Главная страница --> Ведение бизнеса

Порядок исчисления и уплаты налога (малый бизнес)



Порядок исчисления налога.

В соответствии с законодательством порядок исчисления налога предусматривает определение сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения; порядок уплаты налога означают порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет. Эти элементы относятся к основным элементам налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства Российской Федерации о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Порядок исчисления и уплаты налога, установлен статьей 346.21 НК РФ, согласно которой по итогам налогового периода налогоплательщиком самостоятельно определяется сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии со статьей 346.21 НК РФ по итогам каждого отчетного периода с 2006 г. налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по налогу с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, т.е. налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа по налогу, например по итогам полугодия, с учетом исчисленной по итогам I квартала суммы авансового платежа.

На основании пунктов 3, 4 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу:

- исходя из ставки налога (6%) и фактически полученных доходов - если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы;

- исходя из ставки налога (15%) и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов - если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом доходы и расходы рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, 9 месяцев.

С 2006 г. ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении не только сумм авансовых платежей по налогу за налоговый период, но и суммы налога за отчетный период.

До внесения изменений на 2006 г. было неизвестно, имеем ли налогоплательщик право уменьшать налоговую базу отчетного периода на налоговую базу предыдущего отчетного периода. Например, можно ли уменьшить сумму налога, исчисленную за 9 месяцев, на сумму налога, исчисленную за полугодие.

В тексте данной статьи произошло следующее изменение. Ранее по итогам налогового периода в счет уплаты налога засчитывались уплаченные авансовые платежи, теперь имеет значение факт неуплаты, а начисления, что более правильно.

Согласно Закону от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ сумма исчисленного налога либо квартальных авансовых платежей уменьшалась налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей) не могла быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. То есть, например, если налогоплательщик исчислил налог в сумме 5000 руб., страховые взносы - в сумме 2000 руб., уплатил 2300 руб., то он вправе уменьшить сумму налога на 1000 руб.

Отметим, что Минфин России и ранее приводил разъяснения по данному вопросу. Так, в письме от 2 февраля 2004 года №22-2-14/160@ указано, что сумма исчисленного за отчетный (налоговый) период налога подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период) на дату представления налоговой декларации по налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Итак, пункт 3 статьи 346.21 НК РФ устанавливает к исчисленной за налоговый (отчетный) период сумме налога налоговый вычет, размер которого определяется как:

- сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период;

- сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учитывается сумма уплаченных взносов, но в пределах исчисленных сумм. Кроме того, сумма налога с 1 января 2006 г. не может быть уменьшена более чем на 50%, т.е. ограничение распространяется одновременно на сумму и страховых взносов, и пособий по временной нетрудоспособности. До 2006 г. пункт 3 статьи 346.21 НК РФ было установлено 50%-ное ограничение по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, т.е. сумма налога уменьшалась на всю сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и не более чем на 50% суммы взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пример 15.

Налогоплательщиком по итогам I квартала года исчислен авансовый платеж по налогу в сумме 10 000 руб. Сумма уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5200 руб.

В этом случае налогоплательщик уменьшает сумму исчисленного за I квартал авансового платежа по налогу только на 5 000 руб. ((10 000 руб. x 50%) < 5 200 руб.).

Общая сумма платежей за отчетный период составит 10 200 руб., в том числе:

сумма квартального авансового платежа по налогу - 5000 руб. (10 000 руб - 5 000 руб.);

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 5200 руб.

Пример 16.

Налогоплательщиком по итогам I квартала года исчислен авансовый платеж по налогу в сумме 7000 руб. За этот же отчетный период сумма уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 3300 руб.

В этом случае налогоплательщик уменьшает сумму исчисленного авансового платежа по налогу за I квартал на всю сумму уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 3300 руб. ((7 000 руб. x 50%) > 3300 руб.).

Общая сумма платежей за отчетный период составит - 7 000 руб., в том числе:

сумма квартального авансового платежа по налогу - 3700 руб. (7 000 руб. - 3300 руб.);

сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 3300 руб.

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, кроме того сумму налога (квартальных авансовых платежей налога) могут уменьшить на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных за свое страхование, поскольку согласно статье 6 Закона о пенсионном страховании индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию по двум основаниям:

- как лица, производящие выплаты физическим лицам;

- непосредственно как индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о пенсионном страховании, если индивидуальный предприниматель одновременно относится к этим двум категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Следует отметить, что если объектом налогообложения являются доходы, то сумма взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности вычитаются из суммы начисленного налога (в размере 50%). Однако, если объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, то взносы на обязательное пенсионное страхование и пособия по временной нетрудоспособности уменьшают налоговую базу, так как учитываются в составе расходов.

Пример 17.

Предприниматель, применяющий УСН, выбрал в качестве объекта налогообложения доходы. Сумма дохода за отчетный период - 225 000 руб. За каждый месяц отчетного периода предприниматель уплатил фиксированный страховой платеж за себя в сумме 150 руб.

Сумма налога: 225 000 руб. х 6% = 13 500 руб.

В зависимости от суммы взносов на обязательное пенсионное страхование работников и пособий по временной нетрудоспособности возможно несколько вариантов исчисления суммы налога.

А. Сумма пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет собственных средств - 4000 руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников были уплачены в размере 3200 руб. Итого общая величина уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5000 руб. (3200 руб. + (150 руб. х 12 мес.)).

До 1 января 2006 г. :

Сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование не превышает 50% от суммы налога (13 500 руб. х 50% = 6750 руб.), поэтому принимается к вычету в полном объеме.

Сумма налога к уплате: 13 500 руб. - 5000 руб. - 4000 руб. = 4500 руб.

С 1 января 2006 г.:

Общая сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности составила: 5000 руб. + 4000 руб. = 9000 руб. Эта сумма превышает 50% от суммы налога (13 500 руб. х 50% = 6750 руб.), поэтому принимается к вычету сумма 6750 руб.

Сумма налога к уплате: 13 500 руб. - 6750 руб. = 6750 руб.

Б. Сумма пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет собственных средств, - 4000 руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников были уплачены в размере 5700 руб. Итого общая величина уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование составила 7500 руб. (5700 руб. + (150 руб. х 12 мес.)).

До 1 января 2006 г.:

Сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование превышает 50% от суммы налога (13 500 руб. х 50% = 6750 руб.), поэтому к вычету принимается только 6750 руб.

Сумма налога к уплате: 13 500 руб. - 6750 руб. - 4000 руб. = 2750 руб.

С 1 января 2006 г.:

Общая сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности составила: 5700 руб. + 4000 руб. = 9700 руб. Эта сумма превышает 50% от суммы налога (13 500 руб. х 50% = 6750 руб.), поэтому к вычету принимается только 6750 руб.

Сумма налога к уплате: 13500 руб. - 6750 руб. = 6750 руб.

В. Сумма пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет собственных средств, - 7500 руб. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников были уплачены в размере 5700 руб. Итого общая величина уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование составила 7500 руб. (5700 руб. + (150 руб. х 12 мес.)).

До 1 января 2006 г.:

Сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование превышает 50% от суммы налога (13 500 руб. х 50% = 6750 руб.), поэтому к вычету принимается только 6750 руб.

Общая сумма вычетов составит: 6750 руб. + 7500 руб. = 14 250 руб.

Эта сумма превышает общую сумму начисленного налога (14250 руб. >13500 руб.). Поскольку относительно сумм выплаченных пособий по временной нетрудоспособности не предусмотрено ограничений, вся эта сумма должна быть принята к вычету.

С 1 января 2006 г.:

Общая сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности составила: 7500 руб. + 7500 руб. = 15000 руб. Эта сумма превышает 50% от суммы налога (13 500 руб. х 50% = 6750 руб.), поэтому к вычету принимается только 6750 руб.

Сумма налога к уплате: 13500 руб. - 6750 руб. = 6750 руб.

Порядок и сроки уплаты налога.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Причем налога (авансовые платежи) уплачивается согласно пункту 6 статьи 346.21 НК РФ:

- по местонахождению организации;

- по месту жительства предпринимателя.

Статья 346.23 НК РФ установлены следующие сроки подачи налоговых деклараций:

  • для организаций - не позднее 31 марта г., следующего за истекшим налоговым периодом;
  • для индивидуальных предпринимателей - не позднее 30 апреля г., следующего за истекшим налоговым периодом.

До 2006 г. индивидуальным предпринимателям при определении срока уплаты налога по итогам налогового периода следует руководствоваться разъяснениями Минфина России, приведенными в письме от 22 июня 2005 года №03-11-04/2/3:

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

«В соответствии с п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога по итогам налогового периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций п. 1 ст. 346.23 Кодекса.

Однако в п. 1 ст. 346.23 Кодекса речь идет о сроке подачи налоговых деклараций, установленном только для налогоплательщиков-организаций.

При решении вопроса о сроке уплаты налога индивидуальными предпринимателями нужно исходить из следующего.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 Кодекса все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 7 ст. 346.21 Кодекса и организации, и индивидуальные предприниматели уплачивают авансовые платежи по единому налогу не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Такой срок уплаты авансовых платежей установлен исходя из срока представления налоговой декларации за отчетный период, предусмотренного для организаций п. 1 ст. 346.23 Кодекса, а для индивидуальных предпринимателей - п. 2 этой же ст. Кодекса (не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода).

Срок уплаты налога для организаций установлен также исходя из срока представления ими налоговой декларации по единому налогу на истекший налоговый период - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок представления налоговой декларации по единому налогу для индивидуальных предпринимателей установлен п. 2 ст. 346.23 Кодекса - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поэтому единый налог должен уплачиваться индивидуальными предпринимателями также не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом».

Статьей 346.23 НК РФ установлен также срок подачи деклараций по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей. Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в эти же сроки, т.е. не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.

Кроме того, согласно данной статье суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

То есть при УСН распределение налога по бюджетам и внебюджетным фондам находится в компетенции органов Федерального казначейства.

С 1 января 2005 г. согласно статьи 56 БК РФ (введенной Законом №120-ФЗ) в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога, взимаемого в связи с применением УСН, по нормативу 90%. А в соответствии со статьей 146 БК РФ в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации доходы от налога, взимаемого при УСН:

- в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ - по нормативу 0,5%;

- в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5%;

- в бюджет Фонда социального страхования РФ - по нормативу 5%.

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Порядок создания особых экономических зон Общие положения об особых экономических зонах Налогоплател ..
Соглашение об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности Правовое положение р ..
Амортизация нематериальных активов ..
Применение одновременно упрощенной системы налогообложения и Организация налогового учета в туристск ..
Финансовые новости Уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных по итогам предыдущих налог ..
Поступление на гражданскую службу Прием наличных денежных средств, применение ККТ (туризм) ..
Правовое положение гражданского служащего Виды деятельности субъектов малого предпринимательства и п ..
Прекращение службы в органах внутренних дел Общий режим налогообложения, применяемый физическими лиц ..
Призыв граждан на военную службу Арбитражная практика, касающаяся вопросов оплаты труда в учреждения ..
Регистры бюджетного учета. Главная книга Отчет о финансовых результатах деятельности бюджетных учреж ..
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование бюджетных учреждений Учет расчетов с поставщ ..
Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и пр ..
Учет горюче-смазочных материалов в бюджетных учреждениях Организация охраны труда ..


Похожие документы из сходных разделов


Применение одновременно упрощенной системы налогообложения и ЕНВД


С 2004 г. действует норма пункта 4 статьи 346.12 НК РФ, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН и ЕНВД одновременно:

«Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации,

[ознакомиться полностью]

Уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных по итогам предыдущих налоговых периодов (малый бизнес)


До 1 января 2006 г. налогоплательщик, признающий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае получения им убытка при применении УСН по итогам предыдущих налоговых периодов, вправе был уменьшить налоговую базу на сумму убытка. Однако при этом законодатель не уточнил, какую налоговую базу налогоплательщик вправе уменьшить на сумму убытка: налогового или отчетного периода. С 2006 г. эта неясность устранена.

В соответствии с редакцией пункта 7 смотрите 346.18 НК РФ:

«Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, у

[ознакомиться полностью]

Отпуск или деньги?


     Трудовой кодекс РФ предусматривает два случая предоставлениякомпенсации за неиспользованный отпуск.

И. МИХАЙЛОВ,
эксперт "АКДИ ЭЖ"

     Замена ежегодного отпуска денежной компенсацией, предусмотренная ст.126 ТК РФ, осуществляется по письменному заявлению работника. Решение озамене отпуска денежной компенсацией принимается работодателем. Именно онрешает, выплатить ли работнику денежную компенсацию или все жепредоставить работнику неиспользованные отпуска в натуре.
[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100