Первые попытки организовать подразделения, предлагающие аренду и прокат автомобилей были предприняты в Москве более полувека назад. Тогда это были конторы с небольшим парком старых машин, невнятными правилами, несоизмеримо высокими тарифами на услуги. Просуществовали подобные организации недолго. Вторая волна освоения рынка аренды автомобилей возникла в начале 90-х годов. Несмотря на потенциально высокий спрос и успешный зарубежный опыт, процесс шел достаточно медленно, и к концу века услуга аренды автомобилей распространялась лишь на пятерку городов-миллионников. Лидирующие позиции занимали, в основном, крупные зарубежные сети, такие как Hertz, а общее число компаний-игроков даже на московском рынке едва достигало десятка. Прокат автомобилей относился к разряду VIP-услуг. Основными клиентами были иностранцы, а наибольшей популярностью пользовалась услуга сдачи автомобилей в аренду вместе с водителем. Закончился этот этап кризисом 1998 года, когда большинство мелких компаний разорилось, а крупные зарубежные сети понесли большие убытки. Третий этап освоения рынка автоуслуг начался в 2001 году, а спустя несколько лет превратился в самостоятельную индустрию с темпами роста 25-30% в год.
Основные экономические показатели рынка
Общий объем рынка аренды автомобилей, по оценкам экспертов, составил в 2005 году порядка 40 млн. долл. При этом на Москву приходится около 90-95% всего объема рынка. Автопарк насчитывает 2-2,5 тыс. машин, 25-30% из них составляют отечественные, остальное - иномарки. Рост рынка на ближайшие 3 года, по мнению экспертов, будет таким: в 2006 году объем рынка составит 55 млн. долл., в 2007 году – 61 млн. долл., в 2008 году – 68 млн. долларов. Т.о. период интенсивного роста рынка закончился. Объем автопарка прокатных компаний, по-прогнозам, будет меняться следующим образом: в 2006 году совокупный парк составит около 3,3 тыс. автомобилей, в 2007 году – 3,8 тыс., в 2008 году – 4,2 тыс. Со временем возможна децентрализация, то есть прирост объема рынка будет происходить за счет регионов. Другой тенденцией, по-видимому, станет экстенсивный рост рынка, что будет выражаться в следующем. В настоящее время крупные компании уже достаточно прочно завоевали свои места на рынке, поделив наиболее перспективные и прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес и компакт класс). Вновь возникающие компании (а их достаточно большое количество) скорее всего будут использовать наиболее эффективную при таком раскладе стратегию – демпинг. Низкие цены «новичков» ведут к снижению качества обслуживания и ломают рынок. Дальнейшее развитие ситуации в подобном ключе может привести к попыткам передела, и как следствие, «войне» за клиента. Ведь основными критериями, которыми руководствуются клиенты при выборе поставщика услуги являются цена и качество обслуживания. (подробнее о критериях выбора прокатной конторы будет рассказано ниже)
Основные черты и особенности рынка
Отметим некоторые характерные черты рынка аренды автомобилей. Соответствие спроса предложению отмечается экспертами в компакт и бизнес- классах. Здесь присутствуют как крупные игроки, представляющие интересы международных прокатных сетей на условиях франчайзинга (("Avis-Москва", "Hertz Rent-a-car"); российские компании, составляющие ядро рынка ("Global National", "Гринлайн", "Скарлет") и значительное количество небольших компаний ("А.М. Рент"). Практически полностью отсутствуют клиенты на туристском сегменте. Этот сегмент, приносящий в мире более половины дохода от проката в мире, в Москве, и в России в целом составляет не более 5% дохода компаний. Такая ситуация скорее всего обусловлена особенностями дорожного движения как в Москве, так и в России в целом. Московские арендные компании зачастую ограничивают территорию передвижения прокатного автомобиля Москвой и реже областью. Тенденцией последних лет стал рост спроса на услуги проката автомобилей со стороны частных клиентов. Особенно динамично растет спрос на услуги в нижнем ценовом сегменте, сокращаются темпы роста сектора корпоративных клиентов. Другой характерной чертой является расширение бизнеса, выход на смежные рынки, например, предоставление ремонтных услуг, продажа автомобилей подержанных и неликвидных. Вообще, пока рынок аренды автомобилей в России слабо структурирован и имеет весьма хаотичный характер. Существует ряд негативных факторов, тормозящих его развитие. Вот некоторые из них. Отсутствие у россиян культуры потребления услуги проката. Неразвитость инфраструктуры проката. Зачастую пункты проката расположены неудачно – до них очень сложно добираться. Количество их ограничено. Сервис неразвит: проблемы со сдачей автомобиля в нужном месте приводят к тому, что потенциальный потребитель зачастую отказывается от аренды автомобиля в пользу такси. Отсутствие информации о существовании подобной услуги у населения, ее доступности для обычных людей, существование различных опасений, связанных с арендой автомобиля (ответственность в случае аварии, сложность с оформлением документов для получения машины и т.п.). Данный фактор весьма существенен. Низкая известность услуги проката у населения объясняется отсутствием четко разработанной рекламной стратегии у компаний-участников рынка. На сегодня на рынке проката нет ни одной компании, которая целенаправленно подходит к рекламе и продвижению своей услуги. Возможно это объясняется опасностью стать объектом внимания со стороны криминальных структур. Во всяком случае, пока прокатные компании занимаются не рекламой своих торговых марок как таковых, а пропагандой самой услуги. Недостаток квалифицированных менеджеров высшего и среднего звена. Дефицит квалифицированных кадров в прокатных компаниях привел к следующему положению дел в данной сфере. С одной стороны квалифицированных работников не хватает, а с другой – у каждой компании свои особенности работы и руководство зачастую не видит смысла создавать единые курсы по обучению. Расбалансированность рынка. Демпинг "новичков " и мелких компаний приводит к ломке рынка и дискредитации идеи проката в связи с ухудшающимся качеством предоставляемых услуг и другими связанными с этим проблемами. Ненадежность клиентов, проявляющаяся в угонах автомобилей (в качестве примера, приведем данные 2003 года, когда угонялся каждый 50-й взятый напрокат автомобиль). Наличие высоких рисков, связанных с угонами и ущербами, нанесенными транспортным средствам, заставляют прокатные организации вводить ограничительные меры и предъявлять дополнительные требования. Например, требование обладать кредитной картой.
Основные компании - участники рынка
В настоящее время в Москве работает около 70 прокатных компаний. Меньше трети (около 20) предлагают аренду без водителя. Остальные предоставляют услугу аренды автомобиля исключительно с водителем. Во многом это связано с рисками (угона, аварий и т.п). Несмотря на то, что как было замечено выше, рынок аренды автомобилей находится в стадии формирования, уже прослеживается определенная сегментация, обусловленная ориентацией компаний на разные целевые аудитории. Наблюдается также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей отечественного и иностранного производства. Вот основные сектора и участников рынка на них. На прокате отечественных автомобилей специализируются компании "Элекс-Полюс", "Инком-Лада" и более десятка некрупных прокатных контор. Предоставлением услуги проката иномарок занимаются сразу несколько групп компаний: представительства международных прокатных компаний ("Avis-Москва", "Hertz Rent-a-car", "Ольга-Sixt"). --- Источник: www.rentocar.ru
Шесть видов бизнеса, начать которые проще простого
Вы твердо решили стать предпринимателем, но останавливает отсутствие квалификации и стартового капитала? Большие деньги и образование необходимы не всегда. Вот шесть видов бизнеса, которые можно начать хоть завтра. Большие деньги и образование не всегда являются необходимыми условиями для нового дела. Портал Forbes предлагает вашему вниманию шесть видов бизнеса, которыми вы можете начать заниматься буквально "с завтрашнего дня". Личный помощник. Он придет на помощь деловому человеку и будет выполнять любые его поручения. "Все, что входит в "Желтые стра
Простодушие – главная ошибка начинающих предпринимателей
Многие начинающие бизнесмены совершают одну и ту же ошибку — они излишне наивны. Лишь обжегшись несколько раз, они становятся более осторожными в выборе партнеров, клиентов и сотрудников. Но этому предшествуют неоплаченные счета, разочарование во вроде бы перспективных менеджерах и даже потеря веры в собственные силы. Предприниматель Ричард Родс из Сиэтла прошел огонь и воду, но все-таки научился правильно вести бизнес. Он открыл свою компанию по поставкам камня Rhodes Masonry еще в 1984 г. “Жизнь преподносила мне тогда один тяжелый урок за другим, потому что
Все знают, что торговля живет на простом и могучем принципе: «купи дешевле - продай дороже». Точно также живет и зарабатывает бизнес Интернет-провайдеров, без которых мы с Вами не смогли бы общаться в Интернет. Что делает Интернет-провайдер? Он покупает трафик за 10-30 долл за 1Gb, а продает его за 80-110 долл за 1 Gb. Неплохая разница, правда? Покрывает расходы на обслуживание, уплату налогов, еще остается на хлеб с маслом и икрой. Вы тоже так можете! Ну, почти так. Икры, может быть, на Вашем хлебе и не будет, а на хлеб с маслом точно хватит. Вы можете стать интернет-провайд