Порядок перехода на уплату ЕСХН и возврата к общему режиму
Говоря о переходе на уплату ЕСХН, необходимо отметить, что порядок перехода на уплату названного налога зависит от условий, в которых налогоплательщик находится, а именно: на уплату ЕСХН желает перейти вновь созданная организация - сельскохозяйственный товаропроизводитель (индивидуальный предприниматель), либо сельскохозяйственный товаропроизводитель, уже применяющий общую систему или другие системы налогообложения. При переходе на уплату ЕСХН названные налогоплательщики попадают в неравные условия.
Порядок и условия перехода на режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возврата к общей системе налогообложения изложены в статье 346.3 НК РФ.
ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА УПЛАТУ ЕСХН
Анализируя главу 26.1 НК РФ, отметим, что законодательство предусматривает уведомительный порядок перехода на ЕСХН.
В статье 346.3 НК РФ сказано, что организации, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают заявление о переходе на уплату ЕСХН. Указанные налогоплательщики подают заявление в налоговый орган по местонахождению организации.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 346.3 НК РФ установлен срок подачи заявления: его подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, а сам переход возможен только с 1 января следующего года.
Следует отметить, что НК РФ не установлен порядок подачи заявления в налоговые органы, то есть заявление может передать непосредственно сельхозпроизводитель лично либо отправить его по почте.
Рекомендуемая форма заявления о переходе на уплату ЕСХН (форма №26.1-1) утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58 «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее - Приказ МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58).
Обратите внимание!
По информации Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года данный документ не подлежит применению как не прошедший государственную регистрацию.
Кроме того, обратим внимание читателей на то, что названная форма носит рекомендательный характер и статьей 346.3 НК РФ не предусмотрена разработка и утверждение налоговыми службами формы заявления о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, поэтому заявление в налоговый орган может быть подано в произвольном виде.
Сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН указывают данные, установленные пунктом 1 статьи 346.3 НК РФ:
«о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога».
Другие требования к сведениям, которые должны быть указаны в заявлении, НК РФ не установлены.
Отметим, что в главе 26.1 НК РФ отсутствует норма, закрепляющая обязанность налогового органа подтверждать возможность или невозможность перехода на уплату ЕСХН. Поэтому, если организацией соблюдены все условия, установленные статьей 346.2 НК РФ, она вправе перейти на уплату ЕСХН. Налогоплательщику достаточно получить на копии заявления отметку налогового органа о получении заявления налогоплательщика с указанием даты (свидетельствует о том, что заявление подано в установленные НК РФ сроки).
Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога определен статьей 346.3 НК РФ, действующей с 1 января 2007 года в новой редакции.
Вновь созданная организация, изъявившая желание перейти на уплату ЕСХН, вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Это установлено пунктом 2 статьи 346.3 НК РФ. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Благодаря поправкам, внесенным в пункт 2 статьи 346.3 НК РФ Законом №39-ФЗ, дата постановки на учет в налоговом органе - дата, с которой вновь созданная организация может считать себя плательщиком ЕСХН.
Напомним, что постановка на налоговый учет проводится одновременно с государственной регистрацией, соответственно, заявление о переходе на уплату ЕСХН организация может подать с документами для регистрации.
Отметим, что в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2004 года по делу №А33-18061/04-С3-Ф02-5238/04-С1 указано, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в переходе на ЕСХН, в случае подачи заявления о переходе на ЕСХН, после подачи заявления о постановке на налоговый учет. По мнению судей, факт подачи заявления о переходе на ЕСХН после подачи заявления о постановке на налоговый учет не может повлечь для заявителя последствия в виде отказа в изменении режима налогообложения. Поскольку заявление о применении ЕСХН носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.1 НК РФ не предусматривает права налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком указанного режима налогообложения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.3 НК РФ налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН.
Обратите внимание!
До принятия Федерального закона от 5 апреля 2004 года №16-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №16-ФЗ) налоговые органы требовали, чтобы организации, у которых на момент перехода на уплату ЕСХН на балансе числилось имущество, принятый к вычету НДС восстанавливали и уплачивали в бюджет. С принятием Федерального закона №16-ФЗ статья 346.3 НК РФ была дополнена пунктом 8, в котором определено, что НДС, принятый к вычету до перехода на уплату единого сельхозналога, восстанавливать не нужно:
«8. Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат».
Порядок учета доходов и расходов, при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога, установлен пунктом 6 статьи 346.6 НК РФ.
Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения, которые в целях исчисления прибыли использовали метод начисления, при переходе на уплату ЕСХН обязаны выполнить следующие правила:
· на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу по ЕСХН включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН.
В данном пункте речь идет о суммах авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), полученных в период применения общего режима налогообложения.
Налогоплательщики, использующие в целях исчисления прибыли метод начисления, определяют доходы в соответствии с требованиями статьи 271 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При получении аванса реализации товаров (работ, услуг) не происходит, так как право собственности на товары (работы, услуги) не переходит к покупателю. Следовательно, суммы, полученные в счет предстоящей поставки товаров (предстоящего выполнения работ или оказания услуг) не признаются у указанных налогоплательщиков доходом.
Поэтому после перехода на ЕСХН эти суммы учитываются в составе доходов в момент фактической реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, что денежные средства поступили до перехода на систему налогообложения для сельхозпроизводителей.
Пример 1.
Организация в 2006 году (в период применения общего режима налогообложения) получила денежные средства в счет предстоящей поставки товаров, на сумму 45 000 рублей.
С 1 января 2007 года организация перешла на уплату ЕСХН. Поставка товаров произведена в I квартале 2007 года.
Поскольку полученный в период применения общей системы налогообложения аванс под поставку товаров в сумме 45 000 рублей организацией не был учтен в качестве доходов при исчислении налога на прибыль, организация должна включить указанную сумму в налоговую базу по ЕСХН за I полугодие 2007 года.
Окончание примера.
Согласно Закону №39-ФЗ с 1 января 2007 года при переходе на уплату ЕСХН нужно учитывать некоторые особенности системы налогообложения, которая применялась плательщиком до этого. Так, например, в случае перехода с общего режима при методе начисления нужно учесть в отчетном или налоговом периоде изготовления продукции материальные расходы и затраты на заработную плату, относящиеся к незавершенному производству (далее – НЗП), которые оплачены до переходного момента (пункт 6 статьи 346.6 НК РФ).
На дату перехода на уплату ЕСХН в учете по-прежнему будет необходимо отражать остаточную стоимость оплаченных основных средств и нематериальных активов, однако теперь не только приобретенных, но и сооруженных (изготовленных, созданных) самостоятельно (пункт 6.1 статьи 346.6 НК РФ).
Если плательщик ранее применял «упрощенку», остаточную стоимость указанных активов следует рассчитывать по тем же правилам, что и при переходе с УСН на общую систему налогообложения. То есть вычесть расходы, учтенные при «упрощенке», из остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, которая была сформирована на момент перехода на УСН. В случае же перехода на уплату ЕСХН с «вмененки» для расчета остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов необходимо из цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) актива вычесть амортизацию, начисленную в бухгалтерском учете за период уплаты ЕНВД.
Когда организация, напротив, переходит с ЕСХН на иной или «упрощенный» режим, остаточную стоимость активов определяют как разницу между остаточной стоимостью на момент перехода на сельхозрежим и расходами, учтенными за период его применения.
Пункт 6 статьи 346.6 НК РФ с 1 января 2007 года не содержит требования отражать остаточную стоимость приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения основных средств в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации (подпункт 2 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ признан утратившим силу).
· на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.
Для выполнения данного требования налогоплательщик должен воспользоваться данными налоговых регистров амортизируемого имущества.
Пример2.
Организация ООО «А» в период использования общего режима налогообложения в июле 2006 года приобрела грузовой автомобиль стоимостью 295 000 рублей (в том числе НДС 45 000 рублей) и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. Находясь на общем режиме, организация являлась налогоплательщиком НДС.
В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1), грузовой автомобиль грузоподъемностью 0,5 тонны относится к III амортизационной группе. Срок полезного использования автомобиля - от 3 до 5 лет.
Допустим, что организацией было принято решение, что для целей налогообложения срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Способ начисления амортизации - линейный.
С 1 января 2007 года ООО «А» перешло на уплату ЕСХН.
На дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражена остаточная стоимость грузового автомобиля, которая составила:
(250 000 рублей – (250 000 рублей / 60 месяцев х 5)) = 229 116,67 рубля.
Окончание примера.
Что касается основных средств, числящихся у налогоплательщиков, оплата которых будет осуществлена после перехода на уплату ЕСХН, то остаточная стоимость учитывается, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств.
· не включаются в налоговую базу по ЕСХН денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (метод начисления) указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения (подпункт 3 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ).
По методу начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, когда они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, поэтому в случаях, когда доходы были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а денежные средства поступили уже после перехода на уплату ЕСХН, во избежание повторного налогообложения эти суммы не включаются в налоговую базу.
Пример3.
ОАО «В» в ноябре 2006 года отгрузило покупателям картофель на сумму 40 000 рублей.
В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения доходы и расходы учитывались методом начисления.
С 1 января 2007 года организация перешла на уплату ЕСХН. Оплата картофеля произведена в феврале 2007 года.
Стоимость отгруженного в ноябре 2006 года картофеля учитывается налогоплательщиком при определении облагаемой базы по налогу на прибыль за 2006 год. Поэтому при расчете налоговой базы по ЕСХН в 2007 году стоимость картофеля в размере 40 000 рублей не учитывается.
Окончание примера.
· расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН (подпункт 4 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ).
В соответствии с данным подпунктом расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы:
- на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения,
- на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на уплату ЕСХН.
Порядок признания расходов при методе начисления указан в статье 272 НК РФ. Если оплата расходов была осуществлена в период применения общей системы налогообложения, но сами расходы не были осуществлены на дату окончания налогового (отчетного) периода, то такие расходы не включались в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому при осуществлении этих расходов после перехода на уплату ЕСХН они учитываются при определении налоговой базы, независимо от того, что денежные средства не перечисляются в отчетном (налоговом) периоде. К таким расходам, например, может относиться арендная плата, перечисленная за несколько месяцев вперед и другие подобные расходы, которые в бухгалтерском учете отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Расходы, которые осуществляются и оплачиваются в период уплаты ЕСХН, учитываются при определении налоговой базы по кассовому методу.
Пример4.
ОАО «В» приобрело и оплатило в декабре 2006 года корма на сумму 100 000 рублей. При общем режиме налогообложения в целях налогообложения прибыли доходы и расходы учитывались методом начисления.
Корма были израсходованы в первом квартале 2007 года, то есть после перехода на уплату ЕСХН.
В этом случае стоимость кормов в размере 100 000 рублей должна быть учтена при определении налоговой базы по ЕСХН за I полугодие 2007 года, то есть на дату осуществления расходов.
Объясним.
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, порядок определения и признания расходов осуществляют в соответствии с требованиями статьи 346.5 НК РФ. В указанной статье прямо говорится, что материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 254 НК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 254 НК РФ:
«сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании».
Из вышесказанного следует, что при определении налоговой базы по ЕСХН организация учитывает расходы в виде стоимости кормов по мере использования их в производстве, то есть именно на дату осуществления расходов.
Окончание примера.
· не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов налогоплательщиков, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ (подпункт 5 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ).
Поскольку при методе начисления расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда фактически уплачиваются денежные средства, то в случаях, если расходы были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а денежные средства выплачены уже после перехода на уплату ЕСХН, во избежание занижения налоговой базы по ЕСХН на суммы, которые были учтены ранее, не уменьшается налоговая база по единому налогу.
Например, расходы на оплату труда, относящиеся к 2006 году, но фактически произведенные в январе 2007 года, учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы при применении ЕСХН, в I квартале 2007 года только в случае, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы не были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Напоминаем, чтос 1 января 2006 года перейти на уплату ЕСХН могут налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Ранее подпункт 2 пункта 3 статьи 346.2 НК РФ запрещал переход на уплату ЕСХН организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ.
Закон №68-ФЗ отменил названное ограничение. На это обращает внимание Федеральная налоговая служба (далее - ФНС Российской Федерации) в Письме от 8 февраля 2006 года №ШС-6-01/138@ «О направлении информации по принятым федеральным законам».
На уплату ЕСХН вправе перейти только те организации (индивидуальные предприниматели) – плательщики ЕНВД, которые признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ. По видам деятельности, облагаемым ЕНВД, такие организации и индивидуальные предприниматели будут уплачивать ЕНВД. В отношении иных видов деятельности, не облагаемых ЕНВД, налогоплательщики будут уплачивать ЕСХН.
Организации и предприниматели, которые являются налогоплательщиками ЕНВД, должны подать в налоговый орган заявление о переходе на уплату ЕСХН.
Напоминаем, что названные организации обязаны организовать ведение раздельного учета в отношении доходов и расходов, связанных с осуществлением деятельности, облагаемой ЕНВД, и подлежащей налогообложению ЕСХН.
Рассмотрим на примере Письма Минфина Российской Федерации другой случай: сельхозорганизация - плательщик ЕСХН начинает деятельность, облагаемую ЕНВД.
В Письме от 14 июля 2005 года №03-11-04/1/11 Минфин Российской Федерации давал ответ на частный вопрос налогоплательщика - организации, которая занимается выращиванием сельхозкультур и животноводством. Организация (до 1 января 2006 года) приобрела столовую, площадь обслуживания которой - до 150 кв. метров. При этом столовая обслуживает только своих работников с оплатой обедов в счет их заработной платы. Деятельность организации по обслуживанию работников в столовой, согласно действующим нормам НК РФ, являлась деятельностью, облагаемой ЕНВД.
Необходимо ли было налоплательщику применять в отношении столовой ЕНВД?
Минфин Российской Федерации подтвердил налогоплательщику, что в отношении столовой применять ЕНВД необходимо. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг общественного питания. При этом форма расчетов за услуги не имеет значения.
Поэтому деятельность столовой по отпуску обедов собственным работникам организации в счет их заработной платы подлежит переводу на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Минфин Российской Федерации в Письме от 14 июля 2005 года №03-11-04/1/11 также разъяснил налогоплательщику, что применять в дальнейшем ЕСХН неправомерно. Согласно порядку, который был установлен до 1 января 2006 года, после появления у организации деятельности, облагаемой ЕНВД, организация теряла право на применение специального режима налогообложения в виде ЕСХН.
В соответствии с Законом №68-ФЗ с 1 января 2006 года сельскохозяйственные товаропроизводители вправе применять спецрежим налогообложения в виде ЕСХН при осуществлении отдельных видов деятельности, облагаемых ЕНВД.
ВОЗВРАТ К ОБЩЕМУ РЕЖИМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.3 НК РФ не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Сделать это можно только с начала следующего календарного года, причем возврат на иной режим налогообложения возможен как в добровольном, так и в обязательном порядке.
Налогоплательщики, уплачивающие единый налог, вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации в установленный НК РФ срок. Это единственное условие установлено пунктом 6 статьи 346.3. НК РФ. Налогоплательщик, изъявивший желание вернуться на общий режим, должен уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим.
Уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей формы №26.1-4 было утверждено Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58, который не подлежит применению, как не прошедший государственную регистрацию (Информация Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года).
Обязательный переход на общий режим налогообложения предусмотрен пунктом 4 статьи 346.3 НК РФ в случае утраты налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя. Если по итогам года доля доходов от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, налогоплательщик переводится на общий режим с 1 января года, в котором допущено несоответствие. В этом случае такой налогоплательщик производит перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
В пункте 5 статьи 346.3 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны подать в налоговый орган по местонахождению организации заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения. Рекомендуемая форма заявления о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения №26.1-5 была утверждена также Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58, который не подлежит применению, как не прошедший государственную регистрацию (Информация Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года).
С 1 января 2007 года заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения необходимо представить в течение 15 календарных дней по истечении налогового периода, в котором налогоплательщик утратил статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, то есть до 21 января.
Уплату начисленных в результате перерасчета сумм налогов в бюджет необходимо произвести до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по единому налогу (пункт 5 статьи 346.3 НК РФ). С 1 января 2007 года вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
При этом НК РФ, в частности пункт 4 статьи 346.3 НК РФ, освобождает таких налогоплательщиков, утративших статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, от уплаты пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 346.3 НК РФ при переходе с уплаты ЕСХН на общий режим, суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам ЕСХН по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении НДС вычету не подлежат.
Если организация в период применения спецрежима приобретает, например, основное средство, то сумма НДС, уплаченная при приобретении основного средства, включается ею в состав расходов, учитываемых при обложении ЕСХН. Поэтому при возврате на общий режим налогообложения эта сумма НДС к возмещению из бюджета не предъявляется.
При переходе от ЕСХН к общему режиму налогообложения с использованием в целях налогообложения метода начисления, налогоплательщики обязаны выполнить следующие правила (пункт 7 статьи 346.6 НК РФ):
· не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при уплате ЕСХН (подпункт 1 пункта 7 статьи 346.6 НК РФ).
Иными словами, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организациями, учитывающими доходы и расходы методом начисления, не учитываются доходы от реализации товаров, отгруженных под полученные суммы авансов, ранее учтенные при уплате ЕСХН (поскольку при ЕСХН – кассовый метод).
Пример5.
Организация ОАО «В» в период уплаты ЕСХН получила в ноябре 2005 года предоплату в счет предстоящих в I квартале 2006 года поставок картофеля. Сумма предоплаты составила 1 000 000 рублей. ОАО «В» с 1 января 2006 года перешло на общий режим налогообложения.
Исходя из кассового метода признания доходов при ЕСХН, указанная предоплата в счет предстоящих поставок была учтена при определении налоговой базы по ЕСХН за 2005 год.
Поэтому при определении налоговой базы по налогу на прибыль за I квартал 2006 года не учитывается сумма дохода от реализации картофеля, отгруженного покупателям в I квартале 2006 года.
Окончание примера.
· расходы, осуществленные налогоплательщиками в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по налогу на прибыль, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов (подпункт 2 пункта 7 статьи 346.6 НК РФ).
Иными словами, расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на общий режим налогообложения, учитываются при налогообложении прибыли, даже если их оплата была сделана в период применения ЕСХН.
Пример6.
Организация ОАО «А», уплачивающая ЕСХН, в ноябре 2006 года осуществила поставщику предоплату стоимости семян в сумме 50 000 рублей.
Семена были поставлены поставщиком в феврале, в этом же месяце приняты к учету, а израсходованы в мае 2007 года.
С 1 января 2007 года организация перешла на общую систему налогообложения.
В этом случае расходы признаются на дату их осуществления, а значит, учитываются при определении облагаемой базы по налогу на прибыль за I полугодие 2006 года.
Окончание примера.
С 1 января 2007 года действует новая редакция пункта 7 статьи 346.6 НК РФ, согласно которой организации, которые уплачивали единый сельскохозяйственный налог, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
1) признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения единого сельскохозяйственного налога товары (выполненные работы, оказанные услуги) и (или) переданные имущественные права;
2) признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения единого сельскохозяйственного налога товары (выполненные работы, оказанные услуги) и (или) полученные имущественные права.
Согласно пункту 7.1 статьи 346.6 НК РФ указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 7 статьи 346.6 НК РФ доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 346.6 НК РФ при переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете, на дату перехода, отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период перехода на уплату ЕСХН, в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с главой 26.1 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточной стоимости основных средств на дату перехода налогоплательщиков на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом в случае перехода на общий режим налогообложения.
Если организация имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) которых не полностью перенесены на расходы за период применения ЕСХН в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ, при переходе с уплаты ЕСХН на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности), необходимо руководствоваться пунктами 8, 9 и 10 статьи 346.6 НК РФ.
С 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 8 статьи 346.6 НК РФ в учете организации на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, на сумму произведенных за период применения единого сельскохозяйственного налога расходов, определенных в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 346.6 НК РФ индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на уплату ЕСХН и с ЕСХН на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные пунктами 6.1 и 8 статьи 346.6 НК РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 346.6 НК РФ налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ (с учетом положений, установленных настоящей главой), не учитываются при исчислении налоговой базы по ЕСХН.
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».
Порядок представления сведений органами, выдающими лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
СТАТЬЯ 333.6. НК РФ
«1. Органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.
2. Формы представления сведений органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения), утверждаются федеральн
Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой. Об этом говорит статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4973-1 «О зерне» (далее - Закон «О зерне»).
Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зернаи продуктов его переработки предусмотрен в целях обеспечения населения Российской Федерации качественным зерном и продуктами
Предоставление государственных субсидий предприятиям агропромышленного комплекса
Правительство Российской Федерации Постановлением №64 от 2 февраля 2006 года утвердило «Положение о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса» (далее - Положение о предоставлении субсидий). Положением о предоставлении субсидий указано, что средства федерального бюджета, предусмотренные Минсельхозом Российской Федерации в федеральном бюджете на 2006 год, направлялись в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий на следующие цели: