Итак, Федеральным законом N 110-ФЗ сохранены следующие льготы по налогу на прибыль: - для малых предприятий, осуществляющих производство и переработкусельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров,товаров народного потребления, строительных материалов, медицинскойтехники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;строительство объектов жилищного, производственного, социального иприродоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы).Указанная льгота сохранится за малыми предприятиями до истечения срока,на который такие льготы были предоставлены; - до завершения реализации начатых и реализуемых на день введения вдействие Федерального закона N 110-ФЗ программ по ликвидации последствийрадиационных катастроф сохранятся льготы за предприятиями, находящимися(передислоцированными) в регионах, пострадавших от радиоактивногозагрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф; - до окончания осуществления целевых социально - экономическихпрограмм (проектов) жилищного строительства, создания, строительства исодержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц,уволенных с военной службы, и членов их семей не будет облагаться налогомприбыль иностранных и российских юридических лиц, полученная завыполненные строительно - монтажные работы и оказанные консультационныеуслуги в рамках указанных программ; - не будет облагаться налогом прибыль, полученная от вновьсозданного производства до окончания периода (срока) окупаемости вновьсозданного производства, но не свыше трех лет. - до окончания срока (а если срок действия таких льгот неустановлен, то они действуют до окончания срока окупаемостиинвестиционного проекта, но не более трех лет с момента ихпредоставления) на который они были предоставлены сохраняютсядополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорийналогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии сдоговорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленныезаконодательными (представительными) органами субъектов РФ ипредставительными органами местного самоуправления. Никакие иные льготы по налогу на прибыль с 1 января 2002 года болеедействовать не будут.
* * *
Среди перечисленных льгот, наибольший интерес представляет льгота,имеющая отношение к малым предприятиям. Остановимся на ней болееподробно (*). Критерии отнесения предприятий к малым установлены ст 3 Федеральногозакона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с нейсубъектами малого предпринимательства могут быть только коммерческиеорганизации и индивидуальные предприниматели. Соответственно, статусмалого не могут иметь такие некоммерческие организации как учреждения,потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации,фонды и др. При этом коммерческие организации должны отвечать двумтребованиям. Во-первых, это требование к размеру участия в уставном капиталемалого предприятия некоторых субъектов. Так малым предприятием может бытьтолько такая коммерческая организация, в уставном капитале которой доляследующих субъектов не превышает 25%: - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этомзакон не устанавливает размера участия в уставном капитале малогопредприятия муниципальных образований. - Общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов. - Одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектамималого предпринимательства. Во-вторых, для того, чтобы предприятие имело статус малогонеобходимо чтобы средняя численность работников за отчетный период непревышала следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; встроительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельскомхозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; воптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовомобслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и приосуществлении других видов деятельности - 50 человек. При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходиморуководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народногохозяйства" (ОКОНХ). Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того видадеятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборотаили годовом объеме прибыли. Это означает, что в случае когда наибольшейдолей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ),а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой виддеятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этихвидов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников.То есть, предприятие самостоятельно определяет, какой из показателейдолжен применяться - объем оборота или объем прибыли. Средняя за отчетный период численность работников определяется сучетом работающих по договорам гражданско-правового характера и посовместительству с учетом реально отработанного времени. Порядок расчетасредней численности работников представлен в Инструкции по заполнениюорганизациями сведений о численности работников и использовании, утв.Постановлением Госкомстата от 07.12.98 N 121 и Инструкции по заполнениюформы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ"Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утв.Постановлением Госкомстата РФ от 29.02.2000 N 17. Льгота, предусмотренная п.4 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "Оналоге на прибыль предприятий и организаций" предоставляется только вновьсозданным малым предприятиям. При этом предприятие, которое по своимхарактеристикам отвечает понятию "малое" в какой-либо дополнительнойгосударственной регистрации не нуждается. Такой статус у предприятияпоявляется автоматически (при условии, что соблюдаются все вышеперечисленные условия) в момент его государственной регистрации в органахюстиции (п.1 ст.51 ГК). Отметим, что малым предприятиям, образованным набазе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов иструктурных подразделений указанные льготы предоставляются не будут (п.4ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий иорганизаций"). Также следует обратить особое внимание, что не все малыепредприятия, зарегистрированные в 2001 году, смогут пользоваться льготамипо налогу на прибыль. Такое право сохраниться лишь за теми предприятиями,которые зарегистрируются в органах юстиции РФ до 01.12.2001 года. Этообъясняется следующим. Согласно п.2 ст.55 НК РФ при создании организации в день, попадающийв период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом длянее является период времени со дня создания до конца календарного года,следующего за годом создания. Отметим, что данное правило применяется вотношении только тех налогов, по которым налоговый период составляет одинкалендарный год (п.4 ст.55 НК). К числу этих налогов относится и налог наприбыль (ст.8 Закона N 2116-1, п.1 ст.285 НК). Таким образом у малого предприятия, зарегистрированного после01.12.2001, расчет по налогу на прибыль за декабрь 2001 года будетвключаться в расчет этого налога по результатам работы за первый квартал2002 года. Использование льготы по налогу на прибыль происходит путемприменения налогоплательщиком указанной льготы при предоставлении вналоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль. С этогомомента льгота считается предоставленной налогоплательщику.Следовательно, в данном случае, предоставление льготы могло бы произойтитолько в 2002 году. Но, начиная с 2002 года указанная льгота непредоставляется. В Федеральном законе N 110-ФЗ сказано, что льготыСОХРАНЯЮТСЯ за малыми предприятиями. То есть, льготы могут применятьсятолько теми малыми предприятиями у которых они имелись в 2001 году. Упредприятия, зарегистрированного в период с 01.12.2001 по 31.12.2001 в2001 году льгот по налогу на прибыль нет, поэтому сохраниться в 2002 годуони не могут.
* * *
Напомним, в чем заключается суть налоговой льготы, предусмотреннойп.4 ст.6 Закона РФ от 2116-1. В первые два года работы (днем начала работы считается деньгосударственной регистрации) малые предприятия, осуществляющиеперечисленные в п.4 ст.6 Закона РФ N 2116-1 виды деятельности, налог наприбыль не уплачивают. Полное освобождение от налогообложения прибылипредоставляется при условии, что выручка от указанных видов деятельностипревышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).В третий год работы налог уплачивается в размере 25%, а в четвертый годработы - в размере 50% от установленной ставки налога на прибыль. Приэтом выручка от указанных видов деятельности в третий и четвертый годыдеятельности должна быть уже свыше 90% общей суммы выручки от реализациипродукции (работ, услуг). Таким образом после 01.01.2002 организация вправе пользоватьсяуказанной налоговой льготой, если: - количество ее работников не более определенного в Законе N 88-ФЗдля данной отрасли уровня; - субъекты, указанные в Законе N 88-ФЗ, имеют долю в уставномкапитале организации не более 25%; - организация осуществляет предусмотренные в Законе N 2116-1 видыдеятельности: производство и одновременно переработкусельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров,товаров народного потребления, строительных материалов, медицинскойтехники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;строительство (включая ремонтно-строительные работы) объектов жилищного,производственного, социального и природоохранного назначения. - доля выручки от этих видов деятельности в общей сумме выручкине менее установленного Законом N 2116-1 объема. Малому предпри
ятию, применяющему льготу, предусмотренную п.4 ст.6Закона N 2116-1, следует также помнить, что, помимо прочего, сохраняетсвое действие положение данного пункта Закона, которое гласит, что припрекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему былипредоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начинаясо дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль,исчисленная в полном размере за весь период его деятельности иувеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя изставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в соответствующих отчетныхпериодах, подлежит внесению в федеральный бюджет. Это означает, что применение налоговой льготы можно считатьцелесообразным только при условии осуществления малым предприятиемдеятельности (в связи с которой и была предоставлена льгота) в течениипяти лет.
* Комментарий к порядку налогообложения учету и отчетности малыхпредприятий см. М.Масленников "Меры государственной поддержки малыхпредприятий", АКДИ "Экономика и жизнь" N 5 (с адресными консультациями)2001г.
Бланки строгой отчетности: бухгалтерский и налоговый учет
Н. ПОТАПОВА, АКД "Экономика и жизнь"
Организации сложно обойтись в работе без различных бланков. Формымногих из них унифицированы. Большинство применяемых бланков - этообычные канцелярские товары. Но есть особая категория бланков - этобланки строгой отчетности. О них и пойдет речь в этой статье. Каждая организация в своей работе использует большое количестворазличных бланков. Они применяются для оформления кассовых операций,поступления товаров и материалов, проведения инвентаризации и т.д
Отражение в учетной политике для целей налогообложения указанныхвыше элементов обязательно для всех налогоплательщиков. Однако естьвопросы, затрагивающие интересы только отдельных категорийналогоплательщиков, которые, тем не менее, требуют обязательногоотражения в учетной политике этих организаций. 4. Организации имеющие основные средства, которые используются дляработы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, должны вучетной политике отразить величину специального коэффициента, на которыйумножается основная норма
Учет и налогообложение предприятии ЖКХ города Москвы в 2002 году
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ГУП ДЕЗ-ы выступают в роли единого заказчика соответствии сПоложением о службе заказчика по жилищно-коммунальным и эксплуатационнымуслугам. ГУП (ГРЭП,РЭУ) выступают и в роли заказчиков и подрядчиков повыполнению работ согласно целевых программ, смет по выполнению работремонту и эксплуатации жилого фонда. Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ ведется в соответствии сдействующими законодательными и нормативными актами