СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ... ...ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Для удобства практического применения элементы учетной политики вцелях налогообложения по налогу на прибыль обобщены в таблице "Элементыметодики учетной политики для целей налогообложения по налогу наприбыль", а по НДС обобщены в таблице "Элементы методики учетной политикидля целей налогообложения по НДС". При этом приведены варианты, предусмотренные Налоговым кодексом до ипосле изменений, внесенных Законом N 57-ФЗ.
...НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
По налогу на прибыль
Удивив налогоплательщиков определениями основных средств инематериальных активов, применяемых для целей налогообложения прибыли,законодатель тем не менее не устанавливает целый ряд понятий (вчастности, таких, как инвентарный объект основных средств). С однойстороны, очевидно, что необходимости в дублировании понятийбухгалтерского законодательства нет, но с другой - с учетом приведенных вглаве 25 НК РФ определений внеоборотных активов очевидна некотораянепоследовательность законодателя. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и терминыгражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ,используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в какомони используются в этих отраслях законодательства, если иное непредусмотрено НК РФ. Так называемые белые пятна налогового законодательства, появившиесяв результате непроработанности норм главы 25 НК РФ, можно разделить натри группы: - понятия, без определения которых невозможно формирование налоговойбазы (инвентарный объект основных средств, нематериальных активов,единица учета материально-производственных запасов и т. д.); - хозяйственные операции, имеющие место на практике, но непредусмотренные положениями главы 25 НК РФ; - методы налогового учета, конкретный порядок применения которыхглава 25 НК РФ не устанавливает. Понятия, отсутствующие в главе 25 НК РФ, без определения которыхневозможно формирование налоговой базы Как уже отмечалось выше, исходя из положений ст. 11 НК РФ приопределении не установленных налоговым законодательством понятий следуетобращаться к нормам других отраслей права, в частности к нормамбухгалтерского законодательства. Например, при определении единицы учетаосновных средств - инвентарного объекта - необходимо обратиться к ПБУ6/01 "Учет основных средств". В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средствявляется: * объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или * отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный длявыполнения определенных самостоятельных функций, или * обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов,представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполненияопределенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - этоодин или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общиеприспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных наодном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предметможет выполнять свои функции только в составе комплекса, а несамостоятельно. При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срокполезного использования, каждая такая часть учитывается каксамостоятельный инвентарный объект. Это определение дает достаточно широкие возможности для формированиясостава инвентарных объектов, наиболее полно удовлетворяющего потребностиорганизации. Хозяйственные операции, имеющие место на практике, но непредусмотренные положениями главы 25 НК РФ Примером хозяйственных операций, имеющих место на практике, но прямоне предусмотренных положениями главы 25 НК РФ, являются случаипоступления амортизируемого имущества по договору мены либо в качествевклада учредителей (участников) в уставный (складочный) капитал. Такой вывод можно сделать, в частности, исходя из ст. 257 НК РФ,устанавливающей порядок определения первоначальной стоимостиамортизируемого основного средства. "Первоначальная стоимость основногосредства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случаеесли основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - каксумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку идоведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, заисключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составерасходов в соответствии с настоящим Кодексом". Оценка объектов основных средств, поступивших в обмен на другоеимущество В соответствии с п. 11 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" подпервоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам,предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежнымисредствами, признается "стоимость ценностей, переданных или подлежащихпередаче организацией". Последняя устанавливается исходя из цены, покоторой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяетстоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных илиподлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученныхорганизацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств(оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, покоторой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объектыосновных средств. Таким образом, в отличие от ПБУ 6/97, утратившего силу, начиная сотчетности за 2001 год ПБУ 6/01 содержит норму, регулирующую порядокопределения первоначальной стоимости основных средств при невозможностиустановить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передачеорганизацией. Обращаем внимание! ПБУ 6/01 регулирует порядок включения впервоначальную стоимость объекта основных средств дополнительных затрат,связанных с приобретением. Пункт 12 ПБУ 6/01 позволяет все фактические затраты на доставкуобъектов и приведение их в состояние, пригодное для использования,включать в первоначальную стоимость основных средств. ПБУ 6/01 предусматривает определение первоначальной стоимостиобъекта основных средств, полученного в результате обмена, по стоимостипереданных или подлежащих передаче ценностей. В случае невозможностиустановить стоимость последних стоимость объектов основных средствопределяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствахприобретаются аналогичные объекты основных средств. В настоящее время на основании положений российских нормативныхактов нельзя говорить о возможности однозначной оценки основных средств,приобретенных в обмен на другое имущество. Обращается внимание на противоречие порядка оценки, установленногоПБУ 6/01, нормам Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", всоответствии со ст. 11 которого "оценка имущества, приобретенного заплату, осуществляется путем суммирования фактически произведенныхрасходов на его покупкуЕ". Исходя из этого при оплате имуществанеденежными средствами, в частности другим имуществом, оценка последнегоопределяется фактически произведенными затратами на приобретениевыбывающего имущества. Норма ПБУ 6/01 приближает порядок определения первоначальнойстоимости основных средств к норме ПБУ 10/99 "Расходы организации",введенного в действие с 2000 года. Вместе с тем следует заметить, что вп. 6.3 ПБУ 10/99 говорится об определении величины расхода, то естьстоимости выбывающих неденежных активов. Порядок определения величиныпоступлений по договорам, предусматривающим исполнение обязательствнеденежными средствами, установлен п. 6.3 ПБУ 9/99 "Доходы организации",в соответствии с которым она должна определяться по стоимости полученныхнеденежных активов. Как видно, оценка, проведенная по правилам,установленным ПБУ 10/99 и ПБУ 6/01, с одной стороны, а также ПБУ 9/99, сдругой стороны, может быть разной. Оценка объектов основных средств, поступивших в качестве вкладаучредителей (участников) в уставный (складочный) капитал Пунктом 9 ПБУ 6/01 предусмотрено, что "первоначальной стоимостьюосновных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капиталорганизации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями(участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации". При определении первоначальной стоимости основных средств, внесенныхв счет вклада в уставный (складочный) капитал, следует иметь в виду, чтоговорится в п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах": "Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учрежденииобщества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций и иных ценных бумаг обществанеденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплатуакций и иных ценных бумаг, производится советом директоров(наблюдательным советом) общества в порядке, предусмотренном ст. 77настоящего Федерального закона. Если номинальная стоимость приобретаемых таким способом акций и иныхценных бумаг общества составляет более двухсот установленных федеральнымзаконом минимальных размеров оплаты труда, то необходима денежная оценканезависимым оценщиком (аудитором) имущества, вносимого в оплату акций ииных ценных бумаг общества. Устав общества может содержать ограничения навиды имущества, которым могут быть оплачены акции и иные ценные бумагиобщества". Пункт 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Обобществах с ограниченной ответственностью" предусматривает следующее. "Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества,вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами,утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемымвсеми участниками общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) долиучастника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежнымвкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда,установленных федеральным законом на дату представления документов длягосударственной регистрации общества или соответствующих изменений вуставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участникаобщества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать суммуоценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком. Уставом общества могут быть установлены виды имущества, которое неможет быть вкладом в уставный капитал общества". Следовательно, если стоимость неденежного вклада в уставный капиталАО и ООО составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда, такойвклад должен оцениваться независимым оценщиком. Пункт 12 ПБУ 6/01 содержит императивную норму, на основании которойфактические затраты организации на доставку объектов и приведение их всостояние, пригодное для использования, включаются в первоначальнуюстоимость основных средств, полученных в том числе в качестве вклада вуставный капитал. Отметим, что в данном случае первоначальная стоимость объектаосновных средств не будет соответствовать согласованной учредителями(участниками) денежной оценке объектов, полученных в счет вклада вуставный (складочный) капитал (имеется в виду применение не совсемкорректной терминологии в п. 9 и 12 ПБУ 6/01). Более подробно порядок оценки объектов основных средств приразличных способах поступления объектов описан в книге "Бухгалтерскийучет основных средств" под редакцией С. А. Николаевой (издательство"Аналитика-Пресс", М., 2001). Методы налогового учета, конкретный порядок применения которых глава25 НК РФ не устанавливает В качестве способов оценки активов организации в налоговомзаконодательстве указаны методы, установленные законодательством побухгалтерскому учету. В частности, в соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ при определенииразмера материальных расходов при списании сырья и материалов,используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ,оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикойдля целей налогообложения применяется один из следующих методов оценкиуказанного сырья и материалов: * по стоимости единицы запасов; * по средней стоимости; * по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); * по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Согласно положениям подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализациипокупных товаров - по стоимости приобретения данных товаров, определяемуюв соответствии с принятой организацией учетной политикой для целейналогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров: * по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); * по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); * по средней стоимости; * по стоимости единицы товара. Однако порядок применения указанных способов при оценке активовналоговым законодательством не предусматривается. В этом случае придетсяобращаться к нормам бухгалтерского учета.
По налогу на добавленную стоимость
По ряду вопросов налоговое законодательство устанавливает толькообщие нормы, но не содержит конкретных способов их реализации. В качестве примеров можно привести порядок организации раздельногоучета затрат у предприятия, имеющего одновременно облагаемые инеоблагаемые НДС обороты, в частности порядок расчета НДС по материальнымресурсам, подлежащего списанию с кредита счета 19 "НДС по приобретеннымценностям" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" при отгрузке продукциина экспорт и внутренний рынок. Согласно п. 2 ст. 5, прекратившего с 2001 г. действие в основнойсвоей части Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге надобавленную стоимость", предприятия, реализующие товары (работы, услуги),как освобождаемые от НДС, так и облагаемые этим налогом, имели право наполучение льгот только при наличии раздельного учета затрат попроизводству и реализации таких товаров (работ, услуг). Требование налогового законодательства обязательного веденияраздельного учета в определенных случаях сформулировано и в новых главахНалогового кодекса РФ, относящихся к НДС и акцизам. В пункте 4 ст. 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФговорится: "В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции,подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению(освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящейстатьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций". Когда речь идет о налогообложении по разным ставкам (ст. 154-159,162 НК РФ), то ст. 166 НК РФ устанавливает следующий порядок исчисленияНДС: "Есумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст.154-159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующаяналоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете -как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов,исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентныедоли соответствующих налоговых баз". Раздельный учет предлагается вести и при реализации подакцизныхтоваров при использовании разных налоговых ставок (ст. 190 и 194 НК РФ). Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренногоп. 1 ст. 190 НК РФ, то "определяется единая налоговая база по всемоперациям реализации (передачи) подакцизных товаров". Ни в одном нормативном акте действующего налогового законодательствапорядок ведения раздельного учета ни в случае обложения НДС, ни в случаевзимания акцизов не установлен. Не предусмотрен он и в случае взиманиядругих налогов, где требование ведения раздельного учета также имеетместо. В связи с этим организации самостоятельно устанавливают порядокведения такого учета, а также соответствующие ему расчеты по налогам(способы формирования налоговой базы), не противоречащие нормамзаконодательства о конкретном налоге. Эти нормы обосновываются приформировании учетной политики организации для целей налогообложения.
...ВАРИАНТНОСТЬ КОТОРЫХ ОБУСЛОВЛЕНА ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В качестве примера приведем налоговый учет расходов, связанных сгосударственной регистрацией прав на недвижимое имущество. Согласно ст. 257 НК РФ "Первоначальная стоимость основного средстваопределяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае еслиосновное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма,в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение досостояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением суммналогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов всоответствии с настоящим Кодексом". В то же время в соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ плата зарегистрацию сделок с недвижимым имуществом включается в состав прочихрасходов. Таким образом, исходя из положений главы 25 НК РФ в отношениирасходов, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимоеимущество, существует два варианта налогового учета: плата за регистрациюсделок с недвижимым имуществом включается: * в состав прочих расходов; * в первоначальную стоимость объекта основных средств. Исходя из приведенных норм также можно сделать вывод, что порядокучета платы за регистрацию сделок с недвижимым имуществом зависит отмомента формирования первоначальной стоимости объекта основных средств.Таким образом, предусматривается ситуация, когда на момент признания вкачестве расхода платы за регистрацию формирование первоначальнойстоимости объекта уже завершено, соответственно данные расходы следуетучитывать в составе прочих расходов. Очевидно, что с точки зрения налогоплательщика более предпочтителенпервый вариант, с точки зрения налоговых органов - второй. Во избежаниеналоговых рисков рекомендуем налогоплательщикам закрепить свою позицию вучетной политике для целей налогообложения.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Напомним, что к организационно-техническим способам веденияналогового учета <*> относятся способы организации технологическогопроцесса ведения налогового учета, которые устанавливают:
------------------------
<*> Подробно о налоговом учете, моделях взаимодействиябухгалтерского и налогового учета см. в книге "Налоговый учет в 2002году: учетная политика для целей налогообложения"/Под ред. НиколаевойС.А. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. М.: Ан-Пресс, 2002 г.
- организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета(или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерскойслужбой); - состав, форму и способы формирования аналитических регистровналогового учета; - организацию документооборота, порядок хранения документовналоговой отчетности и регистров налогового учета.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Порядок оформления и применения учетной политики для целейналогообложения указывается в ст. 167 главы 21 "Налог на добавленнуюстоимость" Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетнаяполитика для целей налогообложения утверждается соответствующимиприказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1января соответствующего года. Учетная политика для целей налогообложения,принятая организацией, является обязательной для всех ее обособленныхподразделений. С введением главы 25 НК РФ появляются новые нормы, касающиесяпорядка формирования учетной политики для целей налогообложения. Статья 313 НК РФ устанавливает, что система налогового учетаорганизуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципапоследовательности применения норм и правил налогового учета, то естьприменяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета, как уже было отмечено выше,устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целейналогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)руководителя. Кроме того, ст. 313 Налогового кодекса РФ определяет порядокизменения учетной политики для целей налогообложения. Согласно ст. 313 НК РФ изменение порядка учета отдельныххозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения можетосуществляться в случаях изменения: * законодательства; * применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетнойполитике для целей налогообложения и применяться с начала новогоналогового периода. Обращаем внимание! Случаи, когда может быть изменена учетнаяполитика для целей бухгалтерского учета, предусмотренныезаконодательством по бухгалтерскому учету, отличаются от случаев,предусмотренных НК РФ. Напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона "О бухгалтерскомучете" изменение учетной политики может производиться в случаях: - изменения законодательства РФ или нормативных актов органов,осуществляющих регулирование бухгалтерского учета; - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерскогоучета; - существенного изменения условий ее деятельности. Причем изменение учетной политики для целей бухгалтерского учетадолжно быть обоснованным (п. 17 Положения по бухгалтерскому учету 1/98"Учетная политика организации"). Налоговое же законодательство не требуетобоснования изменения учетной политики для целей налогообложения. Крометого, изменения в последнюю можно вносить только раз в год. Статьей 313 НК РФ установлена также возможность внесения дополненийв учетную политику для целей налогообложения, если налогоплательщик началосуществлять новые виды деятельности. Он обязан определить и отразить вданной учетной политике принципы и порядок отражения этих видовдеятельности для целей налогообложения. По всей видимости, внесение дополнений должно осуществляться по меревозникновения новых видов деятельности. Следует отметить, что не совсем понятно, что понимается подпринципами отражения видов деятельности для целей налогообложения. Понашему мнению, формулировки этих принципов должны быть более четкими. Приведем некоторые рекомендации по оформлению, дополнению иизменению учетной политики организаций для целей налогообложения. При формировании учетной политики для целей налогообложения поконкретному вопросу ведения налогового учета осуществляется выбор одногоспособа из нескольких, допускаемых законодательством. При этом не нужновключать в учетную политику для целей налогообложения нормы, единые длявсех налогоплательщиков. В учетной политике должны содержаться только теспособы налогового учета, по которым необходимо сделать выбор либокоторые необходимо сформировать самостоятельно. Кроме того, желательно в учетной политике для целей налогообложенияприводить нормативное обоснование, то есть указывать норму налоговогозаконодательства, на основании которой принято то или иное положение. По способам формирования налоговой базы, не предусмотреннымналоговым законодательством, и способам формирования налоговой базы,вариантность которых обусловлена противоречивостью налоговогозаконодательства, утвержденные приказом по учетной политике нормы вобязательном порядке должны сопровождаться аргументированнымобоснованием, которое может приводиться в специальных приложениях. Рекомендуем отражать в учетной политике для целей налогообложенияспособы формирования налоговой базы только по тем хозяйственным операцияморганизации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущегоналогового периода. Не стоит включать в налоговую учетную политикуспособы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации. Привозникновении новых фактов хозяйственной деятельности, по которымвозникает необходимость отражения порядка их учета в учетной политике дляцелей налогообложения, следует оформить дополнение к учетной политике. Ниже приведен пример упрощенного приказа по учетной политике дляцелей налогообложения, в котором отражены как минимум вариантные способыформирования налоговой базы, предусмотренные налоговым законодательством.
Общество с ограниченной ответственностью "МИР"
Приказ N _____ от "___" ____________ 2002 г.
ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА 2003 ГОД
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ в целяхсоблюдения в организации в течение отчетного (налогового) периода единойполитики (методики) учета для целей налогообложения хозяйственныхопераций
Приказываю: 1. Установить, что налоговый учет осуществляется __________(выбрать: - бухгалтерской службой (соответствующим отделом бухгалтерскойслужбы) организации; - налоговой службой организации). 2. Применять для подтверждения данных налогового учета: - первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку),оформленные в соответствии с законодательством РФ и перечнем применяемыхв организации форм первичных учетных документов (Приложение N__ кнастоящему приказу); - аналитические регистры налогового учета в соответствии сприлагаемым перечнем (Приложение N___ к настоящему приказу). 3. Установить дату возникновения обязанности по уплате налога надобавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ и налога напользователей автомобильных дорог в соответствии с п. 27 Инструкции МНСРФ от 4 апреля 2000 г. N 59 по мере поступления денежных средств. 4. Применять метод начисления для доходов и расходов в целяхисчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ. 5. Применять метод оценки по средней стоимости при определенииразмера материальных расходов при списании сырья и материалов,используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ,оказании услуг) для всех видов (групп) сырья и материалов. 6. Начисление амортизации по амортизируемому имуществу производитьлинейным методом в порядке, установленном ст. 259 НК РФ. 7. В отношении группы основных средств, используемых для работы вусловиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной нормеамортизации применять коэффициент 2. Перечень таких основных средствприведен в Приложении N____ к настоящему приказу. 8. По амортизируемым основным средствам, являющимся предметомдоговора финансовой аренды (договора лизинга), к основной нормеамортизации применять специальный коэффициент не выше 3 в соответствии сусловиями договоров. 9. При определении нормы амортизации по приобретенным объектамосновных средств, бывшим в употреблении, устанавливать срок их полезногоиспользования с учетом количества лет (месяцев) эксплуатации данногоимущества предыдущими собственниками. 10. Организация создает резервы по сомнительным долгам всоответствии со ст. 266 НК РФ. 11. Организация создает резерв по гарантийному ремонту игарантийному обслуживанию в соответствии с порядком, установленным ст.267 НК РФ. 12. Стоимость реализованных покупных товаров оценивать по стоимостипервых по времени приобретения (ФИФО). 13. При реализации или ином выбытии ценных бумаг оценку стоимостивыбывших ценных бумаг определять по стоимости первых по времениприобретений (ФИФО). 14. Уплату авансовых платежей по налогу на прибыль производитьисходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансовогоплатежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производитсяуплата ежемесячных авансовых платежей.
Директор ООО "Мир" Иванов И. И.
ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Элемент учет- ной полити- ки для целей налогообло- жения
Норма главы 25
Варианты, допус- каемые законода- тельством
Комментарии
1
2
3
4
Группировка расходов
Статья 252. Расходы. Группировка расходов 2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направ- лений деятельности организации подраз- деляются на расходы, связанные с произ- водством и реализацией, и внереализаци- онные расходы 4. Если некоторые затраты с равными осно- ваниями могут быть отнесены одновремен- но к нескольким группам расходов, нало- гоплательщик вправе самостоятельно оп- ределить, к какой именно группе он отне- сет такие расходы
Индивидуально
Квалификация расходов с целью их отнесения к той или иной группе расходов для целей на- логообложения уточняется при формировании способов веде- ния налогового учета, обуслов- ленных противоречиями налого- вого законодательства, а также при разработке регистров нало- гового учета
Методы оцен- ки сырья и ма- териалов
Статья 254. Материальные расходы (6.8.) При определении размера материаль- ных расходов при списании сырья и мате- риалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении ра- бот, оказании услуг), в соответствии с при нятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки ука- занного сырья и материалов: метод оценки по (себе)стоимости единицы запасов; метод оценки по средней (себе)стоимости; метод оценки по (себе)стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); метод оценки по (себе)стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
Метод оценки по (се- бе)стоимости едини- цы запасов; метод оценки по средней (себе)стои- мости; метод оценки по (се- бе)стоимости первых по времени приоб- ретений (ФИФО); метод оценки по (се- бе)стоимости послед- них по времени при- обретений (ЛИФО)
Также необходимо закрепить в учетной политике: - группы запасов, в отношении которых применяется соответст- вующий метод оценки; - порядок расчета средней се- бестоимости (при выборе дан- ного метода)
Метод начис- ления аморти- зации
Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации 1. В целях настоящей главы налогоплатель- щики начисляют амортизацию одним из следующих методов с учетом особеннос- тей, предусмотренных настоящей статьей: 1) линейным методом; 2) нелинейным методом
1. Линейный метод 2. Нелинейный ме- тод
1. Сложный расчет для нели- нейного метода (см. п. 5 ст. 259 НК РФ). 2. Ограничения в выборе метода Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации 3. Налогоплательщик применя- ет линейный метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов К остальным основным средствам налогоплательщик вправе применять один из методов, указанных в п. 1 ст. 259 НК РФ
Применение к основной нор- ме амортиза- ции специаль- ного коэффи- циента (не вы- ше 2)
Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации 7. В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в усло- виях агрессивной среды и (или) повышен- ной сменности, к основной норме аморти- зации налогоплательщик вправе приме- нять специальный коэффициент, но не вы- ше 2
1. Специальный ко- эффициент (не вы- ше 2) к основной норме амортизации применяется 2. Специальный ко- эффициент (не вы- ше 2) к основной норме не применя- ется
1. Ограничения по применению способа Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации 7. Данные положения не распро- страняются на основные средст- ва, относящиеся к первой, вто- рой и третьей амортизацион- ным группам, в случае если амортизация по данным основным средствам начисляется не- линейным методом
Применение к основной нор- ме амортиза- ции специаль- ного коэффи- циента (не вы- ше 3)
Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации 7. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора фи- нансовой аренды (договора лизинга), к ос- новной норме амортизации налогоплатель- щик, <у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с усло- виями договора финансовой аренды (фи- нансового лизинга)>, вправе применять спе- циальный коэффициент, но не выше 3
1. Специальный ко- эффициент (не вы- ше 3) к основной норме амортизации применяется 2. Специальный ко- эффициент (не вы- ше 3) к основной норме не применя- ется
1. Ограничения по применению способа Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации 7. Данные положения не распро- страняются на основные средст- ва, относящиеся к первой, вто- рой и третьей амортизацион- ным группам, в случае если амортизация по данным основ- ным средствам начисляется не- линейным методом
Применение норм аморти- зации ниже ус- тановленных НК РФ
Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации 10. Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установлен- ных настоящей статьей по решению руко- водителя организации-<налогоплательщика,> закрепленному в учетной политике для це- лей налогообложения. Использование по- ниженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в те- чение всего налогового периода
1. Нормы амортиза- ции ниже установ- ленных НК РФ при- меняются 2. Нормы амортиза- ции ниже установ- ленных НК РФ не применяются
Порядок опре- деления нор- мы амортиза- ции по объек- там основных средств, быв- шим в эксплу- атации
Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации 12. Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении ((в случае, если по такому имуществу при- нято решение о применении линейного ме- тода начисления амортизации)), вправе оп- ределять норму амортизации по этому иму- ществу с учетом срока полезного использо- вания, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущест- ва предыдущими собственниками <"Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или пре- вышающим срок его полезного использо- вания, определяемый классификацией ос- новных средств, утвержденной Правитель- ством Российской Федерации в соответст- вии с настоящей главой, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники бе- зопасности и других факторов.";>
1. По основным сред- ствам, бывшим в употреблении, нор- ма амортизации оп- реределяется с уче- том срока эксплуата- ции имущества пре- дыдущими собствен- никами 2. По основным сред- ствам, бывшим в употреблении, нор- ма амортизации оп- ределяется без учета срока эксплуатации имущества предыду- щими собственника- ми <3. По основным сред -ствам, бывшим в употреблении, нор- ма амортизации оп- ределяется самосто- ятельно>
Порядок рас- пределения расходов на освоение при- родных ресур- сов по участ- кам недр
Статья 261. Расходы на освоение природ- ных ресурсов 2. При осуществлении расходов на освое- ние природных ресурсов, относящихся к не- скольким участкам недр, указанные расхо- ды учитываются отдельно по каждому учас- тку недр в доле, определяемой налогопла- тельщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообло- жения
Организации следует самостоятельно уста- новить в учетной по- литике для целей на- логообложения по- рядок распределе- ния данных расходов
Создание ре- зерва по сом- нительным долгам
Статья 266. Расходы на формирование ре- зервов по сомнительным долгам 3. Налогоплательщик вправе создавать ре- зервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сум- мы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов (равно- мерно)в течение отчетного (налогового) пе- риода
1. Резерв по сомни- тельным долгам соз- дается 2. Резерв по сомни- тельным долгам не создается
Создание ре- зерва по га- рантийному ремонту и га- рантийному обслужива- нию
Статья 267. Расходы на формирование ре- зерва по гарантийному ремонту и гарантий- ному обслуживанию 2. Налогоплательщик самостоятельно при- нимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогооб- ложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями зак- люченного договора с покупателем преду- смотрены обслуживание и ремонт в тече- ние гарантийного срока.
1. Резерв по гаран- тийному ремонту и гарантийному обслу- живанию создается 2. Резерв по гаран- тийному ремонту и гарантийному обслу- живанию не созда- ется
Ограничение в применении Статья 267. Расходы на форми- рование резерва по гарантий- ному ремонту и гарантийному обслуживанию 3. Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату ре- ализации указанных товаров (работ). При этом размер соз- данного резерва не может пре- вышать предельного размера, определяемого как доля факти- чески осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года
Метод оцен- ки покупных товаров
Статья 268. Особенности определения рас- ходов при реализации (имущества) <товаров> 1. При реализации (имущества)<товаров> на- логоплательщик вправе уменьшить дохо- ды от таких операций на стоимость (реали- зованного имущества) <реализованных това- ров,> определяемую в следующем порядке... 3) при реализации покупных товаров - на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих ме- тодов оценки покупных товаров: по (себе)стоимости первых по времени при- обретения (ФИФО); по (себе)стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней (себе)стоимости((в случаях,ког- да с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО)); по стоимости единицы товара
По (себе)стоимости первых по време- ни приобретения (ФИФО) по (себе)стоимости последних по вре- мени приобретения (ЛИФО) по средней(себе)сто- имости ((в случаях, когда с учетом тех- нологических осо- бенностей невоз- можно применение методов ФИФО и ЛИФО)); по стоимости еди- ницы товара
Порядок приз- нания доходов по отчетным (налоговым) периодам
Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления 2. По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в слу- чае если связь между доходами и расхода- ми не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком са- мостоятельно, с учетом принципа равно- мерности признания доходов и расходов
Индивидуально
<Возможно совмещение с бухгал- терским учетом>
Порядок приз- нания расхо- дов по отчет- ным (налого- вым) перио- дам
Статья 272. Порядок признания расходов при методе начисления (1. При получении доходов в течение нес- кольких отчетных (налоговых) периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или опре- деляется косвенным путем, расходы распре- деляются налогоплательщиком самостоя- тельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.) 1. В случае если условиями договора пре- дусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются на- логоплательщиком самостоятельно с уче- том принципа равномерности признания доходов и расходов
Индивидуально
<Возможно совмещение с бухгал- терским учетом>
Порядок приз- нания доходов и расходов
Статья 273. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе 1. Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты полу- чения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за пре- дыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавлен- ную стоимость и налога с продаж не пре- высила одного миллиона рублей за каж- дый квартал
1. Метод начисле- ния 2. Кассовый метод
Ограничения в применении по размеру выручки
Порядок квалифика- ции операций с ценными бумагами
Статья 280. Особенности определения на- логовой базы по операциям с ценными бу- магами 1. Если операция с ценными бумагами мо- жет быть квалифицирована так же, как операция с финансовыми инструментами срочных сделок, то налогоплательщик са- мостоятельно выбирает порядок налогооб- ложения такой операции
Индивидуально
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 301 НК РФ
Метод списа- ния стоимости ценных бумаг при выбытии
Статья 280. Особенности определения на- логовой базы по операциям с ценными бу- магами 9. При реализации или ином выбытии цен- ных бумаг ((за исключением случая, указан- ного в пункте 7 настоящей статьи)) налого- плательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учет- ной политикой выбирает один из следую- щих методов списания на расходы стоимос- ти выбывших ценных бумаг: 1) по (себе)стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); 2) по(себе)стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); <3) по стоимости единицы>
1) по(себе)стоимости первых по време- ни приобретений (ФИФО); 2) по(себе)стоимости последних по вре- мени приобретений (ЛИФО); <3) по стоимости еди -ницы>
(1. Ограничения в применении Статья 280. Особенности опре- деления налоговой базы по опе- рациям с ценными бумагами 7. Налогоплательщик - акцио- нер, реализующий акции, полу- ченные им при увеличении ус- тавного капитала акционерного общества, определяет доход как разницу между ценой реа- лизации и первоначально опла- ченной стоимостью акции, скор- ректированной с учетом изме- нения количества акций в ре- зультате увеличения уставного капитала.) 1. Аналогичная норма содержит- ся в ст. 329 НК РФ
Порядок пере- носа убытка на будущее
Статья 283. Перенос убытков на будущее 1. Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с на- стоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых пе- риодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сум- му полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы те- кущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей,(подпунктом 32 пункта 1 статьи 264) <статьей 275.1>,статьями 280 и 304 настоящего Кодекса
1. Уменьшение на- логовой базы теку- щего отчетного пе- риода на всю сум- му полученных в предыдущих нало- говых периодах убытков (с учетом ограничений) 2. Уменьшение на- логовой базы теку- щего отчетного пе- риода на часть сум- мы полученных в предыдущих нало- говых периодах убытков (с учетом ограничений) Примечание. Данный пункт сле- дует рассматривать не как элемент учет- ной политики для целей налогообло- жения, а как право налогоплательщика уменьшить налого- вую базу текущего периода на сумму полученных в пре- дыдущих налоговых периодах убытков, определенную само- стоятельно, исходя из финансовых ре- зультатов и с учетом ограничений
Ограничения в применении Статья 283. Перенос убытков на будущее 2. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налого- вым периодом, в котором полу- чен этот убыток Налогоплательщик вправе пе- ренести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом перио- де убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть пе- ренесен целиком или частично на следующий год из последую- щих девяти лет с учетом поло- жений абзаца второго настояще- го пункта
Порядок ис- числения и уп- латы авансо- вых платежей по налогу на прибыль
Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей 1. Налогоплательщики имеют право перей- ти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически получен- ной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщи- ками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой на- растающим итогом с начала налогового пе- риода до окончания соответствующего ме- сяца
1. Исчисление и уп- лата ежемесячных авансовых платежей исходя из фактичес- ки полученной при- были
2. Исчисление и уп- лата ежемесячных авансовых платежей в размере одной трети <подлежаще- го уплате авансово- го платежа за квар- тал, предшествую- щий кварталу, в ко- тором производит- ся уплата ежеме- сячного авансово- го платежа>
Ограничения в применении Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей 3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала (выручка) <доходы> от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Ко- декса, не превышала в среднем трех миллионов рублей за каж- дый квартал, а также бюджет- ные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Фе- дерации через постоянное пред- ставительство, некоммерческие организации, не имеющие дохо- да от реализации товаров (ра- бот, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода
Показатель, используемый в целях исчис- ления и упла- ты налога на прибыль ор- ганизациями, имеющими обособлен- ные подраз- деления
Статья 288. Особенности исчисления и уп- латы налога налогоплательщиком, имею- щим обособленные подразделения 2. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Рос- сийской Федерации и бюджетов муници- пальных образований, производится нало- гоплательщиками - российскими органи- зациями по месту нахождения организа- ции, а также по месту нахождения каждо- го из ее обособленных подразделений ис- ходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, опреде- ляемой как средняя арифметическая вели- чина удельного веса среднесписочной чис- ленности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стои- мости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответст- венно в среднесписочной численности ра- ботников (расходах на оплату труда) и ос- таточной стоимости амортизируемого иму- щества, определенной в соответствии(с пун- ктом 13 статьи 259)<с пунктом 1 статьи 257 > настоящего Кодекса, в целом по налого- плательщику При этом налогоплательщики самостоя- тельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расхо- дов на оплату труда. Выбранный налого- плательщиком показатель должен быть не- изменным в течение налогового периода. Вместо показателя среднесписочной чис- ленности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными осо- бенностями деятельности, предусматрива- ющими сезонность привлечения работни- ков, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может приме- нять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответ- ствии со статьей 255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес рас- ходов на оплату труда каждого обособлен- ного подразделения, в общих расходах на- логоплательщика, на оплату труда
1. Сумма расходов на оплату труда 2. Среднесписочная численность работ- ников
Ограничения в применении Статья 288. Особенности исчис- ления и уплаты налога налого- плательщиком, имеющим обо- собленные подразделения 2. Вместо показателя среднеспи- сочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными осо- бенностями деятельности, пре- дусматривающими сезонность привлечения работников, по со- гласованию с налоговым орга- ном по месту своего нахожде- ния может применять показа- тель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес рас- ходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогопла- тельщика, на оплату труда
Порядок веде- ния налогово- го учета
Статья 313. Налоговый учет. Общие поло- жения Система налогового учета организуется на- логоплательщиком самостоятельно, исхо- дя из принципа последовательности при- менения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. По- рядок ведения налогового учета устанав- ливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, ут- верждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя
Индивидуально
В учетной политике для целей налогообложения следует утвер- дить организационно-техничес- кие способы ведения налогово- го учета - способы организации технологического процесса веде- ния налогового учета, которые устанавливают: - организацию работы бухгал- терской службы в части налого- вого учета (или налоговой служ- бы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой); - состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета; - организацию документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета
Формы регис- тров налого- вого учета и порядок отра- жения в них аналитичес- ких данных
Статья 314. Аналитические регистры нало- гового учета При этом формы регистров налогового уче- та и порядок отражения в них аналитичес- ких данных налогового учета, данных пер- вичных учетных документов разрабатыва- ются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учет- ной политике организации для целей нало- гообложения
Индивидуально
Метод оценки остатков неза- вершенного производства
Статья 319. Порядок оценки остатков неза- вершенного производства, остатков гото- вой продукции, товаров отгруженных Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщи- ком на основании <данных первичных учет- ных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производствен- ным подразделениям налогоплательщика)> и данных налогового учета о сумме осуще- ствленных в текущем месяце прямых рас- ходов (При этом сумма прямых расходов распре- деляется на остатки НЗП исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себе- стоимости. В случае, если предприятие не использует метод нормативной (плановой) себестоимости, сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП в доле, со- ответствующей доле таких остатков в ис- ходном сырье (в натуральных измерителях), за минусом технологических потерь.) <Для налогоплательщиков, производство ко- торых связано с обработкой и переработ- кой сырья, сумма прямых расходов распре- деляется на остатки НЗП в доле, соответ- ствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь. При этом для целей настоящей главы под сырьем понимается материал, используемый в производстве в качестве материальной ос- новы, который в результате последователь- ной технологической обработки (перера- ботки) превращается в готовую продукцию Для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП пропорци- онально доле незавершенных (или завер- шенных, но не принятых на конец текуще- го месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выпол- няемых в течение месяца заказов на вы- полнение работ (оказание услуг) Для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распределяется на остат- ки НЗП пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции>
В зависимости от осуществляемых ви- дов деятельности 1. Метод плановой (нормативной, <смет- ной)(себе)стоимости продукции 2. Распределение суммы прямых рас- ходов пропорцио- нально доле остат- ков сырья (в коли- чественном выра- жении), в исходном сырье за минусом технологических потерь 3. Сумма прямых расходов распреде- ляется на остатки НЗП пропорцио- нально доле неза- вершенных (или за- вершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выпол- нение работ (оказа- ние услуг) в общем объеме выполняе- мых в течение меся- ца заказов на вы- полнение работ (оказание услуг)>
ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НДС
Элемент учет- ной политики для целей нало- гообложения
Норма главы 21 НК РФ
Варианты, допускаемые зако- нодательством
Постановка на учет в качестве налогоплатель- щика иностран- ных организа- ций
Статья 144. Постановка на учет в качестве налогоплательщика 2. Иностранные организации имеют право встать на учет в нало- говых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахож- дения своих постоянных представительств в Российской Федера- ции. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осущест- вляется налоговым органом на основании письменного заявле- ния иностранной организации
1. Иностранная организация встает на учет в налоговых ор- ганах РФ 2. Иностранная организация не встает на учет в налоговых ор- ганах РФ, предоставляя своим российским контрагентам выполнять роль налоговых агентов
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплатель- щика
Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налого- плательщика 1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют пра- во на освобождение от исполнения обязанностей налогоплатель- щика, связанных с исчислением и уплатой налога, ЕСЛИ ЗА ТРИ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ КАЛЕНДАРНЫХ МЕСЯЦА СУММА ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ БЕЗ УЧЕТА НАЛОГА И НАЛО- ГА С ПРОДАЖ НЕ ПРЕВЫСИЛА В СОВОКУПНОСТИ ОДИН МИЛЛИОН РУБЛЕЙ
1. Освобождение от налогооб- ложения по НДС 2. Обложение НДС в общем по- рядке
Определение даты реализа- ции товаров в целях налого- обложения
Статья 167. Момент определения налоговой базы при реализа- ции (передаче) товаров (работ, услуг) 1. В целях настоящей главы МОМЕНТОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмот- рено пунктами 6-11 настоящей статьи, ЯВЛЯЮТСЯ: 1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения МОМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО МЕРЕ ОТГРУЗКИ И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЮ РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ, - ДЕНЬ ОТГРУЗКИ (ПЕРЕДАЧИ) ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ); 2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения МОМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, - ДЕНЬ ОПЛАТЫ ОТГРУЖЕННЫХ ТОВАРОВ (ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, ОКАЗАННЫХ УСЛУГ)
1. Метод "по отгрузке" 2. Метод "по оплате"
Операции, не подлежащие налогообложе- нию (освобож- даемые от нало- гообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (осво- бождаемые от налогообложения) 4. В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в со- ответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций 5. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, ВПРАВЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТАКИХ ОПЕРАЦИЙ ОТ НА- ЛОГООБЛОЖЕНИЯ, представив соответствующее заявление в нало- говый орган по месту своей регистрации в качестве налогопла- тельщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с ко- торого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование Такой отказ ИЛИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмот- ренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоя- щей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобож- дались или не освобождались от налогообложения в зависимос- ти от того, кто является покупателем (приобретателем) соответ- ствующих товаров (работ, услуг) Не допускается отказ ИЛИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года
1. Организация пользуется пра- вом освобождения от налогооб- ложения операций, предусмот- ренных ст. 149 НК РФ 2. Организация отказывается от права освобождения от налого- обложения операций, предус- мотренных ст. 149 НК РФ
Порядок и сро- ки уплаты нало- га в бюджет
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет 6. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ С ЕЖЕМЕСЯЧНЫМИ В ТЕЧЕНИЕ КВАРТАЛА СУМ- МАМИ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) БЕЗ УЧЕТА НА- ЛОГА И НАЛОГА С ПРОДАЖ, НЕ ПРЕВЫШАЮЩИМИ 1 МЛН РУБЛЕЙ, ВПРА- ВЕ УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ ИСХОДЯ ИЗ ФАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ (ПЕРЕДА- ЧИ) ТОВАРОВ (выполнении, в том числе для собственных нужд, ра- бот, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за исте ший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за ис- текшим кварталом Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, пред- ставляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом
1. Ежемесячная уплата налога 2. Ежеквартальная уплата на- лога, исходя из фактической ре- ализации (передачи) товаров за истекший квартал
С. НИКОЛАЕВА, генеральный директор аудиторской фирмы "ЦБА", д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. Ломоносова, член Рабочей группы Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета.
Составляем отчетность за 9 месяцев: на что обратить внимание
По какой строке формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" отражаютсячрезвычайные расходы? Обязаны ли организации сдавать отчетность вэлектронном виде? Вот лишь часть вопросов, которые ежедневно поступают отчитателей к нам в реакцию. Сегодня мы ответим на эти вопросы, а такжедадим советы по формированию некоторых показателей форм промежуточнойбухгалтерской отчетности за 2005 год.
ЗАПОЛНЯЯ БАЛАНС, УЧТИТЕ...
Во-первых, данные по соответствующим строкам баланса отражаютс