|
Главная страница --> Создание бизнеса
Интернет-бизнес – не поддайтесь иллюзии!
Измерять параметры ниши «на глазок» нельзя. Во-первых, деятельность может оказаться бесперспективной. Во-вторых, свободная, на первый взгляд, ниша может оказаться перенасыщена конкурентами. Есть и еще кое что – иллюзия занятой ниши! Создание любого коммерческого сайта должно начинаться с маркетинговых исследований. Помимо всего прочего, необходимо определить характеристики выбранного сегмента рынка: экономическую целесообразность работы в этом направлении, число серьезных сайтов-конкурентов, вероятность того, что их удастся потеснить, и т.д. Измерять параметры ниши «на глазок» нельзя. Во-первых, деятельность в избранной нише может оказаться бесперспективной. Во-вторых, свободная, на первый взгляд, ниша может оказаться иллюзией. Но может возникнуть и противоположная иллюзия – иллюзия занятой ниши. История Рунета знает много примеров, когда в занятой или бесперспективной, на первый взгляд, нише внезапно возникали новые лидеры, а прежние, работавшие, казалось бы, по той же модели, исчезали или уходили на второй план. Обычно это происходит из-за недостатка средств или времени у «старого» лидера. Очень часто встречается также ситуация, когда компания или человек придумывает идею, но не видит, как получить от ее реализации максимум выгоды. Другие же, позаимствовав ту же идею, с блеском выжимают из нее все преимущества. Но самая распространенная причина – несвоевременность появления идеи. Так же, как музыка Баха, будучи невостребованной в свое время, получила признание только в XIX веке, идея может оказаться невостребованной до тех пор, пока рынок для нее «не созреет». Типичный пример – интернет-магазин. Конечно, идея интернет-магазина пришла в голову не нашим соотечественникам, но мы поговорим о ее продвижении именно в Рунете. Первые интернет-магазины появились в Рунете еще тогда, когда не было термина «Рунет», а слово «Интернет» было принято писать только по-английски. О транзакциях, интернет-платежах или оплате по кредитным картам создатели первых магазинов могли только мечтать. Впрочем, и сейчас основной объем продаж интернет-магазинов происходит по схеме «заказ на сайте – звонок клиенту – доставка – оплата на месте», но речь о другом. Мало кто знает, что магазин «InterShop-Доставка» (www.intershop.ru), который относится сейчас к так называемому второму эшелону интернет-магазинов Рунета, существовал под названием «SupermarkNet» задолго до появления на рынке нынешних лидеров – Dostavka.ru, Wstore.ru и пр. Владелец «SupermarkNet», компания «Мастак-инфо», более известная как интернет-провайдер «Ситек» (www.sitek.ru), не сумела вовремя воспользоваться преимуществом лидера и упустила свой шанс. Кстати, провайдер «Ситек» можно смело назвать одним из основных новаторов в сфере бизнес-идей в Рунете. Например, пластиковые интернет-карточки – давно привычный и удобный способ оплаты подключения к Интернету, заменивший оплату через Сбербанк или непосредственно в офисе провайдера. «Ситек» первым из московских провайдеров начал применять похожую схему оплаты, распространяя по компьютерным магазинам специальные запечатанные конверты (опционы), которые можно назвать прототипом пластиковых карт. С их помощью, используя ту же схему, что при оплате посредством пластиковых карт, можно было пополнить свой баланс. Но то ли рынок оказался не готов к этой услуге, то ли администрация провайдера не смогла развить эту идею – пластиковые карточки сейчас прочно ассоциируются с «МТУ» (www.mtu.ru), «Ситилайном» (www.cityline.ru), «Россия Онлайн» (www.online.ru), но не с «Ситеком». Другие детища «Ситека»: сервер «Работа для всех» (www.jobs.ru), который уже третий год пребывает в изначальном состоянии; баннерная сеть Banners.ru (www.banners.ru), которую опережают по показателям почти все известные сети, родившиеся гораздо позже; наконец, сервер бесплатных объявлений, почты и web-страниц (www.windoms.sitek.net), появившийся гораздо раньше и Talk.ru, и Narod.ru, и Mail.ru, – кто о нем сейчас знает? История с возникновением Mail.ru не менее поучительна. Отрасль бесплатных почтовых ящиков до появления Mail.ru не привлекала особого внимания коммерсантов. Давно существовал Chat.ru, сотрудники которого никак не могли найти время на создание удобного web-интерфейса для чтения писем; был Tomcat.ru, Halyava.ru, тот же Windoms.sitek.net... Никто не ожидал прорыва в этой сфере, разве что фирма Netskate анонсировала почтовый сервис Pochta.ru, который так и не появился из-за того, что человек, писавший почту, по словам Антона Носика, пропал. Появившись на свет в, казалось бы, занятом сегменте рынка и начав активную рекламную кампанию в начале 1999 года, уже через несколько месяцев Mail.ru заставил кусать локти тех, кто не додумался раньше, какие инвестиции можно получить, сделав простой почтовый сервис. И сразу после того, как стало ясно, что Mail.ru нашел золотую жилу, почтовые сервисы стали появляться, как грибы после дождя. Сейчас Chat.ru наконец-то сделал пригодный к использованию web-интерфейс, все порталы обзавелись собственными почтовыми службами, но время уже потеряно – для того, чтобы догнать Mail.ru, нужно потратить на порядок больше времени и средств. Chat.ru не сумел воспользоваться преимуществом лидера не только как почтовая служба, но и как «сервер бесплатных страниц». Сейчас словосочетание «бесплатный хостинг» ассоциируется с Narod.ru. А вплоть до начала 2000 года передовые позиции в этом направлении прочно удерживал Chat.ru. При этом Chat.ru создавал впечатление полукустарного сервера – часто висел, было много «мертвых» страниц. Narod.ru, напротив, предоставил полноценный сервис с возможностью создания страниц без знания HTML. Генераторы сайтов без знания HTML существовали и раньше – на Artnet.ru и Netinfo.ru (впоследствии сервис был усовершенствован и переехал на Fanat.ru), но разве можно было что-то противопоставить финансовым и техническим возможностям Yandex и NetBridge, тогдашних владельцев Narod.ru? Даже когда NetBridge, отдав свою долю в Narod.ru за Molotok.ru (до марта 2000 года оба проекта находились в совместном владении этих компаний), открыл аналогичный проект – Boom.ru, новое детище не смогло потеснить Narod.ru. Четкая бизнес-модель, продуманная реализация и мощное финансирование не дали шансов даже более опытным конкурентам. Уже упомянутый Molotok.ru тоже стал первым в своем роде. Сейчас уже сложно представить, что еще год назад в Рунете не было известных полноценных онлайновых аукционов. При этом американский аукцион Ebay.com считался одним из самых успешных интернет-проектов в мире. Компания NetBridge, заметив пустую нишу, начала свою экспансию в Рунет именно с «Молотка» и грамотно распорядилась своим правом первенства. Руководители Molotok.ru на первом этапе раскрутки проекта поставили задачу создать ассоциацию «Аукцион – это Molotok.ru». И компания с этим успешно справилась. Иллюзия занятой ниши в области рейтинга и статистики сайтов сохранялась до конца 1999 года. Был явный лидер – Rambler Top100: его счетчик стоял почти на каждом сайте. Конечно, сама статистика Rambler не представляла особой ценности: проект был ценен как «пузомер», счетчик рейтинга, а также как средство привлечения посетителей. Тем не менее, число сервисов, предоставляющих возможности счетчика и статистики посещений, было достаточно велико: Top.list.ru, Count.ru, Novdom.ru и др. Казалось, ниша занята и ничего нового сказать в этой области нельзя. Тем не менее, в конце 1999 года появилась новая служба статистики посещений, которая в короткие сроки сумела стать безусловным лидером. Это – SpyLOG, отделившийся от Count.ru. SpyLOG сумел предоставить пользователям множество возможностей, грамотно преподнести свой сервис, раскрутить его и даже попытался вытеснить из ниши рейтингов Rambler Top100, запустив партнерскую программу, при помощи которой любой серьезный сайт мог сделать свой рейтинг ресурсов. Судя по всему, ребята из SpyLOG первыми поняли, что статистику можно очень широко использовать в коммерческих целях, не ограничиваясь размещением рекламы на счетчиках, как это делает, например, Count.ru. А что же сейчас? Есть ли пустые ниши, которые могут принести «первопроходцам» золотые горы? Убежден, что есть. Аудитория Рунета растет не по дням, а по часам (по данным Monitoring.ru, за третий квартал 2000 года аудитория Рунета выросла на 3 млн. пользователей, превысив 9 млн.), и эту аудиторию новым проектам «окучить» гораздо легче, чем старожилов. Большинство лидеров Рунета, имеющих серьезные финансовые возможности, тяготеют к портальной модели, а значит, вряд ли могут уделять серьезное внимание каждому маленькому сегменту рынка. Спор о том, что лучше, большой портал «обо всем» или много маленьких специализированных сайтов, стар, как мир, но никто не спорит о том, что компания, уделяющая максимум внимания небольшому сегменту рынка, имеет в ней фору по отношению к порталу. Рискну сделать прогноз: ближайшие прорывы в Рунете будут связаны с сектором b2b (business-to-business), получившим явный приоритет в последние полгода, ASP-технологиями и индустрией развлечений (я имею в виду не анекдоты, знакомства, картинки и т.д., а выход на более высокий уровень спортивных и музыкальных сайтов). И думаю, что мы еще станем свидетелями взлетов новых лидеров. журнал «Мир Интернет»
[Высказать свое мнение]
|
Похожие документы из сходных разделов
Как открыть интернет - брокера, рынок интернет - брокеров, клиенты, субброкеры
Вадим Беляев, генеральный директор ИГ «Открытие» Открытие интернет-брокера, точнее субброкера — беспроигрышный бизнес. Нам не известно ни одного примера разорения таких структур за пределами столицы и городов-миллионников. Впрочем, и сверхприбылей ждать тоже не стоит, во всяком случае, поначалу: как правило, вложения окупаются лишь на третий год.
Только фондовый брокер В России имеет смысл делать интернет-брокера только по одному направлению — для работы на рынке ценных бумаг. Причем исключительно на отечественном, более того, только для торговли &l
[ознакомиться полностью] |
"Как вы яхту назовете, так она и поплывет"
Мне очень неприятно повторять столько варварских имен, но необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно. Проспер Мериме Среднее пищевое предприятие выпускает в год до четырех новых продуктов, каждый из которых надо как-нибудь назвать. Причем так, чтобы и потребителю понравилось, и конкурент не смог прокатиться на чужом горбу. Проблема усугубляется тем, что стандартный метод «не занимайтесь самолечением и обращайтесь к врачу» тут не подойдет. Фирм, профессионально занимающихся «неймингом», — а именно так
[ознакомиться полностью] |
Как выбрать бизнес-идею?
Причины, по которым люди открывают бизнес, разные. Это может быть возможность обеспечить свою семью, доказать что-то себе и окружающим, тяга к самореализации. Но отправная точка для всех одна – идея! Причины, по которым люди открывают бизнес, у каждого свои. Для одного предпринимательство— это возможность обеспечить себя и свою семью; для другого— доказать себе и окружающим, что он способен на большее, нежели выполнение чужих приказаний; для третьего— тяга к самореализации и т.п. В любом случае вам необходима такая бизнес идея, с помощью которой вы сможете добиться усп
[ознакомиться полностью] |
|
|
|