|
Главная страница --> Создание бизнеса
Открываем собственный картодром
Как открыть собственный картодром и заработать на этом приличный капитал. Ответ Вы можете получить из нижеприведенного материала. Успех любого картодрома помимо маркетинга определяют три фактора: машины, трасса, люди. Основные деньги уходят именно на закупку первых, на подготовку второй и на удержание третьих. Так сложилось, что большинство картодромов пользуется машинками датской фирмы Dino (€4 тыс.) и российской "Пилот-карт". Владимир Раппана, генеральный директор компании "Пилот-карт", занялся производством картов десять лет назад, и сейчас его предприятие ежегодно продает 350-400 машин примерно по $2 тыс., то есть вдвое дешевле европейских аналогов. Владимир Раппана: На самом деле в Европе не менее пары десятков компаний выпускают карты, но в Россию преимущественно завозятся датские Dino. Нельзя сказать, что они самые лучшие, просто кто-то их первым завез -- так и пошло. Но то, что наши машинки серьезно проигрывают им в качестве, утверждать нелепо, никто сравнительных испытаний не проводил. Живучесть карта во многом определяется самой трассой. Никита Небылицкий (компания «Серебряный Дождь», Москва), чтобы не зависеть от поставок запчастей , наладил кое-какое производство силами своих механиков, исключительно для себя. К примеру, на стенде свариваем рамы из трубы марки "сталь 20" -- очень долго шли к такому выбору, труба должна быть упругой, с хорошей памятью гибкости, а из пластиковых труб делаем обвесы. Импортные шины (€95 за комплект, хватает на месяц) привозят из Европы. Двигателя хватает на 30 тыс. км, затем его просто выкидывают и покупают новый. Как говорит Небылицкий, если все покупать и ничего не делать самим, выжить сложно. Оказывается, себестоимость сваренной на специальном стапеле рамы -- $100. Такую не жалко и погнуть: шесть заездов -- и рама "отбита". Или такая мелочь, как подшлемник (шапочка под шлем),-- цена фирменного всего $5, но посетители их уносили "на память", за месяц в "Дожде" наворовывали подшлемников на $1 тыс. Стали шить шапочки сами, довели себестоимость до 23 руб. Или шлемы -- сперва были дорогие, фирмы AGV, по $70, которые очень нравились рокерам, но потом нашли по $20 и еще посадили охранника, чтобы следил, не прихватил ли клиент шлем с собой. Несравнимо выгоднее не покупать карты, а самостоятельно собирать - при наличии квалифицированных мастеров. К тому же сертификации для картов нет, и поэтому у соответствующих органов не должно возникать никаких легальных претензий. А если они и возникают, то владелец картодрома обычно предлагает представителям органов сделать заезд. Объединяет российские и европейские машинки одно -- двигатель: все устанавливают наиболее подходящие для картов моторы Honda (€500-700). А вот до нынешней европейской тенденции -- картов из композитных материалов (вместо сварных труб) -- нашему рынку еще далеко. Во многом из-за цены -- €5-10 тыс. Такой карт, понятно, будет "отбиваться" в несколько раз дольше. Владимир Раппана: После выбора ресурса карт лучше продать, иначе затраты на ремонт будут слишком большие. Василий Рожков: После выработки ресурса карты мы просто выкидываем, их уже никуда не денешь. Сам бы я подержанные карты ни за что не купил. Другая составляющая успеха - трасса. Главное требование к ней - безопасность, которую обеспечивают кроме надежных машин правильные покрытие и отбойники. Идеальными амортизирующими ограждениями многие считают покрышки. С интересной проблемой столкнулся в начале своей работы Небылицкий: пол в торговом центре мраморный, для машин весьма скользкий. Бывали соскоки. Пока мы не додумались покрыть трассу фанерой, приходилось сотнями литров закупать кока-колу и поливать ею трассу, чтобы после подсыхания полученная липкость удерживала машинки. Было недешево. Потом догадались заменить ее на воду с сахаром. На асфальте, конечно, таких проблем нет. Кроме того, как говорит Андрей Лярский, у асфальта есть еще одно неоспоримое достоинство - характерный возбуждающий запах горелой резины. А еще Небылицкий закрыл покрышки специальными резиновыми отбойниками, но от них было больше вреда: отбойники разворачивали машину при контакте, и следующий гонщик, не успев среагировать, просто врезался в нее (кстати, у Михаэля Шумахера есть заводик, штампующий отбойники для трасс, только они слишком дорогие - порядка €95 за погонный метр). В итоге поставили отбойники из пластика, который позволяет не вписавшейся в вираж машине двигаться вперед без разворота. И таких тонкостей, которые владельцы картодромов постигали методом проб и ошибок, в этом деле очень много. Покрышки для обочин (на трассе фирмы Небылицкого их 8 тыс. и они закреплены, иначе при каждом столкновении геометрия трассы менялась бы) с радостью отдают владельцы шиномонтажных мастерских, причем готовы за это еще и приплачивать: утилизация будет дороже. Андрей Лярский: Чтобы поддерживать к картодрому интерес, мы периодически меняем конфигурацию трассы. Зимой, когда сцепление с дорогой хуже, приходится упрощать конфигурацию, снижать сложность поворотов. Для коммерческой трассы в отличие от спортивной никаких нормативов нет - она просто должна быть интересной и относительно безопасной для гонщика, даже потерявшего управление. В фирме Небылицкого трассу размечали так: известный гонщик Юрий Белобородов носился на карте по площадке, а за ним бегал Небылицкий с мелком, размечал. В результате трасса удалась, даже деревянный мостик сделали, такой трамплин - карт, если скорость позволяет, может метра три по воздуху пролететь. Еще одна важная составляющая бизнеса и одна из главных статей расходов картодрома - техническое обслуживание, за которое отвечает команда механиков, и запчасти для постоянно ломающихся машин. Понятно, что ни один картодром денег за погнутые рамы и оторванные колеса с клиентов не берет, как и ни одна страховая компания не оформит страховку на карт. Все поломки - за счет клуба. Любые гонки, даже кажущиеся несерьезными,- контактный спорт. И без соответствующего обслуживания машинки начинают "сыпаться" после первого же дня активной эксплуатации. Владимир Раппана: Во многих клубах проблема с картами - это на самом деле проблема с зарплатой механиков. Владельцы картодромов платят им немного, но при соответствующей зарплате хорошие механики уже держатся за место. И машины используются до последнего. Между тем на Западе, на том же картодроме Шумахера, гоночный автопарк меняют чуть ли не ежегодно. Андрей Лярский: За картом надо следить и регулярно обслуживать - например, менять подшипники, цепи, звездочки, ломающиеся в первую очередь. А вообще, в карте в любой момент может сломаться любая деталь - к этому надо быть просто готовым и иметь машину на замену. Нам для трассы хватает пары маршалов трассы, следящих за заездами, двух механиков и одного администратора. Есть категория клиентов, приносящих картодрому основную часть убытков. Их называют "неудачниками": когда-то эти люди хотели стать гонщиками, но не сложилось, и теперь они вымещают накопившуюся энергию на картодромах - на сохранность карта и безопасность им наплевать. Еще для трассы важно электронное оснащение, точнее, датчики хронометража (€180; их производит, в частности, голландская компания AMB), которые устанавливаются на каждую машину, и контрольные датчики на трассе (вся система обойдется примерно в €10 тыс.). Электронное табло стоит $30 тыс., но можно обойтись и проектором за $2 тыс. Несмотря на всю свою развлекательность, картинг - это настоящие гонки, когда важно не только участие, но и результат. Например, если другие постоянные посетители картодрома знают о лучших показателях «местной звезды» есть стимул покупать заезды еще и еще. Начать бизнес гораздо проще с открытого (без крыши) картодрома - такую свободную площадку найти легче, чем закрытое помещение. Главный недостаток открытой трассы - сезонность: на холоде, под снегом и дождем гонки превращаются в развлечение, мягко говоря, сомнительное. Открытые трассы обычно действуют с 15 апреля по 15 октября, но есть и исключения, правда, в зимние месяцы посещаемость картодрома ниже в несколько раз. Для картодрома идеально подходят именно заводские цеха: большая площадь, высокие потолки, и даже колонны не мешают. Если же строить помещение "с нуля", специально под, то вернуть инвестиции будет практически невозможно -- при нынешней стоимости строительства. Лучше всего владеть и зимней, и летней трассами. Летом посещаемость закрытых картодромов уменьшается почти вдвое, люди в хорошую погоду предпочитают гонять на улице. Зимой - наоборот. Никита Небылицкий: Летний картодром не может быть в хорошем плюсе, ведь чтобы сохранился квалифицированный штат (а он не может быть укомплектован каким-то сезонниками), его надо всю зиму кормить. А на что? У нас только в гараже работают шесть механиков плюс еще люди на трассе (на две смены - четыре человека), которые помогают клиентам, но это самая неквалифицированная работа. Плюс три кассирши, менеджер по корпоративным клиентам, снабженец, по паре барменш и поваров. Какой картинг без бара? Кстати, примерно треть выручки любого картинга обеспечивает бар. Конечно, очень пьяного клиента за руль никто не пустит, но бокал пива принять не возбраняется - все же это не уличное движение, ГИБДД здесь нет. По словам Андрея Лярского, открытый картодром можно сделать и за $100 тыс. Интерес к таким проектам есть в провинции. Успех бизнеса зависит также от того, насколько правильно учтены при определении цены заезда уровень сервиса и местоположение картодрома. Отметим здесь, что наибольшую прибыль картинговым заведениям приносят корпоративные вечеринки. Василий Рожков: "Корпоративы" дают раза в полтора больше, чем прокат. А в декабре "корпоративы" случаются практически каждый день. Действительно убыточный для нас, пожалуй, только месяц май. По словам Андрея Лярского, у открытых картодромов затраты даже могут превышать доходы и оставаться на плаву им помогают как раз "корпоративы". Никита Небылицкий: Я все удивляюсь, столько картодромов разорилось - и все приходят вначале ко мне и говорят: вы все неправильно делаете, вот мы откроемся, все пойдут к нам. И в результате что? А ничего. И все из-за глупости и жадности хозяев. Могли бы просто прийти, перенять опыт. У меня самого пара лет ушла на отладку правильной системы. 20-30% от прибыли может давать бар, за которым, по словам владельцев картодромов, нужно следить особенно тщательно. Лучше всего с этим справляются видеокамеры. Небылицкий говорит, что однажды он уволил заведующую баром - и месячная выручка существенно выросла. Никита Небылицкий: Если самому не следить за всем процессом, растащат по кускам. Бар - лакомое место, всегда наличка. Для справки: в России картингом как спортом занимается около 500 человек; получается, их общий бюджет - не менее $50 млн, и большая его часть достается именно картодромам. Возможно, для некоторых картинг станет путевкой в спорт больших машин и денег. Но в самом картинге победителям ничего, кроме памятного кубка, не светит. Впрочем, вряд ли это помешает владельцам картодромов извлекать прибыль - всегда найдется много желающих выйти на гоночную трассу, чтобы просто развлечься. Источник: Деньги
[Высказать свое мнение]
|
Похожие документы из сходных разделов
Делаем мороженое, производство мягкого мороженного, как выбрать фризер, смеси для производства
Мороженое традиционно считается сезонным товаром, спрос на который возрастает весной и спадает осенью. В морозный зимний день желающих полакомиться десертом даже в уютном кафе находится, как правило, немного. Исключение составляет только один вид мороженого - мягкое. В последние годы интерес к этому виду мороженого со стороны российских предпринимателей уменьшился. А между тем, за рубежом их более дальновидные коллеги широко предлагают мягкое мороженое в точках fast food, магазинах, кафе и ресторанах. Не случайно его включила в своё меню компания "Макдональдс". Мягким называют мо
[ознакомиться полностью] |
Как создать бизнес в сфере мультимедиа
По оценкам экспертов, ежегодный оборот мировой индустрии развлечений (кино, игры, музыка) оценивается в сотни миллиардов долларов. Значительная часть астрономических доходов приходится на игровую и киноиндустрию, которые переживают бурный рост, связанный с развитием технологий, появлением новых информационных носителей и выходом на дополнительные рынки сбыта. Естественно, такой финансово успешный сектор мировой экономики является лакомым куском для десятков тысяч компаний, которые готовы удовлетворить резко возросший спрос на мультимедийную продукцию. Для того, чтобы выяснить, как со
[ознакомиться полностью] |
Мувинг - перевозка мебели, мувинг в деталях, с чего начать
Рынок мувинговых услуг в России находится в зачаточной стадии развития, что, впрочем, не мешает новым компаниям осваивать его и зарабатывать деньги на стремлении людей сменить среду обитания. Мувинг (от английского to move — двигать, перемещать) — новое для России слово. Впрочем, как это нередко случается, за новым термином скрывается до боли знакомое понятие. Мувинг — это всего–навсего профессиональные услуги, связанные с переездом из одного офиса в другой, с квартиры на квартиру или в только что отстроенный коттедж. В условиях невероятной динамики рынка коммерческой недви
[ознакомиться полностью] |
|
|
|