Рынок мобильных кафе в России стремительно начал расти после августовского кризиса 1998 года. Сейчас россиян обслуживают уже около 30 тысяч передвижных кафе. Некоторые эксперты прогнозируют этому рынку пятикратный рост в ближайшие годы. Основа бизнеса – прицеп. В начале 90-х годов в российских городах незаметно исчезли многочисленные когда-то блинные, пельменные и закусочные. Но именно тогда появилась новая рыночная ниша для кафе на колесах, остававшаяся до кризиса 1998 года практически незанятой. В Москву в 1994 году пришла фирма "Маркон - Сити", владеющая сетью быстрого питания Steff, которая продавала жителям столицы фирменные хот-доги - до кризиса у нее практически не было конкурентов. Steff и по сей день остается самой крупной российской сетью, в ее состав входит 115 мобильных кафе. По мнению Евгения Кобзаря, возглавляющего Московскую ассоциацию предприятий быстрого питания, именно на примере этой сети-первооткрывательницы учились последователи, число которых все увеличивается. Кстати, в этом году известная сеть "Крошкакартошка" обогнала Steff по оборотам. Основа любого передвижного кафе - прицеп, оснащенный необходимыми аппаратами для приготовления пищи. Например, фургоны, привозимые Steff из-за рубежа, обходились ей в 25 тысяч долларов. С тех пор цена заметно упала: полный аналог того прицепа сейчас на российском рынке стоит 9 тысяч долларов. В России есть несколько ведущих фирм, которые поставляют такую продукцию. Во-первых, это легендарная орехово-зуевская компания "Тонар", которая вот уже 10 лет изготавливает различные модели прицепов. Легендарная она потому, что "Тонарами" зачастую зовут вообще любые прицепы, предназначенные для торговли, не подозревая, что это имя собственное. Название проникло даже в постановления властей различных городов, посвященные вопросам мелкорозничной торговли. К сожалению, ни одна модель "Тонара" не подходит напрямую для открытия мобильного кафе - прицепы фирмы требуют серьезного дооснащения. Зато эти прицепы - самые дешевые; стоят они 3-4 тысячи долларов. Второе предприятие - это белорусский завод "МАЗ-Купава", который имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге (http://www.kupava.com). Несколько моделей "Купавы" уже могут без доработки использоваться для торговли простейшими продуктами - такими, как, например, гриль и шаурма. Обойдется подобное кафе на колесах в пять-шесть тысяч долларов. Еще один лидер в изготовлении прицепов для мобильных кафе, на котором можно завершить обзор этого рынка, - компания "Автохолод" (http://www.avtoholod.ru/). Она делает около 70 разных модификаций кафе на базе прицепов "Купавы". Стоит продукция "Автохолода" от 5 до 12 тысяч долларов. А оснащением любых прицепов оборудованием для приготовления пищи занимается компания "Деловая Русь" (http://www.trapeza.ru). Средняя стоимость прицепа для организации точки фаст-фуда составляет 10 тысяч долларов - по крайней мере, по такой залоговой стоимости прицепы предоставляются для открытия кафе по франчайзингу. На ваше средство производства вам придется отложить как минимум 5 тысяч долларов. Столько стоят простейшие модели, оснащенные только грилем, которые чаще всего используются для изготовления кургриль. По мнению Владимира Сорокина, владеющего тремя прицепами для торговли курами-гриль, именно эти кафе быстрее всего окупаются - и по причине дешевизны, и из-за популярности среди представителей низшей прослойки среднего класса, самой многочисленной, по крайней мере, в столице, категории покупателей. Специалисты считают, что срок годности прицепа - 5-6 лет: именно через такое время интенсивная эксплуатация приводит к изнашиванию. Это свойство надо учитывать предпринимателям, по крайней мере тем, кто не планирует оставлять этот бизнес через пятилетку. Ограничений на то, чем может торговать мобильное кафе, сейчас практически нет - прицеп без проблем оснастят всем необходимым для изготовления выпечки, пиццы, барбекю, блинов, картошки, пончиков, разнообразных национальных блюд. Получить представление о потенциальном разнообразии продукции можно, познакомившись с ассортиментом вышеупомянутой "Деловой Руси". Дело только в вашей фантазии. Правда, ни в коем случае нельзя упускать из виду и более прозаические основы успешности вашего будущего бизнеса, вроде технологичности продукции и возможности постоянно иметь под рукой полуфабрикаты. Ограничений на продукцию нет, зато есть ограничения другого рода. О них нам рассказал Евгений Кобзарь, который является к тому же руководителем "Автохолода" - собственника сети прицепов "Пирожки из печи". Во-первых, мобильные кафе - это бизнес больших городов. В городе с населением 200 тысяч жителей, где у людей другой менталитет и где они могут запросто ходить обедать домой с работы, открывать кафе на колесах - занятие малоперспективное. В таких городах кафе могут приносить доход только в местах массового отдыха да на городских праздниках и, как правило, летом. Во-вторых, массовое распространение кафе, продающих кур-гриль, шаурму (или, по-питерски, шаверму) и хотдоги, имеет вполне прозаическое объяснение. Полуфабрикаты для изготовления описанной продукции можно легко приобрести и нет необходимости держать отдельную заготовительную базу. Более сложная продукция, вроде картошки с начинкой или блинов, требует организации своей производственной базы, которая будет окупаться только в случае открытия сети из 5-6 передвижных кафе. Закон для фаст-фуда не писан Третью проблему, самую большую, можно описать двумя словами - отношение властей. То, что для получения разрешения на право торговли нужно пройти 15 инстанций, а при попытке перебазирования этот круг надо будет повторить (что ставит под сомнение само понятие "мобильности" точки), тут вовсе не самое главное. По словам Евгения Кобзаря, свое отношение к прицепам "пиво-воды-сигареты" как к неизбежному временному злу, которое надо терпеть до организации нормального количества точек стационарной торговли, власти многих городов распространяют и на точки мобильного фастфуда. Подобное отношение сохраняется и в столице, несмотря на то, что передвижные кафе активно привлекаются для помощи в организации городских праздников: 9 мая, День города, праздники "МК" и Фестиваль пива. Отсутствие нормативов организации деятельности мобильного фаст-фуда на федеральном уровне приводит к тому, что власти городов сами определяют политику в отношении кафе на колесах. Поэтому и ситуация меняется от города к городу. В Москве, например, действует около 30 постановлений, которые иногда просто противоречат друг другу. За последнее время в столице было несколько громких скандалов, связанных с мобильными точками. Так, в Северном округе префект потребовал вывозить "тонары" на ночь - именно так говорится в одном из постановлений. Если бы префект добился своего, это означало бы, что торговцы были бы ввергнуты в значительные дополнительные расходы. Ведь "тонары" подключены к электросети и их надо было бы каждый день отключать (что случится при этом с продуктами из холодильников, представить несложно), владельцам пришлось бы нанимать шоферов, а отбуксированные прицепы надо было бы где-то хранить. К счастью, префект просто демонстрировал предпринимателям, кто в округе хозяин. В другом округе у владельцев кафе вдруг потребовали убирать территорию радиусом 30 метров вокруг прицепа. Таких случаев наверняка множество и в других городах. По мнению специалистов Московской ассоциации предприятий быстрого питания, на данный момент развитию бизнеса мобильных кафе больше всего мешает неурегулированность вопроса с землей. Например, в столице владельцы кафе на колесах получают в Москомземе земельную декларацию и платят не арендную плату, а плату за использование земли. Разрешение дается на одинтри месяца. По прошествии этого срока никто из предпринимателей не застрахован от того, что его разрешение не продлят или точку куда-нибудь не передвинут. Именно из-за такого подвешенного состояния, как считают эксперты, владельцы точек экономят на дополнительных вложениях в развитие бизнеса. К тому же, из-за отсутствия долгосрочных гарантий этим бизнесом трудно заинтересовать банки - даже быстроразвивающиеся сети не могут это осуществить. Показательно и отношение федеральных властей. Уже приняты новые российские санитарные нормы, которые требуют от предприятий общественного питания подключения к городским системам канализации и водопровода, и никаких исключений для кафе на колесах не сделано. Санэпидемнадзор отсрочил пока введение в действие этих норм до февраля следующего года - за это время проблему надо решить. А пока городские власти Ярославля, к примеру, вообще запретили такой бизнес, как мобильные кафе, ссылаясь именно на эти санитарные нормы. Хорошее кафе на колесах отличается повышенной проходимостью Наибольшее распространение этот бизнес получил пока в Москве. Здесь работают 3000 кафе на колесах, 300 из которых принадлежат различным сетям. Несмотря на такое количество точек, о серьезной конкуренции на этом рынке речи не идет и рентабельность его очень высока. Первоначальные инвестиции на открытие мобильной точки фаст-фуда составляют от 5 до 15 тысяч долларов (на организацию сети таких точек, затраты на порядок выше). Сюда входит приобретение оснащенного прицепа, покупка кассового аппарата, одноразовой посуды и полуфабрикатов. Окупается кафе на колесах через 6-8 месяцев, в зависимости от месторасположения в городе. Как рассказал Евгений Кобзарь, есть города, в которых мобильное кафе окупается именно за этот срок - так же, как и в столице. Это Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи. Хотя там покупательная способность несколько ниже, чем в Москве, это компенсируется повышенным интересом клиентов к передвижным кафе. Бизнес этот в регионах развивается достаточно бурно. Евгений Кобзарь, который руководит компанией "Автохолод", рассказывает, что предприниматели из городов России, которые начали этот бизнес 2-3 года назад, сейчас регулярно возвращаются для покупки все новых и новых прицепов-кафе. Каждую точку профессионалы характеризуют двумя показателями - проходимостью (сколько покупателей прошло за день) и средним размером чека (средней стоимостью одной покупки). Не очень удачно расположенная точка обслуживает 50-60 покупателей в день, а средний размер чека составляет 15-25 рублей. Прибыльная точка обслуживает 200-300 клиентов (физический предел - 500 покупателей). Стоимость одной покупки в среднем составляет 50 рублей и ограничена 100 рублями даже в столице - из-за нынешней покупательной способности россиян. Что касается сезонности, то январь и февраль не очень удачные месяцы для этого бизнеса (а в морозные дни выручка просто стремится к нулю). Всплески интереса к мобильным кафе происходят ранней весной и поздней осенью, на стыке холодного и теплого сезонов. --- Источник: www.business-magazine.ru
Настойчивость и целеустремленность, помноженные на дипломатические способности и умение общаться, делают из женщин великолепных деловых леди. Но у каждого преимущества есть и оборотная сторона. Женщины - кормилицы Женщины обладают удивительной способностью сохранять верность и преданность одному единственному делу, взращивая и вскармливая свой бизнес, несмотря ни на какие преграды, заботы и проблемы. Женщина чувствует потенциал своего творения и обладает настойчивостью в работе. Ее бизнес - это ее дитя. Женщине так же трудно расстаться с делом, в которое она вложила всю с
Чаще других российских туристов с молодежными отелями или, как их называют, хостелами сталкиваются, прежде всего, путешествующие по Европе автостопом студенты. Не обремененные деньгами, порой все лето напролет они готовы без определенного плана колесить из страны в страну. Но ведь точно такие же студенты приезжают и в Россию, страну до сих пор непонятную, изобилующую контрастами, но в любом случае весьма привлекательную. Туристический трафик растет год от года. А значит, к нам приезжает все больше потенциальных постояльцев, мучительно пытающихся обнаружить в путеводителях информацию
Ошибка первая - ханжеское отношение к собственным доходам.
Если вы не собираетесь зарабатывать деньги, то вместо салона лучше откройте приют для бездомных. И вам воздастся, и вас будут уважать, и никто не будет над вами смеяться.
Если вы - успешный предприниматель, а салонный бизнес для вас седьмое или десятое начинание - смело переходите к следующей ошибке. Это написано не для вас. Но увы - многие из тех, кто открывает салон красоты, сталкиваются с одной и той же ошибкой - понимание салона красоты как предприятия, где делают людей красивыми, у них сразу начинает доминировать