Реформы в бухгалтерском учете, о которых так много и давно говорят,продолжаются. Теперь у Минфина руки дошли до корректировок практическивсех Положений по бухгалтерскому учету. Как учесть эти изменения присоставлении годовой отчетности? Минфин России Приказами от 18.09.2006 N 115н и 116н внес изменения внормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету. Если эти изменениясравнить с пожаром, то он имел огромную площадь "возгорания", но не оченьбольшую интенсивность. "Пламенем" поправок оказались охвачены десятки документов:практически все Положения по бухгалтерскому учету, Инструкция поприменению Плана счетов бухгалтерского учета, некоторые формыбухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от22.07.2003 N 67н. И все из-за нескольких неосторожно брошенных спичек. Что жепроизошло? На самом деле не все так страшно. Во-первых, в бухучете решено отказаться от деления доходов(расходов) на операционные и внереализационные. Теперь они объединены водну группу, которая называется "прочие доходы (расходы)". Такое решениепредставляется вполне логичным, поскольку и операционные, ивнереализационные доходы (расходы) учитывались на одном и том же счете 91"Прочие доходы и расходы" (Инструкция по применению Плана счетовбухгалтерского учета). И в дальнейшем этот порядок не изменится: прочиедоходы и расходы будут отражаться на счете 91. В силу того что состав операционных и внереализационных доходов(расходов) обширен и разнообразен, эти термины употребляются в различныхнормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету. Поэтому подобноенововведение потребовало от Минфина тщательной и кропотливой редакторскойработы по замене в этом словосочетании прилагательного "операционные(внереализационные)" на "прочие". Так, например, до внесения указанных изменений п. 14 ПБУ 15/01 "Учетзаймов и кредитов и затрат по их обслуживанию" предписывал включатьпроценты по полученным кредитам и займам в состав операционных расходов,за исключением случаев предварительной оплаты материальных ценностей,работ, услуг за счет заемных средств. В новой редакции слово"операционных" заменено на слово "прочих". Во-вторых, термин "чрезвычайные доходы и расходы" вообще исключен излексикона бухгалтера. Теперь доходы и расходы, связанные с чрезвычайнымиобстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар,авария и т.д.), организация должна учитывать на счете 91 в составе прочихдоходов (расходов), а не на счете 99 "Прибыли и убытки", как раньше (п. 9ПБУ 9/99, п. 13 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов). Изменения, внесенные в ПБУ, сводятся к укрупнению группировокдоходов и расходов и отказу от такого их вида, как "чрезвычайные доходы(расходы)". В связи с вышеизложенным возникает следующий вопрос. Когдаорганизация должна начать применять новые правила учета чрезвычайныхрасходов? Указанные поправки вступают в силу, начиная с годовой бухгалтерскойотчетности за 2006 г. (п. 2 Приказа N 115н). Получается, что понесенные втечение 2006 г. чрезвычайные расходы организация должна учесть по дебетусчета 91/2 уже при подведении итогов за 2006 г. В том случае, есличрезвычайные обстоятельства произошли в 2006 г. и указанные расходы былиотражены организацией по дебету счета 99, она должна "перекинуть" их насчет 91. Но, на наш взгляд, этого можно не делать, а лишь учестьизменения при составлении годовой отчетности. Что нужно предпринять для того, чтобы порядок ведения бухгалтерскогоучета в организации соответствовал изменившимся требованиям? Пожалуй, только одно - подкорректировать рабочий план счетов. Еслиорганизация учитывала операционные и внереализационные доходы и расходына разных субсчетах счета 91, то в дальнейшем эти субсчета можно будетзакрыть (при условии, что самой организации не требуется такаядетализация прочих доходов и расходов). Поправки в рабочий план счетов оформляются в виде изменений вучетную политику организации. Внести изменения нужно будет приформировании учетной политики на 2007 г. Делать это в 2006 г. нет никакой необходимости. Достаточно сложитьсуммы доходов и расходов, учтенные на субсчетах счета 91 и на счете 99 иотразить в отчетности уже как прочие доходы и расходы. Вносить изменения в учетную политику 2006 г. не обязательно.Учтенные "по-старому" доходы и расходы можно просто сложить и показать вгодовой отчетности уже исходя из их новой группировки.
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Новая классификация доходов и расходов потребовала корректировки иформ бухгалтерской отчетности. До внесения изменений в Отчете о прибылях и убытках доходы и расходыпоказывались с подразделением на обычные, чрезвычайные, прочиеоперационные и внереализационные (пункты 22 и 23 ПБУ 4/99 в старойредакции). В отредактированной форме N 2 уже нет показателей "чрезвычайныедоходы" и "чрезвычайные расходы", а показатели "прочие операционныедоходы" и "прочие операционные расходы" именуются теперь как "прочиедоходы" и "прочие расходы". Образцы форм Отчета о прибылях и убытках и Приложения кбухгалтерскому балансу (форма N 5), утвержденные Приказом N 67н, такжепретерпели изменения (соответствующие поправки в этот документ внесеныПриказом N 115н). Обратите внимание! До внесения изменений форма N 2 непредусматривала строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов. Привозникновении таких доходов (расходов) организация должна быласамостоятельно добавить соответствующие строки в Отчет о прибылях иубытках (см. письмо Минфина России от 29.09.2003 N 16-00-17/31). В соответствии с п. 4 ПБУ 9/99 и п. 4 ПБУ 10/99 чрезвычайные доходы(расходы) квалифицируются как прочие доходы (расходы). На этом основаниипредставители финансового ведомства в частных разъяснениях предлагалипоказывать их в форме N 2 сразу после показателя "внереализационныерасходы" и учитывать их величину при расчете прибыли (убытка) доналогообложения. Подобный порядок отражения чрезвычайных доходов (расходов) в Отчетео прибылях и убытках, на наш взгляд, противоречил порядку их учета насчете 99 "Прибыли и убытки". Поправки, внесенные Приказом N 115н втиповую форму N 2, устранили это противоречие. Однако достичь единообразия в составе показателей формы N 2,предусмотренного п. 23 ПБУ 4/99 и рекомендованного Приказом N 67н, так ине удалось. На наш взгляд, при сдаче отчетности за 2006 г. организациицелесообразнее воспользоваться формой Отчета о прибылях и убытках,рекомендованной Приказом N 67н, поскольку она более полно отражаетпроизошедшие изменения. Рассмотрим на примере, как должен выглядеть Отчет о прибылях иубытках за 2006 г. в "старом" и "новом" вариантах.
ПРИМЕР. Производственная организация закончила 2006 г. со следующимирезультатами: выручка от реализации готовой продукции - 5400 тыс. руб.; себестоимость готовой продукции - 4500 тыс. руб.; управленческие расходы - 300 тыс. руб.; проценты, начисленные и уплаченные по кредиту, - 60 тыс. руб.; доходы от реализации основных средств - 30 тыс. руб.; стоимость безвозмездно полученного имущества - 80 тыс. руб.; штрафы за нарушение условий хозяйственных договоров - 15 тыс. руб.; начисленный налог на имущество - 75 тыс. руб.; стоимость уничтоженных при пожаре материалов - 200 тыс. руб.; расходы на ликвидацию последствий пожара - 50 тыс. руб.; сумма постоянного налогового обязательства - 18 тыс. руб. По условиям нашего примера: прочие операционные доходы - 30 тыс. руб.; прочие операционные расходы - 75 тыс. руб.; внереализационные доходы - 80 тыс. руб.; внереализационные расходы - 15 тыс. руб.; чрезвычайные расходы - 250 тыс. руб. Текущий налог на прибыль за 2006 г. равен 84 400 руб. (310 000 х х24% + 15 000 - 5000). Сумма чистой прибыли за 2006 г. составит 235 600 руб. (310 000 + +15 000 - 5000 - 84 400). В форме Отчета о прибылях и убытках, рекомендованной Минфином, нираньше, ни сейчас не предусмотрены строки для отражения чрезвычайныхдоходов и расходов. Однако указать их в форме N 2 нужно. Таковотребование ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Для этого организация должна добавить в типовую форму Отчетадополнительные строки после строки "Внереализационные расходы". Например,можно добавить строку "Чрезвычайные доходы" и строку "Чрезвычайныерасходы". Фрагмент "старой" формы N 2 за 2006 г. будет выглядеть так.
тыс. руб.
Наименование показателя
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
Доходы от обычных видов деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
5 400
3 200
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
(4 500)
(2 700)
Валовая прибыль
900
500
Управленческие расходы
(300)
(65)
Прибыль (убыток) от продаж
600
435
Прочие доходы и расходы
Проценты к уплате
(60)
-
Прочие операционные доходы
30
215
Прочие операционные расходы
(75)
(50)
Внереализационные доходы
80
10
Внереализационные расходы
(15)
-
Чрезвычайные расходы
(250)
-
Прибыль (убыток) до налогообложения
310
610
Отложенные налоговые активы
15
12
Отложенные налоговые обязательства
(5)
(8)
Текущий налог на прибыль
(84)
(168)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
236
446
СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства
18
-
Для того чтобы отразить прочие доходы в "новой" форме N 2,необходимо сложить следующие доходы: - от реализации основных средств; - в виде безвозмездно полученного имущества. В нашем примере прочие доходы равны 110 000 руб. (30 000 + + 80000). Соответственно величина прочих расходов складывается из следующихсумм: - штрафа за нарушение условий хозяйственных договоров - 15 тыс.руб.; - начисленного налога на имущество - 75 тыс. руб.; - "бывших" чрезвычайных расходов - 250 тыс. руб. Здесь есть еще одно обстоятельство, которое нужно учесть. Данныебухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны бытьсопоставимы с данными бухгалтерского баланса за предшествующий отчетныйпериод (п. 33 ПБУ 4/99). На наш взгляд, это правило распространяется и наформу N 2. Для того чтобы заполнить строки формы N 2 "прочие доходы" и "прочиерасходы" за аналогичный период предыдущего года, организация должнаобъединить операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы(расходы) 2005 г. по правилам, применяемым в 2006 г. Фрагмент "новой" формы N 2 за тот же период будет таким.
Наименование показателя
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
Доходы от обычных видов деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
5 400
3 200
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
Применение налоговых вычетов при одновременном осуществлении облагаемых НДС и льготируемых видов деятельности
Если в течение налогового периода (месяц, квартал) налогоплательщикосуществлял операции, подлежащие налогообложению, и операции,освобожденные от НДС, то по окончании этого налогового периоданалогоплательщику следует из общей суммы "входного" НДС, оплаченногопоставщикам товаров (работ, услуг) за отчетный период, выделить сумму"входного" НДС, которая приходится на затраты, связанные с осуществлениемопераций, облагаемых НДС. Эта сумма в соответствии с п.2 ст.171 НК РФпринимается к вычету при исчислении общей суммы НДС, подлежащей уплатеналогоплател
Прошло уже более трех месяцев с того дня, как Порядок исчислениясреднего заработка в 2000 - 2001 годах (срок действия которого былпродлен и на 2002 г.), утвержденный Постановлением Минтруда России от17.05.2000 N 38 (далее - Порядок), утратил силу, и Правительство РФнаконец-то утвердило новый, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Теперь исчисление среднего заработка производится в соответствии сПоложением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы,утвержденным Постановлением Правител