Японская компания «Такара» создает игрушки для всех возрастов и зарабатывает на этом миллионы. Встать на ноги помогла оригинальная идея. Основатель кампании соглашается: успех его дела начался с банана. Первым человеком, встретившимся журналисту, была специалист по связям с общественностью Йоко Ватанабе (Yoko Watanabe). Как компания выбралась из пропасти? В чём секрет её успеха? — начал расспросы Раскин. Йоко ушла на минуту и вернулась с пластмассовым бананом, положила на стол перед журналистом: "Не волнуйтесь, — улыбнулась он в ответ на замешательство Раскина. — Никто из нас не мог и предположить, что от такой смешной штуковины может зависеть благосостояние целой компании". А теперь, собственно, сказка. "Такара" означает "сокровище", также это название окрестностей Токио, где основатель компании Ясута Сато (Yasuta Satoh) в 1955 году начал делать пляжные мячи. Сато умел так восхищать детей разными весёлыми вещами, что те прозвали его "богом игрушек". Среди наиболее известных игрушек Сато широкоглазая Licca — японская версия Барби, всё ещё пользующаяся спросом в Японии кукла, хотя с 1967 года продано 49 миллионов единиц, а также роботы Microman и Diacron, ставшие мировыми мегахитами в 1984 году, после того, как компания Hasbro выпустила их на рынок США в качестве трансформеров. В начале 1990-х Сато понял, что ослаб и решил подать в отставку с поста руководителя "Такары". Для компании наступили, как теперь их называют сотрудники, "тёмные времена". Двое сыновей Сато работали вместе с отцом, и "бог игрушек" видел в старшем — Хирохисе (Hirohisa) — своего преемника. И действительно: уже обученный экономике Хирохиса в 1994 году возглавил "Такару", намереваясь переделать компанию в соответствии с собственными представлениями о современном маркетинге. Он разбил производственный процесс на пять ступеней, чтобы успешнее анализировать потенциал новых изделий, начал учить служащих законам рынка и работе в команде. Практичный Хирохиса порвал с опасными идеями, стараясь сделать бизнес более предсказуемым. Это выглядело разумным, и покатившаяся было под гору "Такара" поначалу улучшала свои результаты. Но из-за отсутствия новых, пусть рисковых, идей менеджеры столкнулись с серьёзными препятствиями при выпуске новых игрушек на рынок. Проблемы вернулись и стали расти как снежный ком. Тем временем, сотрудники компании начали потихоньку высмеивать бизнес-обучение, поскольку наущение маркетингу носило достаточно занудный и принудительный характер. К примеру, проводились раздражающие служащих уик-энды в гостинице при аэропорте, в ходе которых участники задавались вопросами вроде "Что такое маркетинг?". В конце концов, народу всё это надоело, и лучшие люди "Такары" побежали к конкурентам. Творящееся безобразие не могло не огорчить и самого Хирохису, который с горя подал в отставку, а правление "Такары" вернуло на руководящий пост его отца – усталого Сато. Но старость, как известно, не радость, так что на сей раз отец-основатель обратил свои взоры ко второму сыну — Кеите (Keita), который частенько вёл себя как ребёнок, был этаким Иванушкой-дурачком. Это, впрочем, не помешало Кеите в 1996 году покинуть тонущую в руках его брата компанию и вместе другим беженцем с "Такары" организовать собственную маленькую "игрушечную" фирму под названием "Мечты сбываются" (Dreams Come True). На момент поступления предложения возглавить "Такару" Кеита заработал $14 миллионов, торгуя сноубордами и тому подобным. Тем не менее, он согласился помочь отцу в качестве консультанта. Первый вопрос, который Кеита задал разработчикам новых игрушек, звучал так: "What do you really — really — want to do?" ("Что вы на самом деле — на самом деле — хотите делать?"). По крайней мере, один из сотрудников принял вызов нового руководителя. Заметив быстро растущий спрос на аксессуары для телефонов, менеджер Масахико Каджита (Masahiko Kajita) понял, чего никто ещё не сделал: почему бы не повеселиться с телефонными трубками? Он разработал несколько прототипов трубок в виде рыбы и обуви на высоких каблуках, но когда протестировал реакцию пешеходов, притворяясь на многолюдном перекрёстке, будто звонит по одному из своих чудных телефонов, узнал: самая смешная трубка — та, что в виде банана. После того, как было продано 100 тысяч банановых телефонов, игрушка стала в Японии настоящим хитом. Вдохновлённый успехом изделия, Кеита заявил, что будет отстаивать идеи, которые ему нравятся, даже если всё, чем обернётся их реализация, будет хихиканьем из-за угла. Сотрудники компании также почувствовали сладкий вкус успеха, который приходит, если рискнуть и бросить вызов традициям. В 2000 году "Такара", возглавляемая Кеитой, купила его маленькую компанию. Он убедил многих сбежавших сотрудников вернуться и создал в компании подразделение, ориентированное на игрушки для взрослых. Серия называется Nanchatte. Это подразделение приносит "Такаре" 20% от запланированного на бюджетный год дохода компании — $679 миллионов. В серии Nanchatte встречаются камера безопасности, которая поворачивается в сторону движения, но ни с чем не связана, домашнее устройство для розлива пива Let's Beer Great, ванны с фонтанами в виде львиных голов и прочая вычурная ерунда. Кстати, изобретатель бананового телефона — Масахико Каджита – продолжает работу над линией Nanchatte. Говорит, что единственная причина, по которой "Такара" отклонила его идею про сотовый телефон с клавиатурой PC – чрезмерная дороговизна производства. А руководитель "Такары" Кеита мечтает, что его компании будет делать то, что он называет "life entertainment" — игрушки для людей всех возрастов. "Такара" недавно купила производителя бытовой техники, и Кеита планирует внести свою долю "весёлости" в холодильники, микроволновые печи и тостеры. Почему бы и нет, ведь прибыль компании растёт чуть ли не на 25% в год? Кеита соглашается, что успех всей "Такары" начался с банана. Но есть другая версия. Скорее, залог успеха — это ответ на очень простой вопрос — на тот, который его брат не потрудился задать ни себе, ни своим подчинённым: "Что вы на самом деле — на самом деле — хотите делать?" Источник: Membrana.ru
Триумфальный путь мебельного гиганта и его создателя Считается, что в квартире каждой западноевропейской семьи есть хотя бы одна вещь с логотипом IKEA. Это совсем не обязательно мебель. Какой-нибудь аксессуар, игрушка, белье – что-нибудь от IKEA. Даже если вы сами принципиально ничего не покупали в магазине сети, что-нибудь обязательно досталось в наследство от родственников или попало в квартиру в виде подарка. В свое время распространение IKEA по Европе называли эпидемией. С открытия первых магазинов в России эпидемия IKEA захватила и нашу страну. IKEA любят за демократичную
История основателей самой известной поисковой системы в мире
«Приходится признать, что мы живем в эпоху Google. Если ты чего-то не можешь найти в Google, значит, это вообще не существует. Если когда-нибудь вы введете «Гейтс» и ничего не получите, то знайте – я вам просто приснился. Google – бог нового века», – иронизировал год назад Билл Гейтс, которого спросили, понимает ли он, что его детище Microsoft теряет статус безоговорочного лидера в мире высоких технологий. Билл Гейт
Сэм Уолтон — король розничной торговли конца XX века. Всего за несколько десятилетий он превратил маленький магазин в центре провинциального городка в Wal-Mart — крупнейшую в мире сеть розничной торговли. Первые шаги В начале века американские города где-нибудь в Оклахоме не сильно отличались от тех, что мы привыкли видеть в кино. Центральная улица, где находились банк, мэрия, полицейский участок, больница, салун с театром, школа, библиотека, почта, церковь, пожарная часть и, наконец,