Маленькая семейная фирма "Контакт-культура" вот уже шесть лет занимается бизнесом, и до сих пор у нее нет конкурентов. "Контакт-культура" переиздает советские и дореволюционные плакаты. Только за первые шесть месяцев нынешнего года она продала 256 000 постеров и открыток.
От мерзлотоведения к масскульту
Бестселлер издательства - плакат предвоенной поры 1941 г. , на котором женщина в красной косынке предостерегающе поднесла указательный палец к плотно сжатому рту: "Не болтай! " (5000 плакатов и 4000 открыток). По продажам его перебил только один плакат - "Нет алкоголю! " (1954) : было продано более 6000 экземпляров.
"Существуют вечные темы, которые в нашей стране всегда будут иметь место: бдительность и пьянство. Поэтому и самые продаваемые плакаты - "Не болтай! " и "Нет! " с рюмкой", - объясняет Александр Снопков, основавший этот бизнес вместе с сыном Павлом. Отец занимается творческими вопросами издательства, сын отвечает за коммерцию. Недавно эти функции разделили даже территориально: издательство уже не помещалось на 70 кв. м в старом офисе на Садовой-Кудринской, поэтому там оставили редакцию, архив и Музей плаката, которыми руководит Александр Ефимович, а коммерческие службы и склад во главе с Павлом переехали в более просторное помещение на Цветном бульваре.
До того как заняться бизнесом, Снопков-старший преподавал мерзлотоведение на географическом факультете МГУ. Кроме ледников, его интересовали книги: он всю жизнь собирал прижизненные издания русских писателей. И в 1988 г. , уволившись из МГУ, он основал кооператив, чтобы попробовать зарабатывать на культуре: занимался организацией выставок и аукционов произведений искусства, а также издательской деятельностью. Однако в середине 90-х развитие бизнеса замедлилось. На это наложились личные проблемы, и Александр Снопков решил временно отойти от дел. Управление фирмой перешло сыну.
23-летний Павел, не имевший тогда ни опыта в бизнесе, ни даже диплома о высшем образовании (он так и не закончил юридический вуз) , энергично взялся за спасение семейного бизнеса. Примерно в это время его отец нашел спасительную идею. Помимо книг, он коллекционировал и старые плакаты. Однажды ему попался плакат начала 30-х "Долой кухонное рабство! Даешь новый быт". Работа "поразила его своей красотой". К тому же, подумал он, на носу 8 Марта. И к женскому празднику 1997 г. ООО "Контакт-культура" (в которое к тому времени преобразовали кооператив) заказало первый массовый тираж репринта плаката, который потом продали в Московском доме книги на Новом Арбате. Дальше последовали копии других плакатов - "Ты записался добровольцем? ", "Родина-мать зовет" и т. д. "Контакт-культура" начала раскручивать новое направление бизнеса.
Громоздкий товар.
К середине 90-х советская плакатная индустрия практически прекратила свое существование. Книжные магазины закрывали плакатные секции. Это осложняло развитие бизнеса. После кризиса тиражи "Контакт-культуры" резко выросли - в 1999 г. компания напечатала 19 000 постеров. Рос и ассортимент. Но плакаты занимают много места, для их продажи в магазинах требовались специальные плакатницы, которые магазины уже выбросили за ненадобностью. Импортные стоили слишком дорого - от $3000 до $5000. Снопковы стали покупать б/у оборудование в разорявшихся книжных магазинах. Позже нашли в Белоруссии завод, который теперь и делает по заказу издательства плакатницы (около $500 за штуку) и открытницы ($100) для мини-постеров. "Контакт-культура" поставляет их магазинам бесплатно (сейчас она работает примерно с 50 торговыми точками) , чтобы те охотнее брали ее продукцию.
Для большего удобства "Контакт-культура" уменьшила размер своих плакатов в два раза по сравнению со стандартным, 60 х 90 см. Кроме этого она стала выпускать недорогие (отпускная цена - 6 руб. ) и компактные мини-постеры размером несколько больше, чем традиционная открытка. Этот формат открыли для себя совершенно случайно. В 1999 г. издательство собиралось запустить очередной тираж плакатов Маяковского необычного формата - узкие и длинные. При расположении на стандартном листе оставалась пустая полоса шириной в 20 см. Чтобы добро не пропадало, на оставшейся полосе бумаги напечатали семь наиболее популярных плакатов. Разрезали и получили 7000 открыток. "Мы к этому отнеслись как-то поверхностно", - вспоминает Павел. Но где-то через пару месяцев почти одновременно позвонили все магазины и срочно потребовали следующую партию.
Продажи мини-постеров стали расти гораздо быстрее, чем обычных плакатов. На следующий год "Контакт-культура" напечатала 14 000 мини-постеров, в 2001 г. уже 250 000. Только в первой половине этого года тираж составил 225 000, но продано даже больше - 241 000 (нашла своих покупателей часть тиража, не распроданного в прошлом году). Плакаты хороши тем, что этот товар не устаревает и "есть не просит", шутит Павел Снопков: что не купили вчера - купят завтра. Например, дореволюционные рекламные постеры не нашли особого спроса, они пока ждут своих покупателей. Пока бизнесмены снизили на них отпускные цены, с 72 руб. до 60 руб. (политический плакат стоит 39 руб. ).
Второй смысл.
Каждый квартал "Контакт-культура" выпускает около пяти новых открыток и плакатов. Выбирая сюжеты, руководители издательства полагаются на собственную интуицию. "Я мог бы рассказать, что мы изучаем спрос населения, проводим мозговые штурмы и тому подобное. Но ничего этого не бывает. У нас вообще все не очень серьезно", - признается Павел Снопков.
Интуиция подсказала им, в частности, что у современной молодежи будут пользоваться спросом плакаты советского времени на тему производительности труда, народного хозяйства и т. п. "Все сейчас говорят только об одном: деньги, деньги, деньги. Ведь это довольно скучно. А если эти темы как-то проиллюстрировать - становится интересно", - рассуждает он. Интернет-магазин Biblion.ru специализируется в основном на деловой литературе, но два месяца назад начал торговать плакатами: та же аудитория. Пока продается 20 - 30 штук в месяц, рассказывает менеджер магазина Анна Сорокина. Плакаты приобретают для украшения офиса и в подарок коллегам. Чаще всего покупают постеры "Как работал, так и заработал", "Нет алкоголю! ", "Ночь работе не помеха". Последний висит и в офисе "Библиона". Тем, кто остается на работе допоздна, он поднимает дух, говорит Анна.
В отличие от других видов художественных произведений в агитационном плакате отсутствие многозначности и подтекстов - не только достоинство, но главный принцип. Все должно быть на полном серьезе, понятно с первого взгляда и без разночтений. Но когда эпоха создания плаката отошла в прошлое, люди начинают находить в нем дополнительные смыслы, которые раньше исключались, и это дает плакату вторую жизнь.
Руководители издательства до сих пор не очень хорошо понимают, почему отлично продается один сюжет и вовсе не продается другой. Но, безусловно, одна из составляющих успеха - многозначность постера. "Спросом будут пользоваться двусмысленные и неприличные плакаты", - прогнозирует Снопков-старший. Как, например, плакат, призывающий советских женщин "позаботиться о грудях". Или реклама "Резино- треста", совместная работа Родченко и Маяковского, с таким текстом: "Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старых лет".
В любом случае "должен быть какой-то прикол". Именно из-за его отсутствия, как считают в "Контакт-культуре", не пошли старые рекламные постеры: они красивые, но не смешные и без двойного смысла.
Плакатный монополизм.
В поисках новых сюжетов Александр Снопков вместе с главным редактором Александром Шкляруком проводят много времени в библиотеках, выискивая те работы, которые могут оказаться актуальными и сейчас. Понравившиеся плакаты потом показывают Павлу, после чего принимают окончательное решение. В архиве фирмы уже около 2000 плакатов.
Из-за того что многих выдающихся художников-плакатистов уже нет в живых, с правами на использование изображения обычно проблем не возникает. Если не прошли 50 лет, по истечении которых закон уже не защищает права на художественное произведение, "Контакт-культура" договаривается с наследниками художника или их представителями. Агентство ФТМ почти два года представляет интересы наследников Нины Ватолиной, создателя "Не болтай! " и многих других выдающихся плакатов. По словам юриста фирмы Александры Радоминовой, в среднем авторский гонорар составляет 8 - 10% от суммы оптовых продаж тиража, если тираж большой, доля автора, как правило, уменьшается.
До сих пор "Контакт-культура" была единственной организацией, приобретающей права на использование работ этой художницы. За несколько лет в этой нише так и не появилось других компаний. "У них совсем нет конкурентов", - говорит Наталья Тюрина, заместитель коммерческого директора Московского дома книги, где в месяц продается около 500 плакатов и открыток издательства. Бывшее государственное издательство "Панорама", которое могло бы стать конкурентом "Контакт-культуры", в 2001 г. слилось с двумя другими издательствами и вовсе оставило плакатную тему. Преемник "Панорамы" - "Искусство" выпускает в основном книги и открытки, сообщила главный редактор этого издательства Екатерина Хохлова. "Плакаты - это несколько другая технология", - говорит она. --- Источник:
В чем секрет успеха любого домашнего бизнеса? В уникальности услуг из предлагаемого народу спектра. Предлагаю идею для вашего бизнеса - "ночное небо". Суть метода заключается в нанесении на любой тип стен и потолков специальной фосфоресцирующей краски. В результате создается полное впечатление, что потолок пропал. А на его месте в темноте возникло ночное небо. Создается полностью реалистичный трехмерный образ, не мешающий имеющемуся убранству комнаты. То есть днем обычная комната, ночью - вселенная. Существует огромный выбор потолков, ограниченный только воображением клиен
Отсутствие единой удобной и моментальной системы платежей в сети до сих пор лишает многих интернет-предпринимателей дополнительных доходов. А ведь существует множество сервисов, регистрироваться на которых проще простого. Вы прочитали, как легко продавать в интернете (например, материал «»? Вы можете сделать то же самое. Ничего сложного нет. Нужно найти или придумать товар, за который люди готовы платить деньги, выставить его на продажу
По секрету всему свету: золотые нити Интернет-заработков
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Считайте затраты, учитесь создавать цифровые товары, больше читайте - тогда даже эти пять ниточек вы сплетете если не в «золотую жилу», так хоть в «серебряную косичку». Многие задаются вопросом «а можно ли вообще в Сети заработать деньги?». Тема уже поднималась много раз, но однозначного ответа на вопрос, пожалуй, не было и не будет. С моей точки зрения, все выглядит довольно просто, почти как в реальной жизни. Если вы работаете на предприятии или в фирме (даже директором!), нет никаки