Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой. Об этом говорит статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4973-1 «О зерне» (далее - Закон «О зерне»).
Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зернаи продуктов его переработки предусмотрен в целях обеспечения населения Российской Федерации качественным зерном и продуктами его переработки.
Для обеспечения населения Российской Федерации качественным зерном и продуктами его переработки и установления соответствующего государственного контроля принят и действует Федеральный закон от 5 декабря 1998 года №183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» (далее - Федеральный закон №183-ФЗ).
Федеральный закон №183-ФЗ, Закон «О зерне» и другие законодательные акты определяют правила закупки, хранения или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правила производства продуктов переработки зерна для федерального фонда и региональных фондов.
Согласно Федеральному закону №183-ФЗ:
- зерно - семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических целей;
- обработка зерна - очистка, сушка, вентилирование, обеззараживание зерна и другие технологические процессы приведения качества зерна в соответствие с требованиями нормативных документов;
- производство продуктов переработки зерна - технологический процесс переработки зерна в целях производства муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов;
- качество зерна и продуктов его переработки - совокупность потребительских свойств зерна и продуктов его переработки, соответствующих требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов;
- рациональное использование зерна и продуктов его переработки - использование зерна и продуктов его переработки по целевому назначению, соблюдение научно обоснованных норм выхода и потерь зерна и продуктов его переработки при их хранении, транспортировании и реализации;
- хранение зерна и продуктов его переработки - содержание зерна и продуктов его переработки в условиях, обеспечивающих их сохранность;
- сертификат качества зерна и продуктов его переработки - документ, подтверждающий соответствие качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов, а также наименованию изготовителя указанной продукции.
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона №128-ФЗ не содержит требования о лицензировании деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки.
Согласно статье 5 Федерального закона №128-ФЗ, Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Ранее лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по хранению зерна и продуктов его переработки осуществлялось с учетом требований положения, установленного Правительством Российской Федерации в Постановлении от 13 июня 2002 года №414 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки». В настоящее время, в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон №128-ФЗ Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», названное положение Правительства Российской Федерации утратило силу.
Положения о лицензировании конкретных видов деятельности Федерального закона №128-ФЗ (пункт 2 статьи 17 Федерального закона №128-ФЗ) также не содержат требования лицензирования данного вида деятельности.
Следовательно, в настоящее время деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки не подлежит лицензированию.
Статья 7 Федерального закона №183-ФЗ устанавливает инспектирование качества зерна и продуктов его переработки:
1. Инспектирование качества зерна и продуктов его переработки при их производстве и транспортировании гражданами и юридическими лицами осуществляется посредством определения качества зерна и продуктов его переработки и подтверждается сертификатами качества зерна и продуктов его переработки.
2. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации зерна и продуктов его переработки осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии сертификатов качества зерна и продуктов его переработки.
Порядок учета зерна и продуктов его переработки установлен в статье 8 Федерального закона №183-ФЗ:
1. Учет зерна и продуктов его переработки ведется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна.
2. Порядок учета зерна и продуктов его переработки утверждается уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (Приказ Росгосхлебинспекции от 8 апреля 2002 года №29 «Об утверждении порядка учета зерна и продуктов его переработки»).
Статьей 9 Федерального закона №183-ФЗ установлены требования экспертизы, использования или уничтожения зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу:
1. Зерно и продукты его переработки, признанные по результатам лабораторного исследования непригодными для использования в пищу, подлежат экспертизе в целях определения возможности их дальнейшего использования или уничтожения в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Зерно и продукты его переработки, владелец которых не может подтвердить их происхождение, а также которые имеют явные признаки недоброкачественности, подлежат уничтожению без проведения экспертизы.
3. Проведение экспертизы зерна и продуктов его переработки, а также принятие решения о возможности их дальнейшего использования обеспечивают уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.
4. Зерно и продукты его переработки на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия решения о возможности их дальнейшего использования или уничтожения, подлежат хранению в отдельных помещениях с указанием объема партий и соблюдением условий, исключающих доступ к зерну и продуктам его переработки. Зерно и продукты его переработки, помещенные на временное хранение, подлежат учету. Сохранность зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу, обеспечивают граждане и юридические лица, которым они переданы в установленном порядке на временное хранение.
5. Расходы, связанные с транспортированием, хранением, экспертизой, использованием или уничтожением зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования в пищу, оплачиваются их владельцами.
Федеральным законом №183-ФЗ установлено: государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляют должностные лица уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 10 Федеральный закон №183-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона №183-ФЗ, граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, имеют право:
получать информацию, касающуюся их деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
участвовать в отборе проб, проверке качества зерна и продуктов его переработки, а также осуществлять другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона №183-ФЗ установлено: граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, обязаны:
разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению порчи, снижения качества зерна и продуктов его переработки и по обеспечению их рационального использования;
обеспечивать соблюдение санитарных, технических и противопожарных требований;
обеспечивать контроль за качеством зерна и продуктов его переработки посредством использования производственных аккредитованных лабораторий или иных аккредитованных лабораторий;
соблюдать научно обоснованные нормы выхода продуктов переработки зерна с обеспечением производства продуктов переработки зерна в ассортименте, предусмотренном технологическим процессом;
нести другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
За нарушение законодательства в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки граждане и юридические лица несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Федеральный закон №183-ФЗ).
Граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по хранению и переработке зерна, предоставляют декларацию рационального использования зерна по форме и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года №1447 «Об утверждении порядка представления декларации рационального использования зерна».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №708 упразднена Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2005 года №275 «Об осуществлении контроля за качеством зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации» функции по выдаче сертификатов качества зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации возложены на федеральное государственное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», находящееся в ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Потери от недостачи и (или) порчи при их хранении в пределах норм естественной убыли.
При хранении некоторых сельхозпродуктов, в том числе зерна, могут происходить потери от недостачи и (или) порчи при их хранении в пределах норм естественной убыли.
Нормы естественной убыли применяются для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов (далее – МПЗ) при исчислении налога на прибыль организаций. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении МПЗ в пределах норм естественной убыли относятся к материальным расходам, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Для сельхозпроизводителей приказом Минсельхоза Российской Федерации установлены нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении.
Кроме того, 28 августа 2006 года приказами Минсельхоза Российской Федерации утверждены нормы естественной убыли:
мяса, субпродуктов птицы и кроликов при хранении;
продукции и сырья сахарной промышленности при хранении.
Приказы Минсельхоза Российской Федерации, согласно которым организации могут определять нормы естественной убыли в целях уменьшения налогооблагаемой базы, названы далее в разделе 6.4.2.
Административная ответственность за нарушение правил хранения зерна.
За нарушение правил хранения зерна Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Согласно статье 7.18 КоАП РФ, нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
· на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
· на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 23.18 КоАП РФ определен правовой статус органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. Ранее указанные функции осуществляла Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №708 «Об упразднении государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» Госхлебинспекция упразднена.
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».
Предоставление государственных субсидий предприятиям агропромышленного комплекса
Правительство Российской Федерации Постановлением №64 от 2 февраля 2006 года утвердило «Положение о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса» (далее - Положение о предоставлении субсидий). Положением о предоставлении субсидий указано, что средства федерального бюджета, предусмотренные Минсельхозом Российской Федерации в федеральном бюджете на 2006 год, направлялись в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий на следующие цели:
В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотреноназванной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров,работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное,предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисленияналогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь встрого определенных случаях, а именно: &nb
Предприятия агропромышленного комплекса, применяющие упрощенную систему налогообложения
С 1 января 2003 года главой 26.2 НК РФ была введена УСН.
Упрощенная система налогообложения(УСН) – специальный налоговый режим, применяемый организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, переход к которому осуществляется ими добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ, и применение которого предусматривает освобождение от обязанности по уплате некоторых налогов.
Применение УСН позволяет значительно снизить трудозатраты. Дело в том, что статьей 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 года №191-ФЗ «О внесении