Мода на открытие мини-отелей в последние 2 года привела к тому, что рынок оказался насыщен этими объектами. Сегодня наиболее выгодный объект для инвестиций - небольшие гостиницы экономкласса.
В Петербурге уже проектируются и строятся более 100 новых гостиниц, и около 50% из них относятся к классу три звезды. Впрочем, по оценке специалистов консалтинговой компании GVA Sawyer, места на рынке хватит: к 2011 г., при благоприятном развитии событий, поток туристов вырастет до 5 млн человек, и основной спрос придется именно на гостиницы экономкласса.
Петербургский рынок приема туристов до сих пор дефицитен: в разгар лета в городе заполнены все объекты, вне зависимости от класса. В Комитете по инвестициям и стратегическим проектам СПб говорят о 90% заполненности. Но в "низкий сезон" конкуренция среди гостиниц уже ощущается: некоторые мини-отели вынуждены закрываться на зиму, оставшиеся заполнены на 35-40%, а средняя заполняемость крупных гостиниц составляет 45-65%. Исключение составляют только высоко-классные пятизвездные отели и наиболее современные отели класса три звезды, где даже зимой пустует лишь 15% номеров.
В дальнейшем конкуренция будет расти: в ближайшие год-два в городе будет открыто не меньше полусотни новых объектов. А к 2011 г., по данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам будет реализовано до 114 новых гостиничных проектов. Из них 18 уже строятся, 69 - в стадии инженерного проектирования, а для 27 разрабатывается документация.
Обидеть маленького
Первыми пострадают в конкурентной борьбе мини-отели: вкладывать деньги в открытие новых становится невыгодно. Мини-отели, с одной стороны, - выигрышный европейский формат, с другой - знак "переходного периода". Их массовое появление было связано с отсутствием возможности строить в центральных районах большие гостиницы. Пока крупные и средние инвесторы подбирали объект и согласовывали реконструкцию и строительство, частные лица занимались расселением квартир. Именно в бывших коммуналках расположено большинство существующих мини-отелей. Дефицит предложения привел к тому, что цены в мини-гостиницах оказались к сегодняшнему дню достаточно высокими: в центре сложно найти объект со ставками менее $100 за сутки. В этой ситуации основ-ными клиентами мини-отелей становятся иностранные туристы-одиночки: фирмы, занимающиеся размещением организованных тургрупп, предпочитают крупные гостиницы, а соотечественников отпугивает немалая цена. Сами владельцы мини-отелей сознаются, что открытие новых объектов сегодня тяжело с финансовой точки зрения.
Наиболее выигрышный на сегодняшний день формат, считают аналитики, - обустроенные на уровне европейских стандартов гостиницы класса три звезды, способные при этом принимать бизнес-туристов и небольшие организованные группы. Открытие гостиницы высокого класса, по оценке специалистов компании "Бекар", требует вложений до $9 тыс. на м2, и возврат вложений идет медленно. Плюс проблема поиска помещений в центре. А экономкласс в 1,5-2 раза дешевле в строительст-ве, при этом гостиница не обязательно должна находиться в непосредственной близости от Невского: уже есть примеры удачно действующих гостиниц такого класса, например, в Озерках. Мини-гостиницы, несмотря на свой уют, оказались сервисом для одиночек.
Комментарий
Александр Маркелов, совладелец мини-гостиницы "Северная": "Раскрученные мини-отели, которые действуют по другому принципу: выкупают помещение, вкладывают огромные деньги в ремонт и интерьер, а потом делают цены на номера по 100-150 у.е. В результате люди, которые шли в мини-отели за дешевыми номерами в центре Петербурга, отпадают. А те, кто может платить по 150 евро в сутки, предпочитают жить в больших гостиницах - это и престижнее, и удобнее. Сейчас в центре трудно найти даже мини-отель, где цена за номер была бы меньше 100 у.е. Но это зависит еще и от формы собственности - если помещение в собственности владельца, то он может и снижать цены, получая большое конкурентное преимущество".
Егор Сильченков, управляющий отелем Park Lane Inn: "Перспективы у мини-отелей есть, но в основном у тех, что уже имеют имя, репутацию, прочно вошли в рынок, обладают хорошей клиентской базой и развивают ее. Тем же, которые только входят в рынок, будет труднее: расходы очень велики, цена на недвижимость и ее содержание растет, срок окупаемости, цена входа на рынок выросли в разы. Сейчас потребности в новых мини-отелях нет. Их появилось за последние 4-5 лет огромное количество. Если еще 3 года назад был дефицит мест, то сейчас он компенсировался. Не хватает скорее дешевых гостиниц, хостелей, а мини-отели в центре не так уж и дешевы. Часть их не в сезон просто закрывается - такая высокая конкуренция. Проблема мини-отелей - о них мало знают, особенно гости из регионов. И многие компании боятся сотрудничать с мини-отелями: это чисто психологический барьер, недоверие к частным маленьким компаниям, отсутствие гарантий".
Наталья Васильева, главный администратор отеля "Невский клуб": "Сейчас, пожалуй, в Петербурге нет потребности в открытии новых мини-отелей: вложения огромные, трудно раскручиваться. Имеет смысл создавать мини-отели двух категорий. Первая - отели со своей концепцией, "фишкой", интерьером; они будут рассчитаны скорее на иностранцев, и наплыв будет в основном летом. Но и вложения в них будут больше, таким отелем надо постоянно заниматься, развивать, раскручивать. Легче, конечно, "сетевикам" и мини-отелям с именем, открывающим вторые-третьи отделения. Вторая категория - мини-отели экономкласса, особенно в центре".
Цифры
Средняя возможная стоимость номеров в петербургских отелях Отели класса 5 звезд - $430-1232 Отели класса 4 звезды - $271-1045 Гостиницы класса 3 звезды - $130-242 Гостиницы экономкласса и мини-отели - $55-100 По материалам издания "Деловой Петербург
Хотите открыть свой бизнес? Сначала подумайте, а нужно ли это вам
С чего начинается любой бизнес? - в первую очередь, с желания! Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Если вы хотите только улучшить свое материальное положение, то отсюда еще не следует, что вам нужен бизнес. Например, любой из «челноков» на рынке - бизнесмен, как и бабушки, которые торгуют семечками. Но одно это не делает человека богатым. С другой стороны, работая по найму в крупной компании можно получать очень хорошую зарплату - от 100 тысяч рублей и выше, плюс к этому заграничные командировки, дорогие отели, служебный автомобиль... Нужен ли такому человеку со
Автор данной статьи за прошедшие годы основал в США более шести компаний, суммарный доход которых приближается к 100 млн. долларов. Теперь он делится некоторыми секретами организации и первых шагов в бизнесе. Автор входит в Совет директоров IT-компании, образовавшейся на базе факультета материаловедения Массачусетского технологического института (MIT). Ниже приведены его советы молодым людям, собирающимся основать собственную компанию. Три веские причины для открытия собственного дела Не основывайте компанию лишь потому, что хотите быть сами себе начальником. Суще
Собственная студия загара на сегодня один из наиболее перспективных видов бизнеса. Спрос на услуги солярия растет с каждым днем: даже несмотря на обилие летнего солнца, большинство любителей бронзовой кожи все же предпочитают получать свою порцию ультрафиолета в специализированных салонах, нежели под открытым небом. Загорание (с известными ограничениями), несомненно, является полезным для здоровья, как физического, так и психического: недостаток ультрафиолетовых лучей опасен для живого организма. А поскольку солнца в наших широтах не хватает, солярий может легко компенсировать этот пробел.