О. ЖУРАВЛЕВА, Департамент методологии, стандартизации и управления качеством аудиторско-консалтинговой фирмы "ЦБА"
Этот материал открывает цикл статей, рассказывающих о Международныхстандартах финансовой отчетности. Надеемся, что наши статьи помогут вамоценить реальные перспективы обязательного перехода на МСФО и предпринятьшаги к тому, чтобы переход прошел наиболее эффективно.
В связи с принятием Минфином России Концепции развитиябухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (одобрена Приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 N180) актуальными становятся вопросы подготовки организаций к переходу насоставление и представление финансовой отчетности в соответствии сМеждународными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Данной статьей мы начинаем тематический цикл публикаций, в которомпланируем рассмотреть основные проблемы перехода российских предприятийна МСФО и определить факторы, влияющие на объемы и сроки выполненияработ, выявить основные различия между российской системой бухгалтерскогоучета (РСБУ) и международными стандартами, а также рассмотретьвозможности минимизации таких различий методами учетной политики. В качестве целевой аудитории настоящего цикла статей мырассматриваем финансовых работников средних и небольших по масштабамроссийских предприятий, не искушенных в вопросах формирования отчетностив соответствии с принципами международных стандартов. Мы надеемся помочьим разобраться в том, насколько для них реальны перспективы обязательногоперехода на МСФО, что необходимо сделать уже сейчас для того, чтобы такойпереход прошел наиболее эффективно и для организации, и для пользователейотчетности. Мы проанализируем основные различия в порядке формированияотчетности по российским и международным правилам в отношении отдельныхвидов активов и обязательств, а также рассмотрим, в какой степенисовременные правила российского учета позволяют подготовить отчетность помеждународным стандартам без кардинального реформирования учетногопроцесса и безапелляционного признания необходимости организации новогосамостоятельного вида учета.
ЧТО ТАКОЕ МСФО?
Бухгалтерский учет традиционно называют языком общения бизнеса.Очевидно, что интернационализация бизнеса обусловливает необходимость иинтернационализации языка его общения как в прямом, так и в переносномсмысле. Как принято в определенном бизнес-сообществе выбиратьнациональный язык, на котором будет происходить общение участников, так ив процессе интеграции бизнес-систем была выявлена необходимостьопределения понятных всем участникам правил, по которым будутсоставляться документы, необходимые для делового общения. Для решения этой задачи в 1973 г. была создана международнаяпрофессиональная неправительственная организация - InternationalAccounting Standarts Committee (IASC) - Комитет по международнымстандартам финансовой отчетности (КМСФО). В состав этого Комитета вошлипредставители 13 государств (в частности, США, Канады, Франции, Германии,Великобритании, Австралии, Японии и др.) и 4 неправительственныхорганизаций. С момента создания и до 2001 г. Комитетом были разработаныоколо 40 международных бухгалтерских стандартов (International AccountingStandarts - IAS). В 2001 г. был сформирован Совет по международным стандартамбухгалтерской отчетности - International Accounting Standarts Board(IASB), который стал правопреемником Комитета в реализации функции поразработке международных стандартов. Совет одобрил существовавшие на тотмомент МСФО (IAS) и интерпретации. Выпускаемые в настоящее время стандарты называются IFRS(International Finantional Reporting Standarts) - Международные стандартыфинансовой отчетности. Таким образом, в систему МСФО входят два вида стандартов - IAS иIFRS. Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем мире.Европейский союз отказался от разработки собственных директив по вопросамфинансовой отчетности. С 1 января 2005 г. все европейские компании, чьиценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы, обязаны готовитьконсолидированную отчетность в соответствии с принципами МСФО. В США идет работа по сближению американских учетных стандартов справилами МСФО. Сейчас отчетность иностранных компаний, составленная поМСФО, признается на биржах США лишь после осуществления определенныхкорректировок, позволяющих приводить такую отчетность к отчетности,составленной по правилам US GAAP. Однако в настоящее время Комиссией поценным бумагам и биржам США разрабатывается детальный план по отменеуказанного требования, что позволит иностранным компаниям уже к 2009 г.отказаться от трансформации МСФО-отчетности под американские стандарты. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - этосовокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки ираскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составленияфинансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира. МСФО представляют собой систему документов, состоящую из предисловийк положениям по МСФО, разъяснений принципов подготовки и представленияфинансовой отчетности, стандартов и разъяснений (интерпретаций) к ним.Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясьэлементом системы, не может применяться отдельно от остальных еесоставляющих. В предисловиях к положениям изложены цели и задачи органа,занимающегося разработкой МСФО, разъяснен порядок применения МСФО. Принципы подготовки и представления отчетности определяют основысоставления и представления финансовой отчетности, в частностирассматривают цели отчетности, ее качественные характеристики, порядокквалификации, признания и измерения элементов отчетности. Принципыпризваны помочь национальным органам стандартизации при разработкенациональных стандартов в соответствии с нормами МСФО, составителямотчетности - в применении существующих стандартов и по вопросам, покоторым стандарты не приняты, а также аудиторам при выработке мнения осоответствии отчетности принципам МСФО. Каждый из принятых стандартов содержит требования к объекту учетадля его квалификации и признания, к порядку оценки объекта и раскрытиюинформации об объекте в финансовой отчетности. Наиболее близкимроссийским аналогом стандартов являются Положения по бухгалтерскому учету(ПБУ), утверждаемые Министерством финансов РФ. Необходимость интерпретаций (разъяснений) обусловлена тем, что впрактике хозяйственной деятельности встречаются операции, по которым МСФОне содержат специальных стандартов. Кроме того, при применении МСФО можетвозникать возможность неоднозначной трактовки отдельных положенийстандартов. Поэтому специальным органом - Постоянным комитетом поинтерпретациям при Комитете (Совете) по МСФО (International FinancialReporting Interpretations Committee (IFRIC)) - подготавливаютсядокументы, содержащие разъяснения по указанным вопросам и механизмыединообразного применения стандартов. Международные стандарты финансовой отчетности - системаконцептуальных документов, устанавливающих принципы составления ипредставления финансовой отчетности, но не порядок ведения учета, т.е.они не содержат так привычного для российских финансовых работников планасчетов, типовых бухгалтерских проводок, форм первичных учетных документови учетных регистров. Основная задача, которую призваны решать МСФО, - унификация порядкаоценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующейинформации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированныхправил, а содержат общие принципы и требования, предоставляя составителюотчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь насобственное профессиональное суждение. Теперь немного о соотношении понятий "МСФО" и "GAAP". Если аббревиатура "МСФО" понятна (представляет собой аббревиатурурусского перевода термина "IAS", а именно - Международные стандартыфинансовой отчетности), то английская аббревиатура "GAAP" зачастуюприменяется только в сочетании с приставкой "US". Между тем для еепонимания достаточно перевести с английского языка на русскийсловосочетание "Generally Accepted Accounting Principles" - общепринятыепринципы бухгалтерского учета. Таким образом, GAAP - система правил, требований и практикиподготовки финансовой отчетности, принятых и применяемых в определеннойюрисдикции, а обозначение государства перед указанной аббревиатурой какраз и определяет эту юрисдикцию. Так, US GAAP - общепринятые принципы подготовки финансовойотчетности в США, UK GAAP - общепринятые принципы подготовки финансовойотчетности в Соединенном Королевстве и т.д. Кроме того, в официальныхдокументах Совета по МСФО принято использовать термин International GAAP,являющийся синонимом термина "МСФО".
МСФО В РОССИИ
Каждое государство вправе самостоятельно решать, следует ли внедрятьна его территории МСФО и, если следует, какую стратегию переходапредпочесть. Теоретически возможны два основных способа внедрениямеждународных стандартов: ъ "метод шоковой терапии", заключающийся в том, что международнымстандартам придается статус силы актов национального законодательства; ъ "метод планомерного продвижения", при котором производитсяразработка национальных стандартов, базирующихся на МСФО с заимствованиемзначительной части принципов, и (или) изменение существующих национальныхстандартов также с переносом большинства принципов международныхстандартов в стандарты национальные. Применение первого способа характерно в основном для некоторыхразвивающихся стран, второй способ предпочли большинство развитых стран. В России необходимость перехода на МСФО на государственном уровневпервые была зафиксирована в 1997 г. в Послании Президента РФФедеральному Собранию, а чуть позже и в указе Президента РФ от 03.04.1997N 278 "О первоочередных мерах по реализации послания ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок встране. (О положении в стране и основных направлениях политики РоссийскойФедерации)"". Указанным документом Правительству РФ была поставленазадача "разработать и утвердить до 15.11.1997 программу перехода с 1998г. на международные стандарты бухгалтерского учета". Такая Программа была подготовлена Правительством РФ в 1998 г. иутверждена постановлением от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программыреформирования бухгалтерского учета в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности". В качестве цели Программа определила"приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие стребованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовойотчетности". Другими словами, Правительство РФ решило не внедрять вроссийскую практику МСФО в чистом виде, а переработать национальныестандарты согласно принципам МСФО. После утверждения Программы документы нормативного регулированиябухгалтерского учета в России претерпели существенные изменения за счетих сближения с МСФО. Так, был принят целый ряд новых ПБУ, существеннопереработаны ПБУ, определяющие порядок ведения учета основных средств иматериально-производственных запасов, в практику отечественного учетавнедрены принципиально новые понятия (в частности, "условные фактыхозяйственной деятельности", "события после отчетной даты", "отложенныеналоговые активы и обязательства"), формы отчетности сталирекомендательными, а требования к составлению отчетности дополнены рядомположений, соответствующих принципам МСФО (в частности, раскрытиеинформации об операциях с аффилированными лицами, об операционных игеографических сегментах хозяйственной деятельности). Однако к концу 2002 г. работа по сближению российских стандартов смеждународными была приостановлена, а к 2004 г. был существенным образомизменен подход к реформированию национальной системы учета и отчетности.Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180 была одобрена Концепцияразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу (далее - Концепция). При этом в качестве основной задачи реформирования индивидуальной иконсолидированной отчетности Концепцией определено обеспечениегарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной,надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующихсубъектах (для индивидуальной отчетности) и о группе хозяйствующихсубъектов (для консолидированной отчетности). Однако подходы по сближению с МСФО для индивидуальной иконсолидированной отчетности принципиально различны. Так, для индивидуальной отчетности в качестве основного пути еесближения с МСФО определено ее составление по российским стандартам,разрабатываемым на основе МСФО. При этом в Концепции отмечено, что "вперспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможностьсоставления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальнойбухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российскихстандартов)". Что касается консолидированной отчетности, то для решенияпоставленной задачи реформирования "необходимо установить обязательноесоставление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а такжеобязательный аудит и публикацию ее". В качестве "среднесрочной перспективы" Концепция рассматриваетпериод с 2004 по 2010 г., выделяя в нем два основных этапа. Первый этап - с 2004 по 2008 г. В качестве основных мероприятий наданном этапе должны быть, в частности, реализованы: ъ обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовойотчетности общественно значимых финансовых субъектов (т.е. предприятий(организаций), в коммерческую деятельность которых прямо или косвеннововлечены средства неограниченного круга лиц. Это открытые акционерныеобщества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и(или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации,работающие со средствами физических и юридических лиц (в частности,банки), другие организации, соответствующие установленным критериям); ъ утверждение основного комплекта российских стандартовиндивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Второй этап - с 2008 по 2010 г. На этот период запланированы, вчастности: ъ обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовойотчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые,ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран икоторые составляют такую отчетность по иным международно признаннымстандартам; ъ оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующихсубъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФОвместо российских стандартов. Таким образом, весьма упрощенным представляется прочтение Концепции,встречающееся в некоторых публикациях и сводящееся к тому, что вближайшее время все российские компании будут составлять отчетность поМСФО, а это потребует ведения дополнительного вида учета. Указанный документ предусматривает в среднесрочной перспективепоэтапный переход на международные стандарты составления отчетноститолько для определенного круга компаний. При этом следует иметь в виду,что сама Концепция, хотя и одобрена Приказом Минфина России, нормативнымдокументом не является и определяет только основные направлениядеятельности официальных органов власти и негосударственных(коммерческих) институтов, работающих в сфере реформированиябухгалтерского учета и отчетности. На сегодняшний день существует только два юридически значимыхдокумента, устанавливающих обязанность определенных хозяйствующихсубъектов формировать отчетность согласно принципам МСФО: ъ указание Центрального банка РФ от 25.12.2003 N 1363-У "Осоставлении и представлении финансовой отчетности кредитнымиорганизациями". Этим документом на кредитные организации возложенаобязанность составления и представления финансовой отчетности по МСФОначиная с отчетности за 9 месяцев 2004 г. (в соответствии с Методическимирекомендациями о порядке составления и представления кредитнымиорганизациями финансовой отчетности, направленными письмом Банка России); ъ приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N04-1245/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности по организацииторговли на рынке ценных бумаг". Этим документом в качестве одного изобязательных условий для включения в котировальный список "А" первогоуровня установлена обязанность эмитента иметь подтвержденную аудиторскимзаключением годовую финансовую отчетность, составленную в соответствии сМСФО и (или) US GAAP, а также принятие эмитентом обязательства по ведениюуказанной отчетности и ее раскрытию вместе с аудиторским заключением нарусском языке. Учитывая изложенное, можно констатировать, что прежде всего вопросомперехода на МСФО (а точнее, созданием системы подготовкиконсолидированной отчетности по правилам МСФО) должны озаботитьсяорганизации, являющиеся головными компаниями группы компаний. Именно вотношении них Концепция определила вполне конкретные сроки перехода ксоставлению отчетности в соответствии с принципами МСФО. При этом, какследует из интервью чиновников, предусматривается, что консолидированнаяМСФО-отчетность будет составляться методом трансформации, в соответствиис которым все компании, входящие в группу, подготавливают индивидуальнуюотчетность на основании национальных стандартов, а затем такая отчетностьсводится и трансформируется согласно принципам МСФО. Именно такой метод сегодня используется повсеместно в Европе инеевропейских государствах, поскольку в подавляющем большинстве стран вотношении индивидуальной отчетности действуют национальные стандарты.Следует также отметить, что многие из тех организаций, которымпланируется законодательно вменить в обязанность формирование отчетностипо МСФО, уже делают это в добровольном порядке на протяжении ряда лет.Это большинство предприятий нефтегазового сектора, крупные предприятияавтомобилестроения, химической промышленности. И хотя точной статистикине существует, по данным, приведенным в одном из интервью <*>
------------------------
<*> Леонид Шнейдман: российские правила учета останутся российскими(www.minfin.ru/buh/1098_b.htm).
директора Департамента регулирования государственного финансовогоконтроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов РФШнейдмана Л.З., "если взять периодически публикуемые рейтинги крупнейшихроссийских компаний, то в первой сотне компаний небанковского сектораподавляющее большинство имеют отчетность <*>, составленную по МСФО илииным международно признанным правилам".
------------------------
<*> Речь идет о консолидированной отчетности.
Однако одним из основных препятствий на пути официального признанияи введения МСФО в отечественную практику в настоящее время являетсяотсутствие закона, легитимизирующего такую отчетность. Проект Закона "О консолидированной отчетности", разработанныйПравительством РФ и одобренный Государственной Думой в двух чтениях,сейчас продолжает обсуждаться как в государственных структурах, так и впрофессиональном сообществе. А пока в России отсутствуют какие-либонормативные документы, устанавливающие порядок, сроки и адресапредставления отчетности, составленной в соответствии с принципами МСФО,а также не определена ответственность за несоставление или неправильноесоставление, равно как и за непредставление или представление снарушением сроков соответствующей отчетности. Кроме того, действующие нормативные документы не дают однозначногоответа на вопрос, от составления каких видов отчетности освобождаютсяорганизации, составляющие МСФО-отчетность. Принятие указанного Закона также необходимо по той причине, что внастоящее время отсутствует официальный перевод МСФО на русский язык,признанный в установленном порядке. По информации из интервью с г-ном Шнейдманом Л.З., приведенного насайте Минфина России (www.minfin.ru), Совет по МСФО опубликовалофициальный перевод МСФО на русский язык, подготовленный специалистамиСовета и прошедший экспертизу текста на русском языке <**>. Однако вроссийское правовое поле указанный перевод может быть введен толькопосредством признания в порядке, установленном Правительством РФ, а самотакое признание возможно только после официального вступления Закона "Оконсолидированной отчетности" в силу.
------------------------
<**> Судя по всему, речь идет о переводе, опубликованном на сайтеСовета по адресу www.iasb.org.
Для предприятий, не подпадающих под критерии обязательногоприменения МСФО, использование международно признанных принциповсоставления отчетности является (и, судя по всему, будет в среднесрочнойперспективе являться) делом добровольным, и принять то или иное решениекаждое из таких предприятий может, оценив все аргументы "за" и "против".
ОЖИДАЕМЫЕ ПЛЮСЫ И ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ МИНУСЫ ПЕРЕХОДА НА МСФО
Главным "внешним" аргументом в пользу перехода к составлениюотчетности на основании МСФО для российских компаний является то, чтотакой переход должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости ипрозрачности российских компаний, повышения их конкурентоспособности (втом числе в борьбе за источники финансирования на отечественном имеждународном рынках капитала), снижения стоимости привлекаемых имизаемных средств, а также общего улучшения состояния финансового рынкаРоссии. Практика применения МСФО доказала, что они позволяют обеспечитьмаксимальную полезность финансовой отчетности для широкого кругапользователей, поскольку изначально разрабатываются как стандарты,способные раскрывать достаточный для всех участников рынка объеминформации о компании, ее финансовом положении и финансовых результатах.Вследствие этого МСФО-отчетность в большей степени, чем отчетность,составленная по национальным стандартам, может использоваться для оценкии прогнозирования развития компаний, принятия инвестиционных решений,оценки деятельности менеджмента, т.е. всех тех факторов, в информации окоторых заинтересованы инвесторы. Очевидно, что наиболее актуален данный аргумент для крупныхкомпаний, которые, как было отмечено выше, уже составляют отчетность,основанную на международных стандартах, а также для предприятий среднегобизнеса, имеющих планы развития с привлечением дополнительных источниковфинансирования. Что касается "внутренних" стимулов для перехода конкретногохозяйствующего субъекта к составлению отчетности по МСФО, то обычноназывают два основных. Первый состоит в том, что отчетность, отвечающая международнымстандартам, позволяет дать более объективную оценку не только финансовомусостоянию компании, но и эффективности системы управления компанией вцелом и отдельными сегментами бизнеса ее в частности, а это необходимо нетолько внешним пользователям, но и менеджменту компании. Второй положительный момент, ожидаемый от российских компаний(точнее, от финансово-бухгалтерских служб российских компаний) припереходе на МСФО, состоит в том, что применение международно признанныхпринципов составления отчетности дисциплинирует компанию, составляющую ипредставляющую отчетность, поскольку переход на МСФО предполагает приформировании отчетных форм применение всех стандартов по совокупности (изтех, которые могут быть применены к деятельности конкретной компании), вто время как отчетность, составленная по российским стандартам, зачастуюсодержит только перечень сведений, содержащихся в рекомендованных формахотчетности, и не раскрывает ряд бесполезных на первый взгляд показателей. Действительно, статистика умалчивает о том, какая часть российскихпредприятий при составлении отчетности раскрывает все показатели,раскрытие которых предусмотрено, например, ПБУ 7/98 "События послеотчетной даты" или ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности",или сколько организаций формируют консолидированную отчетность в порядке,установленном Методическими рекомендациями по составлению и представлениюсводной бухгалтерской отчетности (приложение к Приказу Минфина России от30.12.1996 N 112). Однако этот аргумент представляется весьма спорным, посколькупроблемы контроля за применением тех или иных правовых норм лежат внеплоскости национальных или международных правил, являясь самостоятельнойсферой регулирования. Выше мы рассмотрели так называемые микроэкономические эффекты отвведения МСФО в учетную практику российских компаний. Между тем переходна составление финансовой отчетности российских компаний на основестандартов, признанных в большинстве стран мира, способен оказатьположительное влияние и на экономику России в целом (макроэкономическийэффект), например, по следующим направлениям: ъ приток иностранных инвестиций в российскую экономику; ъ улучшение имиджа российского бизнеса; ъ интеграция экономики России в систему мирохозяйственных связей. Однако при оценке необходимости перехода на составление российскимикомпаниями отчетности по МСФО нельзя не обращать внимания и на рядтрудностей, с которыми неизбежно столкнется каждая отдельно взятаякомпания, пользователи отчетности и профессиональное сообщество в целом.О сложностях, которыми сопровождается процесс признания и адаптациимеждународных стандартов, уже упомянуто ранее. Теперь остановимся на менее глобальных, но не менее важныхпроблемах. ъ Неполнота учета отраслевой специфики. МСФО создавались как система общих правил и требований, неучитывающих отраслевые особенности, с которыми всегда сталкиваютсякомпании, осуществляющие деятельность в той или иной сфере бизнеса.Специализированные стандарты начали разрабатываться только во второйполовине 90-х годов прошлого века. До настоящего времени их немного.Поэтому компании, осуществляющие деятельность в специфичных сферахбизнеса (например, в области высоких технологий, IT - технологий), приформировании отдельных отчетных показателей обращаются к национальнымстандартам либо к другим признаваемым в большинстве стран стандартам,например US GAAP. ъ Менталитет. Основными отличиями МСФО от российской системы нормативногорегулирования бухгалтерского учета и отчетности являются, во-первых,отсутствие в МСФО четких правил отражения конкретных хозяйственныхопераций, поскольку они регламентируют принципы составления отчетности, вто время как в сложившейся российской практике предусмотрено достаточножесткое регулирование всего учетного процесса - от форм первичных учетныхдокументов и типовых бухгалтерских проводок до форм отчетности. Резкий переход на МСФО, требующий кардинального переломасложившегося среди большинства бухгалтеров мироощущения, может снизитьэффективность учетного процесса. Кроме того, МСФО предусматривают, чтопри решении значительной части вопросов, возникающих в процессеподготовки отчетности, следует ориентироваться на профессиональноесуждение. Это возлагает существенную ответственность на специалиста,занимающегося подготовкой отчетности, и требует от него значительнобольшего профессионализма, чем в ситуациях, когда необходимо применитьчетко регламентированную норму. Определенный перелом в отношении к процессу составления отчетностипотребуется также от руководителей предприятий и внешних пользователейотчетности, привыкших к тому, что каждый этап подготовки отчетности,начиная с первичного документа и заканчивая составлением отчетных форм,нормативно отрегулирован. Теперь они вынуждены будут привыкать к тому,что решение большинства значимых вопросов "отдано на откуп" конкретномуспециалисту, каким бы профессионалом он ни был. ъ Необходимость несения дополнительных финансовых затрат. Переход к составлению отчетности на основе международных принципов -весьма дорогостоящий процесс не только для отдельных предприятий (расходына оплату услуг сторонних консультантов, переобучение персонала, наемнового персонала, приобретение и отладку соответствующего программногообеспечения, перестройку систем внутреннего документооборота и контроля,обязательный аудит МСФО-отчетности и т.п.), но и для государственныхорганов, выполняющих надзорные функции (расходы на переподготовку кадров,приобретение и отладку программного обеспечения для анализапредставляемой хозяйствующими субъектами информации). Однако влияниеуказанного отрицательного фактора определенным образом нивелируетсяожидаемыми экономическими выгодами от введения МСФО. ъ Сфера применения. МСФО ориентированы на коммерческие организации, целью создания ифункционирования которых является получение прибыли. Таким образом, изполя регулирования МСФО выпадает деятельность государственных(бюджетных), некоммерческих, общественных, благотворительных организацийи фондов. Кроме того, практика применения МСФО сложилась таким образом,что их действие распространяется на крупные предприятия, деятельностькоторых признана общественно значимой и (или) которые размещают своиценные бумаги на финансовом рынке. В этой связи расходы средних инебольших по масштабам деятельности организаций на составление отчетностив полном соответствии с принципами МСФО будут несопоставимо высокиотносительно масштабов их деятельности. Но в настоящее время Советом поМСФО проводится работа по адаптации отдельных стандартов к особенностямфункционирования среднего и малого бизнеса.
Работу современной организации трудно себе представить безкомпьютеров. После покупки персонального компьютера у бухгалтераорганизации неизбежно возникают многочисленные вопросы. Как отразитьрасходы на покупку и обслуживание компьютера? Когда можно принять квычету уплаченные при покупке компьютера суммы НДС? Как учесть расходы наего ремонт? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете, прочитав даннуюстатью.
Cписание невостребованной кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности
* * *
При осуществлении хозяйственных операций расчеты с дебиторами икредиторами отражаются в бухгалтерской отчетности организации в суммах,вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными (п. 73Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N34н; далее - Положение по ведению бухгалтерского учета). Соответственно кредиторской задолженностью признается существующеена отчетную дату
Исчисление амортизации для целей налогообложения и отражения в учете при приобретении основных стредств бывших в эксплуатации
Рассмотрим следующую ситуацию. Пример 1 Предприятие "А" имеет на балансе объект основных средств,первоначальная стоимость которого составляет 100000 руб. Срок полезного использования основного средства составляет 6 лет(исходя из технических условий). При линейном способе норма амортизации составляет: 1 год* 100% :6 = 16,7%. Годовая сумма амортиз