Главная страница --> Ведение бизнеса

Служба судебных приставов



В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон №119-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Правовую основу деятельности судебных приставов составляет:

- Конституция Российской Федерации;

- Закон №119-ФЗ;

- Федеральный закон от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон №118-ФЗ);

- иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовыми акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона №118-ФЗ в зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на:

1. судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

2. судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов является Федеральная служба судебных приставов (далее ФССП РФ) (пункт 1 «Положения о Федеральной службе судебных приставов», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»).

Согласно статье 1 Федерального закона №118-ФЗ на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом №118-ФЗ.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Статьей 3 Федерального закона №118-ФЗ предъявляются требования на должность судебного пристава:

1. гражданство Российской Федерации;

2. достижение двадцатилетнего возраста;

3. наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, а для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование;

4. способность по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Не может быть назначен на должность судебного пристава гражданин, имеющий судимость.

Судебный пристав – это должностное лицо, состоящее на государственной службе, которое при вступлении в должность приносит присягу.

Обязанности и права судебных приставов

Обязанности и права судебных приставов как должностных лиц состоящих на государственной службе и выполняющих задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов регламентированы Федеральным законом №118-ФЗ.

Обязанности судебных приставов

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №118-ФЗ судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

«обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».

Обязанности судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения ими судебных актов и актов других органов изложены в пункте 1 статьи 12 Федерального закона №118-ФЗ:

В частности судебный пристав-исполнитель:

«принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности»

(пункт 1 статьи 12 Федерального закона №118-ФЗ).

Права судебных приставов

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона №118-ФЗ судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

«обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Права судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения ими судебных актов и актов других органов закреплены в пункте 2 статьи 12 Федерального закона №118-ФЗ:

В частности судебный пристав-исполнитель имеет право:

«получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника».

Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов

В главе 4 к числу гарантий правовой и социальной защиты судебных приставов Федеральный закон №118-ФЗ относит страховые гарантии, право на возмещение ущерба, материальное обеспечение и иные меры социальной защиты судебных приставов.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона №118-ФЗ жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона №118-ФЗ закреплены случаи, когда органы государственного страхования выплачивают страховые суммы, к которым относятся случаи:

«гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава».

Если в связи с профессиональной деятельностью судебному приставу причинены телесные повреждения или иной вред здоровью, исключающий дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, то ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию (пункт 3 статьи 20 Федерального закона №118-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона №118-ФЗ предусмотрена компенсация, выплачиваемая в случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью.

Компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи погибшего, находившимся на его иждивении, ежемесячно в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

Для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

«Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»

(пункт 5 статьи 20 Федерального закона №118-ФЗ).

К материальному обеспечению судебных приставов, согласно статье 21 Федерального закона №118-ФЗ, относится обеспечение проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), которые приобретаются службами судебных приставов у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судебным приставам - исполнителям, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 21 Федерального закона №118-ФЗ).

Судебный пристав, направленный в служебную командировку, имеет право на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещение в гостинице по служебному командировочному удостоверению (пункт 4 статьи 21 Федерального закона №118-ФЗ).

Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

Судебные приставы несут ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 90 Закона №119-ФЗ:

«Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации».

Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в порядке предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в соответствии с которой:

«Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению».

Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд.

Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

Органы прокуратуры в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона №2202-1 осуществляют надзор за исполнением законов судебными приставами.

Более подробно с вопросами, касающимися правового положения гражданских служащих, запреты и ограничения связанные с гражданской службой, порядок поступления на гражданскую службу и заключения служебного контракта, а также государственные гарантии на гражданской службе, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Государственная служба».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Учет денежных средств в бюджетных учреждениях Право работника на охрану труда ..
Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях Требования по охране труда ..
Продажа билетов через интернет ..
Все, что вы хотели знать о командировках... ..
Налоговая декларация по земельному налогу ..
Регистрация плательщиков ЕНВД ..
Повышение окладов (ставок) медицинским работникам ..
Учетная политика организаций, применяющих "упрощенку" ..
Сезонные работы. Особенности трудовых отношений ..
Бюджетное устройство Российской Федерации ..
Туроператорская и турагентская деятельность ..
Получение займа или кредита: бухгалтерский и налоговый учет ..
Объект налогообложения и налоговая база по ЕНВД ..


Похожие документы из сходных разделов


Служебный контракт


Служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, по которому представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы

[ознакомиться полностью]

Учет мягкого инвентаря в бюджетных учреждениях


Пунктом 65 Инструкции №25н установлено, что, начиная с 1 января 2006 года, мягкий инвентарь, не зависимо от срока его полезного использования, учитывался в составе материальных запасов на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь» в соответствии с бюджетной классификацией. Это соответствует классификации ОКОФ.

К мягкому инвентарю в бюджетном учете относят:

- белье (рубашки, сорочки, халаты, пижамы и тому подобное);

- постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и тому подобное);

- одежда

[ознакомиться полностью]

Учет нематериальных активов в бюджетных учреждениях


Пунктом 23 Инструкции №25н установлен порядок отнесения объектов к нематериальным активам. К нематериальным активам, по определению, относятся объекты, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

- у объекта отсутствует материально-вещественная структура;

- имеется возможность идентификации объекта от другого имущества;

- объект используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

- срок полезного использования объекта, превышает 12 месяцев;

- не предполагается последующая перепрод

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100