Соблюдение порядка ведения расчетных и кассовых операций.
В соответствии с пунктом 5 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учет кассовых операций осуществляется согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров Центрального банка Российской РФ от 22 сентября 1993 года №40. Порядок ведения кассовых операций (в том числе ведения кассовой книги) установлен для юридических лиц, поэтому при осуществлении расчетов наличными деньгами организации должны иметь контрольно-кассовую технику и вести кассовую книгу по установленной форме.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, ведение кассовой книги не предусмотрено (смотрите письмо МНС России от 15 сентября 2004 года №33-0-11/581 «О порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы»).
При осуществлении расчетов наличными деньгами, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон №54-ФЗ) должны применять контрольно-кассовую технику.
По мнению ФНС России, изложенному в письме от 4 марта 2005 года №22-3-13/293 «О применении контрольно-кассовой техники», не имеется правовых оснований для освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, от применения контрольно-кассовой техники.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Пунктом 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ предусмотрен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить наличные денежные расчеты без применения ККТ и без выдачи бланков строгой отчетности.
В связи с тем что до настоящего времени Правительство РФ не приняло соответствующих нормативных правовых актов, при наличных расчетах с населением организации и индивидуальные предприниматели применяют формы документов строгой отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». На это указано в письме Минфина России от 13 октября 2004 года №07-05-24/22:
«до выхода соответствующих актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом действуют утвержденные (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745) Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.»
Обращаем внимание, что указанное письмо Минфина России не является нормативным документом, а носит разъяснительный характер.
Организация обязана сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов наличных денег в кассе, которые устанавливаются банками, в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Хранение наличных денег сверх лимитов в кассе возможно только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не более трех рабочих дней.
Для оформления кассовых операций используются типовые межведомственные формы первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Росстатом по согласованию с Центральным банком РФ и Минфином России.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, предназначенные для юридических лиц всех форм собственности (кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц) утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88:
№КО-1 «Приходный кассовый ордер»;
№КО-2 «Расходный кассовый ордер»;
№КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»;
№КО-4 «Кассовая книга»;
№КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств».
Обязанность плательщиков ЕНВД вести раздельный учет.
При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности (пункт 6 статьи 346.26 НК РФ).
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
С 1 января 2006 г. налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые ЕНВД, и виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом при УСН, ведут раздельный учет доходов и расходов. При этом указано, что в случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, понесенные ими в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Минфин Российской Федерации ранее давал разъяснения о порядке распределения общехозяйственных расходов при одновременном применении организациями общего режима налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД. Так как при применении системы налогообложения в виде единого налога налог рассчитывается исходя из величины вмененного дохода, величина расходов для целей налогообложения не имеет значения. Распределение расходов необходимо для исчисления налога на прибыль, который исчисляется согласно главе 25 НК РФ (а в нашем случае - для налога при УСН).
Согласно пункту 9 статьи 274 НК РФ расходы организаций, перешедших на уплату единого налога, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от данного вида деятельности в общем доходе организации по всем видам предпринимательской деятельности. Минфин России (смотрите письмо от 28 апреля 2004 года №04-03-1/59 «О распределении общехозяйственных расходов) обращает внимание на то, что расходы распределяются между видами деятельности по отчетным периодам, нарастающим итогом с начала года. Почему с начала года и именно нарастающим итогом? Для переведенных на ЕНВД организаций налоговым периодом признается квартал, а доходы, полученные при применении одновременно двух специальных налоговых режимов, можно считать с начала их одновременного применения (например, с 1 января 2004 г. нарастающим итогом), но это подсказывает логика специалиста, а не законодателя. Кроме того, распределять расходы надо именно для целей расчета по итогам налогового периода, а доли доходов вернее будет определять за сопоставимый период.
Есть и еще одно неустранимое противоречие - неизвестно, пропорционально каким доходам определяются доли - доходам по отгрузке или по оплате с учетом освобождаемых доходов, либо без их учета. В статье 346.15 НК РФ дано четкое определение понятия «доходы» (к ним относятся, например, доходы, указанные в статье 346.15 НК РФ), применяемого при УСН. Что подразумевается под доходами, облагаемыми ЕНВД, четко указано в главе 26.3 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ в целях глав 26.2 НК РФ, в том числе и пунктом 8 статьи 346.18 НК РФ, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Соответственно кассовый метод распространяется для определения доли доходов как по УСН, так и по ЕНВД.
Таким образом, при одновременном применении УСН и ЕНВД для определения пропорции кассовый метод применяется только к доходам налогооблагаемым по УСН, нарастающим итогом по отчетным (налоговом) периодам.
Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».
Статьей 346.29 НК РФ определен объект налогообложения по ЕНВД:
«1. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика».
Согласно статье 346.27 НК РФ:
«вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке».
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается ве
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.
Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Инструкция о порядке ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 17 января 2006 года №8н, действует начиная с расчетов за I квартал 2006 г.
Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном