По оценкам экспертов, ежегодный оборот мировой индустрии развлечений (кино, игры, музыка) оценивается в сотни миллиардов долларов. Значительная часть астрономических доходов приходится на игровую и киноиндустрию, которые переживают бурный рост, связанный с развитием технологий, появлением новых информационных носителей и выходом на дополнительные рынки сбыта. Естественно, такой финансово успешный сектор мировой экономики является лакомым куском для десятков тысяч компаний, которые готовы удовлетворить резко возросший спрос на мультимедийную продукцию.
Для того, чтобы выяснить, как создать успешный бизнес в сфере мультимедиа, мы побеседовали с Иваном Ткаченко и Ириной Шаховой, которые на протяжении пяти последних лет руководят студией компьютерной графики и анимации Kenjitsu.
Почему вы решили попробовать свои силы именно в игровом бизнесе, а не, к примеру, в ресторанном?
Ирина Шахова, президент Kenjitsu: «Все очень просто. Основная идея заключалась в создании бизнеса, который бы не только приносил доход, но и служил ретранслятором позитивных мыслей, идей. Думаю, ни для кого не секрет, что сегодня на сознание и поведение людей оказывают серьезное воздействие именно мультимедийные продукты, вроде игр, фильмов, анимации, поэтому и выбор был сделан в пользу этого направления, чтобы попытаться наш мир сделать чуточку лучше. Безусловно, и ресторанный бизнес приносит позитив в жизнь людей, но мы выбрали графику».
Иван Ткаченко, вице-президент Kenjitsu: «Соглашусь с вышесказанным и добавлю, что Kenjitsu в данный момент уже производит кросс-медийные продукты, в основе которых заложены позитивные идеи. Мы стараемся работать с различными медиа-каналами, вроде телевидения, мобильных телефонов, игровых приставок и анимационных фильмов».
Что необходимо для успешного запуска компании, помимо стартового капитала?
Иван Ткаченко: «Прежде всего, следует обладать уверенностью в собственных силах и четко представлять себе потенциал рынка и востребованность услуг, предоставляемых вами. Огромную роль играет взятая на вооружение философия в компании, которая должна сплотить разрозненных людей, превратив в команду единомышленников».
Ирина Шахова: «Очень важно выработать стратегиею развития компании и план действий. И, конечно же, при запуске нужно быть уверенным в том, что продукция компании найдет отклик в сердцах людей и будет востребована рынком».
Театр начинается с вешалки, регистрация отношений с подачи заявления, а с чего, по-вашему, берет начало IT-компания?
Ирина Шахова: «Мне кажется, что любая компания начинается с идеи и коллектива единомышленников, способных ее воплотить».
Иван Ткаченко: «IT-компания начинается со многих вещей, да хоть с объявления на job.ru (смеется). А вообще с проекта, в нашем случае, это была игра «Индиана Джонс» для компании Electronic Arts. Специалисты студии Kenjitsu занимались анимацией и моделлингом».
Каким должен быть стартовый капитал для открытия 3D студии?
Ирина Шахова: «Давайте посчитаем. Оформление юридического лица обойдется в 10 000 рублей, покупка оборудования для трех человек в 3-4 тысячи долларов плюс аренда помещения (средняя цена по городу за 1 квадратный метр составляет $30). Важной составляющей бюджета является зарплата сотрудников, также нужно иметь в виду общие затраты по компании. Как видите, необходимы не такие уж и большие первоначальные капиталовложения. Пожалуй, основным на старте является наличие нескольких клиентов, которые своими заказами смогли бы вернуть вложенные средства в кратчайшие сроки; и присутствие в команде профессиональных специалистов, способных в отведенное для проекта время выполнить всю необходимую работу. Что касается компании Kenjitsu, то мы начинали свой путь с небольшого офиса и пяти оборудованных рабочих мест».
В 3D-индустрии на постсоветском пространстве активной деятельностью занимаются порядка 400 студий. Цифра не столь внушительная, как в случае с американским или же индийским рынком, но все же она дает представление о том, что вы будете далеко ни один на игровом поле. Так как выжить в конкурентной борьбе? Что отличает Kenjitsu от множества 3D компаний на российском рынке?
Ирина Шахова: «В нашей компании на вооружение взята западная модель ведения бизнеса и построения деловых отношений. В Kenjitsu профессиональная команда менеджеров особое внимание уделяет коммуникационному процессу с клиентом. Мы всегда стремимся удовлетворить пожелания клиента с максимально возможной эффективностью, чтобы снизить расходы обеих сторон. Именно этот подход позволил нам заполучить клиентов с мировым именем, с которыми нас связывают долгосрочные партнерские отношения».
Иван Ткаченко: «В отличие от большинства компаний на рынке, Kenjitsu стремится не только зарабатывать деньги на проектах, но и вкладывает определенный «месседж» со знаком плюс в свою продукцию. Другими словами, мы стараемся доносить добро. И у нас есть цель — это выпуск кросс-медийных продуктов, вызывающих только положительные эмоции».
Расскажите немного о трудностях, с которыми приходится сталкиваться в игровом бизнесе и о методах их преодоления на примере Kenjitsu. Иван Ткаченко: «Думаю, что основная трудность связана с формированием профессиональной команды. Если провести параллель с ресторанным бизнесом, то становится очевидно, что рынок труда в CG-индустрии не столь огромен, поэтому основная сложность — пригласить на работу профессионалов и воспитать новых. Мы, в свою очередь, благополучно преодолели столь не простой этап несколько лет назад, но новичкам будет непросто».
Ирина Шахова: «Пожалуй, нехватка квалифицированных кадров является основной трудностью на пути построения успешной CG-компании. Все решают эту проблему по-разному, — к примеру, мы достигли такого уровня, когда способны сами обучать людей. В ближайшем будущем мы открываем академию компьютерной графики, где любой желающий сможет получить все необходимые знания для работы в CG-индустрии. Что касается трудностей с клиентами, то первоначально были небольшие трения в общении, но мы их решили путем упрочения коммуникативных связей. Другими словами, стали больше разговаривать по телефону, чаще писать письма и т.д. Следует помнить, что исполнителю при общении с потенциальным клиентом следует чаще вставать на его сторону и смотреть на ситуацию его глазами. Очень помогает при выстраивании отношений».
Иван Ткаченко: «Совершенно верно. Существует еще такой важный момент в общении с клиентом, как его обучение, в случае, когда заказчик не представляет себе производственный процесс. В Kenjitsu разработана определенная модель ведения проекта, которая не дает сбоев. При заключении контрактов необходимо учитывать каждую деталь, потому что в бизнесе, в особенности связанном с творчеством, не бывает мелочей. Вообще, я скажу так: грамотное построение отношений и правильно составленный договор — это сэкономленные нервы и деньги».
«Персонал вашей компании состоит из людей в основном творческих профессий: художники, аниматоры и т.д. Выработана ли в компании система управления персоналом, учитывающая особенности увлекающихся личностей? Подпишитесь ли вы под высказыванием: «Кадры решают все»?
Иван Ткаченко: «Любая успешная IT-компания состоит из несколько важных частей, и одна из них — квалифицированный персонал. В Kenjitsu существует четко выработанная методика работы с творческими людьми. Мы проводим различные тренинги по повышению квалификации и тайм-менеджменту, чтобы ребята научились ценить собственное время и подросли в профессиональном плане. Компания старается выбирать проекты, которые были бы интересны в творческом плане и способствовали повышению мастерства наших специалистов. Кроме того, в компании регулярно проводятся аттестации и карьерный рост в Kenjitsu — это не пустые слова. Мы очень ценим наших сотрудников. И на сегодняшний день Kenjitsu является сильной, профессиональной, сплоченной командой единомышленников».
В свете последних коммерческих успехов российского кинематографа («9-рота», «Дозоры» и т.д.), выхода некоторых игровых тайтлов на мировой рынок («Блицкриг», «Ил-2: штурмовик») и длительных отношений с гигантами индустрии на ниве аутсорсинга, мы не могли не спросить Ивана о перспективах отечественных CG-компаний в рамках мировой индустрии.
Иван Ткаченко: «Я убежден, что перспективы есть и они весьма радужные. Россия — страна с огромным творческим потенциалом и богатым культурным наследием. К тому же советская мультипликационная школа всегда отличалась оригинальностью и глубиной создаваемых образов. Я уверен, что с приходом инвестиций в российский кинематограф, анимация сможет выйти на новый технический уровень, прежде всего 3D, а с идейной составляющей у нас всегда был полный порядок. В контексте мировой CG индустрии российские студии-разработчики занимают одни из ведущих позиций в жанре казуальных игр. Это игры, которые ориентированы не на геймеров, а случайных игроков. В Америке casual games наиболее популярны среди женщин старше 35. Что касается статистики, то 40% казуального игрового рынка занимает продукция наших соотечественников, так что все будет у нас хорошо».
Мувинг - перевозка мебели, мувинг в деталях, с чего начать
Рынок мувинговых услуг в России находится в зачаточной стадии развития, что, впрочем, не мешает новым компаниям осваивать его и зарабатывать деньги на стремлении людей сменить среду обитания. Мувинг (от английского to move — двигать, перемещать) — новое для России слово. Впрочем, как это нередко случается, за новым термином скрывается до боли знакомое понятие. Мувинг — это всего–навсего профессиональные услуги, связанные с переездом из одного офиса в другой, с квартиры на квартиру или в только что отстроенный коттедж. В условиях невероятной динамики рынка коммерческой недви
Компании, обладающие нижеизложенными характеристиками, являются прекрасными кандидатами на получение инвестиций.
Понятность целей. Умейте сформулировать то, чем занимается компания, на тыльной части визитной карточки.
Большие целевые рынки. Ведите дела на рынках, испытывающих бурный рост или перемены. Рынок, стремящийся к 1 миллиарду долларов, не так критичен к ошибкам и потерянному времени, и на нём непременно найдутся возможности получения хороших прибылей.
Богатые клиенты. Ориентируйтесь на компании, быстро становящиеся клиентами и платя
Скажи мне кто либо, что можно зарабатывать деньги так легко и почти ничего не делая, я бы рассмеялся бы ему в лицо. Сейчас я могу с твёрдостью сказать, что такое возможно. Да ещё как возможно !!! Просто, как в игре "ПОЛЕ ЧУДЕС" !!! До сих пор помню эту огромную кучу шелестящих купюр. 7 августа 2004 года запомнится мне на всю жизнь. В этот день произошло событие, которое до сих пор будоражит меня. Именно в этот день, на празднике "День рождения города" я заработал самую значительную сумму в моей жизни. Эта сумма составила 14650 рублей за один день. С 11 часов дня до 22 часов