«Моя личная позиция такова: надо или стать первым в своем деле, или вообще из него уходить». Трудно ли прорваться наверх в музыкальном бизнесе? Рассказывает генеральный директор студии «Граммофон рекордс» бывший офицер Сергей БАЛДИН Визитная карточка ергей Балдин. 33 года. В 1991 году закончил с красным дипломом Харьковское ракетное командное училище. В бизнесе – больше десяти лет. Владелец трех магазинов по продаже музыкальных записей с оборотом $2,3 млн. в год. Генеральный директор студии «Граммофон рекордс», входящей в холдинг «Русская медиа-группа» (радиостанции «Русское радио», «Динамит FM» и другие). В юности у Сергея Балдина все было, как у миллионов парней: громоздкий катушечный магнитофон, школьная радиорубка, обмен записями любимых групп. Слово «шоу-бизнес» в ту пору считалось почти ругательным. А мечтал Сергей стать военным, как отец, дед и прадед. После училища попал в оборонный НИИ, расположенный в Подмосковье. И вот там, в 1992 году, еще будучи офицером, неожиданно выяснил, что музыка может подарить не только удовольствие, но и деньги. Авто имени Тани Булановой – Один из моих товарищей занимался атлетической гимнастикой. Однажды он решил купить тренажеры и не нашел лучшего способа найти денег, кроме как записывать музыку на заказ, – вспоминает Сергей Балдин. – К моему удивлению, желающие нашлись. Я подумал: ну, и я так могу! Сегодня, спустя десять лет, хотя и на совершенно другом уровне, я занимаюсь тем же: пытаюсь понять, за что слушатели готовы платить деньги. – Офицерской зарплаты хватило, чтобы оборудовать студию звукозаписи? – Какое там! На первые два приличных магнитофона я заработал перепродажей цветных телевизоров. В 1992 году они были в дефиците. Мы с приятелем купили один на двоих в Нижнем Новгороде и притащили его на электричке в Одинцово (пригород Москвы – «СБ»). Потом осмелели, заняли денег и купили целую машину телевизоров. Привезли их в свой город, встали возле магазина, который торговал телетехникой по 1000 рублей, и продали свою по 900. В общем, заработали по 3 тысячи рублей, просто страшные деньги по тем временам. И хотя мы ни у кого ничего не крали, помню, что было как-то не по себе. – Почему? – Я же служил и со службы уходить не собирался. Но офицерская зарплата не позволяла жить достойно. И я стал предлагать своим знакомым список записей, которые у меня были: хотите, и вам запишу. В то время подобные услуги оказывались студиями звукозаписи в домах быта. Чтобы как-то конкурировать с ними, мы должны были продавать кассеты дешевле. Тем не менее, наступил момент, когда я обнаружил, что моя подработка уже стала ощутимой. А в жилых кварталах как раз начали появляться небольшие стихийные рынки. И одна моя знакомая, безработная, говорит мне однажды: «Запиши 100 кассет, я отнесу их на рынок». Так и сделали. Она все продала. Эти деньги уже были больше, чем моя офицерская зарплата. И вдруг моя продавщица заболела. А когда твои доходы сокращаются, это тебя очень раздражает. Так я встал за прилавок сам. – С какими чувствами, если не секрет? – Натянув шапку-ушанку поглубже, потому что готов был провалиться сквозь землю от стыда. Я, офицер, торгую на рынке... Мне все было непривычно, а вот люди вокруг, похоже, никаких неудобств не испытывали. Ко мне стали подходить покупатели. Спрашивают: «А у вас есть Таня Буланова?» Я чуть в ответ не закричал: «Какая Таня Буланова! Это же ерунда! Это не музыка!» Вот так я начал проходить самоучитель по музыкальному маркетингу. Сейчас многие рассуждают: какое барахло вы на радио крутите. Да нет. Все это звучит и продается не потому, что так хотят программный директор или продюсер, а потому, что это слушают и покупают! Кстати, я потом часто говорил, что именно Тане Булановой я благодарен за мой первый автомобиль. Это была «восьмерка», ей было года три, но я был счастлив. – И решили уволиться из армии? – Нет, психологически это был очень сложный шаг. Меня держало все прошлое моей семьи. На рынке я познакомился с выпускником Бауманского училища, школьным золотым медалистом, он стоял рядом и торговал турецкими платками. Как оказалось, тоже увлекался музыкой. И вот однажды он говорит: «Открывается цивилизованный рынок с павильонами, давай возьмем один». Надо было заплатить какие-то огромные деньги, допустим, три наших месячных дохода. Но вложения отбились не за три месяца, а гораздо раньше. Если сегодня в самом бойком месте продается 50-100 кассет в день, то мы продавали 1000. Такое было время. И мы захватили рынок этой продукции во всем нашем городе, пригласили на работу много молодых ребят, которые по вечерам записывали кассеты. Иногда заработки были безумные, до $10 тыс. на каждого в месяц. В конце концов, информация о моих успехах стала известна руководству. Тогда в стране как раз была развернута кампания по несовместимости коммерческой деятельности и службы в Вооруженных Силах. В качестве «козла отпущения» в нашей части выбрали меня. Я не стал дожидаться, пока меня уволят по дискредитации, принес своему командиру рапорт. У каждого бизнеса – свой потолок – Почему вы расстались с компаньонами, с которыми раскрутили успешный бизнес? – В 1996 году я предложил развивать оптовую торговлю. Не хотелось провести всю жизнь в маленьком магазинчике. Договорился с одной из студий, которая работала на музыкальном рынке – со студией «Монолит», – о том, что мы будем продавать их товар. Нашел помещение для склада, набрал 100 человек персонала. Однако мои компаньоны не разделяли ни моего энтузиазма, ни моих планов. В итоге, у нас состоялся сложный разговор, и мы расстались, поделив торговые точки. В 1998 году у моего склада были уже хорошие объемы продаж. Но потом наступил «черный август». За 1-2 месяца система распространения музыкальной продукции сгорела. Региональные склады в один миг перешли на пиратские записи. Наш склад выжил, но пришлось сократить большую часть сотрудников. B этот момент владельцы компании «Монолит» предложили мне поработать в ее творческом отделе, составляющем музыкальные сборники. Я согласился. – После нескольких лет самостоятельности?! Со стороны это выглядит как неудача. – Все мои друзья и подчиненные тоже считали так. Но я чувствовал, что достиг в торговле потолка, а новая деятельность меня захватила. Уже месяцев через пять я знал особенности общения с артистами, понимал, как устроен новый для меня рынок. И уже в апреле 1999 года создал высокоприбыльный и лучший на сегодняшний день брэнд – «ХХХL». Если самые лучшие сборники до того приносили $20 тыс., то этот принес $200 тыс. Он составил конкуренцию даже такому монстру как студия «Союзу», хотя многие в то время считали абсолютно бесперспективной попытки конкурировать с «Союзом». На рынке сборников маленькая до того не очень заметная фирма стала лучшей. Технология такова: за деньги приобретаются смежные и авторские права исполнителей. Готовые продукты тиражируются на дисках, которые затем за деньги продаются. И именно на этом независимая компания, не имеющая медийных ресурсов, зарабатывает деньги на музыкальном рынке. После трех лет работы в «Монолите» мне предложили стать его совладельцем... – ...А вы ушли в качестве наемного менеджера на «Русское радио». Почему? – Я был готов к самостоятельному бизнесу в этой сфере. Но моя личная позиция такова: надо или стать первым в своем деле, или вообще из него уходить. Проанализировав ситуацию, я понял, что у меня нет шансов прорваться самостоятельно. Разные люди, работающие в музыкальном бизнесе, изначально стоят в неравных условиях. Если в строительстве или торговле достаточно взять кредит, построить магазин в хорошем месте и правильно организовать работу, то здесь одними деньгами и знаниями ничего не добьешься. Нужны связи в госструктурах. Нужен теле- и радиоэфир. У меня таких ресурсов не было. – Можно сказать, что у всякой маленькой компании есть свой потолок? – Чаще всего, да. Поэтому, чтобы расти, надо искать инвесторов, заключать деловые союзы. А медиа-бизнес – это вообще отдельная история. – Однако свои музыкальные магазины вы сохранили. Как они сейчас поживают? – Всего осталось четыре магазина – небольшие, до 100 кв. м. Они торгуют легально выпущенной продукцией. Ежедневный суммарный оборот – около 200 тыс. рублей. Для таких точек это вполне прилично. Но перспектив превратить их какую-то торговую сеть никаких, а большие музыкальные магазины могут позволить себе только большие компании. Самыми эффективными оказались отделы, которые работают в круглосуточных супермаркетах. В них в любое время дня и ночи заходят потенциально обеспеченные клиенты. И к тому же, они работают даже в то время, когда отправляются спать конкуренты с пиратских лотков. – Вы продолжаете управлять личным бизнесом? – Нет. Когда-то я взял в компанию своего друга, сначала в качестве наемного работника. Потом он стал моим компаньоном, и мы работали совместно. И сейчас он занимается рутинной повседневной работой. А я подключаюсь только тогда, когда нужно принять какое-то нестандартное решение. – Что в итоге оказалось больше – прежний предпринимательский доход или нынешняя зарплата менеджера? – Они сопоставимы. Но у меня нет зарплаты. Я получаю процент от заработанного. По сути, продолжаю работать на себя, как и раньше, только на более высоком уровне. И почти точно так же рискую, как раньше. Кстати, люди, которые не имели собственного бизнеса, редко соглашаются на такие условия. У них совершенно иной менталитет. Самый честный рейтинг – это продажи – Сколько надо денег, чтобы раскрутить неизвестного певца? – Многое зависит от самого исполнителя. Если это творческий человек, который делает что-то необычное, сам пишет тексты и музыку, сделать его популярным будет совсем недорого. Очень качественно записать песню в студии стоит $3 тыс. Если песня толковая, ее с радостью берут все радиостанции. После этого надо начинать подтягивать к исполнителю внимание. Сначала появляются статьи в прессе: вот все эту певицу слышали, теперь хочется о ней рассказать. После этого у читателей возникает желание ее увидеть – и самое время снять видеоклип. Стоимость этой работы также зависит от таланта авторов. Есть уникальные примеры, когда отличные клипы снимались всего за $700. Но, как правило, что-то приличное снимается в России за сумму от $15 до $30 тыс. И в случае, если у зрителей уже подогрет к исполнителю какой-то интерес, музыкальные каналы готовы эти клипы показывать даже бесплатно. – В принципе схема примерно такая же, как в любом другом бизнесе: уникальный товар легче вывести на рынок. – Конечно. Скажем, что самое ценное в моем нынешнем деле? – Уникальный голос? – Идея! Если есть она – вот тогда начинается бешеный отсчет денег. В 2001 году мы открыли пацанчика из Новосибирска по имени Игорек. Он далеко не звезда вокала. Но его песня «Подождем мою маму» стала едва ли не культовой. Ее легальный тираж в общей сложности уже составил около 600 тыс. носителей. Для сравнения: номер первый легального рынка России по объемам продаж сегодня группа «Руки вверх» (студия АРС) – 1 млн. 200 тыс. – 1 млн. 400 тыс., номер второй «Земфира» (студия «Реал-рекордс») – примерно 800 тыс. – 1 млн. В шоу-бизнесе существует такое распределение интересов: есть артисты, о которых очень много пишут, которые снимаются в огромном количестве передач. Их очень хорошо знают, но их кассеты или компакт-диски не покупают. А есть новые артисты, как правило, молодежь. И поют они тоже для молодежи – самого массового потребителя музыкальной продукции. Она и заказывает музыку. Музыкальные рейтинги в России очень условны. Кто-то составляет их в газетах и журналах, исходя из своих вкусов. Кому-то на радиостанцию звонят люди с просьбой исполнить песню, и он думает, что вот это и есть правда. Существуют рейтинги, которые составляют специалисты. Но общемировая практика говорит, что самый честный рейтинг – это продажи музыкальных носителей. Какой-нибудь фанат может снять 150 раз телефонную трубку и позвонить на радио, но вряд ли он купит 150 дисков. - А вы сами в таком случае, как узнаете настоящую правду о том, что будет продаваться? - Информация об объемах продаж большинством компаний скрывается. Но мы, люди, которые погружены в этот бизнес, все-таки общаемся между собой и имеем представление об успехах и неудачах друг друга. Кроме того, я разговариваю и с продавцами, и с покупателями в своих магазинах. Узнаю, что заказывают оптовые покупатели из других регионов на моем складе. Постоянно беседую с руководителями аналитических отделов нашей «Русской медиа-группы», смотрю прессу и интернет, общаюсь с продюсерами. И в результате на основе всей этой информации принимается решение – вкладываем мы деньги в этого исполнителя или нет. – Вашим личным музыкальным пристрастиям музыка, которую записывает «Граммофон рекордс», не противоречит? – Особых музыкальных пристрастий у меня нет, это мой бизнес. Я терпимо отношусь к любой музыке. – Медиа-рынок– это уже навсегда? Может случиться такое, что вы решите организовать собственную компанию, работающую в этой сфере? – Реально больших результатов можно добиться, только осваивая новые секторы рынка. Если опоздаешь – цена входа будет уже очень высока. Но дело в том, что рынок постоянно прирастает этими новыми секторами. И если появится такой, что мне интересен, где я могу чего-то достичь, я готов предложить личный проект. У меня сегодня намного выше запас прочности, чем шесть лет назад, когда я командовал магазинами в Одинцово. Источник: Свой бизнес
Если вы хоть немного разбираетесь в графических программах, можете смело начинать бизнес на баннерах. Даже если ваши навыки далеки от совершенства, улучшить их – не проблема. Будьте готовы - клиентов будет много. И денег тоже. Вы дизайнер и имеете навыки работы с Adobe Photoshop, Adobe Illustrator или CorelDraw? В таком случае, предлагаем освоить еще парочку программ, а именно - Macromedia Dreamweaver и Macromedia Flash! Первая вам понадобиться для создания своего сайта, а вторая для изготовления флэш-баннеров. Для создании баннеров путем gif-анимации можно воспользоваться
Вопрос о причинах того, почему люди бедны, отнюдь не всегда стоял на повестке дня. Например, во времена фараонов деньги были абсолютно неотделимы от власти, а власть принадлежала богоизбранным и их наместникам. Соответственно, все феллахи по определению должны были быть бедны. Между прочим, само слово "феллах" в дословном переводе означает не крестьянин, а дуралей, быдло, у которого по определению денег быть не должно.
По мере перехода к капитализму и появления зачатков демократии и у простых людей появилась возможность иметь свой капитал. В основном это были купцы, неко
Каждый четвертый миллионер в США покупает туфли дешевле $100. Что касается костюмов, то каждый десятый владелец крупного состояния укладывается в $200. Половина из них принципиально не носят часы дороже $250, и лишь каждый третий миллионер ездит на машине моложе трех лет. Психологи объясняют эту странность особыми психологическими комплексами: добившись богатства, человек начинает очень много внимания уделять деньгам и больше всего на свете не любит с ними расставаться. Среднестатистического современного миллионера, конечно, можно назвать экономным человеком, но попадаются среди них