять масло в двигателе. Пик открытия автомоек прошел, но предпринимательский интерес к данному виду бизнеса не исчез. Рынок услуг автомоек до кон
Создание мастерской по ремонту сотовых телефонов "с нуля"
Сейчас мобильный телефон есть практически у каждого гражданина Вашего большого или маленького города, и никто не застрахован от поломки этой техники. Поэтому, если Вы уже имеете опыт ремонта сотовых телефонов или хотите создать свое дело с небольшим стартовым капиталом, ничто не мешает Вам дерзать в этом направлении. Для открытия небольшой частной мастерской Вам понадобится зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, прикупить некоторое оборудование и найти мастера, который будет на вас работать. В случае, если вы имеете хобби и ремонтируете телефон
Создать свой ЧОП просто. А вот как на нем заработать
Создать свое частное охранное предприятие вполне по средствам любому менеджеру среднего звена - было бы что охранять. Но прилично заработать на охране чужого добра владельцу маленькой конторы с десятком бойцов в штате вряд ли удастся. За 15 лет существования лидеры охранного дела превратились в крупные холдинги с региональными представительствами. Они и снимают сливки на этом специфическом рынке. Купить уже готовое частное охранное предприятие (ЧОП) - не проблема, пишет "Коммерсант-Деньги". Нередко их продают юридические фирмы - в интернете десятки таких объявлений. Наприм