«Мы не снижаем цены на работы, которые не продаются сейчас, так как убеждены, что скоро их купят по еще большей цене. Сегодня этот рынок растет». Москвички Марина Образцова и Ирина Филатова открыли галерею современного искусства, чтобы заработать. Но в первый год существования оборот галереи “Файн Арт” был всего $10 000. И довольно долго оставался на этом уровне, но лет пять назад доходы начали заметно расти, и в 2006 г. оборот “Файн Арт” составил, по оценкам ее владелиц, около $800 000. Союз с Союзом Марина Образцова окончила Московский институт химического машиностроения, но по специальности почти не работала: с началом перестройки сразу же включилась в кооперативное движение. В 1990 г. совместно с Музеем декоративно-прикладного искусства создала компанию “Искусство России” и занялась реализацией авторских лаковых миниатюр через систему Duty Free в Москве и Санкт-Петербурге. “Мы их продавали по цене от $3000 до $6000, но постепенно массовая сувенирная продукция с ее низкими ценами и качеством разрушила этот рынок”, — рассказывает Образцова. На лаковой миниатюре Образцовой удалось заработать $30 000 — стартовый капитал, необходимый тогда для открытия картинной галереи. Первые пять лет галерея обитала на Арбате в арендованном помещении площадью 250 кв. м. “Сперва аренда стоила $500 за все помещение, потом цена стала расти и мы уехали, — рассказывает Образцова. — У нас много некоммерческих проектов, дорогая аренда нас просто задушит”. Подходящее помещение 10 лет назад галерее предоставил Союз художников России, который берет сравнительно небольшую плату в обмен на то, что “Файн Арт” проводит у себя выставки союза. Гармония и абсурд Пятнадцать лет назад во время первой же выставки Образцовой удалось продать половину работ. “Это была знаковая для нас выставка, — вспоминает Образцова, — называлась “Гармония и абсурд”. Название до сих пор актуально для нашей жизни и деятельности. В той выставке участвовали и уже знаменитый к тому времени Игорь Вулох, и мало кому известные Лев Кропивницкий и Богдан Мамонов, теперь ставшие звездами. “Это происходит со всеми художниками, с которыми мы начинаем работать”, — замечает Образцова. Марина признается, что она скорее менеджер, чем искусствовед. Концепция галереи принадлежит Ирине Филатовой, тоже инженеру-химику по образованию, куратору и совладелице “Файн Арт”. “Главное место мы сразу отвели живописи, — рассказывает Ирина Филатова, — для 90-х это было смелое решение: живопись тогда подвергалась остракизму со стороны критиков, признававших только фотографии, инсталляции, видео“. Время подтвердило жизнеспособность концепции “Файн Арт”. Коллекционеры галеристкам поверили не сразу. Почти три года “Файн Арт” не могла продать ни одной работы знаменитых сейчас Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. “Наконец я уговорила приятеля купить за $2500 картину “Падающие розы”, — вспоминает Образцова. — Теперь их картины стоят сотни тысяч долларов. “Когда "Файн Арт" нас взяла, мы не были известны в широких кругах, — подтверждает Дубосарский, — но определенный бэкграунд был. Сейчас "Файн Арт" может сказать, что это они нас сделали, Марат Гельман — что он, а мы — что это мы сделали галереям бренд, и каждый будет по-своему прав. Точно я могу сказать лишь одно: у Марины с Ириной очень хорошее чутье”. “В "Файн Арт" я пришел, как только у меня появились деньги, — говорит постоянный клиент галереи, коллекционер Сергей Гридчин. — Купил картины Дубосарского с Виноградовым, Кошлякова, и до сих пор регулярно захожу в галерею. Однажды даже делал через галерею заказ. У меня была большая стенка, я понял, что там должна висеть картина Кошлякова. Художник предложил мне фантазию на тему природы, сваял ее, и я каждый день не устаю смотреть на картину. Кошлякову я задавал только размер 3 × 4 м, больше никак не ограничивал”. Инвестиции в украшения Первые 10 лет “Файн Арт” зарабатывала ровно столько, чтобы хватало на аренду и зарплату сотрудникам. “Муж мое занятие всерьез не воспринимал и требовал, чтобы я сидела дома, — вспоминает мать троих детей Образцова. — Но я его не слушала и даже в роддом уезжала из галереи”. Пять лет назад галерея начала приносить ощутимую прибыль (ее рентабельность, по словам галеристок, сейчас доходит до 30%). Образцова уверена, что финансовый успех пришел вместе с частными клиентами: “Вначале картины у нас покупали в основном банки — Московский международный, Диалог-банк и другие, теперь — в основном бизнесмены для частных коллекций”. Предприниматель и коллекционер Игорь Маркин пришел в “Файн Арт” пять лет назад и сразу купил картины Эдуарда Гороховского. “Когда я начинал собирать коллекцию, целесообразность инвестиций в произведения искусства была не так очевидна, — рассуждает Маркин, — а сейчас это уже можно использовать как инструмент инвестиций”. “Инвестиции в произведения искусства выгодны, — утверждает главный редактор журнала "Артменеджер" Владимир Бабков. — Картина растет в цене примерно на 20% в год”. Впрочем, Маркин замечает, что современное искусство он собирает в первую очередь для удовольствия. Это захватило бизнесмена настолько, что в мае он открывает первый в России частный музей современного искусства. Другой клиент “Файн Арт”, ресторатор Аркадий Новиков, собирая коллекцию, демонстрировал азарт и широту души. “У нас были выставлены три картины Лаврентия Бруни, одну из них уже купила моя подруга, — рассказывает Образцова. — Новиков заявил, что платит двойную цену, и я уговорила подругу уступить”. Иногда в галерею под видом клиентов приходят арт-дилеры и покупают картины для перепродажи. “Недавно клиент из США купил у нас за 3500 евро картины Михаила Рогинского, а потом на аукционе в Лондоне выставил их за 15 000 фунтов. Нам потом пришлось оправдываться перед вдовой художника”, — говорит Образцова. На вопрос, почему “Файн Арт” не выставляет картины на международных аукционах, Образцова отвечает, что основная задача галереи — становление российского арт-рынка. Кроме того, Образцова убеждена, что аукционы хороши только для покойных художников, а ныне здравствующим опасны. “Картина может быть продана по очень высокой цене, и художнику придется и дальше держать такую же планку, а это не всегда возможно”, — объясняет Образцова. Дорасти до вечности Диапазон цен, по которым “Файн Арт” продает произведения искусства, колеблется от 4000 до 60 000 евро. Верхняя граница — удел знаменитостей. Картины нераскрученных живописцев стоят 1500-2000 евро. Художник вне зависимости от степени известности получает 50% стоимости проданной картины. “Когда галерея находит молодого художника, она начинает в него вкладывать средства, не ожидая быстрой отдачи, — объясняет Бабков, — выпускает каталог, устраивает персональную выставку. То есть художник эксплуатирует бренд галереи. Когда же имя художника становится брендом, уже оно начинает повышать авторитет галереи”. По мнению Образцовой, на ценообразование картины влияет степень известности художника, качество его работ и раскрученность коллекций, в которых они находятся. Марат Гельман выражается более определенно: “В первую очередь это спрос и имя художника. Но не надо путать имя с брендом: бренд — коммерческое понятие, а имя художника — это шанс попасть в вечность”. “Файн Арт” не подписывает с художниками эксклюзивных контрактов, как это, например, делают в галерее Гельмана или “Айдан”. Согласно контрактам, все работы художника реализуются только через галерею, а галерея взамен обеспечивает художнику минимальный годовой доход и проценты с продаж картин, если они этот доход превышают. “Для нас эксклюзивные контракты чересчур затратны, — говорит Образцова, — мы предпочитаем строить личные отношения с художниками. Раньше художники бегали по разным галереям и в каждой продавались по разной цене. Сейчас мы договариваемся, чтобы они не демпинговали — и в галереях, и в собственной мастерской продавали работы одинаково. С теми, кто эти правила не соблюдает, галереи прекращают работать”. Владелицы “Файн Арт” разрешают художникам продаваться в других галереях и даже не обижаются, если от них уходят, как это случилось с Дубосарским и Виноградовым, которые в начале 2006 г. ушли в галерею XL. “Художники же как дети”, — смеется Образцова и уточняет, что Дубосарский с Виноградовым ушли в галерею, готовую в отличие от “Файн Арт” регулярно вывозить их работы на международные ярмарки. “Мы начинали сотрудничать с "Файн Арт" в середине 90-х, когда арт-рынка как такового не было и галереи скорее были выставочными площадками, чем коммерческими предприятиями. Один художник мог выставляться в нескольких галереях, и это было нормально, — объясняет Дубосарский. — Примерно пять лет назад ситуация изменилась, в России начал формироваться арт-рынок. У каждой галереи своя стратегия, и когда художник одновременно выставляется в трех-четырех галереях, он теряет контроль над ситуацией. В результате мы выбрали XL. Но с "Файн Арт" расстались совершенно без обид”. Минус Церетели Галерей, серьезно занимающихся актуальным современным искусством, в России не больше 10, и все они в Москве. Если обороты отдельной галереи посчитать можно, то объемы российского арт-рынка — величина загадочная. “Как оценить? В него входит и живопись, и перформанс, и ремесленничество. А еще картины Шилова, Глазунова и Сафронова — феномен, непонятный на западном рынке, — рассуждает Образцова. — А есть еще Церетели, один монумент которого стоит как весь остальной арт-рынок”. Марат Гельман полагает, что объем рынка современного искусства России (за вычетом Церетели) около $50 млн. Коллекционер Игорь Маркин соглашается и добавляет: “Хоть художников у нас сейчас немного, прирост будет осуществляться за счет прихода на российский рынок западных художников и галерей”. Иную оценку российского арт-рынка дает генеральный директор компании “Арт Консалтинг” (экспертиза и оценка произведений искусства) Денис Лукашин: “Его объемы достигают $400 млн, и рынок этот сейчас набирает обороты, что видно по смене интересов галеристов и коллекционеров. Рынок антиквариата уже исчерпал себя, финансовые потоки двинулись в сторону русского современного искусства”. Марина Образцова тоже думает, что перспективы у рынка “замечательные”. С верой в талант российского художника и в состоятельность российского коллекционера Образцова с Филатовой никогда не снижают цены на работы, которые не продаются сейчас, потому что убеждены: “Цены будут только расти”. Источник: A-club
Фанаты не жалеют средств, чтобы приобрести вещь, которую носил их кумир. На желании молодежи подражать кумирам можно организовать домашний бизнес, приносящий доход. На глаза мне очень часто попадаются статьи СМИ о том, что фанаты не жалеют огромных средств, чтобы приобрести вещь, которую носил их кумир. Из этого сделала вывод, что молодежь хочет подражать своим кумирам и на этом
Автор: Анна Есть одна идея, мною лично не используемая, но приносящая доход двум моим знакомым старушкам. Эти милые женщины шьют комбинезоны для собак. Пород собак сейчас множество, и их любящие хозяева с удовольствием платят от 300 до 1000 рублей за комбинезончик. Я живу в Екатеринбурге и благодаря быстро наступающей слякотной осени и холодным зимам заказов этим старушкам поступает большое количество, при том что, допустим, хозяева шьют вначале комбинезончик для щенка, а ведь он растет. К сожалению, у меня нет готовых выкроек, так что могу поделиться только идеей. Но возникает
Оформление документов и дополнительный доход в 700 $
Это не идея, а реальный заработок, которым занимались мои друзья. Зарабатывали они около 500-700$ в месяц в нерабочее время. Скорость выполнения заказа зависела от «сложности» справки и наличием связей в том или ином «органе». Суть заработка состоит в следующем. Многие сейчас возвращаются на свои исторические родины поле распада СССР, а некоторые просто переезжают по тем или иным причинам. И почти всегда эти переезды связаны с бумажной волокитой. Вроде приехали, устроились. Идёшь оформлять гражданство, документы на прописку и т.д., а там говорят, что нужно к