Как любая другая хозяйственная операция, проведениепредставительских мероприятий в соответствии со ст. 9 Федерального законаот 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ)должно оформляться оправдательными документами, которые служат первичнымиучетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Включение представительских расходов в себестоимость продукции(работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетныхдокументов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловойвстречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации,конкретное назначение расходов и величина расходов. Документальное оформление представительских расходов состоит изнескольких этапов: 1) оформление так называемых подготовительных документов; 2) оформление уточняющих ( конкретизирующих) документов; 3) оформление документов, подтверждающих фактическое расходованиеденежных средств. Представительские расходы - это планируемые и целевые расходы. На первом этапе в организации составляется и протоколом общегособрания учредителей (акционеров) утверждается смета представительскихрасходов на отчетный год. На этом же этапе целесообразно издать внутренниеорганизационно-распорядительные документы (например, приказы руководителяорганизации), регламентирующие: - перечень официальных лиц организации, имеющих право участвовать впереговорах, а следовательно, получать под отчет средства напредставительские расходы; - порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы; - порядок расходования средств на представительские расходы; - документальное оформление представительских расходов; - порядок осуществления контроля над расходованием и списаниемсредств на представительские расходы; - нормирование отдельных видов представительских расходов. На втором этапе составляются внутренние оправдательные документы,непосредственно связанные с проведением конкретного представительскогомероприятия. К таким документам, на наш взгляд, можно отнести: - приказ руководителя о назначении ответственного за проведениеофициального мероприятия; - приказ о направлении приглашения на деловую встречу, которыйдолжен содержать цель прибытия представителей сторонней организации; - программа проведения деловой встречи с указанием даты, места исроков проведения деловой встречи, ФИО участников со стороны организациии со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметыпредставительских расходов. На третьем этапе ответственным лицом оформляются и представляются вбухгалтерию организации документы, подтверждающие фактическоерасходование денежных средств на проведенное мероприятие: - отчет о расходах на проведение деловой встречи; - авансовый отчет с приложенными документами, подтверждающимипроизведенные расходы. Такими документами являются: счета предприятий общественногопитания, товарные чеки, чеки ККМ, документы об оплате транспортныхрасходов, документы об оплате услуг переводчика и т.д. Все первичные документы должны соответствовать требованиям п. 2 ст.9 Закона N 129-ФЗ.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Как было указано выше, документы, регулирующие порядок организации иведения бухгалтерского учета в организации, не содержат понятия"представительские расходы". Но если понесенные организацией затраты по своему характеру можноотнести к представительским, то к ним применимы общие правила признаниязатрат расходами (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходыорганизации" ПБУ 10/99 ). При формировании себестоимости продукции (работ, услуг)представительские расходы согласно пунктам 5 и 7 ПБУ 10/99 учитываются вкачестве коммерческих (управленческих) в составе расходов по обычнымвидам деятельности. В бухгалтерском учете представительские расходы ненормируются, т.е. в полном объеме включаются в состав затрат. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией поего применению (утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н)представительские расходы отражаются по дебету счетов 20 "Основноепроизводство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" вкорреспонденции со счетами раздела VI "Расчеты", например 60 "Расчеты споставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и т.д.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
При исчислении налога на прибыль расходами признаются экономическиоправданные и документально подтвержденные затраты организации,произведенные для осуществления деятельности, направленной на получениедохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Согласно подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в числе прочих расходов,связанных с производством и реализацией, учитываются и представительскиерасходы при условии соответствия их критериям, перечисленным выше. Порядок включения затрат, произведенных организацией на прием иобслуживание лиц, участвующих в переговорах в целях установления и (или)поддержания взаимного сотрудничества, в состав представительских расходовопределен п. 2 ст. 264 НК РФ. Положения этого пункта применяются кофициальным лицам организации, представителям организаций-контрагентов иорганизаций - потенциальных партнеров, участникам, прибывшим на заседаниясовета директоров (правления) или иного руководящего органа организации. К представительским относятся расходы организации на проведениеофициального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия),транспортное обеспечение доставки принимаемых лиц к месту проведенияпредставительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа иобратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услугпереводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению переводаво время представительских мероприятий. Не относятся к представительским расходы на организацию развлечений,отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Представительские расходы организации принимаются в целяхналогообложения прибыли в размере, не превышающем 4% от расходов наоплату труда за отчетный (налоговый) период. "Сверхнормативные" суммы представительских расходов согласно п. 42ст. 270 НК РФ не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. В том случае, если организация определяет доходы и расходы методомначисления, ее представительские расходы относятся к косвенным расходам,которые в полной сумме включаются в состав расходов текущего отчетного(налогового) периода (п. 1 ст. 318 НК РФ). Следует отметить, что база при исчислении предельного размерапредставительских расходов, учитываемых в целях налогообложения (суммарасходов на оплату труда), считается нарастающим итогом с началаналогового периода.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога,уплаченные по представительским расходам, включаемым в состав расходовпри исчислении налога на прибыль организаций. Так как представительские расходы согласно п. 2 ст. 264 НК РФучитываются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по такимрасходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Налоговые вычеты производятся организацией - покупателем товаров(работ, услуг) при принятии их на учет на основании счетов-фактур,выставленных продавцами, и документов, подтверждающих факт уплаты налогапри наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ). Следует иметь в виду, что в расчетных документах, первичных учетныхдокументах и счетах-фактурах сумма НДС должна быть выделена отдельнойстрокой ( п. 4 ст. 168 НК РФ). При отсутствии счета-фактуры НДС к вычету не принимается. При этомвыделенная отдельной строкой в расчетных документах сумма НДС не можетбыть включена и в расходы при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 170НК РФ). Если в первичных учетных и расчетных документах сумма НДС невыделена, то расчетным путем она не выделяется. ПРИМЕР Торговая организация в 2003 г. с целью поддержания дальнейшегосотрудничества с организациями-покупателями провела два официальныхприема. В I квартале 2003 г. организован официальный ужин в загородномресторане, сумма счета - 9000 руб. (в том числе НДС - 1500 руб.). Длядоставки гостей туда и обратно организация воспользовалась услугамиавтотранспортного предприятия, стоимость услуг - 1200 руб. (в том числеНДС - 200 руб.). Счета оплачены организацией в безналичной форме, счета-фактуры иакты выполненных работ от поставщиков услуг получены, услуги оказаны. В III квартале 2003 г. менеджер по закупкам был направлен вкомандировку в другой город с целью установления контактов с новымпоставщиком. Программа командировки содержит всю необходимую информациюдля признания затрат представительскими расходами и утверждена приказомдиректора организации. Работнику выданы из кассы денежные средства, которые былиизрасходованы им вместе с представителем потенциального поставщика в ходебанкета, что подтверждено счетом ресторана на сумму 1000 руб. (НДС невыделен) и чеком ККМ. В IV квартале 2003 г. в собственном офисе был организован второйприем. Для этого приобретены в магазине продукты питания, алкоголь наобщую сумму 7000 руб., а затем ответственным лицом представлен вбухгалтерию авансовый отчет на эту сумму, предварительно выданную изкассы, к которому приложены чеки ККМ (НДС не выделен, счет-фактураотсутствует). Расходы на оплату труда в организации за 2003 г. составили: в I квартале - 80 000 руб.; во II квартале - 85 000 руб.; в III квартале - 85 000 руб.; в IV квартале -100 000 руб. Налоговый период по НДС - квартал.
РЕГИСТР-РАСЧЕТ СУММЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗА ЯНВАРЬ - ДЕКАБРЬ 2003 Г.
(руб.)
Отчетный период
Сумма пред- ставительс- ких расходов (без НДС)
Сумма расходов на оплату труда
Норматив представи- тельских расходов (гр. 3 х 4%)
Сумма представи- тельских расходов, включаемых в состав прочих расходов, нарастающим итогом
Сумма представи- тельских расходов, включаемых в состав прочих расходов в текущем квартале
I квартал
8 500
80 000
3 200
3 200
3 200
Полугодие
8 500
165 000
6 600
6 600
3 400
9 месяцев
9 500
250 000
10 000
9 500
2 900
Год
16 500
350 000
14 0000
14 000
4 500
По итогам 2003 г. организация сможет включить в состав прочихрасходов только 14 000 руб., а 2500 руб. не будут учтены приналогообложении прибыли. В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки. В I квартале 2003 г.: Дебет 44 Кредит 60 - 7500 руб. - отражены расходы на проведение официального ужина спредставителями покупателя; Дебет 19 Кредит 60 - 1500 руб. - отражена сумма НДС по расходам на проведение ужина; Дебет 60 Кредит 51 - 9000 руб. - оплачен счет ресторана; Дебет 44 Кредит 60 - 1000 руб. - отражены расходы на транспортное обслуживаниепредставителей покупателя; Дебет 19 Кредит 60 - 200 руб. - отражена сумма НДС на транспортное обслуживаниепредставителей покупателя; Дебет 60 Кредит 51 - 1200 руб. - оплачены услуги транспортной организации; Дебет 68 Кредит 19 - 640 руб. - принята к вычету сумма НДС по представительскимрасходам в пределах нормы*. Во II квартале 2003 г.: Дебет 68 Кредит 19 - 680 руб. - принята к вычету сумма НДС в пределах норматива**. В III квартале 2003 г.: Дебет 71 Кредит 50 - 1000 руб. - выданы денежные средства из кассы на проведениебанкета с представителем потенциального поставщика; Дебет 44 Кредит 71 - 1000 руб. - отражены представительские расходы на проведениебанкета; Дебет 68 Кредит 19 - 380 руб. - принята к вычету сумма НДС в пределах норматива***. В IV квартале 2003 г.: Дебет 71 Кредит 50 - 7000 руб.- выданы денежные средства из кассы на проведениеофициального приема; Дебет 44 Кредит 71 - 7000 руб. - отражены расходы на проведение официального приема всоставе представительских расходов. ------------------------ * Норматив расходов за I квартал - 3200 руб. (80 000 руб. х 0,04).Общая сумма представительских расходов за I квартал без НДС - 8500 руб. Сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом: 3200 руб. : 8500 руб. х 1700 руб. = 640 руб. ** Норматив расходов за полугодие - 6600 руб. Общая сумма расходовза полугодие без НДС - 8500 руб. Сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом: 6600 руб. : 8500 руб. х 1700 руб. - 640 руб. = 680 руб. *** Норматив расходов за 9 месяцев - 10 000 руб. Общая суммарасходов за 9 месяцев без НДС - 9500 руб. Поскольку фактическиприведенные расходы меньше норматива, организация имеет право на вычетвсей суммы НДС: 1700 руб. - 640 руб. - 680 руб. = 380 руб.
Убытки прошлых лет. Как применить льготу по налогу на прибыль
I. Использование собственных источников на покрытие убытка.
Пунктом 51 "Методических рекомендаций о порядке формированияпоказателей бухгалтерской отчетности организации", утв. Приказом МинфинаРоссии от 28.06.2000 N 60н (применяемыми начиная с бухгалтерскойотчетности 2000 года), предусмотрено, что источниками покрытия убытка(как отчетного года, так и прошлых лет) могут быть: - резервный фонд, образованный в соответствии с законодательством; - добавочный кап
Учет и налогообложение операций по реконструкции и дальнейшему
Предприятие арендует производственное здание. В процессе арендыпредприятие выполнило работы по реконструкции арендованного здания. Впоследствии с арендатор приобретает это здание в собственность. В этойсвязи у бухгалтера предприятия - арендатора возникли следующие вопросы: 1) Как следовало учитывать предприятию - арендатору произведенные имзатраты по реконструкции арендованного здания? Имело ли право предприятиевключать эти затраты в состав своих основных фондов? 2) Если затр
Порядок заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость
Пример. Предположим, что организация реализует продукцию, облагаемуюНДС по ставкам 10% и 20%. За отчетный период - 1 квартал 2001 годаорганизация реализовала продукцию на общую сумму 2 800 000 руб. (безучета НДС и налога с продаж*), в том числе продукцию, подлежащуюобложению НДС по ставке 20% на сумму 2 000 000 руб., продукцию,подлежащую обложению НДС по ставке 10% на сумму 800 000 руб. При этом на сумму 1 680 000 руб. (в том числе НДС 280 000 руб.) былаотгружена продукция в счет авансов, поступивших в прошлом (