Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
Статья 79 НК РФ устанавливает порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, пени, а в соответствии с редакцией, вступившей в действие с 1 января 2007 также и штрафа.
Возврат излишне взысканной суммы с налогоплательщика производится, если:
- у плательщика отсутствует недоимка по иным налогам соответствующего вида;
- у плательщика отсутствует задолженность по соответствующим пеням, а также штрафам.
Обратите внимание!
В связи с принятием Федерального закона №137-ФЗ, положения, предусматривающие осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступает в силу с 1 января 2008 года (пункт 2 статьи 7 Федерального закона №137-ФЗ) (Приложение №23). На процедуру возврата излишне взысканных сумм налога распространяются те же переходные положения, что и предусмотренные для возврата излишне уплаченных сумм налога (смотрите пункт 1 статьи 78 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ, налоговые органы по заявлению налогоплательщика должны принять решение о возврате суммы излишне взысканного налога. Такое решение принимается в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика.
В заявлении, указывается:
ИНН плательщика;
решение, по которому имело место взыскание;
расчет суммы налога и сбора, который подлежит уплате в соответствии с законодательством;
расчет излишне взысканной суммы;
адрес;
банковские реквизиты плательщика.
На основании изменений, внесенных в комментируемый пункт установлено, что в случае принятия решения о возврате, на налоговые органы возложена обязанность по направлению поручения на возврат суммы излишне взысканного налога в территориальный орган Федерального казначейства. Такая обязанность исполняется до истечения десятидневного срока, установленного для принятия соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 79 НК РФ, налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания налога. Такой же срок установлен для подачи заявления на возврат по решению суда.
Исковое заявление в суд подается в течение трех лет, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ, налоговый орган, при установлении факта излишнего взыскания налога, в обязательном порядке письменно сообщает об этом налогоплательщику. В соответствии с внесенными в указанный пункт изменениями, срок для такого сообщения сокращен с одного месяца до 10 дней. Сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Пунктом 5 статьи 79 НК РФ установлены правила возврата излишне взысканного налога:
- сумма излишне взысканного налога возвращается налогоплательщику с начисленными на нее процентами;
- проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания. При этом день взыскания определяется по правилам статей 46 - 48, 70 НК РФ. Проценты начисляются по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика;
- процентная ставка (начисленная на сумму излишне взысканного налога и сбора) принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога.
Пунктом 6 статьи 79 НК РФ установлена обязанность территориального органа Федерального казначейства, осуществить возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов и уведомить налоговый орган о дате этого возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В том случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, то на основании пункта 7 статьи 79 НК РФ, налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Они рассчитываются исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога. Для принятия такого решения установлен трехдневный срок.
Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Правила, установленные комментируемой статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Ранее не было прямого указания на возврат излишне взысканных штрафов, в связи с чем налоговые органы отказывали в таком возврате (Письмо Минфина Российской Федерации от 3 октября 2005 года №03-02-07/1-256) (Приложение №72). Теперь, налогоплательщики имеют право на возврат излишне взысканного штрафа.
В соответствии с внесенными в статью изменениями действие установленных в ней норм распространяется также и на возврат излишне взысканных штрафов. В отношении государственной пошлины положения данной статьи применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.
При применении комментируемой статьи следует обратить внимание на документы МНС Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, а именно:
1. Письмо МНС Российской Федерации от 5 июня 2002 года №ШС-6-14/793 «О доказывании в судах неправомерности возмещения налога на добавленную стоимость»:
«В настоящее время отсутствует законодательное закрепление отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков - экспортеров о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае - налогового органа)».
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 года №138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в российской федерации»:
«По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Исходя из этой презумпции в пункте 3 мотивировочной части Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.
… в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».»
3. Приказ МНС Российской Федерации от 27 декабря 2000 года №БГ-3-03/461 «О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» (Приложение №58), в соответствии с которым:
- возмещение сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные главой 21 НК РФ;
- решения о возмещении путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС налогоплательщикам-экспортерам, заявившим к возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг), независимо от объема заявленных ими к возмещению сумм НДС принимаются налоговыми органами по месту учета налогоплательщиков-экспортеров. После принятия решения о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налоговые органы самостоятельно направляют заключения на возмещение из федерального бюджета сумм НДС для исполнения в соответствующие органы федерального казначейства;
- Управление ФНС Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов рассматривает материалы проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС налогоплательщиками-экспортерами, заявившими к возмещению НДС в сумме свыше 5 миллионов рублей при экспорте товаров (работ, услуг), и по результатам их рассмотрения выносит заключение, содержащее вывод о том, что полученных нижестоящим налоговым органом при проверке сведений (документов) достаточно для принятия решения о возмещении либо об отказе (полностью или частично) в возмещении, либо указанных сведений (документов) недостаточно для принятия соответствующего решения, и необходимо назначение и проведение дополнительных контрольных мероприятий;
- с учетом полученного от управления ФНС Российской Федерации по субъекту Российской Федерации заключения, налоговый орган по месту учета налогоплательщика-экспортера, заявившего к возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг), выносит решение о возмещении путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС;
- руководители налоговых органов обеспечивают в срок до двух месяцев рассмотрение и принятие решений по вопросу возмещения сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налогоплательщикам-экспортерам;
- Управления ФНС по субъектам Российской Федерации (Управлению крупнейших налогоплательщиков) обеспечивают проведение проверок, в том числе подведомственными налоговыми органами (межрегиональными инспекциями ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам), обоснованности возмещения из федерального бюджета сумм НДС налогоплательщикам-экспортерам и своевременность принятия решений.
С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».
Для учета расчетов с дебиторами Инструкцией №25н предусмотрено несколько счетов.
Счет 0 205 00 000«Расчеты с дебиторами по доходам» предназначен для учета расчетов по начисленным сумма доходов в момент возникновения требований соответствующих администраторов к плательщикам.
Этот счет открывается и ведется только администраторами поступлений в бюджет, то есть:
- органами государственной власти,
- органами местного самоуправления,
- органами управления государственным внебюджетным фондом,
Порядок распределения сумм начисленной амортизации по основным средствам между видами деятельности, переведенными и не переведенными на уплату ЕНВД
Рассмотрим порядок распределения сумм начисленной амортизации на примере (цифры условные).
Пример 1.
Организация осуществляет несколько видов деятельности, среди которых оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, розничная торговля с площадью торгового зала не более 150 м 2 и торговля запасными частями по договорам поставки. Первые два вида деятельности переведены на ЕНВД, торговля запасными частями подлежит налогообложению в соответствии с общей системой налогообложения.