Сегодня количество наших соотечественников, соответствующих определению "средний класс" превысило 37% населения. Позитивная тенденция втягивания в состав среднего класса представителей бедных слоев за счет их персонального развития нарастает. За пять лет наблюдения за таким значительным социальным явлением, как формирование среднего класса, эволюционируя параллельно с ним, мы обнаружили ряд изменений, особенностей и тенденций развития этого, наиболее важного и перспективного, сегмента российского общества. Наиболее значительное изменение касается численности среднего класса. В 2001 году к среднему классу по уровню дохода мы относили не более 15% населения. Сегодня количество наших соотечественников, соответствующих широкому толкованию определения "средний класс" превысило 37% населения. Исключительно позитивная тенденция втягивания в состав среднего класса представителей бедных слоев за счет их персонального развития нарастает. Увеличение доходов, рост профессионального статуса и уровня образования граждан ведут к той самой адаптации, которая исключает в итоге неуравновешенное социальное позиционирование в обществе. Интересно заметить, что и роль среднего класса как ключевого потребителя различных товаров и услуг резко возросла. В 2001 году на долю среднего класса приходилось не более 45% совокупных доходов и совокупного потребления, к середине 2005 - более 75%. В связи со значительным количественным ростом произошли некоторые качественные сдвиги в среднем классе России. Снизилась позитивная оценка профессионализма и интеллекта, независимость, лидерство, воля и энергия все меньше принимаются как важнейшие детерминанты развития. Склонность к риску теперь оценивается негативно. Немного снизилась доля представителей среднего класса, имеющих высшее образование. Тогда как в 2001 году более 70% представителей среднего класса имели высшее образование, в 2005 году - около 60%. Этот факт нуждается в дополнительном комментарии. В 2001 году к среднему классу исследователи относили около 19 миллионов взрослых россиян, из которых 13-15 миллионов имели высшее образование. Всего же высшее образование на тот момент имели около 25 миллионов взрослых россиян. В 2005 году к среднему классу относились около 40 миллионов взрослых россиян, из которых 24 миллиона имеют высшее образование. Таким образом, если 5 лет назад из всех имевших высшее образование к среднему классу относились чуть более половины, то сегодня - около 85-90%. Экономическая активность среднего класса неуклонно растет. По сравнению с началом 2001 года, когда занятость в среднем классе не превышала 85%, к концу 2004 года количество работающих средних россиян достигло 96%. Это хорошая тенденция, ведущая к росту числа домохозяйств типа DINKS (double income no kids), которые, как известно, являются очень эффективным сегментом с точки зрения национальной экономики в краткосрочном и среднесрочном периодах. Сравнение динамики безработицы в среднем классе и по стране в целом наглядно демонстрирует качественное развитие изучаемого нами сегмента российского общества. Не принимая во внимание некоторую грубость сравнения безработицы в разных классах, интересно следующее наблюдение. Уровень безработицы в среднем классе немного превышает этот показатель по стране в целом, но эта безработица имеет, в худшем случае, фрикционный характер, тогда как безработица в стране является, скорее, циклической или структурной. В частности, 10% женщин в среднем классе заняты домашним хозяйством, 7% средних русских учатся в ВУЗах, 2% причисляют себя к временно безработным. С начала 2003 года наблюдается тенденция роста социального статуса представителей среднего класса. На фоне роста числа занятых количество работающих по найму снизилось на 4%, а количество независимых предпринимателей и топ-менеджеров увеличилось в среднем на 12%. Существенно возросли доходы представителей среднего класса. Половина средних русских отмечают улучшение материального положения своих семей по сравнению. В 2001 году средний располагаемый доход на одного представителя среднего класса составлял около 250 долларов, в 2005 году - более 500 долларов. Во второй половине 2005 года темпы роста доходов среднего класса замедлились по сравнению с предыдущим годом, когда доходы увеличивались на 15% за полугодие. Наиболее вероятной причиной этого явления может быть замедление темпов роста промышленного производства. Взаимозависимость темпов роста доходов среднего класса и промышленного производства государства неоднократно подтверждались в ходе исследовательского проекта "Стиль жизни среднего класса". Финансовые амбиции среднего класса растут вслед за реальными доходами и отличаются от них, в среднем, в полтора раза. Примечательно, что в сложные для национальной экономики периоды, запросы представителей среднего класса более резко отличаются от доходов, чем в "спокойные" времена. Факты дивергенции кривых доходов и запросов требуют внимательного изучения: возможно, они могут являться предупредительными индикаторами макроэкономических изменений. С осени 2002 года потребление, включая текущее и инвестиционное, растет прямолинейно с динамикой порядка 35% в год. Примечательно отсутствие сезонных колебаний: традиционно в России потребление весной-летом менее интенсивно, чем осенью-зимой. Для среднего класса сезонности не существует. Вероятно, баланс достигается за счет характерного летнему периоду оживлению на туристическом рынке. На рынках текущего потребления обозначилось некоторое замедление. В частности, рынки продуктов для домашнего питания и товаров повседневного спроса находятся в состоянии стагнации, а питание вне дома становится все более популярным. Это еще один верный признак увеличения числа домохозяйств типа DINKS и SINKS (single income no kids). Неожиданное замедление роста рынка бытовой и аудио-видео техники может быть связано с структурными изменениями технологического характера. Это явление не выглядело бы как выглядело бы как замедление, не случись в начале прошлого года бума потребительского кредитования, выбросившего показатели по продажам техники резко вверх. Для более естественного оживления рынка техники необходимо увеличение скорости инновационного развития отрасли и более выраженная кастомизации предложений. С сентября 2002 года в российском среднем классе преобладает инвестиционный характер потребления. Динамика роста инвестиционного потребления за последние три года составляла не менее 30% в год. В частности, в течение последних трех лет динамика роста расходов на приобретение недвижимости в среднем классе пропорциональна росту цен на жилье. Недвижимость - это основной объект инвестиционного потребления. Расходы на приобретение недвижимости составляют значительную часть общего потребления среднего класса. Фактические расходы на приобретение недвижимости немного превышают цифры, заявленные в планах представителей среднего класса. Очевидно, что планы по покупке жилья пропорциональны фактическим доходам за редким исключением, обусловленным ажиотажным спросом. Вторым по значимости для бюджета объектом потребления в среднем классе является автомобиль. Почти 60% семей среднего класса имеют в собственности не менее одного автомобиля. Совокупный автопарк среднего класса превышает сегодня 12 миллионов автомобилей. С осени 2002 года наблюдается устойчивая тенденция роста потребительских расходов на приобретение автомобилей. В ходе проведенной маркетинговым агентством "Эксперт-Дата" весенней волны исследовательского проекта "Стиль жизни среднего класса" респондентам был задан вопрос о планах по покупке автомобиля в 2007 году. Из 5000 опрошенных респондентов 125 заявили о намерениях приобрести в 2007 году новую иномарку, а 114 ответили, что купят новый отечественный автомобиль. Учитывая, что выборка проекта "Стиль жизни среднего класса" репрезентирует среднюю доходную группу, состоящую примерно из 38 млн человек, можно сделать вывод, что в 2007 году в России будет продано как минимум 1,81 млн новых автомобилей. Весной нынешнего года Минтопэнерго РФ подготовило прогноз рынка автомобилей к заседанию правительства, состоявшегося 19 мая. В прогнозе было заявлено, что в 2008 году рынок легковых автомобилей достигнет 1,9-2,2 млн единиц. Среди респондентов, намеренных приобрести машину в 2007 году, только 27% не имеют личного автомобиля в настоящее время. Основываясь на этих данных можно предположить, что в 2007 году российский легковой автопарк пополнят как минимум 1,3 млн подержанных автомобилей. Около 17% респондентов заявили о планах приобрести автомобиль стоимостью более 30 тысяч долларов. Более 60% объема спроса среднего класса будет предъявлено на автомобили в ценовом диапазоне 7-15 тысяч долларов. Более 16% респондентов, планирующих купить автомобиль в 2007 году, собираются взять на эти цели кредит в банке. Около 80% этих средств будет направлено на покупку автомобилей стоимостью от 5 до 12 тысяч долларов. Источник: Стиль жизни среднего класса
Сотовая система сигнализации с SMS сообщением на мобильный телефон
Опробованная и результативная идея домашнего бизнеса - охранная сотовая система сигнализации с сообщением SMS на мобильный телефон для дома, дачи, гаража. Я сам нашел эту идею домашнего бизнеса, занимаюсь этим бизнесом сейчас и могу рекомендовать его всем желающим, у кого есть несколько часов свободного времени в неделю и тем, кто хочет получать дополнительные деньги за интересную работу. Кто же этого не хочет? Если интересно, на чем я сейчас зарабатываю, могу рассказать. Я работал (впрочем, и сейчас работаю) в небольшой фирме по установке автомобильных сигнализаций. Работа так
Пример бизнеса для человека с мозгами, со знанием Интернета и наличием большого количества свободного времени. Даже свой сайт создавать не нужно - если только для рекламирования предлагаемых услуг. В Интернете, как в реальности, бизнесы создаются и ликвидируются, сайты открываются и закрываются. Скольких я знаю авторов рассылок (тоже по-своему - бизнесмены), которые активно вели свои рассылки, писали в них отличные статьи (пользователи пересылали их друг другу и размещали на своих сайтах). Теперь все они заняты совершенно другим делом, рассылки свои забросили, как и свои старые
Если вам нравится водить автомобиль, вы будете с удовольствием осваивать новую модель в любом возрасте. То же с фрилансом. Ограничений по возрасту нет. Они могут быть только внутри вас, но снять эти барьеры по силам каждому. Как показывают опросы, у фриланса – молодое лицо. Большинство фрилансеров составляют люди в возрасте от 20-22 до 30-35 лет. И если молодежь привлекает в удаленной работе возможность быстро набрать опыт, получить заказы и клиентов, наконец, заработать деньги, которые в офисе им никто не предложит. То людей постарше фриланс привлекает, в первую очередь, как