Главная страница --> Ведение бизнеса

Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях



Основными задачами учета продуктов питания являются:

- обеспечение сохранности и контроля за движением и использованием всех продуктов;

- соблюдение установленных норм запасов и расходов продуктов;

- своевременное выявление неиспользуемых продуктов, подлежащих реализации в установленном порядке;

- получение своевременных и точных сведений об их остатках, находящихся на складах и в кладовых учреждений.

В целях обеспечения сохранности и правильной постановки учета продуктов питания необходимо обеспечить надлежащую организацию складского учета.

Хранение продуктов питания должно производиться в специально приспособленных помещениях (складах, кладовых), с применением необходимого холодильного оборудования. Места хранения продуктов питания должны быть оснащены необходимым весовым оборудованием, измерительными приборами, мерной тарой и другими контрольными приспособлениями.

Продукты питания принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая складывается как сумма затрат:

- на оплату поставщику в соответствии с договором поставки,

- на оплату информационных, консультационных и посреднических услуг, связанных с приобретением продуктов питания,

- таможенные пошлины и иные платежи,

- транспортные расходы, включая страхование доставки,

- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Обратите внимание!

Инструкция №25н предусматривает включение транспортных расходов по доставке продуктов питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и тому подобного, для лечебно - профилактических, детских и других социально - культурных учреждений в фактическую стоимость запасов. По этому, при доставке различных видов продуктов единовременно у бухгалтера возникает необходимость распределения транспортных расходов. Чаще всего применяется способ распределения пропорционально стоимости доставленных продуктов, поскольку это самый простой и нетрудоемкий способ. Выбранный учреждением способ распределения транспортных расходов должен быть оговорен в приказе по учетной политике.

При формировании фактической стоимости продуктов, приобретаемых за плату, следует обратить внимание на порядок отражения в учете налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость включается в фактическую стоимость продуктов в случае приобретения их:

- за счет бюджетных средств;

- за счет целевых средств;

- за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, если эти продукты используются в бюджетной деятельности.

Если продукты приобретены за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход, и использованы в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС, налог на добавленную стоимость отражается на отдельном счете 02 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Если бюджетное учреждение получает продукты безвозмездно или по договору дарения, тогда эти продукты отражаются по текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учету, с учетом сумм уплачиваемых за доставку.

При поступлении продуктов питания в учреждение в учете оформляются следующие записи:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 105 02 340

2 302 20 730

Отражена фактическая стоимость продуктов питания, поступивших от поставщика по договору купли-продажи без НДС (предпринимательская деятельность)

2 210 01 560

2 302 20 730

Отражен НДС (предпринимательская деятельность)

2 105 02 340

2 401 01 180

Поступили на склад бюджетного учреждения продукты питания, полученные по договору дарения

2 105 02 340

2 208 14 660

Приобретены продукты питания за наличный расчет

Отпуск продуктов питания со склада производится по фактической стоимости или по средней фактической стоимости каждой единицы.

Средняя фактическая стоимость при списании продуктов питания определяется по формуле

СФС = ((С1 + С2) / (К1 + К2)) х К3, где

СФС - средняя фактическая стоимость запасов;

С 1 - стоимость остатка запасов на начало месяца;

С 2 - стоимость поступивших запасов за месяц;

К 1 - количество остатка запасов на начало месяца;

К 2 - количество поступивших запасов за месяц;

К 3 - количество списываемых запасов за месяц.

При передаче продуктов питания со склада в производство их списание отражается в учете следующими записями:

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 401 01 272

2 105 02 440

Списаны продукты питания, переданные в производство

2 401 01 272

2 105 02 440

Списана недостача продуктов питания, выявленная по результатам инвентаризации в пределах норм естественной убыли

2 401 01 172

2 105 02 440

Списана недостача продуктов питания сверх норм естественной убыли

Приложением №3 к Приказу Минздрава СССР от 5 мая 1983 года №530 «Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» установлены нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении и отпуске в кладовых предприятий общественного питания. Этими нормами следует пользоваться в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторых других законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах», которой установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Естественная убыль продуктов питания - это уменьшение массы продуктов при сохранении их качества в пределах предъявляемых требований. При этом уменьшение массы продуктов является следствием естественного изменения их биологических и (или) физико-химических свойств.

Нормы естественной убыли, применяющиеся при хранении продуктов питания, являются допустимой величиной безвозвратных потерь, которую следует определять за период хранения продуктов путем сравнения их массы с массой, в которой они фактически приняты на хранение.

Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке продуктов питания, также является допустимой величиной безвозвратных потерь, которую следует определять путем сопоставления массы продуктов питания, указанной отправителем в сопроводительном документе, с их массой, фактически принятой получателем.

Убыль продуктов питания в пределах установленных норм определяется после зачета недостач излишками по пересортице.

Обратите внимание!

В бюджетных учреждениях взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы, можно проводить только по ценностям, приобретенным за счет одного и того же источника финансирования.

Если после зачета по пересортице, выявлена недостача продуктов питания, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию продукта, по которому установлена недостача. При отсутствии норм по тому или иному продукту, убыль этих продуктов рассматривается как недостача сверх норм.

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 401 03 000

2 105 02 440

Списаны продукты питания, приобретенные за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, но использованные в бюджетной деятельности

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (форма 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (форма 0504038). Накопительные ведомости оформляются по каждому материально-ответственному лицу отдельно.

Записи в накопительных ведомостях производятся на основании первичных приходных документов и Меню-требований на выдачу продуктов питания (форма 0504202) в количественном и стоимостном выражении.

Выдача продуктов питания в лечебно - профилактических учреждениях производится в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В конце каждого месяца по накопительным ведомостям подводятся итоги. При этом итоговые суммы по накопительной ведомости анализируются исходя из числа довольствующихся.

Например: в детских учреждениях - по данным о посещаемости детей, в лечебных учреждениях - по сведениям о наличии больных и так далее.

Пример 1.

В медицинское учреждение в течение месяца поступали продукты питания – крупа рисовая в количестве 300 килограммов на сумму 8 024 рубля (в том числе НДС – 1 224 рубля):

- в количестве 100 килограммов по цене 23,60 рублей за килограмм (в том числе НДС – 3,60 рублей);

- в количестве 50 килограммов по цене 24,78 рублей за килограмм (в том числе НДС – 3,78 рублей);

- в количестве 150 килограммов по цене 29,50 рублей за килограмм (в том числе НДС – 4,50 рубля).

Оплата за продукты производилась следующим образом:

- произведена предоплата организации-поставщику в сумме 5 000 рублей;

- остальная сумма 3 024 рубля оплачена после поступления продуктов в учреждение.

На начало месяца числится остаток крупы рисовой в количестве 40 килограммов на сумму 944 рубля.

В течение месяца было израсходовано крупы рисовой в количестве 320 килограммов.

Продукты питания приобретены и использованы в процессе бюджетной деятельности.

В учете должны быть оформлены следующие записи.

Продукты питания приобретены и использованы в процессе бюджетной деятельности.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

1 206 22 560

1 304 05 340

5 000

Перечисление аванса поставщикам

1 105 02 340

1 302 22 730

8 024

Поступление в течение отчетного месяца продуктов питания от поставщиков

1 302 22 830

1 304 05 340

3 024

Перечисление средств поставщикам в оплату полученных продуктов питания

1 302 22 830

1 206 22 660

5 000

Зачтены ранее перечисленные авансы

1 401 01 272

1 105 02 440

8 440,47

Списаны израсходованные в течение отчетного месяца продукты питания (944 рубля + 8 024 рубля) х 320 килограммов / (40 килограммов + 300 килограммов)

Окончание примера.

Мы рассмотрели, как отражается на счетах операции по поступлению и выбытию продуктов питания в учреждениях, осуществляющих бюджетную деятельность.

Если бюджетное учреждение занимается еще и приносящей доход деятельностью, тогда операции с продуктами питания будут отражаться несколько иначе. Рассмотрим это на примере.

Пример 2.

Возьмем данные предыдущего примера, но немного изменим условия.

Допустим, что продукты питания приобретены и использованы медицинским учреждением в процессе предпринимательской деятельности.

Тогда на счетах бухгалтерского учета эти операции будут отражаться следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 206 22 560

2 201 01 610

5 000

Произведена предоплата продуктов питания

2 105 02 340

2 302 22 730

6 800

Отражено поступление продуктов питания от поставщиков за отчетный месяц

2 210 01 560

2 302 22 730

1 224

Отражен НДС по приобретенным продуктам питания

2 302 22 830

2 201 01 610

3 024

Перечисление средств поставщикам в оплату полученных продуктов питания

2 303 04 830

2 210 01 660

1 224

Принят к зачету НДС

2 302 22 830

2 206 22 660

5 000

Зачтен ранее перечисленный аванс по продуктам питания

2 106 04 340

2 105 02 440

7 152,94

Списаны израсходованные продукты питания (800 рублей + 6800 рублей) х 320 кг/ (40 кг + 300 кг)

Окончание примера.

В организации учета реализации продуктов питания бюджетными учреждениями различных ведомств существует некоторая разница.

Так, например, учреждения здравоохранения для целей организации питания находящихся на лечении больных оборудованы пищеблоками. Деятельность пищеблоков регулируется Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036.

Основные документы, определяющие порядок организации учета продуктов питания в учреждениях здравоохранения это:

- Приказ Минздрава СССР от 5 мая 1983 года №530 «Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» (далее – Приказ №530),

- Приказ Минздрава Российской Федерации от 5 августа 2003 года №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации»,

- Инструкция №25н.

Все учебные учреждения, так же, организуют питание своих учащихся и работников. Для этих целей при образовательных учреждениях создаются столовые и (или) буфеты.

Операции по поступлению и списанию продуктов питания в соответствии с Инструкцией №25н мы уже рассмотрели ранее.

Теперь остановимся на порядке отражения в учете операций по формированию себестоимости готовой продукции и ее реализации.

Обратите внимание!

Инструкцией №25н не предусмотрено отдельного счета для учета произведенной продукции общественного питания, поэтому бюджетные учреждения используют счет 0 105 07 000 «Готовая продукция». Все затраты, формирующие фактическую себестоимость готовой продукции общественного питания, отражаются на счете 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Фактическая себестоимость продукции определяется как сумма затрат на:

- израсходованные продукты,

- заработную плату работникам столовых,

- начисления на оплату труда,

- расходы по электроэнергии, водоснабжению и прочие.

Рассмотрим формирование фактической себестоимости готовой продукции на примере.

Пример 3

Высшее образовательное учреждение для организации питания студентов имеет на своем балансе столовую, которая финансируется за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

В отчетном месяце столовой были произведены следующие расходы:

- списана стоимость продуктов питания, израсходованных на приготовление блюд – 100 000 рублей;

- отражена стоимость коммунальных услуг, потребленных столовой в течение месяца – 23 600 рублей (в том числе НДС – 3 600 рублей);

- начислена заработная плата - 95 000 рублей;

- начислен ЕСН на заработную плату – 24 700 рублей;

- начислены взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% - 190 рублей.

Остатков по незавершенному производству нет. Вся изготовленная продукция реализована.

Данные операции будут отражены следующими бухгалтерскими записями:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 106 04 340

2 105 02 440

100 000

Списаны продукты питания

2 106 04 340

2 302 06 730

20 000

Отражены расходы по коммунальным услугам

2 210 01 560

2 302 06 730

3 600

Отражен НДС по коммунальным услугам

2 106 04 340

2 302 01 730

95 000

Начислена заработная плата

2 106 04 340

2 303 02 730

24 700

Начислен ЕСН на заработную плату

2 106 04 340

2 303 06 730

190

Начислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

2 105 07 340

2 106 04 440

239 890

Принята к учету по фактической себестоимости продукция общественного питания (100 000 рублей + 20 000 рублей + 95 000 рублей + 24 700 рублей + 190 рублей).

Окончание примера.

При установлении цен на свою продукцию столовые учебных заведений пользуются Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, рекомендованные Письмом Министерства экономики Российской Федерации от 20 декабря 1995 года №7-1026 (далее - Методические рекомендации).

Пунктом 4.7 Методических рекомендаций предлагается определять цены на реализуемые продукцию и товары исходя из свободных отпускных цен или цен закупки на эту продукцию и единой наценки. Размеры наценок на реализуемую столовыми продукцию нужно определять с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС (кроме предприятий, освобожденных от уплаты НДС) и рентабельности работы столовых. Таким образом, наценки на продукцию столовых являются основным источником покрытия расходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. К их числу относятся и наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Методическими рекомендациями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую столовыми при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Так, например, на территории города Омска и Омской области Постановлением Главы администрации Омской области от 19 июля 1999 года №313-п «О наценках на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования» установлены предельные размеры этих наценок:

№ п/п

Условия применения предельного размера наценки

Предельный размер наценки с учетом налогов в процентах к цене закупки

на покупные товары

на продукцию собственного производства

1.

При оплате затрат по содержанию предприятий общественного питания, коммунальных услуг за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств

10

30

2.

При оплате затрат по содержанию предприятий общественного питания, коммунальных услуг за счет собственных средств организаций

20

40



Обратите внимание!

Предельные наценки обязательны к применению всеми организациями, независимо от организационно - правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующими продукцию собственного производства и покупные товары при общеобразовательных школах, профтехучилищах, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Предельный уровень наценки включает в себя торговую надбавку и наценку общественного питания.

На продукцию собственного производства и покупные товары, реализуемые за пределами учреждений образования, размеры наценок устанавливаются самостоятельно, при условии раздельного учета затрат по производству и реализации продукции.

Несоблюдение установленных предельных размеров наценок на всю продукцию (товары), реализуемую для питания учащихся, как за наличный расчет, так и безналичный, рассматривается как нарушение государственной дисциплины цен и влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

Пример 4.

В отчетном месяце в кассу высшего образовательного учреждения поступила выручка от реализации продукции столовой в сумме 295 000 рублей (в том числе НДС – 45 000 рублей).

Фактическая себестоимость готовой продукции составила – 239 890 рублей.

В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции будут отражены следующими записями:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 201 04 510

2 401 01 130

295 000

Поступила выручка от реализации готовой продукции на основании данных контрольно-кассовых машин

2 401 01 130

2 106 04 440

239 890

Списана готовая и реализованная продукция по фактической себестоимости

Обратите внимание!

Счет 2 105 07 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции» применяется, только в том случае, когда, продукты питания, переданные в производство полностью использованы для какого-то изделия, которое, затем, передается на склад готовой продукции по фактической себестоимости и в последующем реализуются по продажным ценам. Дебет 2 105 07 340 «Увеличение стоимости готовой продукции»

Кредит 2 106 04 440»Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 401 01 172

2 303 04 730

45 000

Начислен НДС на реализованную продукцию

2 205 09 560

2 401 01 172

 

Отражен доход от реализации продукции

Обратите внимание!

Использовать средства от выручки без сдачи на лицевой внебюджетный счет в ОФК бюджетным учреждениям не разрешается. Поэтому, на основании расходного ордера, из кассы по объявлению наличные денежные средства сдаются для дальнейшего зачисления их на лицевой внебюджетный счет.

Поскольку средства зачисляются на лицевой счет не сразу, а на следующий день или позже, разрыв во времени отражается на счете 2 306 00 000 «Расчеты по выплате наличных денег».

Бухгалтерская запись при этой операции будет следующей:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

2 306 00 830

2 201 04 610

295 000

Сдана выручка для дальнейшего зачисления на лицевой счет

2 201 01 510

2 306 00 730

295 000

Наличные денежные средства зачисляются на внебюджетный лицевой счет

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Учетная политика организаций, применяющих "упрощенку" ..
Сезонные работы. Особенности трудовых отношений ..
Бюджетное устройство Российской Федерации ..
Туроператорская и турагентская деятельность ..
Получение займа или кредита: бухгалтерский и налоговый учет ..
Объект налогообложения и налоговая база по ЕНВД ..
Содержание трудового договора. Изменение условий трудового договора ..
Бюджетные учреждения. Единый сельскохозяйственный налог ..
Вредные условия труда. Выдача лечебно-профилактического питания в организациях водного транспорта ..
Формируем показатели бухгалтерской отчетности-2004 ..
Расчет пособий по временной нетрудоспособности ..
Организация приобрела персональный компьютер... ..
Выплаты в иностранной валюте взамен суточных ..


Похожие документы из сходных разделов


Ведение раздельного учета при одновременном применении ЕНВД и УСН Ведение раздельного учета по операциям с ценными бумагами Ведение раздельного учета некоммерческими организациями Кондиционеры, вентиляционное оборудование: вопросы лицензирования и сертификации Кондиционеры, вентиляционное оборудование как объект основных средств Компенсации и льготы за вредные условия труда в организациях, занимающихся производством кондиционеров Документальное оформление движения материалов в организациях, осуществляющих деятельность по производству кондиционеров Организация бюджетного учета при осуществлении внебюджетной деятельности Налогообложение бюджетных учреждений. Налог на добавленную стоимость Налогообложение бюджетных учреждений. Единый социальный налог Бюджетные учреждения. Транспортный налог Государственные гарантии на гражданской службе


ВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА

Обратимся к пункту 4 статьи 346.12 НК РФ, где указано, что организации и индивидуальные предприниматели вправе применять ЕНВД и УСН одновременно:

«4. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности

[ознакомиться полностью]

Порядок распределения доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета в целях исчисления налога на прибыль


В случае, если налоговое законодательство предусматривает признание доходов или расходов, которые не находят отражения на счетах бухгалтерского учета в текущем отчетном (налоговом) периоде, их учет организуется на специальных забалансовых счетах.

Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено ведение субсчетов, на которых учитываются доходы и расходы, участвующие в формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Те виды расходов, которые не представляется возможным распределить на указанные непосредственно, в течение месяца аккумулируются на субсчетах, имеющих признак аналит

[ознакомиться полностью]

Порядок распределения заработной платы и сумм начисленных взносов по есн и страховых взносов в ПФ РФ на счетах бухгалтерского учета


Такие налогоплательщики обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. При этом расходы организаций в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к ЕНВД, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 274 НК РФ при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Что касается расходов, то Минфин Российской Федерации в Письмах от 28 апреля 2004 года №04-03-1/59 «О

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100