Раздел III Правил продажи (Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Правила продажи некоторых видов товаров) посвящен особенностям продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви. Согласно этому разделу, эти товары до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку. В понятие предпродажной подготовки входит совершение продавцом следующих действий:
· распаковка товара;
· рассортировка товара;
· осмотр товара;
· проверка качества товара по внешним признакам;
· проверка наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;
· чистка изделий;
· отутюживание и мелкий ремонт изделий.
Последние два действия совершаются, в случае их обусловленной необходимости.
В торговом зале товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам, ростам. В зависимости от особенностей торговли, в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, для обеспечения возможности покупателю правильней и проще выбрать и купить необходимый товар.
При группировании необходимо соблюдать следующие требования, содержащиеся в положениях Правил продажи (пункт 40)
«Трикотажные, швейные, меховые товары и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.
Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха.
Каждый образец ткани также должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха».
Все товары должны иметь ярлыки, на которых указывается:
· наименование товара;
· его артикул;
· цена;
· размер (в отношении одежды, белья, других швейных изделий, обуви, головных уборов);
· роста (в отношении одежды и белья);
· вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).
Приведенные требования можно проиллюстрировать примерами из судебной практики. Например, в торговой точке предпринимателя до сведения покупателей не доведена информация о товаре, предприятии-изготовителе на русском языке на ветровки женские, плащи мужские. Кроме того, на ветровках женских отсутствовали наименование изделия, наименование и местонахождение (адрес) предприятия-изготовителя, обозначение стандарта или технических условий; на ветровках женских торговой марки CAPRICE - наименование и местонахождение предприятия-изготовителя, тем самым нарушены Правила продажи товаров. За нарушение указанных Правил в статье 14.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 мая 2004 года №А82-295/2003-А/5). Нередко в подобных случаях предприниматели оспаривают административные взыскания в судебном порядке, как основание, приводя незначительность совершенных правонарушений. Однако подобные доводы как правило, признаются судом несостоятельными (Постановление ФАС Северно-Западного округа от 19 апреля 2006 по делу №А13-14634/2005-23).
По этому поводу существует разъяснение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащееся в Постановлении Пленума от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в котором сказано:
«…при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям».
Обязанностью продавца является создание и предоставление условий примерки товаров при покупке швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви. Торговые залы, с этой целью должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, банкетками (скамейками), подставками.
Пунктом 43 Правил продажи предусмотрены требования к отмериванию тканей. Так отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей должно производиться путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке или столе в свободном состоянии без складок.
А тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
Кроме того, отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, может производиться также способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента.
Правилами продажи предусмотрен запрет на добавление к покупке отрезной ткани. А также продажа ткани с фабричным ярлыком (так называемых хазовых концов), в случае если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
Кроме того, лицо, осуществляющее продажу тканей, одежды, меховых товаров и обуви, при отпуске товаров в присутствии покупателя должно проверить качество товара, точность меры или количества товара и правильность подсчета стоимости покупки. Качество товара при этом определяется путем внешнего осмотра.
Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде. Продавец не должен взимать дополнительную плату за упаковку.
Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, являющийся документом, подтверждающим оплату товара. В товарном чеке указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.
Таким образом, наличие товарного чека как отдельного документа и необходимость его передачи с товаром покупателю является обязательным требованием Правил продажи отдельных видов товаров. Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ (статья 14.15 КоАП РФ) (Постановление ФАС Центрального округа от 16 мая 2003 года №А62-3827/02).
Подробнее ознакомиться с особенностями договорных отношений в торговле одеждой т обувью, и правилами торговли, Вы можете в книгах авторов ЗАО «BKRИнтерком-Аудит»: «Легкая промышленность» «Оптовая и розничная торговля» и «Правила торговли. Правовое регулирование. Практика. Документы».
Раздел XIV Правил продажи (Постановление Правительства от 19 января 1998 г. № 55 «Правила продажи некоторых товаров») посвящен особенности продажи строительных материалов и изделий, его действие распространяется на:
· лесо- и пиломатериалы (лесоматериалы круглые, брус, доски, горбыль деловой и другие);
· изделия из древесины и древесных материалов (детали деревянные, блоки дверные и оконные, комплекты для постройки садовых домиков, хозяйственных построек и других);
· строительные материалы (кирпич, цемент, щебень, песок, блоки фундаментные и тротуарные
Разделом VI Правил торговли (Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Правила продажи некоторых товаров») регулируются особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Связано это обособленное положение, скорее всего со сложностью этого вида товара, его высокой стоимостью, особенностями оформления купли-продажи.
В соответствие с Правилами продажи автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним должны пройти предпродажную подготовку. Виды и объем предпродажной подготовки определяются изготовителями этого ви
Рассмотрим на примере какая в настоящее время складывается ситуацияпри покупке основных средств, бывших в эксплуатации. Пример. Организация приобретает объект основных средств, бывших вэксплуатации, по остаточной стоимости. Организация- покупатель применяетлинейный способ начисления амортизации. Первоначальная стоимость побалансу продавца 200 тыс. руб., начислена амортизация в сумме 120 тыс.руб, исходя из нормы, утв. Постановлением N 1072, норма амортизации - 5%.Cоответственно остаточная (фактическая) стоимость 80 тыс. руб. Сро