Главная страница --> Ведение бизнеса

Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа



Статья 79 НК РФ устанавливает порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, пени, а в соответствии с редакцией, вступившей в действие с 1 января 2007 также и штрафа.

Возврат излишне взысканной суммы с налогоплательщика производится, если:

- у плательщика отсутствует недоимка по иным налогам соответствующего вида;

- у плательщика отсутствует задолженность по соответствующим пеням, а также штрафам.

Обратите внимание!

В связи с принятием Федерального закона №137-ФЗ, положения, предусматривающие осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступает в силу с 1 января 2008 года (пункт 2 статьи 7 Федерального закона №137-ФЗ) (Приложение №23). На процедуру возврата излишне взысканных сумм налога распространяются те же переходные положения, что и предусмотренные для возврата излишне уплаченных сумм налога (смотрите пункт 1 статьи 78 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ, налоговые органы по заявлению налогоплательщика должны принять решение о возврате суммы излишне взысканного налога. Такое решение принимается в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика.

В заявлении, указывается:

ИНН плательщика;

решение, по которому имело место взыскание;

расчет суммы налога и сбора, который подлежит уплате в соответствии с законодательством;

расчет излишне взысканной суммы;

адрес;

банковские реквизиты плательщика.

На основании изменений, внесенных в комментируемый пункт установлено, что в случае принятия решения о возврате, на налоговые органы возложена обязанность по направлению поручения на возврат суммы излишне взысканного налога в территориальный орган Федерального казначейства. Такая обязанность исполняется до истечения десятидневного срока, установленного для принятия соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 НК РФ, налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания налога. Такой же срок установлен для подачи заявления на возврат по решению суда.

Исковое заявление в суд подается в течение трех лет, начиная со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания.

Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ, налоговый орган, при установлении факта излишнего взыскания налога, в обязательном порядке письменно сообщает об этом налогоплательщику. В соответствии с внесенными в указанный пункт изменениями, срок для такого сообщения сокращен с одного месяца до 10 дней. Сообщение должно быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Пунктом 5 статьи 79 НК РФ установлены правила возврата излишне взысканного налога:

- сумма излишне взысканного налога возвращается налогоплательщику с начисленными на нее процентами;

- проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за датой взыскания. При этом день взыскания определяется по правилам статей 46 - 48, 70 НК РФ. Проценты начисляются по день фактического возврата суммы излишне взысканного налога включительно. При этом моментом возврата упомянутой суммы считается день ее зачисления на банковский счет плательщика;

- процентная ставка (начисленная на сумму излишне взысканного налога и сбора) принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне уплаченного налога.

Пунктом 6 статьи 79 НК РФ установлена обязанность территориального органа Федерального казначейства, осуществить возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов и уведомить налоговый орган о дате этого возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В том случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, то на основании пункта 7 статьи 79 НК РФ, налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Они рассчитываются исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога. Для принятия такого решения установлен трехдневный срок.

Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

Правила, установленные комментируемой статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Ранее не было прямого указания на возврат излишне взысканных штрафов, в связи с чем налоговые органы отказывали в таком возврате (Письмо Минфина Российской Федерации от 3 октября 2005 года №03-02-07/1-256) (Приложение №72). Теперь, налогоплательщики имеют право на возврат излишне взысканного штрафа.

В соответствии с внесенными в статью изменениями действие установленных в ней норм распространяется также и на возврат излишне взысканных штрафов. В отношении государственной пошлины положения данной статьи применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.

При применении комментируемой статьи следует обратить внимание на документы МНС Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, а именно:

1. Письмо МНС Российской Федерации от 5 июня 2002 года №ШС-6-14/793 «О доказывании в судах неправомерности возмещения налога на добавленную стоимость»:

«В настоящее время отсутствует законодательное закрепление отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в удовлетворении исковых требований налогоплательщиков - экспортеров о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка, определенного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, возможен лишь в случае установления в ходе судебного разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае - налогового органа)».

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 года №138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в российской федерации»:

«По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Исходя из этой презумпции в пункте 3 мотивировочной части Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.

… в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».»

3. Приказ МНС Российской Федерации от 27 декабря 2000 года №БГ-3-03/461 «О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» (Приложение №58), в соответствии с которым:

- возмещение сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные главой 21 НК РФ;

- решения о возмещении путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС налогоплательщикам-экспортерам, заявившим к возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг), независимо от объема заявленных ими к возмещению сумм НДС принимаются налоговыми органами по месту учета налогоплательщиков-экспортеров. После принятия решения о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налоговые органы самостоятельно направляют заключения на возмещение из федерального бюджета сумм НДС для исполнения в соответствующие органы федерального казначейства;

- Управление ФНС Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов рассматривает материалы проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС налогоплательщиками-экспортерами, заявившими к возмещению НДС в сумме свыше 5 миллионов рублей при экспорте товаров (работ, услуг), и по результатам их рассмотрения выносит заключение, содержащее вывод о том, что полученных нижестоящим налоговым органом при проверке сведений (документов) достаточно для принятия решения о возмещении либо об отказе (полностью или частично) в возмещении, либо указанных сведений (документов) недостаточно для принятия соответствующего решения, и необходимо назначение и проведение дополнительных контрольных мероприятий;

- с учетом полученного от управления ФНС Российской Федерации по субъекту Российской Федерации заключения, налоговый орган по месту учета налогоплательщика-экспортера, заявившего к возмещению НДС при экспорте товаров (работ, услуг), выносит решение о возмещении путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм НДС;

- руководители налоговых органов обеспечивают в срок до двух месяцев рассмотрение и принятие решений по вопросу возмещения сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) налогоплательщикам-экспортерам;

- Управления ФНС по субъектам Российской Федерации (Управлению крупнейших налогоплательщиков) обеспечивают проведение проверок, в том числе подведомственными налоговыми органами (межрегиональными инспекциями ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам), обоснованности возмещения из федерального бюджета сумм НДС налогоплательщикам-экспортерам и своевременность принятия решений.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Ошибки в счетах-фактурах - страшные и не очень ..
Выбытие основных средств ..
Составляем отчетность за 9 месяцев: на что обратить внимание ..
Соглашение об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности ..
Применение одновременно упрощенной системы налогообложения и ЕНВД ..
Поступление на гражданскую службу ..
Правовое положение гражданского служащего ..
Призыв граждан на военную службу ..
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование бюджетных учреждений ..
Учет горюче-смазочных материалов в бюджетных учреждениях ..
Компенсации и льготы за вредные условия труда в организациях, занимающихся производством кондиционер ..
Методы формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов в организации, ос ..
Основные средства организации, осуществляющих деятельность по производству кондиционеров ..


Похожие документы из сходных разделов


Учет расчетов по платежам в бюджет


Бюджетные учреждения могут уплачивать следующие виды налогов:

-налог на добавленную стоимость,

- акцизы,

- налог на доходы физических лиц,

- единый социальный налог,

- налог на прибыль организаций,

- налог на имущество организаций,

- земельный налог,

- транспортный налог,

- налог на добычу полезных ископаемых,

- водный налог,

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

- государственная пошлина.

Для отражения операций по расчетам с бюджетом по налоговым

[ознакомиться полностью]

Учет расчетов с дебиторами


Для учета расчетов с дебиторами Инструкцией №25н предусмотрено несколько счетов.

Счет 0 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам» предназначен для учета расчетов по начисленным сумма доходов в момент возникновения требований соответствующих администраторов к плательщикам.

Этот счет открывается и ведется только администраторами поступлений в бюджет, то есть:

- органами государственной власти,

- органами местного самоуправления,

- органами управления государственным внебюджетным фондом,

- Центральным банком Российской Федерации,

- бюд

[ознакомиться полностью]

Порядок распределения сумм начисленной амортизации по основным средствам между видами деятельности, переведенными и не переведенными на уплату ЕНВД


Рассмотрим порядок распределения сумм начисленной амортизации на примере (цифры условные).

Пример 1.

Организация осуществляет несколько видов деятельности, среди которых оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, розничная торговля с площадью торгового зала не более 150 м 2 и торговля запасными частями по договорам поставки. Первые два вида деятельности переведены на ЕНВД, торговля запасными частями подлежит налогообложению в соответствии с общей системой налогообложения.

Суммы начисленной амортизации, отраженные на со

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100