Учет горюче-смазочных материалов в бюджетных учреждениях
В соответствии с пунктом 63 Инструкции №25н счет 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы» предназначен для учета всех видов топлива, горючего и смазочных материалов: дров, угля, торфа, бензина, керосина, мазута, автола и так далее.
Под горюче-смазочными материалами (далее – ГСМ) следует понимать автомобильный бензин, дизельное топливо, керосин, газ, используемые в качестве топлива, масла, а также другие технические жидкости, используемые при эксплуатации различных транспортных средств.
ГСМ, как и все материальные запасы, принимаются к учету по фактической стоимости, порядок определения которой зависит от их способа поступления в организацию. ГСМ могут приобретаться за плату у поставщиков.
Кроме того, бюджетные организации могут получить ГСМ безвозмездно. Фактическая себестоимость ГСМ, полученных по договору дарения или безвозмездно, определяется как их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате их продажи.
При безвозмездном получении ГСМ бухгалтер отражает эту операцию следующим образом:
Кредит 1 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг).
ГСМ могут приобретаться организациями за наличный расчет и по безналичной форме расчетов.
Организации, имеющие незначительное количество собственных или арендованных транспортных средств, как правило, приобретают ГСМ за наличный расчет, по талонам или пластиковым картам.
За наличный расчет ГСМ приобретаются на автозаправочных станциях непосредственно водителями, которые в данном случае будут являться подотчетными лицами.
Размер и срок, на который выдаются денежные средства, устанавливаются бюджетными организациями самостоятельно на основании приказа руководителя.
Наличные денежные средства на приобретение ГСМ, могут выдаваться только определенному кругу лиц – работникам организации, список которых утверждается приказом руководителя.
Срок, на который могут выдаваться подотчетные суммы, а так же их размеры, законодательно не ограничен. Размер и срок, на который выдаются денежные средства, устанавливаются бюджетными организациями самостоятельно на основании приказа руководителя.
Получая наличные денежные средства из кассы организации на приобретение ГСМ, водитель транспортного средства, в дальнейшем обязан отчитаться по расходованию полученных сумм. Отчет об израсходованных подотчетных суммах должен быть сдан в установленные сроки, а точнее - не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Например, если приказом установлено, что суммы выдаются под отчет сроком на 1 месяц, то в течение 3 рабочих дней по истечении месяца со дня выдачи подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет по форме 0504049.
Бухгалтеру следует проверить целевое расходование средств, выданных под отчет, а также наличие всех оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы.
К авансовому отчету должны быть приложены все документы, подтверждающие произведенные подотчетным лицом расходы, в частности все выданные на АЗС чеки контрольно-кассовой техники.
На чеке должны быть отражены следующие реквизиты:
наименование организации;
идентификационный номер организации-налогоплательщика;
заводской номер контрольно-кассовой машины;
порядковый номер чека;
дата и время покупки (оказания услуги);
стоимость покупки (услуги);
признак фискального режима.
В чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения. Письмом Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 28 ноября 1994 года №АО-7-272 «О решении государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам» утверждены «Технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом». В соответствии с пунктом 35 Письма Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 28 ноября 1994 года №АО-7-272 «О решении государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам» на чеке должна содержаться следующая информация:
заводской номер машины;
программируемое наименование АЗС, не менее 20 символов;
порядковый номер операции;
дата продажи (покупки);
время продажи (покупки);
сумма продажи (покупки) (кроме косвенной безналичной оплаты);
марка нефтепродуктов;
идентификатор (номер) оператора;
количество нефтепродуктов;
номер топливораздаточной колонки;
вид оплаты;
номер карты при безналичной оплате;
сумма, внесенная покупателем, и сумма сдачи при наличной оплате;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) предприятия (АЗС) из фискальной памяти ККТ;
поле для отметки о номере и сумме чека коррекции, не менее 15 символов.
Пример 1.
Предположим, что водитель легкового автомобиля Иванов Г.Н. (табельный номер 31) 7 августа получил из кассы образовательного учреждения денежные средства на приобретение ГСМ в размере 1 800 рублей.
Приказом по образовательному учреждению установлено, что выдача денежных средств на ГСМ производится еженедельно.
14 августа Иванов Г.Н. составил авансовый отчет, согласно которому он произвел в течение недели три заправки на АЗС:
Чек №00152703 от 7 августа 2006 года на сумму 720 рублей;
Чек №00765442 от 10 августа 2006 года на сумму 630 рублей;
Чек №02150016 от 12 августа 2006 года на сумму 450 рублей.
Кассовые чеки, подтверждающие произведенные расходы на ГСМ приложены к авансовому отчету.
Остатка по предыдущему авансу у Иванова Г.Н. не было. Авансовый отчет №115 от 14 августа 2006 года Иванов Г.Н. сдал вместе с оправдательными документами в бухгалтерию, подписал авансовый отчет главный бухгалтер Федорова М.Г. и утвердил руководитель организации Ивченко П.М.
На основании полученных документов бухгалтерия произвела следующие бухгалтерские записи:
Корреспонденция счетов
Сумма, рублей
Содержание операции
Дебет
Кредит
1 105 03 340
1 208 22 660
1 800
Приняты к учету ГСМ, приобретенные за наличный расчет (720 + 630 + 450)
Окончание примера.
Обращаем внимание читателей на одну из наиболее распространенных ошибок, допускаемых бухгалтерами, при списании приобретенных ГСМ на расходы. Довольно часто бухгалтеры списывают расходы на ГСМ лишь на основании кассовых чеков, полученных от АЗС. При списании ГСМ бухгалтер должен руководствоваться следующим. Статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что:
«Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет».
Кассовый чек представляет собой документ, свидетельствующий об оплате ГСМ, однако не может служить основанием для списания топлива на затратные счета. Первичным документом, служащим основанием для списания ГСМ является путевой лист и нормы расхода топлива.
Напоминаем, что формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление №78). Заметим, правда, что указанные унифицированные формы путевых листов обязательны к применению лишь для специализированных автотранспортных организаций, остальные хозяйствующие субъекты вправе разработать свою форму путевого листа и утвердить ее локальным актом организации. При этом следует помнить, что документ разработанный организацией самостоятельно будет признан первичным бухгалтерским документом лишь в том случае, если он содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В частности такая точка зрения по этому вопросу высказана в Письме Минфина Российской Федерации от 20 сентября 2005 года №03-03-04/1/214.
«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03)» утверждены Минтрансом Российской Федерации 29 апреля 2003 года. Обращаем ваше внимание, что указанный документ действует до 1 января 2008 года.
Пожалуй, одной из самых распространенных форм приобретения ГСМ по безналичному расчету является приобретение ГСМ по талонам.
Для приобретения талонов на ГСМ бюджетная организация должна заключить договор с организацией, осуществляющей продажу ГСМ по талонам, перечислить этой организации авансовый платеж и получить талоны на ГСМ определенной марки. Поскольку в последнее время происходит частое изменение цен на ГСМ, их количество и цену целесообразно устанавливать не в самом договоре, а в приложениях к договору или в дополнительных соглашениях.
Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на Письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 30 апреля 2004 года №29-12/29514, в котором сказано следующее:
«…автозаправочные станции при безналичной оплате за отпуск нефтепродуктов (по талонам, платежным картам) в общеустановленном порядке должны пробивать кассовые чеки (без указания суммы продажи, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров нефтепродукта) на контрольно-кассовой технике и выдавать их покупателям.
Кассовый чек, выданный при применении контрольно-кассовой техники, является документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и составляется в момент совершения операции, как того требует Федеральный закон от 21 ноября 1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Существуют различные виды талонов. В некоторых указывается марка ГСМ, их количество и стоимость, в некоторых лишь марка и количество ГСМ. То есть талоны можно подразделить на так называемые стоимостные и литровые талоны.
Учет талонов на ГСМ в бюджетной организации должен быть поставлен таким образом, чтобы позволял получать информацию о талонах, имеющихся в организации и выданных водителям под отчет, о марках топлива, отпускаемого по талонам, и другие данные.
Учет талонов осуществляется материально-ответственным лицом, назначаемым приказом руководителя организации.
На каждую марку ГСМ рекомендуется открывать отдельную ведомость на выдачу талонов, причем водители, получившие талоны, должны обязательно расписываться в ведомостях.
Неиспользованные талоны водители должны сдавать материально-ответственному лицу. Учет возвратных талонов целесообразно отражать в отдельной ведомости возврата талонов.
Порядок бухгалтерского учета талонов на ГСМ зависит от того, в какой момент к покупателю переходит право собственности на ГСМ, поскольку договором может быть установлено, что право собственности на ГСМ переходит к покупателю либо в момент передачи талонов, либо в момент фактической заправки транспортного средства топливом.
При приобретении ГСМ по талонам в случае, когда право собственности на горючее переходит к покупателю в момент передачи талонов, бухгалтерская запись будет следующего содержания:
Кредит 1 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В том случае, если условиями договора предусмотрено, что право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент заправки транспортных средств, стоимость таких талонов следует отражать на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, среди которых поименованы и талоны. Аналитический учет на счете 03 должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить информацию по каждому виду талонов и местам их хранения.
Как было уже отмечено ранее, списание использованного топлива производится на основании норм расхода ГСМ.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте содержат значения базовых показателей:
норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения;
норм расхода топлива на работу специальных автомобилей;
порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации;
справочные нормативы по расходу смазочных материалов;
значения зимних надбавок;
другие данные.
Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий и организаций (независимо от форм собственности), предпринимателей и других лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Также данные нормы могут использоваться в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, утверждены Постановлением №78.
В частности, Постановлением №78 утверждены следующие формы путевых листов, которые должны применяться юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Номер формы
Наименование формы
3
Путевой лист легкового автомобиля
3 спец.
Путевой лист специального автомобиля
4
Путевой лист легкового такси
4-С
Путевой лист грузового автомобиля
4-П
Путевой лист грузового автомобиля
6
Путевой лист автобуса
6 спец.
Путевой лист автобуса не общего пользования
8
Журнал учета движения путевых листов
1-Т
Товарно-транспортная накладная
Если организация принимает решение самостоятельно разработать форму путевого листа, эта форма и порядок ее заполнения и составления должны быть утверждены как приложение к учетной политике организации.
Путевой лист действителен только на один день или смену. И лишь в том случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены), путевой лист выдается на более длительный срок.
Многие организации выдают путевые листы на неделю, десять дней или месяц. Налоговые органы, устанавливая при проверке такие факты, считают, что данные организации относят суммы ГСМ на расходы неправомерно, поскольку путевые листы должны выписываться ежедневно. Существующая арбитражная практика свидетельствует о том, что есть и другие мнения на этот счет.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 года по делу №А56-22408/03 рассмотрел ситуацию типичную для многих фирм, использующих автомобили исключительно для нужд организации: для перевозки руководства, доставки документов и так далее. Налоговая инспекция обратилось с жалобой на то, что Общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции затраты по приобретению бензина, ссылаясь на то, что путевые листы легковых автомобилей, представленные Обществом, оформлены не на каждый день, а по итогам месяца и не содержат всех необходимых реквизитов.
Суд признал нерациональным ежедневную выписку путевых листов на такие поездки. Свое решение суд обосновал тем, что путевые листы оформлены в соответствии с законодательством, их форма предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами. Основанием для списания бензина, как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных ГСМ.
В Письме Минфина Российской Федерации от 16 марта 2006 года №03-03-04/2/77 сказано, что первичные учетные документы, подтверждающие расход ГСМ, должны составляться таким образом и с такой периодичностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода. Далее в Письме сказано следующее:
«В том случае, если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, считаем, что путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика».
Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №03-03-04/1/129. Специалисты Минфина считают, что если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.
Во всех путевых листах помимо реквизитов, предусмотренных для каждой формы, указываются следующие данные, общие для всех форм:
показания спидометра;
пробег автотранспортного средства;
марка и количество выданного топлива;
остаток топлива при выезде;
остаток топлива по возвращении;
расход топлива по норме;
расход топлива фактический;
экономия топлива;
перерасход топлива.
Рассмотрим заполнение путевого листа на примере формы №3 «Путевой лист для легкового автомобиля». Но перед этим обратим внимание читателей на Письмо Росстата от 3 февраля 2005 года №ИУ-09-22/257 «О путевых листах», касающееся порядка применения путевых листов легкового автомобиля. В письме, в частности, сказано следующее:
«Что касается описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, то он записывается по всем пунктам следования автомобиля.
Заполнение раздела «Движение горючего» производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно и расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега.
Обращаем внимание, что не допускается наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов».
Нередко организации задают вопрос о том, можно ли не отражать в самостоятельно разработанной форме путевого листа информацию о месте следования автомобиля. Ответ на этот вопрос дан в Письме Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №03-03-04/1/129. В ответе сказано, что целью составления путевого листа является подтверждение обоснованности расхода ГСМ. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными. По мнению специалистов Минфина путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ.
Пример 2.
Место для штампа организации
ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ НБ (серия) №15
«20» _июня____ 2006 г.
?????????
? Коды ?
????-????
Форма по ОКУД ?0345001?
??--?????
Организация ОмГУ, 644042 г. Омск пр. Маркса,26 39-63-62 по ОКПО? 01 ?
наименование, адрес, номер телефона ??????--?
??????????
Марка автомобиля ___Ваз 2107____________________________ ? ?
??????????
Государственный номерной знак К 315 ВН 55 Гаражный номер ?2 ?
??????????
Водитель Первушин Иван Сидорович________ Табельный номер ?35 ?
фамилия, имя, отчество??????????
Удостоверение №____345267_________ Класс _____В_________
стандартная, ограниченная
Лицензионная карточка -------------------------
ненужное зачеркнуть
Регистрационный №_______________ Серия _________ №________
Задание водителю ? Автомобиль технически исправен
? ?----
В распоряжение _ОмГУ ___________? Показание спидометра, км ?7824
Пробег транспортного средства определяется на основании показаний спидометра, которые должны сниматься и заноситься в путевой лист дважды – при выезде транспортного средства и по возвращении его в гараж. При этом показания спидометра на начало рабочего дня должны совпадать с показаниями спидометра на конец предшествующего дня.
Пробег транспортного средства используется для определения нормируемого количества топлива, причем нормируемое количество топлива определяется по каждому конкретному путевому листу. В каждом путевом листе содержатся данные о количестве топлива при выезде из гаража, количестве полученного водителем топлива и остатке топлива по возвращении в гараж. Данные, содержащиеся в путевых листах, должны быть сверены с данными ведомостей учета выдачи топлива и возврата топлива.
Путем сравнения нормируемого расхода топлива с его фактическим расходом, определяется экономия или перерасход. Если выявлен перерасход, то должны быть установлены его причины.
На основании данных о расходе топлива за определенный период времени фактическая стоимость израсходованных ГСМ списывается следующей бухгалтерской записью:
Более подробно с вопросами, касающимися учета ГСМ, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Горюче-смазочные материалы».
Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».
К материальным запасам в бюджетных учреждениях относятся:
- предметы, независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения не более 12 месяцев;
- предметы, которые используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ;
- готовая продукция.
Все эти материальные ценности предназначены для использования в процессе деятельности учреждения или для продажи.
Пунктом 49 Инструкции №25н установлено, что все материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учет
Учет медикаментов и перевязочных средств в бюджетных учреждениях
Для учета медикаментов в бюджетных учреждениях предназначен счет 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства».
На этом счете отражаются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара и тому подобное.
Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета медикаментов в учреждениях здравоохранения, является Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Госуд
Бывает, что организация не исполняет взятые на себя обязательства поотношению к своему контрагенту (например, передать имущество, выполнитьработу, уплатить деньги и т. п.) и становится должником, т. е. имееткредиторскую задолженность. При составлении годовой бухгалтерской отчетности в Приложении кбухгалтерскому балансу (форма N 5) организация обязана выделить в составекредиторской задолженности следующие ее виды: - по расчетам с поставщиками и подрядчиками (кредит счетов 60 и 76