«Мир новых русских», или юмор как двигатель торговли
Самый ходовой товар – это юмор, считает создатель специфического магазина Григорий Бальцер. Его бизнес – музей для заинтересованной аудитории, готовой платить за современные и ироничные изделия народных умельцев приличные деньги. Новый русский покупает подарок другу.
– Дайте мне деревянный мобильник «под хохлому».
– Пожалуйста. 900 рублей.
– И коробочку какую-нибудь – упаковать.
– Сейчас подберем.
– Не ищите: покажите во-он ту. Наверное, он в нее влезет.
– Какая же это «коробочка»? Это палехская шкатулка. И стоит она 43000 рублей.
– Сойдет!
Это не анекдот. Это реальный случай, произошедший в магазине «Мир новых русских». В конце 1990-х его создатель – художник и бизнесмен Григорий Бальцер – решил возродить интерес к изделиям народных промыслов на внутреннем рынке. Шкатулки из Палеха, гжельский фарфор и хохломская роспись пользовались тогда популярностью только у иностранцев. А наши граждане покупали их крайне редко. Тогда Бальцер, будучи человеком с хорошим чувством юмора, придумал оригинальный ход. Он решил украсить произведения народного творчества лубочными сюжетами, почерпнутыми из анекдотов про новых русских. И в 1998 году на Старом Арбате появился магазин необычных сувениров. BMW. Made in Палех Главной проблемой на старте бизнеса стал поиск мастеров, готовых воплотить в жизнь оригинальную задумку. Бальцер и его сотрудники отправились в Гжель, Палех, Жостово и Семенов (где делают хохлому). Старые мастера поначалу встретили идею Бальцера в штыки: «Да как вы смеете издеваться над традиционным искусством?! Рисовать каких-то новых русских? Да их всех пора к стенке!» Приходилось убеждать людей в том, что «изображать современную жизнь во всех ее проявлениях можно и нужно», что «воспринимать эту работу нужно с иронией»... В конце концов переломить негативное восприятие удалось, и на прилавках «Мира новых русских» появились оригинальные сувениры: кредитная карта «Хохлома-банка» и набор для игры в боулинг, расписанный под хохлому, палехские шкатулки «BMW», «На отдыхе» и «На охоте», баночки «Сбербанка» и «Старый хрен» из гжельского фарфора…
Самые популярные из этих забавных вещиц дали рождение целым сериям ироничных произведений искусства – например, скульптурам из гжели, которые иллюстрируют эволюционное развитие нового русского. Сначала герой изображался с «барсеткой» и в футболке с лейблом Versace на пузе. Затем он перевоплощался в горнолыжника, отдыхающего на модном альпийском курорте. Следующей скульптурой был «Новый русский теннисист». И, наконец, новый русский стал серьезным человеком, который держит руку на трубе с «нефтедолларами». Директор магазина Олег Черников рассказывает, что один из клиентов, покупая весь набор этих скульптур, не мог скрыть удивления: «Как вы точно проследили историю моей жизни! Я поражен!»
Помимо изделий народных промыслов, в «Мире новых русских» решили продавать книги. Приобщать колоритную целевую аудиторию к чтению начали, как и положено, с «Нового русского букваря» – с прописями, картинками и примерами из новорусского сленга. Этот «учебник» был выпущен в свет в 1998 году. Потом появились «Новая русская поваренная книга», книжка-раскраска «Новый русский досуг для состоятельных господ» с заданиями типа «Как растаможить товар» или «Как развести челов на зелень без разборки», а также комикс «Анна Каренина» и другие книжки. Этот юмор – не для всех Как ни странно, пик популярности магазина пришелся не на конец 1990-х, когда тема новых русских была наиболее актуальна, а на 2002 год. Олег Черников объясняет это тем, что именно в это время негативное отношение к новым русским сменилось ироничным восприятием «чисто российского» явления. Да и преподносить богатым друзьям в подарок «сто первую» ручку Parker или дорогую зажигалку было уже бессмысленно – вот оригинальные подарки и пошли нарасхват.
Но постоянных клиентов, настоящих «фанатов» и коллекционеров «новорусских» вещей, в магазине даже тогда было немного – примерно 1%. Подавляющее большинство покупателей попадают в «Мир новых русских» случайно, прогуливаясь по Арбату. Иностранцев среди них не более 10%: хотя туристов из-за рубежа на Старом Арбате намного больше, чем в других уголках Москвы, «новорусский» юмор мало кому из них понятен, и они гораздо охотнее покупают традиционные поделки у уличных торговцев. Тем более что и стоят они дешевле продукции, представленной в «Мире новых русских».
Дороговизна «новорусских» сувениров объясняется несколькими причинами. Во-первых, все они – мелкосерийного производства. Как правило, вещь выпускается в количестве не более 100 экземпляров. Если она пользуется спросом, то магазин заказывает еще одну партию. Лучше всего продаются поделки из гжели и сувениры с хохломской росписью, так как их цена ниже, чем на изделия мастеров из Палеха и Жостова. А главный «хит продаж» за всю историю магазина – сотовый телефон с хохломской росписью. Таких «мобил» продано несколько сотен.
Второй фактор, повышающий конечную цену на «новорусские» сувениры, – расходы на гонорары, которые «Магазин новых русских» выплачивает всем авторам идей. Например, в себестоимости поделок из гжельского фарфора на отчисления авторам приходится 50%.
Какого-то определенного механизма ценообразования в компании не существует. Так как оригинальные сувениры не с чем сравнить, цены на них определяются интуитивно. Однако просчетов, из-за которых какой-нибудь товар мог бы «намертво» зависнуть, никогда не было. Плохо продавались разве что шахматы из гжельского фарфора, которые стоили $2000. Их покупали примерно раз в полтора месяца. Но «претензий» к этому изделию у руководства магазина нет: дорогая вещь не может расходиться так же быстро, как сувениры по 200 рублей. Чем пахнут деньги? Ответ на этот вопрос можно найти под крышкой коробки с одним из последних изобретений владельца «Мира новых русских» – парфюмом «Запах денег». Работая над этим продуктом, Бальцер хотел создать подарок «для каждого и на все времена». И это ему удалось. «Запах денег» настолько желанен, что духи за 480 рублей стали пользоваться огромной популярностью.
Насладиться желанным ароматом не так-то просто. Сначала с упаковки парфюма нужно сорвать сургучную печать, потом перерезать пару защитных ленточек – только после этого можно вынимать футляр. В нем лежит небольшая капсула из горного хрусталя, в которую запаяна жидкость зеленоватого цвета. Капсулу невозможно открыть, не сломав.
«Не пытайтесь разбить эту капсулу, – говорится в открытке, лежащей в коробке. – Запах тут же испарится, ведь он неуловим! Пускай он навсегда останется у вас и приносит вам успех и благополучие». В открытке приведены и несколько легенд о «Запахе денег»:
«20 июня 1815 года Натану Ротшильду удалось завладеть секретом духов – вскоре его состояние выросло в тысячи раз».
«Жаклин Кеннеди получила флакончик духов по наследству – и вышла замуж за миллиардера Аристотеля Онассиса».
«Голливудская актриса Грейс Келли получила магические духи в подарок от неизвестного поклонника – через некоторое время она стала принцессой Монако».
Эти истории и процесс открывания коробки захватывают всех, кто получает парфюм в подарок. Ведь им неведом главный секрет: в капсуле находится запатентованный и сертифицированный парфюмерный лосьон… не имеющий никакого запаха! Парфюмерам «Флаво-синтез», к которым обратился Бальцер при разработке духов, пришлось изрядно потрудиться над их формулой. Оказалось, что создать духи безо всякого запаха гораздо сложнее, чем обычный парфюм. Новый русский стареет В последние годы спрос на товары «для» и «про» новых русских заметно упал. Большинство людей заходят в магазин, чтобы просто «поглазеть» на оригинальные вещицы. И только те, кому близок этот юмор, что-то покупают. Поэтому в фирме стали постепенно переключаться на забавные сувениры, эксплуатирующие другие темы: «Деньги», «Спорт», «Автомобили», «Ты & Я», «Кухня», «Пить-курить» и т. п.
Кроме того, с 2001 года в магазине клиентам предлагают новую услугу – посетитель может выбрать любой из шедевров мировой живописи и «занять на нем место» одного из героев. «Обновленную» картину изготовят с помощью фотопечати на настоящем холсте. Спрос на такую «живопись» постоянно растет.
Несмотря на спады в продажах, убыточным «Мир новых русских» не был никогда. Но и огромных денег не приносил. Впрочем, владелец компании изначально не ставил перед собой такой цели. Бальцер рассматривает свой магазин как дополнение к основному бизнесу, позволяющее реализовать оригинальные идеи.
В ближайшем будущем «Мир новых русских» ожидает «второе рождение» – возможно, он сменит вывеску. В планах Бальцера – создать музей, в котором будут выставлены только самые интересные и дорогостоящие вещи, созданные компанией, и необычные сувениры-новинки. Их тоже можно будет купить – но уже по другим, «музейным» ценам. Возможно, с посетителей музея даже будут брать плату за вход. Кроме того, Бальцер ведет с иностранными фирмами переговоры о проведении аукционов – как на Западе, так и в России.
Таким образом, магазин, открытый для всех, будет трансформирован в музей для заинтересованной аудитории, готовой платить за современные и ироничные изделия народных умельцев приличные деньги. НОВАЯ МИФОЛОГИЯ «Для меня новый русский – это новая Россия, – размышляет Григорий Бальцер. – Когда-нибудь этот период истории России будут изучать столь же пристально, как сегодня исследуют искусство Серебряного века. Для нас новый русский – сказочный персонаж вроде Иванушки-дурачка, за ночь ставшего Иваном-царевичем. Он дает нам возможность посмеяться над собой и в какой-то мере погрузиться в прежние времена». Григорий Бальцер В бизнесе десять лет. Владелец мебельных салонов «Руслан-мёбель», «Шкафчик & Диванчик», бутика постельного белья «Голубой сад», магазинов «Алло, матрас» и «Мир новых русских». Окончил Московский Государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова. Первым в Москве стал проводить «Недели высокой мебельной моды».
Митрофанов Вадим и Селицкий Константин, сеть мебельных салонов
«Мы не ищем сложных путей. Просто осознаем, что рано или поздно все равно будем конкурировать по правилам цивилизованного мира». Два капитана Романтик и прагматик, стратег и тактик, «процессник» и «движок» — все эти роли Вадим Митрофанов и Константин Селицкий делят между собой в зависимости от ситуации: иногда интуитивно, иногда осознанно. Но два полярных начала присутствуют в их тандеме всегда, и именно это позволяет им удерживать свой бизнес в равновесии на очередном витке. Досье Вадим Митрофанов Родился 25 июня 1966 г.
Началось все с того, что один мой знакомый при очередной попытке разбогатеть потерпел фиаско. Очень хотел иметь свою автомойку, но что-то там у него не заладилось, и чтобы хоть как-то рассчитаться с кредиторами, недорого распродал имущество. Таким образом, совершенно случайно я стал гордым обладателем моечной машинки «Кёрхер». Что сразу пришло в голову - продать ее подороже. Но я не стал спешить. Некоторое время ушло на то, чтобы разобраться. Оказалось, что кроме мытья машин, она могла мыть что угодно. Смеху ради: дал работнику задание хорошенько отмыть каменное крыл
Cпособ заработка для людей, которые умеют создавать профессиональные сайты. Вначале развития проекта он не будет приносить больших прибылей, но впоследствии, когда имя будет раскручено, можно отлично зарабатывать.
Давно очень у меня существует идея создания фотобанка моделей (девушек и парней с фотогеничной внешностью). Для этого необходимо создать сайт и сделать его известным в своих кругах.
Вначале можно ограничиться просто рекламой в газетах, в Интернете. Единственное, что необходимо, - четко отбирать претендентов. То есть ставит