Главная страница --> Ведение бизнеса

Учетная политика бюджетного учреждения



В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Ранее среди части экономистов существовало мнение о том, что бюджетные учреждения не должны формировать учетную политику.

Но с принятием Инструкции №70н, а позднее Инструкции по бюджетному учету утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н (далее – Инструкция №25н), вести бюджетный учет в бюджетных учреждениях без применения учетной политики стало невозможным. Это связано с тем, Инструкция №25н предусматривает ведение учета и по операциям кассового обслуживания бюджетов, и по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением.

Принимая во внимание то, что бюджетные учреждения являются налогоплательщиками, и не только в случае, если они занимаются предпринимательской деятельностью, они обязаны формировать приказ по учетной политике для целей налогообложения.

Специальной инструкции по формированию учетной политике бюджетных учреждений нет, а Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» не рекомендована к применению в бюджетных организациях, поэтому мы постараемся в этой главе дать краткие практические рекомендации по порядку формирования Приказа по учетной политике.

Если бюджетное учреждение, на ряду со своей основной деятельностью, осуществляет предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, то одним из элементов учетной политики должен быть раздельный учет (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Порядок раздельного учета расходов, относящихся к обоим видам деятельности (деятельность, финансируемая из бюджета и предпринимательская деятельность), определен положениями пункта 3 статьи 321.1 НК РФ. В этом пункте содержится перечень расходов за счет этих двух источников, которые трудно разделить прямым счетом, и поэтому применяется расчетный метод.

Указанный перечень расходов ограничен:

«Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате

- коммунальных услуг,

- услуг связи,

- транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала,

- расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников,

то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования)».

Как мы видим, с 1 января 2006 года расширен закрытый перечень расходов, подлежащих распределению при раздельном учете, и в него включены теперь расходы по всем видам ремонта основных средств.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

Принятая учетная политика должна быть оформлена в виде приказа. При этом учетная политика применяется организацией из года в год. Изменение учетной политики может произойти, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может изменяться в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности учреждения. К существенному изменению деятельности бюджетного учреждения можно отнести, например, образование филиала. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна для филиала.

Обратите внимание!

Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бюджетного или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет бюджетному учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.

В приказе по учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета в обязательном порядке утверждаются:

1. Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением.

Операции по безвозмездным поступлениям активов отражаются в соответствии с порядком учета операций по предпринимательской деятельности. Для выделения таких операций следует в 18-м разряде счета бюджетного учета, указывающего источник финансирования, применять код деятельности 3.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым в Инструкции №25н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2006 года вступил в силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» (далее – Приказ №123н).

3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах.

5. Правила документооборота.

6. Технология обработки учетной информации (достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет).

7. Методы оценки активов и обязательств учреждения.

8. Метод списания материально-производственных запасов.

9. Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов.

10. Порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности.

11. Порядок учета в филиалах бюджетных учреждений.

12. Способ признания коммерческих расходов.

При оплате бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и сохранении данной ситуации до конца отчетного периода, рекомендуется переплату по бюджетной деятельности учреждения учитывать как прочие доходы, а недоплату по его предпринимательской деятельности относить на прочие расходы.

13. Порядок выдачи денежных средств под отчет, в котором должен быть определен:

- круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

- предельный размер подотчетных средств;

- сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата.

14. Вопросы ведения кассовых операций.

15. Порядок списания ГСМ.

16. Порядок списания канцелярских принадлежностей.

17. Вопросы организации и сроки хранения учетных документов.

Отдельные разделы приказа могут быть даны в виде приложений.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Во втором разделе приказа формируются вопросы налоговой политики бюджетного учреждения.

Учетная политика бюджетного учреждения для целей налогообложения призвана внести определенность в порядок исчисления налогов, сборов и платежей, в случаях, когда налоговое законодательство предусматривает несколько вариантов для исчисления и уплаты налогов.

Общие требования к организации и ведению налогового учета налогоплательщиками – бюджетными организациями регламентируются главой 25 НК РФ. В соответствии с положениями статьи 313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо исходить из того, что учреждение должно использовать наиболее оптимальные варианты при расчете и уплате налогов.

При формировании учетной политики бюджетного учреждения для целей налогообложения рекомендуем воспользоваться Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2006 года №03-03-04/4/63.

Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, при формировании учетной политики должны отразить:

1. Виды предоставляемых платных услуг, работ.

2. Порядок распределения накладных расходов.

3. Порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности и используемых в предпринимательской и основной (бюджетной) деятельности. Таким показателем могут быть: выручка, стоимость основных средств или иной показатель.

4. Применяемые коэффициенты амортизации, применение повышенных коэффициентов.

5. Метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 249 НК РФ бюджетное учреждение для определения налогооблагаемой прибыли имеет право выбрать методов признания доходов и расходов - метод начисления (статья 271 НК РФ) или кассовый метод (статья 273 НК РФ).

С переходом на новые правила бюджетного учета изменился и метод определения бюджетных доходов и расходов. Начиная с 1 января 2005 года бюджетные учреждения в учете используют метод начисления. При методе начисления все операции признаются в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от того, была ли произведена оплата или нет. Поэтому, для того, чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете, мы рекомендуем закрепить в учетной политике метод начисления при определении выручки для целей налогообложения.

6. Оценка материальных запасов и готовой продукции.

Пунктом 55 Инструкции №25н определен порядок оценки материальных запасов в бюджетном учете при их списании:

- по средней фактической стоимости;

- по фактической стоимости каждой единицы запасов.

Для оценки материальных запасов в целях налогообложения в соответствии с пунктом 8 статьи 254 НК РФ, применяется:

- метод оценки по стоимости единицы запасов;

- метод оценки по средней стоимости;

- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Мы не рекомендуем применять методы ФИФО и ЛИФО для того, чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете.

Если бюджетное учреждение производит продукцию, то в учетной политике необходимо прописать особенности формирования стоимости изготавливаемой продукции. Пунктом 68 Инструкции №25н установлено, что готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости.

7. С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

8. Порядок оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж.

9. Применение или отказ от применения льгот.

10. Применение права изменения сроков уплаты налогов.

11. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них первичных учетных данных.

Приказ по учетной политике для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

 



[Высказать свое мнение]




Похожие по содержанию материалы:
Персонал требует расходов ..
Порядок создания особых экономических зон ..
Бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с получением и продажей валютной выручки ..
Минфин смягчает требования к путевым листам ..
Учетная политика для целей налогообложения ..
Налогообложение бюджетных учреждений. Налог на добавленную стоимость ..
Порядок исчисления и уплаты налога (малый бизнес) ..
Отпуск или деньги? ..
Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены Требования по охране труда Право работника на ох ..
Прекращение службы в органах внутренних дел ..
Регистры бюджетного учета. Главная книга ..
ПБУ "Учет расчетов по налогу на прибыль": новый подход к решению старых проблем? ..
Учет медикаментов и перевязочных средств в бюджетных учреждениях ..


Похожие документы из сходных разделов


Организация ведения учета на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»


Обратите внимание!

Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (далее - План счетов бухгалтерского учета), к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» открыто только 3 субсчета. Но не стоит забывать о том, что План счетов бухгалтерского учета содержит рекомендуемые счета бухгалтерского учета, а организация на его основе разрабатывает свой рабочий план счетов и закрепляет е

[ознакомиться полностью]

Особенности исчисления налога на имущество налогоплательщиками ЕНВД


Если налогоплательщик осуществляет только деятельность, облагаемую единым налогом, то он не платит налог на имущество при условии, что все имеющееся у него имущество используется для осуществления этой деятельности.

Если же у налогоплательщика имеется имущество, которое не используется в деятельности, облагаемой ЕНВД, то в отношении этого имущества налогоплательщик должен исчислить и уплатить налог на имущество.

Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, как облагаемых, так и необлагаемых ЕНВД, то согласно положениям статьи 346.26 НК РФ налогоплательщик дол

[ознакомиться полностью]

Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию


Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию определен статьей 318 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то все расходы на производство и реализацию, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, должны быть подразделены им на прямые и косвенные расходы.

К прямым расходам относятся:

·       материальные затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся

[ознакомиться полностью]



При перепечатке материалов ссылка на RADAS.RU обязательна
Редакция:
^наверх
Rambler's Top100