Главная страница --> Ведение бизнеса

Списание безнадежных долгов



     Нормы подп. 2 п. 2 ст. 265 и п. 2 ст. 266 НК РФ разрешаютналогоплательщику включать в состав убытков так называемые безнадежныедолги (долги, нереальные ко взысканию) по двум основаниям:
     1) истечение установленного срока исковой давности для взысканиядолга;
     2) прекращение обязательства в соответствии с гражданскимзаконодательством вследствие невозможности его исполнения, на основанииакта государственного органа или ликвидации организации.
     В первом случае долг можно списывать уже на основании самого фактаистечения срока исковой давности. То есть налогоплательщик не обязанкаким-либо образом подтверждать "нереальность взыскания", направлятьпретензии должнику или обращаться с иском в суд. Суды обычно именно такподходят к данному вопросу, и налоговые органы, как правило, с этиммоментом также соглашаются.
     Однако в борьбе за увеличение налоговой базы по налогу на прибыльналоговики пытаются найти иные "зацепки" для того, чтобы оспоритьсписание долга. Одна из таких "зацепок" - утверждение об отсутствииэкономической обоснованности долга еще в момент его возникновения.Напомним, что соблюдение критерия экономической обоснованности всоответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ является одним из условийдля включения затрат в состав расходов, уменьшающих прибыль для целейналогообложения.

АРБИТРАЖ

     Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2004 NА52/2702/2004/2

     Холдинговая компания обратилась в арбитражный суд с заявлением опризнании недействительным решения ИМНС о необоснованности списаниякомпанией задолженности, безнадежной ко взысканию.
     Свое решение ИМНС аргументировала тем, что на дату заключениядоговора, из которого и возникла данная задолженность, контрагенткомпании уже имел 19 279 руб. задолженности перед ней и, кроме того, с2000 г. должник не осуществлял финансово-хозяйственную деятельность и непредставлял бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.
     Таким образом, по мнению ИМНС, затраты, произведенные компанией, неудовлетворяют принципу рациональности и обычаям делового оборота, т.е. неявляются экономически обоснованными.
     Решениями судов как первой, так и кассационной инстанций действияИМНС были признаны неправомерными.
     Как указали суды, законодательство не ставит списание дебиторскойзадолженности в зависимость от наличия каких-либо действий по взысканиюдолга со стороны организации-кредитора. Для признания долга безнадежным иотнесения его к внереализационным расходам достаточно истечения срокаисковой давности.
     Понятие "экономическая оправданность затрат" не разъясняется ни водном акте действующего законодательства РФ. Следовательно, данный терминявляется оценочной категорией, а это означает, что при возникновениисомнений в оправданности произведенных расходов налоговый орган в силуст. 200 АПК РФ должен доказать данное обстоятельство. В частности,налоговый орган должен показать отрицательные последствия дляфинансово-экономической деятельности компании произведенныхналогоплательщиком расходов.
     Приведенные ИМНС сведения не убедили суды в неоправданностирасходов, произведенных налогоплательщиком, в связи с чем списание долгабыло признано правомерным.
     ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 23.03.2005 NФ04-1425/2005(9668-А75-26) также отметил, что налоговики не наделенысамостоятельным правом определения экономической обоснованности затратлица либо его убытков.

     При проведении проверок контролирующие органы также обращаютвнимание на правильность исчисления срока исковой давности. Поэтомуналогоплательщику важно ознакомиться с нормами Гражданского кодекса РФ, вчастности о начале течения срока исковой давности, случаях его прерыванияи размере в зависимости от конкретного обязательства.

АРБИТРАЖ

     Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2005 NА26-5473/04-29

     Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в 2002 г. включило всостав внереализационных расходов, принимаемых при исчислении налога наприбыль, сумму просроченной дебиторской задолженности. Налоговый орган,проведя выездную проверку ООО, счел такие действия неправомерными ипривлек ООО к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НКРФ.
     По мнению налогового органа, начало исчисления трехлетнего срокавзыскания дебиторской задолженности, числящейся по состоянию на31.12.1998, начинается с 01.01.1999 и заканчивается не позднее31.12.2001. В связи с этим налогоплательщик должен был включить спорнуюдебиторскую задолженность во внереализационные расходы 2001 г.
     ООО успешно оспорило решение налогового органа в суде. ФАС, отказавналоговикам в удовлетворении кассационной жалобы, указал следующее.
     В силу п. 1 ст. 192 НК РФ срок, исчисляемый годами, истекает всоответствующие месяц и число последнего года срока.
     Таким образом, срок исковой давности по кредиторской задолженности,начавшийся с 01.01.1999, в данном случае истек 01.01.2002 и,следовательно, эта задолженность может быть списана в связи с истечениемсрока давности и включена во внереализационные расходы в 2002 г.

     Отметим, что вне зависимости от основания, по которому долгпризнается безнадежным, необходимым условием для включения его в составубытков налоговики считают соблюдение порядка оформления его списания -проведение инвентаризации, письменное обоснование и приказ руководителяорганизации по каждому обязательству (см. письмо УМНС России по г. Москвеот 04.07.2002 N 26-08/31117).
     В то же время на практике суды не придают большого значениясоблюдению именно этих условий.

АРБИТРАЖ

     Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2004 N А09-6738/04-13ДСП

     ИМНС обратилась в суд с иском о взыскании с муниципальногоунитарного предприятия (МУП) налоговых санкций по результатам налоговойпроверки.
     Решением арбитражного суда требования ИМНС были частичноудовлетворены. Одновременно суд признал необоснованным применениеналоговых санкций по налогу на прибыль переходного периода, указав, чтоМУП обоснованно отнесло к безнадежным долгам и включило в составвнереализационных расходов переходного периода дебиторскую задолженностьАО.
     В кассационной жалобе, поданной в ФАС, налоговый орган указалследующее: суд не учел того обстоятельства, что для включения указаннойдебиторской задолженности в состав внереализационных расходов МУП непровело инвентаризацию дебиторской задолженности и не издавало приказ осписании безнадежного долга.
     Однако кассационная инстанция признала данные доводынесостоятельными.

М. ВАСИЛЬЕВА, Э. ГЛУХОВСКАЯ,
Л. ЗУЙКОВА, Е. КАРСЕТСКАЯ,
Т. КРУТЯКОВА



Источник : АКДИ



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование бюджетных учреждений Учет расчетов с поставщ ..
Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и пр ..
Учет горюче-смазочных материалов в бюджетных учреждениях Организация охраны труда ..
Налог на имущество АПК ..
Учет медикаментов и перевязочных средств в бюджетных учреждениях Труд, отвечающий требованиям безопа ..
Преимущества использования корпоративных банковских карт Кредит для развития бизнеса Сертификация ту ..
Преимущества использования корпоративных банковских карт Кредит для развития бизнеса Сертификация ту ..
Переход на упрощенную систему налогообложения ..
Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения ..
Порядок получения квалификационных категорий в медицине ..
Особенности заключения и прекращения трудового договора с совместителями ..
Амортизация основных средств и нематериальных активов в бюджетных учреждениях ..
Бюджетные учреждения. Единый налог на вмененный доход ..


Похожие документы из сходных разделов


Определение прибыли в качестве объекта налогообложения по деятельности иностранной организации в Российской Федерации


Прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства в Российской Федерации, определяется путем вычитания из величины доходов, полученных этим представительством, величины произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ.

Для иных иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, прибыль будут составлять доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяемые в соответствии со статьей 309 НК РФ.

Если инос

[ознакомиться полностью]

Упрощенная система налогообложения при осуществлении туристскойдеятельности Туроператорская и турагентская деятельность Финансирование мероприятий по улучшению условий труда Бюджетные учреждения. Единый налог на вмененный доход Бюджетное устройство Российской Федерации Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета Амортизация основных средств и нематериальных активов в бюджетных учреждениях Сезонные работы. Особенности трудовых отношений Особенности заключения и расторжения трудового договора с сезонными работниками Особенности заключения и прекращения трудового договора с совместителями Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса Тарифный оклад (ставка) по разрядам оплаты труда работников медицинских учреждений


Довольно большое количество туристских фирм применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), поэтому рассмотрим порядок учета доходов и расходов в турфирмах, применяющих УСН, более подробно.

В соответствии с главой 26.2 НК РФ применять  могут как организации, так и предприниматели (статья 346.12 НК РФ).

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно (пункт 1 статьи 346.11 НК РФ).

Федеральным законом от 21 июля 2005 года №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогов

[ознакомиться полностью]

Прохождение военной службы


Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом №53-ФЗ, другими федеральными законами, Положением №1237 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По общему правилу военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских долж

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100