Общество с ограниченной ответственностью. Правовые основы учреждения, учредительные документы
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью.
Согласно статье 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и статье 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью) обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с ограниченной ответственностью одна из самых массовых форм, более 80 процентов всех организационно-правовых форм составляют общества с ограниченной ответственностью.
Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью определено ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Действие Закона об обществах с ограниченной ответственностью распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, включая те, которые приобрели такую организационно - правовую форму в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», предусматривающей применение норм законодательства об обществах с ограниченной ответственностью к ранее созданным товариществам с ограниченной ответственностью и обязывающей последних привести свои учредительные документы в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью в порядке и сроки, определенные Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
На основании пункта 3 статьи 95 ГК РФ правила ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью и положения Закона об обществах с ограниченной ответственностью применяются также к обществам с дополнительной ответственностью, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами, установленными для этих обществ.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами.
Статьей 87 ГК РФ предусмотрено, что особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Необходимо иметь в виду, что круг вопросов, указанных в приведенных нормах Закона об обществах с ограниченной ответственностью и ГК РФ, по которым особенности правового регулирования названных в них обществ могут устанавливаться в иных федеральных законах, является исчерпывающим. По другим вопросам, в том числе связанным с гарантиями и способами защиты прав участников обществ (кроме кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью), применяются общие положения Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области сельскохозяйственного производства относятся лишь к тем из них, которые созданы на базе колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, либо вновь образованы для ведения деятельности в этой сфере, и не распространяются на общества, действующие в промышленности и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, выполнение работ и оказание услуг для сельскохозяйственных производителей (Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации №90, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом, представляет собой вид хозяйственного общества. По своей сущности это коммерческая организация, которая преследует цель - извлечение прибыли.
Как и любое юридическое лицо, общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 2 статьи 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом общества.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.
Таким образом, общество обладает общей правоспособностью.
Участниками общества могут быть граждане и юридические лица.
Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом (Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2004 года по делу №Ф04-8976/2004(7324-А27-16).
Так, статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.
Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Пунктом 3 статьи 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлено ограничение числа участников общества - не более пятидесяти.
В случае, если число участников общества превысит предел в пятьдесят участников, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного пунктом 3 статьи 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
Права участников общества определены статьей 8 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Согласно указанной статье участники общества вправе:
- участвовать в управлении делами общества;
- получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке (Постановление ФАС Московского округа от 8 августа 2005 года по делу №КГ-А40/7044-05). Отказ в предоставлении указанной информации может быть обжалован в суд (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 августа 2005 года по делу №А42-9596/04-18);
- принимать участие в распределении прибыли;
- продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Согласно пункту 2 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью продажа или уступка иным образом участником общества своей доли (части доли) третьим лицам допускается, если это не запрещено уставом общества. Участники общества обладают преимущественным правом приобретения доли участника пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок осуществления этого права. Механизм реализации указанного права закреплен статьей 93 ГК РФ и статьей 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой участник общества или общество в определенных случаях вправе потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя;
- в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников. При этом общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества (Постановление ФАС Уральского округа от 5 апреля 2005 года по делу №Ф09-707/05-ГК);
- получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Участники общества имеют также другие права, предусмотренные Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Помимо прав, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Дополнительные права, предоставленные определенному участнику общества, в случае отчуждения его доли (части доли) к приобретателю доли (части доли) не переходят.
Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.
Участник общества, которому предоставлены дополнительные права, может отказаться от осуществления принадлежащих ему дополнительных прав, направив письменное уведомление об этом обществу. С момента получения обществом указанного уведомления дополнительные права участника общества прекращаются.
Участники общества обязаны:
- вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены Законом об обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документами общества;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
Участники общества несут и другие обязанности, предусмотренные Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Помимо обязанностей, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.
По смыслу статей 9, 15, 16, 23 Закона об обществах с ограниченной ответственностью исполнение дополнительных обязанностей участником общества не связано с приобретением им права на долю в уставном капитале общества (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2004 года по делу №А58-2547/03-Ф02-4921/04-С2).
Дополнительные обязанности, возложенные на определенного участника общества, в случае отчуждения его доли (части доли) к приобретателю доли (части доли) не переходят.
Дополнительные обязанности могут быть прекращены по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
В соответствии со статьей 4 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.
Фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Общество, вправе зарегистрировать фирменное наименование. В этом случае оно приобретает исключительные права на его использование.
Согласно статье 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года №2211-1 (применяется в части не противоречащей ГК РФ) фирменное наименование общества подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.
Лицо, использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. Согласно статье 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация общества осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности.
Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Общество вправе иметь филиалы и представительства. Согласно статье 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.
Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Филиал общества - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительство - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.
Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшего их общества.
Руководители филиалов и представительств общества назначаются обществом и действуют на основании его доверенности.
Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.
Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Кроме того, общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные как на территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации.
Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного общества (товарищества).
Основное хозяйственное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного общества (товарищества) последнее несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам (Постановление ФАС Уральского округа от 24 марта 2005 года по делу №Ф09-2962/04-ГК).
Участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.
Общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более двадцати процентов уставного капитала первого общества.
Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (пункт 4 статьи 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в том числе и сведения о приобретении обществом более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.
Согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
Форма сообщения об участии в российских и иностранных организациях утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/255@ «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах».
Обратите внимание, положения ГК РФ, касающиеся обществ с ограниченной ответственностью распространяются на общества с дополнительной ответственностью.
Согласно статье 95 ГК РФ обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.
В заключении отметим, что 6 сентября 2005 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Указанный законопроект направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а также их участников.
Данный законопроект предусматривает:
- ограничение безусловного права на выход участника из общества с ограниченной ответственностью. Исключается выход единственного участника из общества;
- из числа учредительных документов исключается учредительный договор. Данная новелла, безусловно, облегчит жизнь участникам общества. В настоящее время учредительными документами общества являются: учредительный договор и устав, которые по сути дублируют друг друга. При этом для внесения изменений в учредительный договор требуется единогласное согласие участников общества, а для внесения изменений в устав - большинство либо квалифицированное большинство голосов (например, при изменении размера уставного капитала требуется внесение изменений как в устав, так и в учредительный договор);
- устранение невозможности осуществления деятельности общества при неоплате отдельными участниками общества долей в уставном капитале в течение года с момента государственной регистрации;
- ограничение возможности оспаривания сделок при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью в обществах с ограниченной ответственностью.
Общества с ограниченной ответственностью обязаны будут привести свои учредительные документы в соответствие с новым законодательством.
Данный законопроект устанавливает так называемый «переходный период». В нем, будут действовать новые требования закона и нормы устава, которые не противоречат этим положениям закона. Учредительные документы обществ, созданных до вступления в силу законопроекта подлежат приведению в соответствие с ним в течение 2006 года. На данный момент установлен срок перерегистрации устава общества до 1 июня 2006 года. Однако, есть большая вероятность, что данный срок будет пролонгирован.
В связи с внесением изменений в Закон об обществах с ограниченной ответственностью будут внесены соответствующие изменения в ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №438 «О едином государственном реестре юридических лиц», Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Порядок учреждения общества с ограниченной ответственностью.
При учреждении создается новое общество, возникает новый субъект права.
Порядок создания общества можно условно разделить на несколько этапов.
Учредителями общества могут выступать граждане и юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.
Число учредителей общества с ограниченной ответственностью не может быть более 50 (пункт 3 статьи 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Лица, намеренные создать общество с ограниченной ответственностью на первом этапе создания общества должны провести общее собрание с повесткой дня, включающей вопросы создания общества, утверждения учредительных документов, избрания (назначения) исполнительных органов общества, размера уставного капитала общества.
На общем собрании учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества.
Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный договор.
Учредители общества избирают (назначают) исполнительные органы общества, а также в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов, утверждают их денежную оценку.
В соответствии со статьей 11 Закона об обществах с ограниченной ответственностью решение об утверждении устава общества, а также решение об утверждении денежной оценки вносимых учредителями общества вкладов принимается учредителями единогласно. Иные решения принимаются учредителями общества в порядке, предусмотренном Законом об обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документами общества.
Результаты общего собрания должны быть отражены в протоколе собрания.
Обратите внимание!
Протокол собрания учредителей общества не относится к учредительным документам.
Согласно статье 11 Закона об обществах с ограниченной ответственностью учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества.
Особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются Федеральным законом от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Статьей 4 указанного Федерального закона от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлено, что федеральными законами могут быть установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов. Данные изъятия устанавливаются только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами.
Завершающим этапом создания общества является государственная регистрация. Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация общества осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности.
Согласно статье 12 Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме №Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола учредительного собрания;
в) учредительные документы общества - устав и учредительный договор (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины (госпошлина составляет 2000 рублей - статья 333.33 НК РФ).
Регистрирующие органы не вправе требовать для государственной регистрации иные документы (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2005 года по делу №Ф03-А51/05-1/2647).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Обратите внимание!
Нарушение установленного законом порядка образования общества влечет отказ в его государственной регистрации. Осуществление регистрации с неустранимым нарушением установленных требований является основанием для признания такой регистрации юридического лица недействительной (Постановление ФАС Центрального округа от 4 августа 2005 года по делу №А54-4737/04-С11).
Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью.
Учредительный договор.
Согласно статье 154 ГК РФ и пункта 1 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью учредительный договор общества является учредительным документом и многосторонней сделкой. Учредительный договор является документом, регулирующим создание общества и взаимоотношения учредителей друг с другом и с обществом на период его существования, и должен отвечать общим требованиям, предъявляемым ГК РФ к договорам и сделкам (включая нормы об основаниях признания сделок недействительными), а также отражать особенности, предусмотренные Законом об обществах с ограниченной ответственностью для данного договора как учредительного документа (пункт 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №90, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию.
Учредительный договор также должен содержать сведения о:
- составе учредителей (участников) общества;
- размере уставного капитала общества;
- размере доли каждого из учредителей (участников) общества;
- размере и составе вкладов, порядке и сроках их внесения в уставный капитал общества при его учреждении;
- ответственности учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов;
- условиях и порядке распределения между учредителями (участниками) общества прибыли;
- составе органов общества;
- порядке выхода участников общества из общества.
Неисполнение учредительного договора (невнесение учредителем своего вклада или внесение его в меньшем размере) не может служить основанием для признания его недействительным. В данном случае наступают последствия, предусмотренные как Законом об обществах с ограниченной ответственностью, так и общие гражданско-правовые последствия, предусмотренные за нарушение обязательств (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2004 года по делу №Ф08-6084/2004).
Отметим, что в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который исключает из числа учредительных документов учредительный договор. Проектом предусмотрено заключение договора о создании (на подобии договора о создании акционерного общества). Договор о создании - это договор о намерении создать общество, он не регулирует деятельность общества после государственной регистрации общества.
Устав общества с ограниченной ответственностью.
Устав общества является основным учредительным документом общества. Устав общества это локальный нормативный акт, который имеет обязательное значение для всех участников общества.
Положения устава общества обладают большей юридической силой нежели положения учредительного договора. Это положение вытекает из пункта 5 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, согласно которому с случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава общества. Это связано с тем что заключение учредительного договора в основном направлено на обеспечение создания самого общества, в тоже время устав - это документ на основании которого строится вся деятельность общества, закрепляющий основы организации общества.
Устав общества должен содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- сведения о месте нахождения общества;
- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- сведения о размере уставного капитала общества;
- сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;
- права и обязанности участников общества;
- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;
- сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;
- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
- иные сведения, предусмотренные Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Закону об обществах с ограниченной ответственностью и иным федеральным законам.
При этом положения устава не должны противоречить законодательству. В случае, если какое-либо положение не соответствует закону, данное положение не подлежит применению (пункт 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №90, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.
Решение об изменении устава общества принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена Законом об обществах с ограниченной ответственностью или уставом общества.
Решение о внесении изменений в учредительный договор принимается всеми участниками общества единогласно (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 июля 2005 года по делу №А38-5743-14/760-2004(14/8-2005).
Изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона об обществах с ограниченной ответственностью для регистрации общества.
Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины (госпошлина составляет 400 рублей (статья 333.33. НК РФ).
Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом об обществах с ограниченной ответственностью, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию (например, пункт 5 статьи 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Обратите внимание!
Законодательством не предусмотрена обязательность одновременного представления в регистрирующий орган вместе с изменениями, вносимыми в устав общества, соответствующих изменений, вносимых в учредительный договор общества. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 11 июля 2005 года по делу №А66-12083/2004. Суд мотивировал такое решение тем, что пунктом 5 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью допускается несоответствие положений учредительного договора и положений устава общества, поскольку им предусмотрено, что в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава общества. ФАС Центрального округа в Постановлении от 12 июля 2005 года по делу №А23-3447/04Г-12-321 пояснил, что возможность внесения изменений в устав общества с ограниченной ответственностью не ставится в зависимость от необходимости одновременного внесения изменений в учредительный договор.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию участника общества предоставить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Плата, взимаемая обществом за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление.
Более подробно с вопросами, касающимисяюридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».
Общество с ограниченной ответственностью. Уставный капитал
Формирование уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Согласно статье 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью) уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установ
Юридические лица государственная регистрация в связи с ликвидацией
Уведомление о ликвидации юридического лица.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Существует две форы ликвидации юридических лиц: добровольная и принудительная.
В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который соз
Юридические лица внесение изменений в учредительные документы
Юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган (инспекция Федеральной налоговой службы (далее ФНС)) по месту своего нахождения в течение трех дней с момента изменения следующих сведений:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций - на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юри