Учет непроизведенных активов в бюджетных учреждениях
Непроизведенные активы представляют собой объекты, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства.
К непроизведенным активам относятся:
- земля,
- водные ресурсы,
- ресурсы недр,
- лесные ресурсы,
- биологические ресурсы,
- радиочастотный спектр,
- прочие.
Для отражения в бюджетном учете не произведенных активов предназначен счет 00 103 00 000 «Непроизведенные активы».
Обратите внимание!
Для того, чтобы бюджетные учреждения могли отразить в учете используемые в их деятельности непроизведенные ресурсы, они (учреждения) должны иметь установленные и законодательно утвержденные права собственности на указанные объекты. На это указывает абзац 1 пункта 29 Инструкции №25н. Минфин Российской Федерации в Письме от 26 мая 2006 года №02-14-10а/1406 дает следующие разъяснения по вопросу:
«В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и прочее) становятся объектом бюджетного учета в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот и учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы».
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества.
При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету.
Таким образом, учитывая изложенное, отмечаем, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения».
Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости.
В соответствии с положениями Инструкции №25н, первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение.
Исключением являются объекты непроизведенных активов, впервые вовлекаемые в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Под текущей рыночной стоимостью (по определению, приведенному в пункте 29 Инструкции №25н) понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Каждому объекту непроизведенных активов, поставленному на баланс бюджетного учреждения, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер. Инвентарные номера непроизведенных активов используется в регистрах бюджетного учета, но не обозначается на самих объектах.
Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.
Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Поступление объектов непроизведенных активов оформляется
- Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001),
- Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).
Пример 1.
Медицинское учреждение приобрело земельный участок для строительства нового лечебного корпуса стоимостью 500 000 рублей (Цифры в примере приведены условные, поскольку в зависимости от регионов и других условий, стоимость земли колеблется).
Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
2 103 01 330
2 106 03 430
500 000
Принят к бухгалтерскому учету земельный участок
Окончание примера.
Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании
- Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003),
- Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306033).
Пример 2.
Государственное образовательное учреждение в качестве вклада в уставный капитал организации передало земельный участок стоимостью 700 000 рублей.
Эта операция будет отражаться в учете следующей записью:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
2 204 02 530
2 103 01 430
700 000
Отражено вложение в уставный капитал
Окончание примера.
Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».
Учет основных средств осуществляется в соответствии с положениями Инструкции №25н на счете 010100000 «Основные средства».
К объектам основных средств относятся материальные объекты, которые используются в процессе деятельности учреждения для выполнения работ, оказания услуг или управленческих нужд, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от их стоимости. При этом названные объекты могут находиться как в эксплуатации, так и в запасе, на консервации или сданы в аренду.
Налог с продаж является налогом субъектов Российской Федерации(подпункт "д") п.1 ст.20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основахналоговой системы в РФ"). Этот налог устанавливается и вводится натерритории соответствующего субъекта РФ решением законодательного(представительных) органа власти.
Плательщиками налога с продаж являются юридические лица (какроссийские, так и иностранные, осуществляющие свою деятельность натерритории