Особенности регулирования труда работников транспорта
Главой 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта.
Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулирует статья 329 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2003 года №13 «О порядке утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств» установлено, что такой перечень утверждается совместно федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Минтрудом Российской Федерации. Следует отметить, что до настоящего времени такой перечень не утвержден.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 мая 2003 года №133 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (далее - Положение №133).
Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота утверждено Постановлением Минтруда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года №11 «Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота» (далее – Положение №11).
Рассмотрим основные моменты регулирования рабочего времени, установленные названными документами.
особенности режима рабочего времени работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта
Положение №133 устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна, заключивших трудовой договор с работодателем:
работников командного состава судна (за исключением врача);
судовой команды.
Положение №133 регулирует время работы и отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, в том числе время подготовки к ней и вывода из нее.
Следует обратить внимание, что согласно пункту 4 Положения №133 оно должно применяться не только судовладельцами, но и арендаторами – работодателями, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, а также следующие виды работ.
· ледокольные работы;
· рейдовые работы;
· аварийно-спасательные работы;
· вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;
· дноуглубительные работы;
· обстановочные работы;
· другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.
Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени, причем учетный период на должен превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации)
Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не должна превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов, входные дни – суббота и воскресенье.
Сокращенная рабочая неделя (36 часов) и сокращенный рабочий день (смена) (7,2 часа) установлены для следующих категорий работников:
для женщин – работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
для работников в возрасте от 17 до 18 лет.
Работодатель или по его поручению капитан судна составляют графики несения вахт или расписания выполнения работ, определяющие время начала и окончания ежедневной работы. Следует обратить внимание, что продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
На судах, эксплуатируемых круглосуточно, при экипажном методе работы, то есть при постоянном нахождении на борту всего экипажа судна, устанавливается трехсменная вахта. Если же применяется бригадный метод работы, то есть экипаж разделен на бригады для обеспечения несения вахт, могут быть установлены трехсменная или двухсменная вахта.
На судах, которые эксплуатируются не круглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта.
Возможность устанавливать, работу со сменой экипажа предусмотрена на судах смешанного «река-море» плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при эксплуатации свыше 6 месяцев.
При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 150 календарных дней.
На скоростных судах устанавливается односменный или двухсменный режим работы плавсостава. Если по условиям работы требуется присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников, но не более 50 процентов.
Максимальная продолжительность ежедневной работы (смены), включая время несения вахт, выполнения работ за недостающего по штату работника и дополнительных работ, не входящих в круг обязанностей, что допускается с письменного согласия работника, не должна превышать 12 часов.
Пунктом 14 Положения №133 установлено, что продолжительно периода ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (кроме скоростных) не должна превышать 30 суток подряд. Более длительный период ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работ может быть установлен при работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Длительность такого периода не должна превышать 3 месяцев.
Мы отмечали, что работники плавсостава могут привлекаться к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей, но только с письменного согласия работника. Обязанностью работников является выполнение аварийных и авральных работ, объявленных капитаном судна, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе IY Положения №133, при этом при эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный для работников плавсостава судов морского флота.
Авральные работы, выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, учитываются особо.
В межнавигационный период рабочее время и время отдыха работников плавсостава при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах учитывается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Обратите внимание!
Пунктом 4 статьи 28 Кодекса ВВТ установлено, что судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судно лицо обязаны за свой счет застраховать членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда из жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей.
рабочее время работников плавающего состава судов морского флота
Положение №11 распространяется на членов экипажей морских судов, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации судовладельцам независимо от форм собственности и осуществляющих:
· перевозки грузов и пассажиров;
· ледокольные работы;
· аварийно - спасательные работы;
· гидрографические работы;
· научно - исследовательские работы;
· учебный процесс;
· портовые и служебно-вспомогательные работы;
· дноуглубительные и рефулерные работы.
Положение №11 не распространяется на членов экипажей рыболовецких судов и судов рыбной промышленности, судов Минобороны, МВД и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 Положения №11 оно применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая членов судовых ремонтных бригад, направляемых в рейс, исключение составляют:
судовые медицинские работники;
лица, являющиеся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа;
работники судовых ресторанов;
лица, находящиеся на борту, но состоящие на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя;
лица, входящие в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;
лица, находящиеся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;
представители судовладельца, выходящие в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и тому подобное;
лица, не входящие в состав экипажа и осуществляющие в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.
Рабочее время и время отдыха перечисленных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.
Для членов экипажа нормальная ежедневная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю. Выходные дни – суббота и воскресенье.
Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена:
· для женщин – членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке - меридианом 160 градусов западной долготы – 7,2 часа;
· для членов экипажей группы «А» атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания – 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю, выходной день – воскресенье.
График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или капитаном судна по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом трудового коллектива.
Вахты устанавливаются следующим образом:
на судах с круглосуточной работой экипажей – трехсменный график вахт;
на судах, эксплуатируемых не круглосуточно – двухсменный или односменный график вахт;
на группы «А» атомоходах и судах атомно-технологического обслуживания – четырехсменный график вахт.
В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна графики вахт могут устанавливаться продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени, продолжительность учетного периода определяется судовладельцем исходя из условий работы судна и установленного графика вахт. Также следует учитывать, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 120 календарных дней. Продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней, если имеются затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных и арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами времени и средств.
Члены экипажей судов, с их согласия, в свободное от вахт время могут привлекаться к выполнению работ, не связанных с их прямые должностные обязанности. Исключение составляют работники пищеблока. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахты и время выполнения дополнительных работ не должна превышать 12 часов.
Аварийные и авральные работы на судне производятся по распоряжению капитанов в течение установленного и сверх установленного времени и являются обязательными для всех членов экипажа судна.
Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе 4 Положения №11. Аварийные работы, выполняемые сверх установленного рабочего времени, учитываются особо.
Обратите внимание!
Согласно статье 60 Кодекса торгового мореплавания установлено, что судовладелец обязан страховать заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа суммы, в том числе расходы на репатриацию, а также жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.
Здесь же отметим, что Минтруда Российской Федерации от 3 июня 1997 года принято Постановление №27 «О режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота». Названным Постановлением разрешено администрации Санкт-Петербургского и Архангельского морских портов устанавливать, в порядке исключения, по согласованию с выборным профсоюзным органом для членов экипажей морских судов портового флота ежедневную продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 часов при соблюдении следующих условий:
работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;
судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;
ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной пунктом 2.3. Положения №11;
в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);
суммированный учет рабочего времени.
Более подробно с вопросами, касающимисялицензирования деятельности на водном транспорте, порядок государственной регистрации судов, налогообложения основных средств, материально-производственных запасов, а также особенности регулирования труда работников водного транспорта, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Транспорт водный».
Учет оплаты труда и расходов на социальное обеспечение организации, осуществляющей деятельность по производству кондиционеров, вентиляционного оборудования
Под фондом оплаты труда понимается сумма вознаграждений, предоставленных наемным работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, а также компенсаций, связанных с условиями труда.
В состав фонда заработной платы включаются начисленные учреждениями, организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.
Учет расходов на приобретение кондиционера при применении упрощенной системы налогообложения
В статье 346.16 НК РФ установлен порядок определения расходов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Следует подчеркнуть, что этот порядок существенно отличается от порядка определения расходов организаций при применении общего режима налогообложения, а также от порядка определения расходов индивидуальными предпринимателями в том случае, когда их доходы облагаются НДФЛ. Установленный порядок определения расходов применяется налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и избравшими в качестве объекта налогооб
Учет специальной одежды в организациях, осуществляющих деятельность по производству кондиционеров, вентиляционного оборудования
В организациях, производящих кондиционеры, вентиляционное оборудование, актуальными вопросами являются вопросы бухгалтерского и налогового учета специальной одежды.
Специальная одежда - это средства индивидуальной защиты работников организации.
В состав специальной одежды входят: комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды.
Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты,